1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
Инвестиционный климат города Кирова как показатель, отражающий степень благоприятности сложившейся ситуации возможного поступления инвестиций, характеризуется следующими моментами.
Сложившаяся в связи с финансовым кризисом неблагоприятная экономическая ситуация сказалась на инвестиционных вложениях организаций и предприятий. Объем инвестиций в нефинансовые активы в городе Кирове в 2009 году достиг 14194 млн. рублей (73,6% к уровню 2008 года), из них 14079 млн. рублей – это инвестиции в основной капитал (Таблица 11). Доля города в инвестициях Кировской области составляет 36,5%.
Таблица 11. Объем инвестиций в нефинансовые активы организаций и предприятий города Кирова за 2005-2009 гг. (тыс. руб.)
Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Инвестиции в нефинансовые активы | 6989460 | 10415224 | 18788466 | 19278555 | 14194456 |
из них: |
|
|
|
|
|
| 6949636 | 10358728 | 18747993 | 19209330 | 14079995 |
| 3458 | 2070 | 4317 | 3862 | 10710 |
| 28941 | 45119 | 21665 | 47220 | 93970 |
| 7425 | 9307 | 14491 | 18143 | 9781 |
Наибольшие объемы собственных средств, инвестированных в развитие экономики города, приходятся на долю предприятий обрабатывающей промышленности (23%), связи (16%) и организаций, основным видом деятельности которых является производство и распределение электроэнергии газа и воды (14%). В настоящий момент планируются и реализуются крупные инвестиционные проекты на предприятиях «Кировхлеб», «Кировский завод «ОЦМ», «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», «Кировский мясокомбинат», «Кировский маргариновый завод», «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье», «Кировский БиоХимЗавод», «Управляющая компания Нововятского лесопромышленного комплекса». ТГК-5 первой из региональных компаний вывела свои акции на фондовый рынок. Это позволило привлечь стратегического инвестора КЭС-холдинг и направить внушительные инвестиционные средства (11,6 млрд. руб.) на реализацию приоритетных проектов ТГК-5, в том числе 8 млрд. рублей планируется направить на модернизацию кировской энергетики.
Основным источником инвестиций в собственный капитал на сегодняшний день являются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов (40,5% от общего объема инвестиций в основной капитал). Наиболее значительные бюджетные инвестиции осуществляются в рамках приоритетных национальных проектов и федеральных программ, разработанных в следующих сферах: здравоохранение и предоставления социальных услуг (38,5% всех бюджетных инвестиций), обеспечение доступным жильем (26% всех бюджетных инвестиций), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (22% бюджетных инвестиций). Наибольшую долю в бюджетных инвестициях занимают средства федерального бюджета (68%).
В качестве факторов, влияющих на динамику инвестиций в основной капитал, выступают показатели производства, а именно - динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также финансовое состояние организаций. Если в целом в период с 2004 по 2008 год наблюдается устойчивый экономический рост, то доля убыточных организаций в общем количестве крупных и средних предприятий города, начиная с 2007 года, возросла и в 2009 году составила 31% (рисунок 9).
Рисунок 9. Удельный вес убыточных организаций к общему числу организаций (по сопоставимому кругу крупных и средних организаций за соответствующий год) города Кирова
Показатели вложений в основной капитал являются показателями конкурентоспособности в сравнении с другими городами. По данному индикатору г. Киров занимает третье место среди схожих по параметрам городов - центров ПФО (по результатам исследования РА «Эксперт»). Город занимает лидирующее положение по сводному рейтингу основных инвестиционных показателей (инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций привлеченных средств, объем инвестиций в основной капитал на душу населения). В частности, по показателю инвестиций в основной капитал – третье место (рисунок 10).
Рисунок 10. Объем инвестиций в основной капитал за 2008г. по сравниваемым территориям ПФО
На основе экспертных оценок сопоставления рейтингов регионов по инвестиционному потенциалу, капитальным вложениям и иностранным инвестициям можно сделать вывод о том, что Кировская область, а соответственно и город Киров, относятся к «недоинвестированным» регионам. Снижение инвестиционной привлекательности Кировской области в течение 2006 - 2009 гг. вызвано усилением влияния факторов инвестиционного риска, наибольший из которых – управленческий, наименьший – законодательный.
По результатам рейтингового агентства Fitch Ratings оценка уровня кредитоспособности области по показателям рейтинга по национальной шкале имеет достаточный уровень (BBB+), а по показателям долгосрочного рейтинга в национальной и иностранной валюте – существенно недостаточный (B). Такие результаты были получены на основе анализа таких факторов, влияющих на кредитоспособность региона, как организационная структура, экономические условия, финансовое состояние администрации, структура долговых обязательств, государственная структура и динамика развития политических отношений.
