logo
101206 Стратегия 2020 и СЭР

7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты

Инвестиции играют важную роль в повышении экономического потенциала любого муниципального образования, что определяет стратегическую важность формирования грамотной инвестиционной политики, целью которой является изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их применения.

Основными элементами инвестиционной политики являются формирование нормативно-правовой базы, закрепляющей набор преференций инвесторам, и создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории.

В рамках муниципальной политики стимулирования инвестиционной деятельности утверждено положение «О порядке проведения ежегодного городского конкурса инвестиционных проектов», в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получить муниципальную гарантию на срок кредитования под реализацию инвестиционных проектов.

На муниципальном уровне стимулирование осуществляется в форме субсидирования, согласно положению «О порядке предоставления за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства». Для привлечения дополнительных инвестиций в городе реализуются ведомственные инвестиционные программы, в рамках которых оказывается финансовая, информационная, консультационная поддержка предпринимательства, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. Кроме того, в соответствии с постановлением главы администрации города, проводится конкурс инвестиционных бизнес-проектов для студентов ВУЗов, СУЗов, реализующих проекты в области инноваций и промышленного производства. По завершению конкурса лучшие проекты начинающих предпринимателей получают поддержку в виде компенсации части затрат на оплату консультационных и экспертных услуг.

В качестве оценки результатов инвестиционной политики рассмотрим изменение показателей инвестиционной активности. Так, в динамике показателя вложений в основной капитал присутствуют положительные тенденции роста. В 2009 году произошло сокращение объемов инвестиций на 26,7% относительно 2008 года, вызванное недостатком собственных финансовых средств предприятий в связи с неблагоприятной общеэкономической ситуацией (рисунок 37). При этом анализ общих тенденций свидетельствует о благоприятном положении города Кирова по данному показателю.

Рисунок 37. Динамика объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям г. Кирова за период 2005-2009 гг., млн. руб.

В структуре инвестиций наибольшую долю занимают привлеченные средства, основной объем которых относится к федеральным ресурсам. Наибольший объем инвестиций был привлечен в сферы операций с недвижимым имуществом, здравоохранение и предоставление социальных услуг, обрабатывающие производства.

В рамках поддержки социальной сферы администрация города осуществляет бюджетные инвестиции по направлениям образования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства. В бюджете города Кирова предусмотрена адресная инвестиционная программа по направлениям, представленным в таблице 36.

Таблица 36. Текущие инвестиционные проекты МО «Город Киров»

Наименование инвестиционного проекта

Бюджетные инвестиции на развитие газификации

Бюджетные инвестиции в дорожное строительство

Строительство внеплощадочных систем водоснабжения

Строительство и реконструкция спортивных объектов:

- Реконструкция спорткомплекса «Трамплин»

- Строительство спорткомплекса СДЮШОР-1

Реализация регионального инвестиционного проекта «Застройка жилого района «Чистые пруды» в г. Кирове

Примечание: конкретные инвестиционные проекты представлены в рамках стратегических направлений развития г. Кирова в разрезе целевых программ и указаны в разделе 7.1.

Администрацией города установлены приоритетные направления деятельности:

Первостепенное значение уделяется инновационной деятельности, для стимулирования которой инвестиционная политика региона должна обеспечить создание благоприятного климата посредством реализации следующих направлений:

1. Создание условий для развития инновационной деятельности (предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных с содействием кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности; созданием условий для реализации инновационных проектов и повышением эффективности производства; а также формированием благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности);

2. Ресурсное обеспечение инновационно - технологического развития (развитие территорий производственных зон, инженерное; энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности);

3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Предоставление, на конкурсной основе, субъектам инновационной деятельности, субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах; размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей;

4. Взаимодействие исполнительных органов власти с организациями при формировании инновационной и промышленной политики (организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики; заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики);

5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития. Размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационно-технологического развития промышленности, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики.

Инновационная политика города Кирова проводится в рамках региональной, основной линией которой является построение региональной инновационной системы, согласованной с инновационными системами соседних регионов и регионов Приволжского федерального округа. На региональном уровне оказывается поддержка инновационной деятельности в рамках системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Приоритет отдается созданию высоких ресурсосберегающих технологий, разработке новых материалов, освоению минерально-сырьевых и лесных ресурсов области, созданию информационных систем, разработке высокоэффективных медицинских препаратов, обеспечению экологической безопасности, созданию научно-производственных систем, разработке и внедрению новых видов злаковых культур, установлению межрегиональных научных контактов с целью организации комплексных фундаментальных и прикладных исследований, разработке на их базе высокоэкономичных высоких технологий.

