logo search
ТамК_комм_Козырин_2004

Относящиеся к таможенному оформлению

Статья 58. Сфера применения настоящей главы

Положения настоящей главы распространяются на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Комментарий к статье 58

Статья 58 ТК РФ определяет сферу применения главы 8 ТК РФ "Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению" и устанавливает, что она распространяется на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Под таможенной операцией в ТК РФ понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Например, таможенными операциями являются представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (ст. 72), разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте прибытия (ст. 78), идентификация товаров, помещаемых под процедуру внутреннего таможенного транзита, и документов на них таможенным органом отправления (ст. 83), помещение товаров на склад временного хранения (ст. 101), подача таможенной декларации на товары (ст. 124), выпуск товаров (ст. 149). Совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение ими), образует таможенную процедуру (подп. 21 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

В силу комментируемой статьи все действия в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, должны соответствовать требованиям, установленным главой 8 ТК РФ относительно порядка производства таможенного оформления, места и времени его проведения, получения разрешения на совершение отдельных таможенных операций, представления необходимых документов и сведений, языка, на котором производится таможенное оформление.

Киотская конвенция использует понятие "таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары", определяя его как все операции, осуществляемые заинтересованным лицом и таможенной службой с момента ввоза товаров на таможенную территорию до момента их помещения под таможенный режим.

Статья 59. Порядок производства таможенного оформления

1. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

2. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

3. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

4. Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров.

Комментарий к статье 59

Статья 59 ТК РФ регламентирует порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

В ТК РФ 1993 г. таможенное оформление было определено как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ (п. 15 ст. 18). Кодекс различая основное таможенное оформление (подача таможенной декларации) и предварительные операции, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим (уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы, доставка товаров в определенное таможенным органом место, представление товаров в месте доставки, подача краткой декларации, помещение товаров на склад временного хранения). Новый ТК РФ не раскрывает понятия таможенного оформления, однако анализ его положений позволяет прийти к выводу, что под таможенным оформлением в Кодексе понимается совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей (см. комментарий к ст. 60 ТК РФ).

Порядок производства таможенного оформления включает совокупность действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, с момента начала их таможенного оформления и до момента его завершения (о начале и завершении таможенного оформления см. комментарий к ст. 60 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 59 ТК РФ основным актом законодательства, определяющим порядок производства таможенного оформления, является ТК РФ. Иные правовые акты РФ и правовые акты ГТК России, предусматривающие порядок производства таможенного оформления, принимаются в соответствии с Кодексом.

Пункт 2 ст. 59 определяет критерии, которым одновременно должны соответствовать требования, предъявляемые таможенными органами при производстве таможенного оформления. Указанные требования должны быть:

- обоснованными;

- установленными ТК РФ или другими актами таможенного законодательства и нормативными актами ГТК России, принятыми в соответствии с Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Данная норма согласуется с положениями пп. 2, 3 ст. 14 ТК РФ о том, что таможенные органы и их должностные лица при производстве таможенного оформления не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ. Кроме того, такие требования не должны препятствовать перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлению деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Пунктом 3 комментируемой статьи на уровне федерального закона закреплено положение о дифференциации порядка и технологий производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Необходимость такой дифференциации объясняется особыми свойствами отдельных категорий товаров, особенностями перевозки товаров различными видами транспорта, специальным статусом некоторых категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Так, ТК РФ предусмотрен особый порядок таможенного оформления транспортных средств, запасных частей и оборудования (ст. 279), товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования (ст. 285), товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (ст. 293), товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (глава 26). Дифференциация порядка и технологий производства таможенного оформления в зависимости от указанных выше критериев будет проводиться и на уровне нормативных правовых актов ГТК России.

Несмотря на отсутствие аналогичной нормы в действовавшем ранее Кодексе, особенности таможенного оформления товаров в зависимости от указанных критериев были установлены нормативными актами ГТК России. Например, ГТК России были изданы Приказы от 6 ноября 1996 г. N 677 "Об организации таможенного оформления подакцизных товаров" <*>, от 30 апреля 2002 г. N 444 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" <**>, утверждены Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 <***>).

