6.2. Демографическая политика
Принимая во внимание ярко выраженный кризисный характер демографической ситуации в городе Кирове, необходимо предусмотреть ряд системных комплексных программных мер, направленных на улучшение ключевых демографических показателей и достижение положительной демографической динамики в долгосрочной перспективе.
Генеральной целью реализации демографической политики на территории города Кирова является обеспечение стабилизации численности населения города и положительной демографической динамики к 2020 году.
Ответ на данный вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, лежащих в решении проблем различных отраслей муниципального управления.
Особенности демографического развития требуют системного подхода при формировании комплекса мер, направленных на регулирование демографических процессов. Основными направлениями в реализации демографической политики города Кирова должны стать:
Повышение доступности и качества услуг здравоохранения для жителей, формирование приверженности здоровому образу жизни, снижение потребления табака и алкоголя;
Укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
Регулирование миграционных и трудовых процессов с учетом стратегических задач развития города Кирова;
Осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения города Кирова.
Повышение доступности и качества услуг здравоохранения для жителей, формирование приверженности здоровому образу жизни предполагает решение следующего комплекса задач:
1. Сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы и злокачественных образований за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний.
2. Сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах.
3. Обеспечение условий для проведения плановой и внеплановой всеобщей профилактической вакцинации населения с целью снижения риска возникновения очаговых инфекций и инфекционных осложнений.
4. Совершенствование и развитие системы родовспоможения и перинатальной помощи за счет создания комфортной среды для молодых матерей в дородовой и послеродовой период в муниципальных медицинских учреждениях, оснащение медицинских учреждений (родильных домов) современным оборудованием; создание условий для развития сети частных родильных домов.
5. Обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья.
6. Реализация комплекса мероприятий по снижению детской смертности – совершенствованию и повышению качества педиатрической помощи, в том числе в форме создания преференций для педиатров в целях повышения престижности профессии, развитие института семейных врачей, создание условий для развития сети частных педиатрических клиник.
7. Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организация отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения.
8. Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации работодателей к улучшению условий труда.
9. Сокращение уровня смертности от социально значимых заболеваний за счет совершенствования программ профилактики и лечения, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения.
10. Разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.
11. Обеспечение условий для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями, обеспечение максимальной социализации инвалидов.
12. Разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений предполагает решение следующего комплекса задач:
1. Реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов).
2. Поддержка молодых семей в вопросах обеспечения жильем.
3. Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций, повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.
4. Развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.
5. Реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.
6. Оказание экстренной психологической и психолого-профилактической помощи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Регулирование миграционных и трудовых процессов с учетом стратегических задач развития города Кирова включает систему задач:
1. Содействие добровольному переселению граждан, проживающих в других регионах, на постоянное место жительства в город Киров;
2. Привлечение квалифицированных специалистов из других регионов на постоянное место жительства, привлечение молодежи с возможным предоставлением преимуществ и трудоустройством по окончании учебы;
3. Создание новых производств с преимущественно высокой емкостью новых перспективных рабочих мест, сопутствующей инфраструктуры жилья и рекреации.
В рамках направления, ориентированного на осуществление мер экономического и социального характера, направленного на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения, предусматривается решение следующих задач:
Включение задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в муниципальные целевые программы.
Учет задач демографической политики при формировании бюджета, привлечение дополнительных внебюджетных средств.
Постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировка на их основе конкретных мер демографической политики.
Стратегическое видение итогов социально-экономического развития города по данному направлению
Представленные направления демографической политики будут способствовать поэтапному изменению существующих негативных демографических тенденций в сторону улучшения, что в конечном итоге сделает город Киров демографически самодостаточным и перспективным, а также привлекательным, безопасным, комфортным для жизни центром притяжения и всестороннего развития человеческого потенциала. Реализация демографической политики будет способствовать повышению благосостояния населения города, укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни, повышению статуса семьи и семейных ценностей, и в результате - стабилизации численности населения города в 2010–2015 годах, а в перспективе – увеличению численности населения города в 2016–2020 годах.