Результатом реализации инвестиционной политики можно считать наличие потенциала инновационных разработок в области биотехнологий, медицины, фармацевтики, инженерных технологий, ИТ, социальных областях и в области экологии (однако до стадии коммерциализации доводится незначительное количество).

Фактором, существенно ограничивающим возможности участия органов местного самоуправления в программах поддержки предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере и инвестиционных программах, является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, который серьезно ограничивает возможности участия органов местного самоуправления. Выходом из этой ситуации могло бы стать объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципального образования и бизнеса в рамках муниципально-частного партнерства.

Указанная форма взаимодействия между муниципальным и частным сектором получила распространение главным образом в тех отраслях, где сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при решении крупномасштабных социально-экономических задач, к числу которых можно отнести здравоохранение (строительство, реконструкция и управление больницами, поликлиниками и другими объектами в сфере здравоохранения), туризм, занятость населения и пенсионное обеспечение, культура (реставрация памятников, строительство и реконструкция музейных комплексов) и спорт (строительство стадионов и иных спортивных сооружений), наука и образование (строительство школ, реконструкция зданий университетов, общежитий, оснащение школ и университетов современным оборудованием), энергетика, недропользование, жилищно-муниципальное хозяйство (водоочистка, мусоропереработка, электро и теплоснабжение, водоснабжение, поддержка частным сектором освещения дорог и улиц, проекты в сфере энергосбережения), транспорт.

Муниципально-частное партнерство, как разновидность государственно-частного партнерства, на сегодняшний день развивается в виде различных форм и моделей. Наиболее распространенными формами партнерства в России на сегодняшний день являются:

В реализации проектов с применением механизмов муниципально-частного партнерства выделяют базовые модели взаимодействия с присущим каждой из них специфичным соотношением форм организации, финансирования и кооперации (таблица 37).

Таблица 37. Модели осуществления муниципально-частного партнерства.

Модель

Собственность

Управление

Финансирование

Модель оператора

Частная/ муниципальная

Частное

Частное

Модель кооперации

Частная/ муниципальная

Частное/ муниципальное

Частное/ муниципальное

Модель концессии

Государственная

Частное/ муниципальное

Частное/ муниципальное

Модель договорная

Частная/ муниципальная

Частное

Частное

Модель лизинга

Частная

Частное/ муниципальное

Частное/ муниципальное

Выбор одной из этих моделей производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение (в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность).

Модель оператора характеризуется четким разделением ответственности между частным партнером и государством (муниципалитетом) при сохранении контролирующих функций за государством (муниципалитетом), чаще всего используется в проектах ЖКХ.

Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно четко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений (строительство завода по переработке ТБО). В таком случае партнерство реализуется через совместную проектную компанию органов власти и частного инвестора.

Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также в тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по политическим или правовым причинам. Наибольшее распространение модель получила в производственной сфере, во многих сферах социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, отдых, досуг) и некоторых видах городского общественного транспорта.

Договорная модель используется в энергетике, в частности в отраслях, где инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от снижения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты.

Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий. С успехом лизинг применяется в социальной сфере, в частности в здравоохранении.

Участие администрации муниципального образования в проектах позволит предприятию-партнеру снизить транзакционные издержки, воспользоваться системой налоговых и иных льгот, гарантий, залогов, финансовыми средствами, правовыми консультациями, что в конечном счете будет способствовать повышению эффективности работы предприятия, расширению рынка сбыта. Кроме того, реализация МЧП позволит создать дополнительные рабочие места, осуществить прилив финансовых ресурсов в проблемные отрасли жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры, что будет содействовать улучшению качества оказываемых муниципальных услуг.

Вывод

Анализ муниципальной практики в сфере проведения инвестиционной политики свидетельствует о положительных результатах ее реализации. Несмотря на снижение инвестиционной привлекательности субъекта в течение 2006-2009 гг. под воздействием роста факторов инвестиционного риска, город занимает ведущую позицию по итоговому рейтингу основных инвестиционных показателей (инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций привлеченных средств, объем инвестиций в основной капитал на душу населения). Однако имеющийся потенциал используются не в полной мере, основной причиной является недостаток собственных средств бюджета города. В качестве решения данной проблемы может выступить конструктивное взаимодействие бизнеса и органов местного самоуправления в форме муниципально-частного партнерства.

Реализация механизмов муниципально-частного партнерства способствует гармоничному развитию экономики и гарантирует защиту интересов населения муниципального образования. Осуществление мероприятий, направленных на развитие взаимодействия позволит повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в реализации партнерских отношений с администрацией города, будет способствовать формированию социальной ответственности бизнеса.