6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
Концептуальные подходы
Ключевым стратегическим ресурсом любого города являются его жители. В современной динамично изменяющейся социально – экономической среде человеческий потенциал выходит на первый план. Практически все города мира развиты в части городской среды, культуры и инфраструктуры в точности настолько, насколько этого хотят и желают сами горожане. В этой связи особую важность приобретает наличие у каждого жителя города высокой мотивации к непосредственному участию в управленческих и иных процессах, направленных на улучшение своего места проживания, работы и отдыха.
На протяжении веков город Киров-Вятка-Хлынов подтверждает свою состоятельность, самодостаточность и уникальность как экономический, духовный и культурный центр.
Стратегия социально-экономического развития г. Кирова до 2020 года ставит перед городским сообществом высокие цели, связанные с новым позиционированием города во внешних и внутренних системах как места для качественной, комфортной жизни и успешной карьеры.
Долгосрочная программа развития города Кирова включает в себя систему стратегических целей, тактических задач и конкретных мероприятий, направленных на всестороннее социально экономическое развитие города.
Одним из основных направлений приложения усилий по развитию городского сообщества должна стать поддержка общественных инициатив, инноваций во всех сферах городской жизни и выстраивание отношений конструктивного взаимодействия между различными социальными, политическими, профессиональными, корпоративными и иными группами городского сообщества.
Административная поддержка инициатив, направленных на формирование атмосферы взаимного доверия власти и институтов гражданского общества, наряду с консолидированными действиями в сфере экономического развития, реконструкции городской среды, развитии систем городского транспорта, инженерных систем неизбежно приведет к позитивным изменениям в социальном самочувствии и психологическом настрое горожан.
Базовые принципы организации работ по улучшению социального самочувствия и улучшению морально – психологического настроя населения включают в себя:
Принцип последовательности и постепенности.
Принцип малых, но частых успехов.
Принцип публичности.
Принцип институциональной закрепленности.
Принцип информационной открытости.
Текущая ситуация, касающаяся развития гражданской активности горожан
На сегодняшний день городом накоплен определенный позитивный опыт вовлечения горожан в процессы управления. Действует система территориального общественного самоуправления, проводятся конкурсы грантов для общественных организаций и инициативных граждан территориального общественного самоуправления, проводятся школы социальных инициатив для разработчиков социальных проектов. Большое число общественных организаций тесно сотрудничает с органами городского управления и коммерческими структурами в части решения конкретных социальных проблем. В городе регулярно проводятся публичные слушания по градостроительным вопросам, бюджет города публикуется в городских газетах.
Однако этого оказывается недостаточно, ряд проблем, как и прежде, остаются нерешенными:
Сохраняется негативный эмоциональный фон при оценке перспектив города и его привлекательности для жизни и работы.
Сохраняется некоторая отстраненность власти в процессе принятия решений по развитию города от городского сообщества – профессионалы решают, как будет лучше, не всегда адекватно учитываются интересы городского сообщества.
Не всегда удается выдерживать последовательную линию поведения в части принятых решений, что подрывает доверие к власти, создавая иллюзию того, что публичные договоренности можно обойти путем кулуарных административных действий.
Генеральная цель развития гражданской активности горожан - вовлечение их в процессы решения городских проблем, формирование у различных групп местного сообщества города Кирова ответственного и бережного отношения к своему городу, как месту своей жизни и деятельности.
Ключевые задачи:
Расширение, правовое и организационное оформление спектра форм и способов участия различных групп жителей в управлении городом (местном самоуправлении)
Стимулирование жителей к участию в местном самоуправлении и управлении городом.
Формирование престижа на участие в общественной жизни города у различных групп городского сообщества.
Основные механизмы реализации.
При реализации программы развития гражданской активности горожан и вовлечения их в решение городских проблем должны получить более интенсивное развитие следующие механизмы:
Создание, развитие и поддержание функционирования Центров местной активности.
Продолжение практики организации различных конкурсов, предполагающих активное вовлечение и участие граждан в решении городских проблем. Это конкурсное распределение грантов для ТОС и НКО, конкурсы проектов реконструкции и благоустройства дворов и отдельных территорий, творческие и иные общественно – массовые мероприятия.
Развитие практики проведения обучающих мероприятий, направленных на просвещение в вопросах управления городом и развитие лидерских и организаторских навыков активистов различных групп городского сообщества (например, в формате Школы Социальных Инициатив)
Координация и унификация форматов работы с общественностью различных подразделений городской администрации.
Включение общественных структур в контуры стратегического и оперативного управления городом (например, использование организаций жителей для контроля качества оказания управляющими компаниями и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг).
Развитие материальной и организационной инфраструктуры поддержки общественных инициатив (например, резервирование при проектировании городских публичных пространств мест для деятельности и размещения офисов общественных структур, клубов и т.п.)