В условиях дефицита регулярных сплошных экспертных обследований, оценивающих конкурентные позиции российских городов, наиболее репрезентативным источником данной информации можно считать формируемый с 2007 г. агентством «РБК-рейтинг» рейтинг российских городов по степени привлекательности для бизнеса. По сути, это рейтинг инвестиционной привлекательности городов, учитывающий как экономические параметры, так и ряд параметров, характеризующих уровень жизни населения. Рейтинг Кирова за последние 3 года согласно «РБК-рейтинг» представлен в таблице 12.
Таблица 12. Рейтинг города Кирова по привлекательности для бизнеса в 2007-2009 гг. по данным агентства «РБК-рейтинг»
| Позиция в общем числе крупных городов России – участников рейтинга | Позиция среди городов ПФО – участников рейтинга1 |
2007 г. | 49 (из 64) | 15 (из 17) |
2008 г. | 42 (из 64) | 14 (из 17) |
2009 г. | 32 (из 62) | 9 (из 15) |
Источник: http://rating.rbc.ru
На первый взгляд, данные таблицы свидетельствуют о том, что, несмотря на значительный прогресс на фоне крупных российских городов в целом (рост на 17 позиций за 2 года), среди городов Приволжского федерального округа Киров остается в числе аутсайдеров в части привлекательности для инвесторов. «Рывок», зафиксированный в 2009 г., в действительности не столь велик, так как в этом году в рейтинге не участвовали города Оренбург, Саратов и Ульяновск, ранее существенно опережавшие город Киров.
Однако если рассмотреть рейтинг Кирова среди городов ПФО более детально, то выясняется, что он уступает исключительно тем городам, которые существенно превосходят его по численности населения и экономическому потенциалу и/или территориально от него удалены и поэтому, в принципе, не являются ему прямыми конкурентами. С другой стороны, город Киров опережает в рейтинге такие города, как Пенза, Чебоксары, Йошкар-Ола, Саранск и Ижевск, то есть сопоставимые с ним центры географически близких субъектов Российской Федерации, компактно расположенных на северо-западе ПФО и входящих (за исключением Пензенской области и Удмуртии) в Волго-Вятский экономический район – исторически более целостное экономическое образование, нежели созданный в административных целях Приволжский округ.
Следовательно, конкурентные позиции города Кирова не столь слабы и имеют тенденцию к улучшению - в последние годы город завоевал место второго по инвестиционной привлекательности после практически недосягаемого Нижнего Новгорода, крупного города Волго-Вятского района, и имеет шансы закрепиться в этой роли.
Анализ общих тенденций свидетельствует о конкурентоспособности г. Кирова относительно сравниваемых территорий в разрезе рассматриваемых показателей, но неблагоприятная общеэкономическая ситуация 2008 - 2009 годов оказала негативное влияние на их значения.
В результате отрицательного воздействия внешних экономических условий представляется возможным выделить отрасли с высокой и невысокой конкурентоспособностью. Высокую конкурентоспособность имеют предприятия отрасли обрабатывающей промышленности в целом, включая следующие подотрасли: пищевая промышленность, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, производство резины и пластмассовых изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева. Невысокая конкурентоспособность характерна для следующих подотраслей: текстильное и швейное производство, химическая промышленность, металлургия, машиностроение, включая производство машин и оборудования, транспортных средств.
- Оглавление
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города 214
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод. 219
- 7.1.3.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых энергетических ресурсов. 220
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения. 221
- 7.1.7.7. Обеспечение безопасности, охрана окружающей среды 240
- 1. Исходные конкурентные возможности города Кирова
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Экономико-географическое положение
- 1.4. Природные ресурсы и условия
- 1.5. Органы местного самоуправления. Политическая ситуация
- 1.6. Анализ развития основных отраслей экономики города, промышленности, сферы услуг, предприятий малого и среднего бизнеса, оценка их фактического и потенциального вклада в экономику города.
- 1.6.1. Параметры социально-экономического развития
- 1.6.2. Оценка уровня развития промышленных отраслей экономики города
- 1.6.3. Городская инфраструктура
- 1.6.4. Малое предпринимательство
- 1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
- 1.6.6. Демографическая ситуация.
- 1.6.7. Развитие человеческого потенциала, занятости и рынка труда.
- 1.6.8. Уровень жизни населения
- 2. Предоставление муниципальных услуг
- 2.1. Образование
- 2.2. Здравоохранение
- 2.3. Культура
- 2.4. Физическая культура и спорт
- 2.5. Развитие городской инфраструктуры
- 2.5.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 2.5.2. Жилищное строительство и инфраструктура
- 2.5.3. Коммунальные услуги
- 2.5.4. Благоустройство
- 2.5.5. Транспортное обслуживание населения
- 2.6 Опека и попечительство
- 2.6.1. Защита прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- 2.8. Уровень общественной и личной безопасности
- 2.8.1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (авариях) природного и техногенного характера
- 2.8.2. Уровень экологической безопасности
- 2.9. Управление муниципальными финансами
- 2.10. Оценка эффективности выполнения действующих целевых программ
- 2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.
