7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
Инвестиции играют важную роль в повышении экономического потенциала любого муниципального образования, что определяет стратегическую важность формирования грамотной инвестиционной политики, целью которой является изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их применения.
Основными элементами инвестиционной политики являются формирование нормативно-правовой базы, закрепляющей набор преференций инвесторам, и создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории.
В рамках муниципальной политики стимулирования инвестиционной деятельности утверждено положение «О порядке проведения ежегодного городского конкурса инвестиционных проектов», в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получить муниципальную гарантию на срок кредитования под реализацию инвестиционных проектов.
На муниципальном уровне стимулирование осуществляется в форме субсидирования, согласно положению «О порядке предоставления за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства». Для привлечения дополнительных инвестиций в городе реализуются ведомственные инвестиционные программы, в рамках которых оказывается финансовая, информационная, консультационная поддержка предпринимательства, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. Кроме того, в соответствии с постановлением главы администрации города, проводится конкурс инвестиционных бизнес-проектов для студентов ВУЗов, СУЗов, реализующих проекты в области инноваций и промышленного производства. По завершению конкурса лучшие проекты начинающих предпринимателей получают поддержку в виде компенсации части затрат на оплату консультационных и экспертных услуг.
В качестве оценки результатов инвестиционной политики рассмотрим изменение показателей инвестиционной активности. Так, в динамике показателя вложений в основной капитал присутствуют положительные тенденции роста. В 2009 году произошло сокращение объемов инвестиций на 26,7% относительно 2008 года, вызванное недостатком собственных финансовых средств предприятий в связи с неблагоприятной общеэкономической ситуацией (рисунок 37). При этом анализ общих тенденций свидетельствует о благоприятном положении города Кирова по данному показателю.
Рисунок 37. Динамика объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям г. Кирова за период 2005-2009 гг., млн. руб.
В структуре инвестиций наибольшую долю занимают привлеченные средства, основной объем которых относится к федеральным ресурсам. Наибольший объем инвестиций был привлечен в сферы операций с недвижимым имуществом, здравоохранение и предоставление социальных услуг, обрабатывающие производства.
В рамках поддержки социальной сферы администрация города осуществляет бюджетные инвестиции по направлениям образования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства. В бюджете города Кирова предусмотрена адресная инвестиционная программа по направлениям, представленным в таблице 36.
Таблица 36. Текущие инвестиционные проекты МО «Город Киров»
Наименование инвестиционного проекта |
Бюджетные инвестиции на развитие газификации |
Бюджетные инвестиции в дорожное строительство |
Строительство внеплощадочных систем водоснабжения |
Строительство и реконструкция спортивных объектов: |
- Реконструкция спорткомплекса «Трамплин» |
- Строительство спорткомплекса СДЮШОР-1 |
Реализация регионального инвестиционного проекта «Застройка жилого района «Чистые пруды» в г. Кирове |
Примечание: конкретные инвестиционные проекты представлены в рамках стратегических направлений развития г. Кирова в разрезе целевых программ и указаны в разделе 7.1.
Администрацией города установлены приоритетные направления деятельности:
Производство импортозамещающей и экспортной продукции; инновационная деятельность.
Пищевая и перерабатывающая промышленность.
Малоэтажное строительство и производство строительных материалов.
Ресурсо- и энергосбережение.
Коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда.
Бытовое обслуживание населения, торговля в формате «магазин у дома».
Туризм и отдых.
Первостепенное значение уделяется инновационной деятельности, для стимулирования которой инвестиционная политика региона должна обеспечить создание благоприятного климата посредством реализации следующих направлений:
1. Создание условий для развития инновационной деятельности (предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных с содействием кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности; созданием условий для реализации инновационных проектов и повышением эффективности производства; а также формированием благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности);
2. Ресурсное обеспечение инновационно - технологического развития (развитие территорий производственных зон, инженерное; энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности);
3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Предоставление, на конкурсной основе, субъектам инновационной деятельности, субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах; размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей;
4. Взаимодействие исполнительных органов власти с организациями при формировании инновационной и промышленной политики (организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики; заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики);
5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития. Размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационно-технологического развития промышленности, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики.