Проведение общественно информационных кампаний, стимулирующих граждан к участию в общественной жизни города, включая анонсирование различных мероприятий и продвижение успешного опыта.
Основные мероприятия программы развития гражданской активности горожан и вовлечения их решение городских проблем
Расширение и правовое, организационное оформление спектра форм и способов участия различных групп жителей в управлении городом (местном самоуправлении).
Создание и дальнейшее развитие Центров местной активности, выполняющих следующую функциональную нагрузку:
- функции общественных приемных (Главы города, Депутатов, Главы администрации города Кирова);
- функции общественных информационных центров, в том числе общественной юридической приемной, оснащенной информационно-правовыми системами (Гарант, Консультант +), а также подключением к сети Интернет;
- обеспечивающих деятельность общественного инициативного совета (включающего депутатов, представителей муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, молодежи, ТОС, НКО, инициативных граждан), сходов, собраний и конференций граждан, организацию массовых мероприятий;
- осуществляющих функции охраны общественного порядка (профилактика антиобщественных действий, охрана личного и общественного имущества).
Синхронизация форматов работы с населением, используемых различными подразделениями городской администрации, в первую очередь работы с органами ТОС, проведение публичных слушаний по градостроительным вопросам, работы с ТСЖ.
Разработка процедур и регламентов участия общественных структур в контроле качества деятельности городских служб и подрядных организаций.
Разработка форматов деятельности центров поддержки для лидеров общественных структур (инициатив), предусматривающих периодичность обучающих мероприятий.
Стимулирование жителей к участию в местном самоуправлении и в управлении городом.
Расширение масштабов и тематики конкурса грантов для общественных структур.
Расширение практики проведения обучающих мероприятий для лидеров общественных структур, таких как «Школа председателей ТСЖ», «Школа социальных инициатив», «Школа молодых лидеров».
Проведение конкурсов идей и планировочных решений среди общественности и профессионалов при разработках проектов реконструкции и благоустройства публичных мест.
Проведение общественно информационных кампаний по продвижению российских и международных «лучших практик» участия жителей в управлении городом, оказания значимых для города услуг на коммерческой и некоммерческой основе («социальное предпринимательство»).
Проведение общественно информационных кампаний по продвижению лучших практик в области решения сложных и болезненных проблем города, требующих партнерства профессионалов и жителей – парковки и транспорт, вывоз и утилизация мусора, внешний вид улиц и публичных пространств, размещение объектов массового спорта и отдыха в городе и т.п.
Проведение регулярного социологического мониторинга удовлетворенности различных групп жителей качеством жизни в городе и публикация его результатов.
Формирование престижа на участие в общественной жизни города у разных групп городского сообщества
Медиа - поддержка всех проектов и инициатив в сфере общественного самоуправления.
Общественно-информационная кампания, демонстрирующая значимость для города и городской администрации инициатив и мнения жителей.
Привлечение референтных лиц к участию в различных общественных мероприятиях и структурах.
Общественно - информационная кампания, направленная на демонстрацию образцов оптимального поведения в городской среде и формирование образа города Кирова как территории, в которой городские проблемы решаются совместными усилиями городской власти, бизнеса, научного сообщества и широкой общественности.
Ожидаемые результаты:
Повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет повышения уровня контроля выполнения работ со стороны городских служб и подрядных организаций
Повышение уровня одобрения деятельности городской администрации со стороны жителей города
Привлечение дополнительных ресурсов для благоустройства города и решения других городских проблем
Формирование бережного отношения к городской среде
Повышение уровня местного патриотизма жителей и повышение привлекательности города Кирова в глазах основных групп его жителей.
- Оглавление
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города 214
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод. 219
- 7.1.3.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых энергетических ресурсов. 220
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения. 221
- 7.1.7.7. Обеспечение безопасности, охрана окружающей среды 240
- 1. Исходные конкурентные возможности города Кирова
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Экономико-географическое положение
- 1.4. Природные ресурсы и условия
- 1.5. Органы местного самоуправления. Политическая ситуация
- 1.6. Анализ развития основных отраслей экономики города, промышленности, сферы услуг, предприятий малого и среднего бизнеса, оценка их фактического и потенциального вклада в экономику города.
- 1.6.1. Параметры социально-экономического развития
- 1.6.2. Оценка уровня развития промышленных отраслей экономики города
- 1.6.3. Городская инфраструктура
- 1.6.4. Малое предпринимательство
- 1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
- 1.6.6. Демографическая ситуация.
- 1.6.7. Развитие человеческого потенциала, занятости и рынка труда.
