6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
Кировская городская агломерация, активное развитие которой началось после присвоения Кирово-Чепецку статуса города (1955 г.), включает в себя города Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, а также Кирово-Чепецкий и Слободской муниципальные районы. Общее население агломерации составляет около 650 тысяч человек, в том числе городское население городов Киров - около 470 тысяч, Кирово-Чепецк – 85 тысяч, Слободской – 35 тысяч.
Существует исторически сложившаяся специализация территорий в рамках агломерации. Город Киров, выполняя функции административного центра Кировской области, сосредотачивает в себе функции делового центра, культурного досуга и коммуникаций, торговую и транспортную функцию (пересадочный узел на пути в другие города и регионы). Города Кирово -Чепецк и Слободской являются в основном промышленными городами со слабо развитым потребительским рынком и сектором услуг.
Кировская агломерация на сегодняшний день имеет моноцентричную структуру. Ежедневная маятниковая миграция направлена в основном в сторону города Кирова, однако для определения точных значений маятниковой миграции необходимо дополнительное исследование.
Для более точного определения границ Кировской агломерации необходимо проанализировать следующие данные:
объем массовых трудовых, учебных, бытовых, культурных и рекреационных периодичных (не реже 1 раза в неделю) поездок жителей между городами;
границы часовой доступности до центра агломерации общественным транспортом.
К факторам, определяющим возможность создания агломерации, относятся:
благоприятно сложившаяся градостроительно - планировочная система городов Киров, Кирово - Чепецк, Слободской, при которой в городе Кирове формируется научно - образовательная база с развитием кластера биотехнологий;
возможность формирования на территории агломерации между городами подцентров развития, где будет сконцентрирован ряд функций общеагломерационного масштаба, одинаково доступных для всех городов агломерации, таких, как современные форматы торговли, индустриальные парки, логистические и деловые центры, объекты общей коммунальной инфраструктуры;
наличие общей туристско-рекреационной территории на юго-востоке агломерации.
Развитие городской агломерации влечет за собой новые вызовы для города Кирова:
Увеличение численности так называемого «дневного» населения города, которое появляется в результате маятниковой миграции с территории агломерации. Численность такого населения может достигать для города Кирова 15% от постоянной численности. «Дневное» население создает дополнительную нагрузку на городские инфраструктуры и, как правило, не учитывается в генплане.
Увеличение транспортного потока. В результате маятниковой миграции и увеличения интенсивности связей между городами основные транспортные пути, сооруженные еще в советское время, не справляются с новым объемом транспорта. Наибольшие проблемы возникают на въездах (выездах) в город Киров со стороны Кирово-Чепецка и Слободского. Существующие транспортно-пересадочные узлы (железнодорожный и автовокзал) не отвечают современным требованиям и фактическому пассажиропотоку.
Возможная конкуренция на рынке недвижимости, услуг и рынке труда со стороны развивающихся центров агломерации. По мере развития транспортной сети и сокращения времени в пути между основными центрами агломерации территория будет сжиматься, и города агломерации будут сильнее конкурировать между собой по стоимости недвижимости, качеству услуг, средней заработной плате.
Несогласованность градостроительной политики. В существующих российских агломерациях, как правило, существует проблема согласования генеральных планов и схем территориального планирования муниципалитетов, входящих в агломерацию. При отсутствии механизмов достижения договоренностей на границах муниципалитетов может соседствовать, например, рекреационная территория с одной стороны и городская свалка с другой.
Износ инженерных инфраструктур. Отсутствие средств для реконструкции основных городских инфраструктурных объектов становится проблемой не только для одного муниципального образования, но и для всей агломерации. Так, например, изношенность очистных сооружений Кирово -Чепецка напрямую влияет на качество воды в городе Кирове, так как кировский водозабор расположен ниже по течению Вятки.
Для более детального анализа возможных проблем и перспектив развития Кировской агломерации необходима разработка концепции ее развития, а также единой схемы территориального планирования в составе областной градостроительной документации в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ. Эта работа может быть произведена на основании соответствующих решений со стороны областного правительства при активной поддержке муниципалитетов, входящих в агломерацию.