Механизмы решения поставленных задач
Реализация основных направлений по улучшению демографической ситуации производится следующими методами:
-обеспечение участия и выполнения в полном объеме мероприятий действующих областных и федеральных целевых программ, разработка проектов муниципальных целевых программ с учетом приоритетных направлений демографической политики;
-включение задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в основные направления развития города Кирова на среднесрочную перспективу;
-учет задач по улучшению демографического положения при формировании бюджета муниципального образования;
-взаимодействие органов местного самоуправления города с общественными организациями с целью привлечения их к пропаганде здорового образа жизни, института семьи;
-постоянный анализ демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики.
Реализация демографической политики города Кирова на период до 2020 года предусматривает три этапа.
На первом этапе (2011-2012 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, направленные на преодоление негативных тенденций демографического развития, в том числе, по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, осуществлению мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, по увеличению продолжительности жизни пожилых людей, совершенствованию адресной материальной поддержки и медико-психологического, педагогического сопровождения семей с детьми, в том числе с приемными детьми.
На втором этапе (2013–2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сердечно-сосудистых заболеваний, семейного неблагополучия на ранней стадии, сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
На третьем этапе (2016–2020 годы) предусматривается, на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию, проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в городе Кирове.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В целях замещения естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное местожительство в город Киров мигрантов трудоспособного возраста.
Реализация демографической политики призвана также обеспечить новое качество жизни населения в городе Кирове. Основой общества должна стать полная благополучная семья с детьми, ответственная за собственное благосостояние и воспитание детей.
- Оглавление
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города 214
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод. 219
- 7.1.3.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых энергетических ресурсов. 220
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения. 221
- 7.1.7.7. Обеспечение безопасности, охрана окружающей среды 240
- 1. Исходные конкурентные возможности города Кирова
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Экономико-географическое положение
- 1.4. Природные ресурсы и условия
- 1.5. Органы местного самоуправления. Политическая ситуация
- 1.6. Анализ развития основных отраслей экономики города, промышленности, сферы услуг, предприятий малого и среднего бизнеса, оценка их фактического и потенциального вклада в экономику города.
- 1.6.1. Параметры социально-экономического развития
- 1.6.2. Оценка уровня развития промышленных отраслей экономики города
- 1.6.3. Городская инфраструктура
- 1.6.4. Малое предпринимательство
- 1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
- 1.6.6. Демографическая ситуация.
- 1.6.7. Развитие человеческого потенциала, занятости и рынка труда.
- 1.6.8. Уровень жизни населения
- 2. Предоставление муниципальных услуг
- 2.1. Образование
- 2.2. Здравоохранение
- 2.3. Культура
- 2.4. Физическая культура и спорт
- 2.5. Развитие городской инфраструктуры
- 2.5.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 2.5.2. Жилищное строительство и инфраструктура
- 2.5.3. Коммунальные услуги
- 2.5.4. Благоустройство
- 2.5.5. Транспортное обслуживание населения
- 2.6 Опека и попечительство
- 2.6.1. Защита прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- 2.8. Уровень общественной и личной безопасности
- 2.8.1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (авариях) природного и техногенного характера
- 2.8.2. Уровень экологической безопасности
- 2.9. Управление муниципальными финансами
- 2.10. Оценка эффективности выполнения действующих целевых программ
- 2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.
- 2.12. Видение городского развития жителями города. Оценка развития городских гражданских институтов. Определение основных проектов городского развития с точки зрения населения.
- 2.14. Сравнение деятельности органов местного самоуправления мо «Город Киров» и социально-экономического развития мо с развитием аналогичных административных центров России.
