logo search
Pravovedenie

3.1. Конституция российской федерации — базовый закон государства

Конституция является атрибутом государства. В настоящее время в мире действует более 200 конституций (с учетом исторического опыта конституционализма их значительно больше), одна из которых — Конституция России. Конституция является основным источником конституционного права, поскольку в данном акте устанавливаются правовые нормы общего характера, опосредующие все российское законодательство: Конституция РФ имеет верховенство на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).

Конституция представляет собой нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникающие между человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства. Исходя из этого можно заключить, что приоритетная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в порядке референдума 12 декабря 1993 г. Отметим, что формальный опыт конституционализма в России начался с 10 июля 1918 г, когда была принята первая Конституция (Основной закон) суверенной России. С тех пор в России принимались конституции 11 мая 1925 г., 21 января 1937 г., 12 апреля 1978 г. В последнюю Конституцию (Основной закон) в течение 1989—1992 гг.. было внесено более 300 поправок, что изменило не только ее «букву», но и «дух». Данное обстоятельство дает основания говорить, что в России было не 5, а 6 конституций.

Конституция РФ характеризуется содержательной широтой установленных в ней норм, которыми охватываются политические, экономические, социальные, духовные отношения.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено самой Конституцией. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Верховенство конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, обязаны соблюдать конституцию.

Верховенство конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный суд РФ (ст. 125).

Теория конституции прибегает к такому методу ее изучения, как классификация, который позволяет охарактеризовать данный нормативно-правовой акт в различных ракурсах. Так, по происхождению различают конституции октроированные (дарованные) и установленные волей народа. Действующая российская Конституция принята в порядке всенародного голосования. Следовательно, установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности. По единству документа различают кодифицированные и некодифицированные (например, в Великобритании) конституции. Российская Конституция является кодифицированной, поскольку представляет собой единый акт.

Принято классифицировать конституции по порядку внесения в них изменений и поправок. С этих позиций различают гибкие (не предусматривающие особого порядка изменения) и жесткие (предусматривающие строгий порядок своего изменения). Конституция РФ 1993 г. характеризуется как жесткая, поскольку ее глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Так, положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений названных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. К сожалению, данный закон до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. В последнем случае для принятия Конституции РФ требуется более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ст. 135).

Поправки к главам 3—8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ (ст. 136).

Можно классифицировать конституции и в зависимости от формы государства: унитарные и федеративные; монархические и республиканские; демократические и недемократические.

Конституция как нормативно-правовой акт имеет в качестве структурной единицы норму права. Конституционная норма имеет свои специфические черты, которые выражаются не только в особом порядке принятия, пересмотра и изменения, в высшей юридической силе, но и в содержании (нормы-дефиниции (например, ст. 1), нормы-начала (например, ч. 1 ст. 3), нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95).

Конституция как юридический феномен строится на основе ряда принципов, которые делятся на принципы построения (единство документа, структурированность, непротиворечивость, отсутствие пробелов, четкость и ясность формулировок и др.) и принципы содержательные (народовластие (ст. 3), суверенитет ч. 1 ст. 4), высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2), федерализм (ст. 5) и др.).

Субъекты конституционно-правовых отношений определены самой Конституцией РФ. Их анализ позволяет классифицировать всех участников конституционно-правовых отношений на социальные (индивидуальные (например, человек, гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (например, народ, нация, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства) и организационные (публичные (например, государство, субъекты Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные объединения, профессиональные союзы).

Система российской Конституции может пониматься двояко:

с позиции упорядоченной совокупности элементов (нормы, принципы, субъекты, функции и т. д.) и с позиции структуры (преамбула, 2 раздела, первый из которых включает 9 глав, 137 статей).

Преамбула — это важная часть Конституции РФ, в которой концентрированно выражены базовые ценности, ориентиры государственного строительства: государственная целостность, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, гражданский мир и согласие, преемственность поколений, добро и справедливость и др.).

Логика изложения российских конституционных норм такова:

основы конституционного строя (включает 16 статей); права и свободы человека и гражданина (включает 48 статей); федеративное устройство (включает 15 статей); Президент РФ (включает 14 статей); Федеральное Собрание (включает 16 статей); Правительство РФ (включает 8 статей); судебная власть (включает 12 статей); местное самоуправление (включает 4 статьи) и конституционные поправки и пересмотр Конституции (включает 4 статьи).

Раздел второй — заключительные и переходные положения — не имеет статей.