logo
101206 Стратегия 2020 и СЭР

6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов

Кировская городская агломерация, активное развитие которой началось после присвоения Кирово-Чепецку статуса города (1955 г.), включает в себя города Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, а также Кирово-Чепецкий и Слободской муниципальные районы. Общее население агломерации составляет около 650 тысяч человек, в том числе городское население городов Киров - около 470 тысяч, Кирово-Чепецк – 85 тысяч, Слободской – 35 тысяч.

Существует исторически сложившаяся специализация территорий в рамках агломерации. Город Киров, выполняя функции административного центра Кировской области, сосредотачивает в себе функции делового центра, культурного досуга и коммуникаций, торговую и транспортную функцию (пересадочный узел на пути в другие города и регионы). Города Кирово -Чепецк и Слободской являются в основном промышленными городами со слабо развитым потребительским рынком и сектором услуг.

Кировская агломерация на сегодняшний день имеет моноцентричную структуру. Ежедневная маятниковая миграция направлена в основном в сторону города Кирова, однако для определения точных значений маятниковой миграции необходимо дополнительное исследование.

Для более точного определения границ Кировской агломерации необходимо проанализировать следующие данные:

К факторам, определяющим возможность создания агломерации, относятся:

Развитие городской агломерации влечет за собой новые вызовы для города Кирова:

  1. Увеличение численности так называемого «дневного» населения города, которое появляется в результате маятниковой миграции с территории агломерации. Численность такого населения может достигать для города Кирова 15% от постоянной численности. «Дневное» население создает дополнительную нагрузку на городские инфраструктуры и, как правило, не учитывается в генплане.

  2. Увеличение транспортного потока. В результате маятниковой миграции и увеличения интенсивности связей между городами основные транспортные пути, сооруженные еще в советское время, не справляются с новым объемом транспорта. Наибольшие проблемы возникают на въездах (выездах) в город Киров со стороны Кирово-Чепецка и Слободского. Существующие транспортно-пересадочные узлы (железнодорожный и автовокзал) не отвечают современным требованиям и фактическому пассажиропотоку.

  3. Возможная конкуренция на рынке недвижимости, услуг и рынке труда со стороны развивающихся центров агломерации. По мере развития транспортной сети и сокращения времени в пути между основными центрами агломерации территория будет сжиматься, и города агломерации будут сильнее конкурировать между собой по стоимости недвижимости, качеству услуг, средней заработной плате.

  4. Несогласованность градостроительной политики. В существующих российских агломерациях, как правило, существует проблема согласования генеральных планов и схем территориального планирования муниципалитетов, входящих в агломерацию. При отсутствии механизмов достижения договоренностей на границах муниципалитетов может соседствовать, например, рекреационная территория с одной стороны и городская свалка с другой.

  5. Износ инженерных инфраструктур. Отсутствие средств для реконструкции основных городских инфраструктурных объектов становится проблемой не только для одного муниципального образования, но и для всей агломерации. Так, например, изношенность очистных сооружений Кирово -Чепецка напрямую влияет на качество воды в городе Кирове, так как кировский водозабор расположен ниже по течению Вятки.

Для более детального анализа возможных проблем и перспектив развития Кировской агломерации необходима разработка концепции ее развития, а также единой схемы территориального планирования в составе областной градостроительной документации в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ. Эта работа может быть произведена на основании соответствующих решений со стороны областного правительства при активной поддержке муниципалитетов, входящих в агломерацию.

Для организации эффективного процесса планирования и реализации проектов и программ развития Кировской агломерации необходимо подписание соглашения между муниципалитетами, входящими в агломерацию. Соглашение должно определить основные принципы межмуниципального сотрудничества, возможности создания межмуниципальных предприятий, строительства общих объектов инфраструктуры. Кроме этого, должен быть создан совещательный орган на основе равного представительства муниципалитетов с участием областных властей для координации разработки проектов и программ развития Кировской агломерации.

Основными субъектами межмуниципального сотрудничества представляются крупные объекты городской инфраструктуры – системы водоснабжения и водоотведения, дорожно-транспортная сеть, утилизации ТБО. Так, совместными усилиями муниципалитетов, входящих в агломерацию, может быть решена проблема наличия новых защищенных (закрытого типа) источников водоснабжения, а также строительства современных очистных сооружений. Кроме этого, возможна консолидация усилий городов и строительство нового мусороперерабатывающего комплекса с применением более безопасных для окружающей среды технологий и возможной генерации тепло и электроэнергии.

Также, при разработке программы комплексного развития территории Кировской агломерации представляется важным предусмотреть строительство нового мостового перехода через реку Вятка (предусмотрен генпланом Кирова), который позволит существенно сократить время в пути между городами агломерации. В общей схеме территориального планирования с учетом интересов муниципалитетов также должны быть зарезервированы земельные участки для организации индустриальных парков (промышленных зон), малоэтажного строительства, рекреационных территорий.

Согласованное развитие нескольких муниципалитетов в рамках Кировской агломерации позволит достичь эффекта синергетического развития и существенно снизить инфраструктурные издержки, значительно повысить конкурентоспособность территории за счет роста качества жизни и инвестиционной привлекательности.