- 4. Свот - анализ
- 4.1. Молодежная политика
- Здравоохранение
- Транспорт
- Культура
- Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Промышленность
- Малое предпринимательство
- Инвестиционный климат
- Организация местного самоуправления
- Бюджет муниципального образования
- Рынок труда и структура занятости
- Демографическая обстановка и уровень жизни населения
- Физическая культура и спорт
- 4.15. Обобщенные результаты свот-анализа по г. Кирову
- 5. Цели и задачи стратегии развития, миссия и видение мо «Город Киров» к 2020 году
- 5.1. Миссия и видение г. Кирова к 2020 году
- 5.2. Девиз города
- 5.3. Стратегические альтернативы развития мо «Город Киров» на период до 2020 года.
- 6. Основные направления развития мо «Город Киров» на период до 2020 года. Карта целей и задач стратегии развития мо «Город Киров» на период до 2020 года
- 6.1. Главная цель и подцели
- 6.2. Демографическая политика
- 6.3. Основные направления экономического развития города
- 6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета
- 6.3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в г. Кирове
- 6.3.3. Развитие городской экономики, определение приоритетных отраслей и необходимой инфраструктуры
- 6.3.4. Развитие индустрии услуг и торговли
- 6.3.5. Развитие предприятий среднего и малого бизнеса
- 6.4. Основные направления развития инфраструктуры, повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 6.4.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод
- 6.4.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов
- 6.4.3. Развитие системы электроснабжения
- 6.4.4. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных)
- 6.4.5. Приоритеты развития дорожной сети
- 6.4.6. Жилищная политика
- 6.5. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 6.5.1. Развитие публичных пространств, элементов городской среды
- 6.5.2. Приоритеты развития социальной сферы (развитие человеческого потенциала)
- 6.5.2.1. Здравоохранение
- 6.5.2.2. Образование
- 6.5.2.3. Культура
- 6.5.2.4. Опека и попечительство
- 6.5.2.5. Физическая культура и спорт
- 6.5.2.6. Молодежная политика
- 6.5.3. Общественная безопасность
- 6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
- 6.5.5. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе, снижению энергопотребления
- 6.6. Концепция территориального маркетинга мо «Город Киров»
- 6.7. Предложения к генеральному плану города Кирова. Связь Стратегии с системой градостроительного планирования.
- 6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
- 7. «Программа социально-экономического развития мо «город киров» на период до 2015 года»
- 7.1. Система муниципальных целевых программ, базовых инвестиционных проектов и муниципальных услуг на 2011-2015 гг.
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города
- 7.1.3. Основные направления развития городской инфраструктуры, повышение качества и надежности работы, энергосбережение и повышение энергоэффективности
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения.
- 7.1.5. Городская жилищная политика, включая вопросы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
- 7.1.6. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 7.1.7.1. Образование
- 7.1.7.2. Здравоохранение
- 7.1.7.3. Культура
- 7.1.7.4. Физическая культура и спорт
- 7.1.7.5. Молодежная политика
- 7.1.7.6. Опека и попечительство
- 7.1.9. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе снижение энергопотребления бюджетными учреждениями.
- 7.2. Ресурсное обеспечение реализации программы социально-экономического развития до 2015 года
- Эффективность привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации стратегии г. Кирова
- 7.3. Механизм реализации программы
- 7.3.1. Реорганизация системы городского управления в соответствии с основными направлениями развития мо «Город Киров»
- 7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
- 7.4. План действий по достижению поставленных долгосрочных целей
- 7.5.1. Нормативное и правовое обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.2. Организационное обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.3. Требования к информационному и программно-техническому обеспечению реализации Программы (создание электронной модели карты целей, показателей и программных мероприятий)
- 7.6. Оценка влияния реализации Стратегии/Программы на изменение параметров планируемой модели социальной и демографической структуры населения города, изменение структуры его доходов и расходов
- 7.7. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы
- 1. Основные направления экономического развития города
- 2. Основные направления развития инфраструктуры повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 2.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 2.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов.
- 2.5. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных).
- 3. Основные направления (приоритеты) развития городской среды.