--------------------------------

<*> Российские вести. 1996. N 238. 19 дек.

<**> РГ. 2002. N 182. 26 сент.

<***> РГ. 2000. N 27. 8 февр.

Вместе с тем применение к товарам таможенных операций не ставится в зависимость от страны происхождения товаров, страны их отправления и назначения (п. 4 комментируемой статьи). Данная норма ТК РФ основана на рекомендуемом правиле 2 Специального приложения A к Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, должны равно применяться независимо от страны происхождения товаров или страны их отправления.

Статья 60. Начало и завершение таможенного оформления

1. Таможенное оформление товаров начинается:

при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

2. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Комментарий к статье 60

Статьей 60 ТК РФ определен момент, с которого начинается и которым завершается таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Как было отмечено в комментарии к ст. 59 настоящего Кодекса, ТК РФ 1993 г. различал основное таможенное оформление и предварительные операции, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим. В связи с этим существовали две противоположные позиции относительно начала таможенного оформления. Согласно первой из них таможенное оформление начиналось с момента начала предварительных операций (т.е. с момента уведомления таможенного органа о пересечении таможенной границы) и состояло из двух частей: предварительного таможенного оформления и основного. Сторонники второй точки зрения, преобладавшей в правоприменительной практике, ссылаясь на п. 15 ст. 18 ТК РФ 1993 г., в соответствии с которым под таможенным оформлением понималась процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ, утверждали, что таможенное оформление начиналось в момент подачи лицом таможенной декларации на товары, поскольку именно декларирование являлось первым действием по заявлению таможенного режима.

Новый ТК РФ устраняет неоднозначность в вопросе о начале таможенного оформления и смещает его на таможенную границу. Согласно общему правилу, установленному п. 1 комментируемой статьи, таможенное оформление начинается в момент первого представления таможенному органу документов на перемещаемые товары.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ такими документами являются предварительная таможенная декларация либо в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, - документы, предусмотренные ст. 73 - 76 ТК РФ. Представление конкретных документов - предварительной таможенной декларации либо документов, перечисленных в ст. 73 - 76 Кодекса, - зависит от того, какое действие совершается ранее: ввоз товаров на таможенную территорию РФ либо их декларирование путем подачи предварительной таможенной декларации в соответствии со ст. 130 ТК РФ. Если сначала товары были ввезены на таможенную территорию РФ, таможенное оформление начинается в момент представления перевозчиком таможенному органу документов, перечисленных в ст. 73 - 76 ТК РФ. Если до прибытия товаров на таможенную территорию РФ производится их декларирование путем подачи предварительной таможенной декларации, таможенное оформление начинается в момент представления декларантом или таможенным брокером таможенному органу указанной декларации. При вывозе товаров с таможенной территории РФ таможенное оформление начинается в момент представления таможенному органу таможенной декларации на товары.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, таможенное оформление товаров, как при их ввозе, так и при вывозе с таможенной территории РФ, начинается в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление товаров. Такие случаи предусмотрены ТК РФ, в частности, в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, декларирование которых производится в устной, а в случаях и порядке, определяемых ГТК России, - в конклюдентной форме, т.е. путем совершения физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (ст. 286 ТК РФ).

С момента начала таможенного оформления товары приобретают статус товаров, таможенное оформление которых начато, но не завершено. Содействие в сбыте таких товаров, их приобретение, хранение, транспортировка, пользование и распоряжение ими влечет ответственность по ст. 16.21 КоАП РФ.