Инновационная политика города Кирова проводится в рамках региональной, основной линией которой является построение региональной инновационной системы, согласованной с инновационными системами соседних регионов и регионов Приволжского федерального округа. На региональном уровне оказывается поддержка инновационной деятельности в рамках системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Приоритет отдается созданию высоких ресурсосберегающих технологий, разработке новых материалов, освоению минерально-сырьевых и лесных ресурсов области, созданию информационных систем, разработке высокоэффективных медицинских препаратов, обеспечению экологической безопасности, созданию научно-производственных систем, разработке и внедрению новых видов злаковых культур, установлению межрегиональных научных контактов с целью организации комплексных фундаментальных и прикладных исследований, разработке на их базе высокоэкономичных высоких технологий.
Результатом реализации инвестиционной политики можно считать наличие потенциала инновационных разработок в области биотехнологий, медицины, фармацевтики, инженерных технологий, ИТ, социальных областях и в области экологии (однако до стадии коммерциализации доводится незначительное количество).
Фактором, существенно ограничивающим возможности участия органов местного самоуправления в программах поддержки предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере и инвестиционных программах, является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, который серьезно ограничивает возможности участия органов местного самоуправления. Выходом из этой ситуации могло бы стать объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципального образования и бизнеса в рамках муниципально-частного партнерства.
Указанная форма взаимодействия между муниципальным и частным сектором получила распространение главным образом в тех отраслях, где сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при решении крупномасштабных социально-экономических задач, к числу которых можно отнести здравоохранение (строительство, реконструкция и управление больницами, поликлиниками и другими объектами в сфере здравоохранения), туризм, занятость населения и пенсионное обеспечение, культура (реставрация памятников, строительство и реконструкция музейных комплексов) и спорт (строительство стадионов и иных спортивных сооружений), наука и образование (строительство школ, реконструкция зданий университетов, общежитий, оснащение школ и университетов современным оборудованием), энергетика, недропользование, жилищно-муниципальное хозяйство (водоочистка, мусоропереработка, электро и теплоснабжение, водоснабжение, поддержка частным сектором освещения дорог и улиц, проекты в сфере энергосбережения), транспорт.
Муниципально-частное партнерство, как разновидность государственно-частного партнерства, на сегодняшний день развивается в виде различных форм и моделей. Наиболее распространенными формами партнерства в России на сегодняшний день являются:
соглашение о разделе продукции - договор, в соответствии с которым муниципальные власти предоставляют субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск;
инвестиционный контракт;
концессия - договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих муниципалитету;
акционирование - процесс трансформации муниципального предприятия в акционерное общество открытого типа;
совместное предприятие – на основе участия частного капитала в муниципальных предприятиях;
договор аренды (лизинг) - передача частному партнеру во временное пользование муниципального имущества (здания, сооружения, земля, оборудование);
муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.
В реализации проектов с применением механизмов муниципально-частного партнерства выделяют базовые модели взаимодействия с присущим каждой из них специфичным соотношением форм организации, финансирования и кооперации (таблица 37).
Таблица 37. Модели осуществления муниципально-частного партнерства.
Модель | Собственность | Управление | Финансирование |
Модель оператора | Частная/ муниципальная | Частное | Частное |
Модель кооперации | Частная/ муниципальная | Частное/ муниципальное | Частное/ муниципальное |
Модель концессии | Государственная | Частное/ муниципальное | Частное/ муниципальное |
Модель договорная | Частная/ муниципальная | Частное | Частное |
Модель лизинга | Частная | Частное/ муниципальное | Частное/ муниципальное |
Выбор одной из этих моделей производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение (в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность).
Модель оператора характеризуется четким разделением ответственности между частным партнером и государством (муниципалитетом) при сохранении контролирующих функций за государством (муниципалитетом), чаще всего используется в проектах ЖКХ.
Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно четко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений (строительство завода по переработке ТБО). В таком случае партнерство реализуется через совместную проектную компанию органов власти и частного инвестора.
Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также в тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по политическим или правовым причинам. Наибольшее распространение модель получила в производственной сфере, во многих сферах социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, отдых, досуг) и некоторых видах городского общественного транспорта.
Договорная модель используется в энергетике, в частности в отраслях, где инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от снижения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты.
Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий. С успехом лизинг применяется в социальной сфере, в частности в здравоохранении.