Для организации эффективного процесса планирования и реализации проектов и программ развития Кировской агломерации необходимо подписание соглашения между муниципалитетами, входящими в агломерацию. Соглашение должно определить основные принципы межмуниципального сотрудничества, возможности создания межмуниципальных предприятий, строительства общих объектов инфраструктуры. Кроме этого, должен быть создан совещательный орган на основе равного представительства муниципалитетов с участием областных властей для координации разработки проектов и программ развития Кировской агломерации.
Основными субъектами межмуниципального сотрудничества представляются крупные объекты городской инфраструктуры – системы водоснабжения и водоотведения, дорожно-транспортная сеть, утилизации ТБО. Так, совместными усилиями муниципалитетов, входящих в агломерацию, может быть решена проблема наличия новых защищенных (закрытого типа) источников водоснабжения, а также строительства современных очистных сооружений. Кроме этого, возможна консолидация усилий городов и строительство нового мусороперерабатывающего комплекса с применением более безопасных для окружающей среды технологий и возможной генерации тепло и электроэнергии.
Также, при разработке программы комплексного развития территории Кировской агломерации представляется важным предусмотреть строительство нового мостового перехода через реку Вятка (предусмотрен генпланом Кирова), который позволит существенно сократить время в пути между городами агломерации. В общей схеме территориального планирования с учетом интересов муниципалитетов также должны быть зарезервированы земельные участки для организации индустриальных парков (промышленных зон), малоэтажного строительства, рекреационных территорий.
Согласованное развитие нескольких муниципалитетов в рамках Кировской агломерации позволит достичь эффекта синергетического развития и существенно снизить инфраструктурные издержки, значительно повысить конкурентоспособность территории за счет роста качества жизни и инвестиционной привлекательности.
- Оглавление
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города 214
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод. 219
- 7.1.3.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых энергетических ресурсов. 220
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения. 221
- 7.1.7.7. Обеспечение безопасности, охрана окружающей среды 240
- 1. Исходные конкурентные возможности города Кирова
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Экономико-географическое положение
- 1.4. Природные ресурсы и условия
- 1.5. Органы местного самоуправления. Политическая ситуация
- 1.6. Анализ развития основных отраслей экономики города, промышленности, сферы услуг, предприятий малого и среднего бизнеса, оценка их фактического и потенциального вклада в экономику города.
- 1.6.1. Параметры социально-экономического развития
- 1.6.2. Оценка уровня развития промышленных отраслей экономики города
- 1.6.3. Городская инфраструктура
- 1.6.4. Малое предпринимательство
- 1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
- 1.6.6. Демографическая ситуация.
- 1.6.7. Развитие человеческого потенциала, занятости и рынка труда.
- 1.6.8. Уровень жизни населения
- 2. Предоставление муниципальных услуг
- 2.1. Образование
- 2.2. Здравоохранение
- 2.3. Культура
- 2.4. Физическая культура и спорт
- 2.5. Развитие городской инфраструктуры
- 2.5.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 2.5.2. Жилищное строительство и инфраструктура
- 2.5.3. Коммунальные услуги
- 2.5.4. Благоустройство
- 2.5.5. Транспортное обслуживание населения
- 2.6 Опека и попечительство
- 2.6.1. Защита прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- 2.8. Уровень общественной и личной безопасности
- 2.8.1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (авариях) природного и техногенного характера
- 2.8.2. Уровень экологической безопасности
- 2.9. Управление муниципальными финансами
- 2.10. Оценка эффективности выполнения действующих целевых программ
- 2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.
- 2.12. Видение городского развития жителями города. Оценка развития городских гражданских институтов. Определение основных проектов городского развития с точки зрения населения.
- 2.14. Сравнение деятельности органов местного самоуправления мо «Город Киров» и социально-экономического развития мо с развитием аналогичных административных центров России.