Относительно момента завершения таможенного оформления в правоприменительной практике также не было единства. Поскольку прежний ТК РФ не указывал момент, которым завершалось таможенное оформление товаров, при его определении исходили из понятия самого таможенного оформления. Как указывалось выше, под таможенным оформлением понималась процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения его действия. В этой связи существовала точка зрения, согласно которой таможенное оформление товаров, помещенных под режимы, действующие в течение определенного периода времени (временный ввоз, временный вывоз, переработка товаров вне таможенной территории и др.), завершается только после совершения операций, которыми завершается действие соответствующего таможенного режима (обратный вывоз, ввоз товаров, ввоз продуктов переработки). Другие полагали, что таможенное оформление в указанных случаях совершается дважды: в момент помещения товаров под избранный таможенный режим и в момент его завершения. Более верной представляется вторая из изложенных позиций, поскольку позволяет рассматривать товар, переданный лицу в распоряжение в соответствии с заявленным таможенным режимом, как прошедший таможенное оформление.

В Киотской конвенции понятие завершения таможенного оформления определено как выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, для их экспорта или для помещения под иные таможенные режимы (глава 2 Генерального приложения). Согласно п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление товаров может быть завершено совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

- для применения к товарам таможенных процедур;

- для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (к числу таких режимов относятся, в частности, переработка на таможенной территории, таможенный склад, временный ввоз);

- для исчисления и взимания таможенных платежей.

Основной вопрос, который возникает при рассмотрении этой статьи, заключается в следующем: применение в отношении товаров любой ли из установленных таможенных процедур следует рассматривать как завершение их таможенного оформления, равно как любая ли уплата таможенных платежей влечет завершение таможенного оформления? ТК РФ к числу таможенных процедур относит таможенные режимы (основные, экономические, завершающие, специальные), специальные таможенные процедуры (перемещение товаров физическими лицами, в международных почтовых отправлениях, отдельными категориями иностранных лиц, трубопроводным транспортом, перемещение транспортных средств), которые с точки зрения статуса товаров и транспортных средств более близки к таможенным режимам, а также иные таможенные процедуры, носящие временный и предварительный характер (внутренний таможенный транзит, временное хранение и др.).

Анализ положений ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что завершение таможенного оформления Кодекс связывает не с любой таможенной процедурой, таможенным режимом, а только с теми, с применением которых товары приобретают для таможенных целей неизменный статус. Иное означало бы, что до помещения товаров под основной либо завершающий таможенный режим (выпуск для внутреннего потребления, уничтожение, отказ в пользу государства и др.) таможенное оформление завершалось бы несколько раз: помещением товаров на склад временного хранения в месте прибытия, оформлением товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, повторным помещением товаров на склад временного хранения, выпуском товаров в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, таможенного склада и т.д. Это не только не согласовывалось бы с общей логикой Кодекса о неразрывности процесса таможенного оформления, но также противоречило бы комментируемой статье, согласно которой под моментом начала таможенного оформления понимается только первое представление таможенному органу документов на товары: поскольку момент начала таможенного оформления один, то моментов его завершения не может быть несколько.

Под таможенными процедурами, с совершением таможенных операций для применения которых наступает момент завершения таможенного оформления, следует понимать только специальные таможенные процедуры. Так, таможенное оформление завершается подачей въездной или выездной таможенной декларации для применения специальной таможенной процедуры перемещения через таможенную границу транспортных средств (глава 22 ТК РФ), декларированием товаров, перемещаемых в соответствии со специальной таможенной процедурой перемещения товаров физическими лицами (глава 23 ТК РФ), представлением документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, для применения таможенной процедуры перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ). Исчисление и уплата таможенных платежей завершает таможенное оформление также только в тех случаях, когда с совершением этих действий товар для таможенных целей считается выпущенным для свободного обращения. Примерами могут служить случаи, когда сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная в отношении временно ввезенных с частичным условным освобождением от уплаты таких пошлин и налогов товаров, становится равной сумме, которая подлежала уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (п. 5 ст. 212 ТК РФ), а также случаи уплаты таможенных платежей в отношении незаконно перемещенных товаров (п. 1 ст. 327 ТК РФ).