- 1.6.8. Уровень жизни населения
- 2. Предоставление муниципальных услуг
- 2.1. Образование
- 2.2. Здравоохранение
- 2.3. Культура
- 2.4. Физическая культура и спорт
- 2.5. Развитие городской инфраструктуры
- 2.5.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 2.5.2. Жилищное строительство и инфраструктура
- 2.5.3. Коммунальные услуги
- 2.5.4. Благоустройство
- 2.5.5. Транспортное обслуживание населения
- 2.6 Опека и попечительство
- 2.6.1. Защита прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- 2.8. Уровень общественной и личной безопасности
- 2.8.1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (авариях) природного и техногенного характера
- 2.8.2. Уровень экологической безопасности
- 2.9. Управление муниципальными финансами
- 2.10. Оценка эффективности выполнения действующих целевых программ
- 2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.
- 2.12. Видение городского развития жителями города. Оценка развития городских гражданских институтов. Определение основных проектов городского развития с точки зрения населения.
- 2.14. Сравнение деятельности органов местного самоуправления мо «Город Киров» и социально-экономического развития мо с развитием аналогичных административных центров России.
- 4. Свот - анализ
- 4.1. Молодежная политика
- Здравоохранение
- Транспорт
- Культура
- Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Промышленность
- Малое предпринимательство
- Инвестиционный климат
- Организация местного самоуправления
- Бюджет муниципального образования
- Рынок труда и структура занятости
- Демографическая обстановка и уровень жизни населения
- Физическая культура и спорт
- 4.15. Обобщенные результаты свот-анализа по г. Кирову
- 5. Цели и задачи стратегии развития, миссия и видение мо «Город Киров» к 2020 году
- 5.1. Миссия и видение г. Кирова к 2020 году
- 5.2. Девиз города
- 5.3. Стратегические альтернативы развития мо «Город Киров» на период до 2020 года.
- 6. Основные направления развития мо «Город Киров» на период до 2020 года. Карта целей и задач стратегии развития мо «Город Киров» на период до 2020 года
- 6.1. Главная цель и подцели
- 6.2. Демографическая политика
- 6.3. Основные направления экономического развития города
- 6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета
- 6.3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в г. Кирове
- 6.3.3. Развитие городской экономики, определение приоритетных отраслей и необходимой инфраструктуры
- 6.3.4. Развитие индустрии услуг и торговли
- 6.3.5. Развитие предприятий среднего и малого бизнеса
- 6.4. Основные направления развития инфраструктуры, повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 6.4.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод
- 6.4.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов
- 6.4.3. Развитие системы электроснабжения
- 6.4.4. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных)
- 6.4.5. Приоритеты развития дорожной сети
- 6.4.6. Жилищная политика
- 6.5. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 6.5.1. Развитие публичных пространств, элементов городской среды
- 6.5.2. Приоритеты развития социальной сферы (развитие человеческого потенциала)
- 6.5.2.1. Здравоохранение
- 6.5.2.2. Образование
- 6.5.2.3. Культура
- 6.5.2.4. Опека и попечительство
- 6.5.2.5. Физическая культура и спорт
- 6.5.2.6. Молодежная политика
- 6.5.3. Общественная безопасность
- 6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
- 6.5.5. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе, снижению энергопотребления
- 6.6. Концепция территориального маркетинга мо «Город Киров»
- 6.7. Предложения к генеральному плану города Кирова. Связь Стратегии с системой градостроительного планирования.
- 6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
- 7. «Программа социально-экономического развития мо «город киров» на период до 2015 года»
- 7.1. Система муниципальных целевых программ, базовых инвестиционных проектов и муниципальных услуг на 2011-2015 гг.
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города
- 7.1.3. Основные направления развития городской инфраструктуры, повышение качества и надежности работы, энергосбережение и повышение энергоэффективности
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения.
- 7.1.5. Городская жилищная политика, включая вопросы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
- 7.1.6. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 7.1.7.1. Образование
- 7.1.7.2. Здравоохранение
- 7.1.7.3. Культура
- 7.1.7.4. Физическая культура и спорт
- 7.1.7.5. Молодежная политика
- 7.1.7.6. Опека и попечительство
- 7.1.9. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе снижение энергопотребления бюджетными учреждениями.
- 7.2. Ресурсное обеспечение реализации программы социально-экономического развития до 2015 года
- Эффективность привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации стратегии г. Кирова
- 7.3. Механизм реализации программы
- 7.3.1. Реорганизация системы городского управления в соответствии с основными направлениями развития мо «Город Киров»
- 7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
- 7.4. План действий по достижению поставленных долгосрочных целей
- 7.5.1. Нормативное и правовое обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.2. Организационное обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.3. Требования к информационному и программно-техническому обеспечению реализации Программы (создание электронной модели карты целей, показателей и программных мероприятий)
- 7.6. Оценка влияния реализации Стратегии/Программы на изменение параметров планируемой модели социальной и демографической структуры населения города, изменение структуры его доходов и расходов
- 7.7. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы
- 1. Основные направления экономического развития города
- 2. Основные направления развития инфраструктуры повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 2.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 2.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов.
- 2.5. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных).
- 3. Основные направления (приоритеты) развития городской среды.