Участие администрации муниципального образования в проектах позволит предприятию-партнеру снизить транзакционные издержки, воспользоваться системой налоговых и иных льгот, гарантий, залогов, финансовыми средствами, правовыми консультациями, что в конечном счете будет способствовать повышению эффективности работы предприятия, расширению рынка сбыта. Кроме того, реализация МЧП позволит создать дополнительные рабочие места, осуществить прилив финансовых ресурсов в проблемные отрасли жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры, что будет содействовать улучшению качества оказываемых муниципальных услуг.
Вывод
Анализ муниципальной практики в сфере проведения инвестиционной политики свидетельствует о положительных результатах ее реализации. Несмотря на снижение инвестиционной привлекательности субъекта в течение 2006-2009 гг. под воздействием роста факторов инвестиционного риска, город занимает ведущую позицию по итоговому рейтингу основных инвестиционных показателей (инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций привлеченных средств, объем инвестиций в основной капитал на душу населения). Однако имеющийся потенциал используются не в полной мере, основной причиной является недостаток собственных средств бюджета города. В качестве решения данной проблемы может выступить конструктивное взаимодействие бизнеса и органов местного самоуправления в форме муниципально-частного партнерства.
Реализация механизмов муниципально-частного партнерства способствует гармоничному развитию экономики и гарантирует защиту интересов населения муниципального образования. Осуществление мероприятий, направленных на развитие взаимодействия позволит повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в реализации партнерских отношений с администрацией города, будет способствовать формированию социальной ответственности бизнеса.
- Оглавление
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города 214
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод. 219
- 7.1.3.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых энергетических ресурсов. 220
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения. 221
- 7.1.7.7. Обеспечение безопасности, охрана окружающей среды 240
- 1. Исходные конкурентные возможности города Кирова
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Экономико-географическое положение
- 1.4. Природные ресурсы и условия
- 1.5. Органы местного самоуправления. Политическая ситуация
- 1.6. Анализ развития основных отраслей экономики города, промышленности, сферы услуг, предприятий малого и среднего бизнеса, оценка их фактического и потенциального вклада в экономику города.
- 1.6.1. Параметры социально-экономического развития
- 1.6.2. Оценка уровня развития промышленных отраслей экономики города
- 1.6.3. Городская инфраструктура
- 1.6.4. Малое предпринимательство
- 1.6.5. Инвестиционный климат. Конкурентоспособность городской экономики.
- 1.6.6. Демографическая ситуация.
- 1.6.7. Развитие человеческого потенциала, занятости и рынка труда.
- 1.6.8. Уровень жизни населения
- 2. Предоставление муниципальных услуг
- 2.1. Образование
- 2.2. Здравоохранение
- 2.3. Культура
- 2.4. Физическая культура и спорт
- 2.5. Развитие городской инфраструктуры
- 2.5.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 2.5.2. Жилищное строительство и инфраструктура
- 2.5.3. Коммунальные услуги
- 2.5.4. Благоустройство
- 2.5.5. Транспортное обслуживание населения
- 2.6 Опека и попечительство
- 2.6.1. Защита прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- 2.8. Уровень общественной и личной безопасности
- 2.8.1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (авариях) природного и техногенного характера
- 2.8.2. Уровень экологической безопасности
- 2.9. Управление муниципальными финансами
- 2.10. Оценка эффективности выполнения действующих целевых программ
- 2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.
- 2.12. Видение городского развития жителями города. Оценка развития городских гражданских институтов. Определение основных проектов городского развития с точки зрения населения.
- 2.14. Сравнение деятельности органов местного самоуправления мо «Город Киров» и социально-экономического развития мо с развитием аналогичных административных центров России.
- 4. Свот - анализ
- 4.1. Молодежная политика
- Здравоохранение
- Транспорт
- Культура
- Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Промышленность
- Малое предпринимательство
- Инвестиционный климат
- Организация местного самоуправления
- Бюджет муниципального образования
- Рынок труда и структура занятости
- Демографическая обстановка и уровень жизни населения
- Физическая культура и спорт
- 4.15. Обобщенные результаты свот-анализа по г. Кирову
- 5. Цели и задачи стратегии развития, миссия и видение мо «Город Киров» к 2020 году
- 5.1. Миссия и видение г. Кирова к 2020 году
- 5.2. Девиз города
- 5.3. Стратегические альтернативы развития мо «Город Киров» на период до 2020 года.