- 2.12. Видение городского развития жителями города. Оценка развития городских гражданских институтов. Определение основных проектов городского развития с точки зрения населения.
- 2.14. Сравнение деятельности органов местного самоуправления мо «Город Киров» и социально-экономического развития мо с развитием аналогичных административных центров России.
- 4. Свот - анализ
- 4.1. Молодежная политика
- Здравоохранение
- Транспорт
- Культура
- Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Промышленность
- Малое предпринимательство
- Инвестиционный климат
- Организация местного самоуправления
- Бюджет муниципального образования
- Рынок труда и структура занятости
- Демографическая обстановка и уровень жизни населения
- Физическая культура и спорт
- 4.15. Обобщенные результаты свот-анализа по г. Кирову
- 5. Цели и задачи стратегии развития, миссия и видение мо «Город Киров» к 2020 году
- 5.1. Миссия и видение г. Кирова к 2020 году
- 5.2. Девиз города
- 5.3. Стратегические альтернативы развития мо «Город Киров» на период до 2020 года.
- 6. Основные направления развития мо «Город Киров» на период до 2020 года. Карта целей и задач стратегии развития мо «Город Киров» на период до 2020 года
- 6.1. Главная цель и подцели
- 6.2. Демографическая политика
- 6.3. Основные направления экономического развития города
- 6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета
- 6.3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в г. Кирове
- 6.3.3. Развитие городской экономики, определение приоритетных отраслей и необходимой инфраструктуры
- 6.3.4. Развитие индустрии услуг и торговли
- 6.3.5. Развитие предприятий среднего и малого бизнеса
- 6.4. Основные направления развития инфраструктуры, повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 6.4.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод
- 6.4.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов
- 6.4.3. Развитие системы электроснабжения
- 6.4.4. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных)
- 6.4.5. Приоритеты развития дорожной сети
- 6.4.6. Жилищная политика
- 6.5. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 6.5.1. Развитие публичных пространств, элементов городской среды
- 6.5.2. Приоритеты развития социальной сферы (развитие человеческого потенциала)
- 6.5.2.1. Здравоохранение
- 6.5.2.2. Образование
- 6.5.2.3. Культура
- 6.5.2.4. Опека и попечительство
- 6.5.2.5. Физическая культура и спорт
- 6.5.2.6. Молодежная политика
- 6.5.3. Общественная безопасность
- 6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
- 6.5.5. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе, снижению энергопотребления
- 6.6. Концепция территориального маркетинга мо «Город Киров»
- 6.7. Предложения к генеральному плану города Кирова. Связь Стратегии с системой градостроительного планирования.
- 6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
- 7. «Программа социально-экономического развития мо «город киров» на период до 2015 года»
- 7.1. Система муниципальных целевых программ, базовых инвестиционных проектов и муниципальных услуг на 2011-2015 гг.
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города
- 7.1.3. Основные направления развития городской инфраструктуры, повышение качества и надежности работы, энергосбережение и повышение энергоэффективности
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения.
- 7.1.5. Городская жилищная политика, включая вопросы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
- 7.1.6. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 7.1.7.1. Образование
- 7.1.7.2. Здравоохранение
- 7.1.7.3. Культура
- 7.1.7.4. Физическая культура и спорт
- 7.1.7.5. Молодежная политика
- 7.1.7.6. Опека и попечительство
- 7.1.9. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе снижение энергопотребления бюджетными учреждениями.
- 7.2. Ресурсное обеспечение реализации программы социально-экономического развития до 2015 года
- Эффективность привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации стратегии г. Кирова
- 7.3. Механизм реализации программы
- 7.3.1. Реорганизация системы городского управления в соответствии с основными направлениями развития мо «Город Киров»
- 7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
- 7.4. План действий по достижению поставленных долгосрочных целей
- 7.5.1. Нормативное и правовое обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.2. Организационное обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.3. Требования к информационному и программно-техническому обеспечению реализации Программы (создание электронной модели карты целей, показателей и программных мероприятий)
- 7.6. Оценка влияния реализации Стратегии/Программы на изменение параметров планируемой модели социальной и демографической структуры населения города, изменение структуры его доходов и расходов
- 7.7. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы
- 1. Основные направления экономического развития города
- 2. Основные направления развития инфраструктуры повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 2.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 2.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов.
- 2.5. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных).
- 3. Основные направления (приоритеты) развития городской среды.