logo
101206 Стратегия 2020 и СЭР

2.11. Анализ структуры управления городом и эффективности ее деятельности. Выявление резервов повышения качества и оперативности принятия решений органами местного самоуправления.

Концепция разграничения компетенции, заложенная Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 08.05.2010), основана на установлении исчерпывающего перечня вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа. Очевидно, что для полноценного и качественного решения вопросов местного значения особую важность приобретает построение эффективной системы управления в структуре исполнительных органов местного самоуправления (местной администрации), внедрение механизмов результативного управления.

Структура администрации города Кирова утверждена по представлению главы администрации города решением Кировской городской думы от 25.04.2007 № 2/2 (с изменениями и дополнениями). В качестве положительного момента следует отметить, что в городе Кирове, в отличие от многих муниципальных образований, отраслевые, функциональные и территориальные управленческие структуры городской администрации не отнесены к числу органов городского самоуправления (со статусом «иные органы местного самоуправления»), а входят в структуру администрации города (статья 29, пункт 4 Устава города Кирова). Действительная для настоящего времени структура администрации в основе своего построения имеет отчетливо выраженную функционально-целевую модель управления.

Сравнительный анализ численности муниципальных служащих с иными сопоставимыми городами (Пенза, Ижевск, Ульяновск, Оренбург) позволяет говорить об оптимальном кадровом составе действующей Администрации, при котором расширение перечня решаемых вопросов потребует привлечения дополнительной численности трудовых ресурсов. В то же время, в ходе анализа структуры управления в администрации города Кирова выявлены и некоторые недостатки.

На сегодняшний день многие проблемы муниципального управления лежат в плоскости совершенствования механизмов управления, необходимости скорейшей реализации основных положений административной и бюджетной реформ. Отдельные управленческие процессы должны получить жесткую регламентацию в виде стандартов качества предоставления муниципальных услуг, административных регламентов исполнения муниципальных функций.

Сложившиеся к настоящему времени социально-экономические отношения в части решения вопросов местного значения характеризуются большим количеством участников. С одной стороны в роли заказчика выступает администрация города в лице различных подразделений, а с другой стороны, в роли подрядчика, исполнителя – значительное число различных хозяйствующих субъектов. Такое положение требует новых подходов в построении управленческой модели «задание – исполнение – контроль», создании разветвленной системы контроля качества, объемов, соблюдения сроков исполнения обязательств.

Основываясь на проведенном анализе структуры управления городом и эффективности ее деятельности, можно выделить следующие направления (резервы), позволяющие повысить качество и оперативность принятия решений органами местного самоуправления города Кирова.

  1. Стандартизация и совершенствование механизмов предоставления муниципальных услуг.

  2. Принятие административных регламентов по исполнению максимально возможного числа муниципальных функций и дальнейшая автоматизация процесса исполнения этих функций.

  3. Формирование нормативов трудовых затрат при выполнении наиболее типичных операций в ходе принятия управленческих решений с целью построения оптимальной штатной численности муниципальных служащих.

  4. Привлечение для решения вопросов местного значения общественности, максимально заинтересованной в их решении, и объединенной по принципу территориального общественного самоуправления.