- 6. Основные направления развития мо «Город Киров» на период до 2020 года. Карта целей и задач стратегии развития мо «Город Киров» на период до 2020 года
- 6.1. Главная цель и подцели
- 6.2. Демографическая политика
- 6.3. Основные направления экономического развития города
- 6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета
- 6.3.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий в г. Кирове
- 6.3.3. Развитие городской экономики, определение приоритетных отраслей и необходимой инфраструктуры
- 6.3.4. Развитие индустрии услуг и торговли
- 6.3.5. Развитие предприятий среднего и малого бизнеса
- 6.4. Основные направления развития инфраструктуры, повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 6.4.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод
- 6.4.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов
- 6.4.3. Развитие системы электроснабжения
- 6.4.4. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных)
- 6.4.5. Приоритеты развития дорожной сети
- 6.4.6. Жилищная политика
- 6.5. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 6.5.1. Развитие публичных пространств, элементов городской среды
- 6.5.2. Приоритеты развития социальной сферы (развитие человеческого потенциала)
- 6.5.2.1. Здравоохранение
- 6.5.2.2. Образование
- 6.5.2.3. Культура
- 6.5.2.4. Опека и попечительство
- 6.5.2.5. Физическая культура и спорт
- 6.5.2.6. Молодежная политика
- 6.5.3. Общественная безопасность
- 6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем
- 6.5.5. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе, снижению энергопотребления
- 6.6. Концепция территориального маркетинга мо «Город Киров»
- 6.7. Предложения к генеральному плану города Кирова. Связь Стратегии с системой градостроительного планирования.
- 6.8. Основные вызовы, формируемые развитием агломерации системы городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и соответствующих районов
- 7. «Программа социально-экономического развития мо «город киров» на период до 2015 года»
- 7.1. Система муниципальных целевых программ, базовых инвестиционных проектов и муниципальных услуг на 2011-2015 гг.
- 7.1.1. Основные направления экономического развития города
- 7.1.3. Основные направления развития городской инфраструктуры, повышение качества и надежности работы, энергосбережение и повышение энергоэффективности
- 7.1.3.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 7.1.3.3. Развитие системы электроснабжения.
- 7.1.5. Городская жилищная политика, включая вопросы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
- 7.1.6. Основные направления (приоритеты) развития городской среды
- 7.1.7.1. Образование
- 7.1.7.2. Здравоохранение
- 7.1.7.3. Культура
- 7.1.7.4. Физическая культура и спорт
- 7.1.7.5. Молодежная политика
- 7.1.7.6. Опека и попечительство
- 7.1.9. Развитие муниципальных учреждений. Формирование предложений по снижению расходов на их содержание, в том числе снижение энергопотребления бюджетными учреждениями.
- 7.2. Ресурсное обеспечение реализации программы социально-экономического развития до 2015 года
- Эффективность привлечения внебюджетных источников для финансирования реализации стратегии г. Кирова
- 7.3. Механизм реализации программы
- 7.3.1. Реорганизация системы городского управления в соответствии с основными направлениями развития мо «Город Киров»
- 7.3.3. Инвестиционная политика, муниципально-частное партнерство, система мер по поддержке инвестиционной и инновационной активности, приоритетные инвестиционные проекты
- 7.4. План действий по достижению поставленных долгосрочных целей
- 7.5.1. Нормативное и правовое обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.2. Организационное обеспечение реализации Стратегии и Программы
- 7.5.3. Требования к информационному и программно-техническому обеспечению реализации Программы (создание электронной модели карты целей, показателей и программных мероприятий)
- 7.6. Оценка влияния реализации Стратегии/Программы на изменение параметров планируемой модели социальной и демографической структуры населения города, изменение структуры его доходов и расходов
- 7.7. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы
- 1. Основные направления экономического развития города
- 2. Основные направления развития инфраструктуры повышение качества и надежности работы инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
- 2.1. Развитие системы водоснабжения и водоотведения, сбора и очистки сточных вод.
- 2.2. Развитие системы теплоснабжения с учетом энергетической эффективности источников теплоснабжения и используемых ресурсов.
- 2.5. Развитие системы сбора и переработки твердых отходов (бытовых и промышленных).
- 3. Основные направления (приоритеты) развития городской среды.