- 4. Свот - анализ
- 4.1. Молодежная политика
- Здравоохранение
- Транспорт
- Культура
- Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Промышленность
- Малое предпринимательство
- Инвестиционный климат
- Организация местного самоуправления
- Бюджет муниципального образования
- Рынок труда и структура занятости
- Демографическая обстановка и уровень жизни населения
- Физическая культура и спорт
- 4.15. Обобщенные результаты свот-анализа по г. Кирову
- 5. Цели и задачи стратегии развития, миссия и видение мо «Город Киров» к 2020 году
- 5.1. Миссия и видение г. Кирова к 2020 году
- 5.2. Девиз города
- 5.3. Стратегические альтернативы развития мо «Город Киров» на период до 2020 года.
- 6. Основные направления развития мо «Город Киров» на период до 2020 года. Карта целей и задач стратегии развития мо «Город Киров» на период до 2020 года
- 6.1. Главная цель и подцели
- 6.2. Демографическая политика
- 6.3. Основные направления экономического развития города
- 6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета
- 6.3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в г. Кирове
- 6.3.3. Развитие городской экономики, определение приоритетных отраслей и необходимой инфраструктуры
- 6.3.4. Развитие индустрии услуг и торговли
- 6.3.5. Развитие предприятий среднего и малого бизнеса
- 6.4. Основные направления развития инфраструктуры, повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 6.4.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод
- 6.4.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов
- 6.4.3. Развитие системы электроснабжения
- 6.4.4. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных)
- 6.4.5. Приоритеты развития дорожной сети
- 6.4.6. Жилищная политика
- 6.5. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 6.5.1. Развитие публичных пространств, элементов городской среды
- 6.5.2. Приоритеты развития социальной сферы (развитие человеческого потенциала)
- 6.5.2.1. Здравоохранение
- 6.5.2.2. Образование
- 6.5.2.3. Культура
- 6.5.2.4. Опека и попечительство
- 6.5.2.5. Физическая культура и спорт
- 6.5.2.6. Молодежная политика
- 6.5.3. Общественная безопасность
- 6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
- 6.5.5. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе, снижению энергопотребления
- 6.6. Концепция территориального маркетинга мо «Город Киров»
- 6.7. Предложения к генеральному плану города Кирова. Связь Стратегии с системой градостроительного планирования.
- 6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
- 7. «Программа социально-экономического развития мо «город киров» на период до 2015 года»
- 7.1. Система муниципальных целевых программ, базовых инвестиционных проектов и муниципальных услуг на 2011-2015 гг.
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города
- 7.1.3. Основные направления развития городской инфраструктуры, повышение качества и надежности работы, энергосбережение и повышение энергоэффективности
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения.
- 7.1.5. Городская жилищная политика, включая вопросы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
- 7.1.6. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 7.1.7.1. Образование
- 7.1.7.2. Здравоохранение
- 7.1.7.3. Культура
- 7.1.7.4. Физическая культура и спорт
- 7.1.7.5. Молодежная политика
- 7.1.7.6. Опека и попечительство
- 7.1.9. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе снижение энергопотребления бюджетными учреждениями.
- 7.2. Ресурсное обеспечение реализации программы социально-экономического развития до 2015 года
- Эффективность привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации стратегии г. Кирова
- 7.3. Механизм реализации программы
- 7.3.1. Реорганизация системы городского управления в соответствии с основными направлениями развития мо «Город Киров»
- 7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
- 7.4. План действий по достижению поставленных долгосрочных целей
- 7.5.1. Нормативное и правовое обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.2. Организационное обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.3. Требования к информационному и программно-техническому обеспечению реализации Программы (создание электронной модели карты целей, показателей и программных мероприятий)
- 7.6. Оценка влияния реализации Стратегии/Программы на изменение параметров планируемой модели социальной и демографической структуры населения города, изменение структуры его доходов и расходов
- 7.7. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы
- 1. Основные направления экономического развития города
- 2. Основные направления развития инфраструктуры повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 2.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 2.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов.
- 2.5. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных).
- 3. Основные направления (приоритеты) развития городской среды.