Согласно положениям комментируемой статьи, а также ст. 360 ТК РФ время, в течение которого в отношении товаров производится таможенное оформление, фактически совпадает со временем их нахождения под таможенным контролем.

Статья 61. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

1. Если в соответствии с настоящим Кодексом на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные настоящим Кодексом условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (пункт 1 статьи 359).

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства Российской Федерации могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается до проведения такой проверки.

2. Если настоящим Кодексом предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В иных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий.

Комментарий к статье 61

Согласно ТК РФ действия в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, признаются таможенными операциями (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В ряде случаев совершение отдельных таможенных операций возможно только при наличии разрешения таможенного органа. Так, с разрешения таможенного органа могут быть совершены грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита (ст. 89), хранение товаров на складе их получателя (ст. 117), взятие декларантом проб и образцов с товаров, подлежащих декларированию (п. 1 ст. 127), представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не одновременно с декларацией, а в более поздний срок (п. 5 ст. 131). Кроме того, исключительно с разрешения таможенного органа операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств могут совершаться вне мест нахождения таможенных органов (ст. 406).

Норма п. 1 ст. 61 ТК РФ устанавливает сроки, в течение которых разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом. Указанное разрешение должно быть выдано незамедлительно после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится в выполнении лицом всех предусмотренных ТК РФ условий, необходимых для получения разрешения.

Перечень конкретных условий, которые должны быть выполнены для получения разрешения таможенного органа, зависит от вида таможенной операции, на совершение которой требуется получение разрешения. Например, условия получения разрешения на хранение товаров на складе их получателя определены в ст. 117 ТК РФ, на представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не одновременно с декларацией, а в более поздний срок - в п. 5 ст. 131 ТК РФ и т.д.

Комментируемая норма предусматривает определенные гарантии прав лиц, желающих получить разрешение таможенного органа на совершение той или иной таможенной операции. При соблюдении установленных Кодексом условий предельный срок выдачи такого разрешения не должен превышать установленного п. 1 ст. 359 ТК РФ срока проверки таможенной декларации, иных документов и товаров: не более трех рабочих дней.

Необходимость получения разрешения на совершение таможенных операций не должна препятствовать перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, использованию их в обороте, осуществлению деятельности в области таможенного дела. Этим объясняется установление столь короткого срока для проведения таможенным органом проверки соблюдения лицом условий получения разрешения. По этой же причине в п. 1 ст. 61 ТК РФ предусмотрена возможность получения разрешения до проведения таможенным органом указанной проверки. Это становится возможным в двух случаях:

- если проверка может быть завершена после предоставления разрешения без ущерба для проведения таможенного контроля;

- если выявленные после предоставления разрешения нарушения таможенного законодательства могут быть устранены.

Согласно п. 2 комментируемой статьи в случаях, когда ТК РФ предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме (например, разрешение на представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в более поздний срок, на совершение таможенных операций вне мест нахождения таможенных органов), порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются нормативными актами ГТК России.

В остальных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций признается непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения либо осуществление таможенным органом соответствующих действий, если ТК РФ установлен срок для принятия указанного решения или предусмотрено осуществление таких действий. Так, п. 3 ст. 84 ТК РФ установлен срок для принятия таможенным органом решения о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Такое решение принимается таможенным органом в день обращения заинтересованного лица. Таким образом, непринятие таможенным органом в указанный срок решения об отказе в допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями следует рассматривать как разрешение таможенного органа на совершение соответствующей таможенной операции.

Значение изложенной нормы нельзя недооценивать. В соответствии с прежним ТК РФ единственной возможностью лица реализовать свои права в случае оставления его обращения без ответа было обжалование бездействия должностных лиц таможенного органа. Новый ТК РФ предусматривает реальный механизм реализации нормы о рассмотрении обращения лица, не требующего ответа в письменной форме, в установленный Кодексом срок, что способствует ускорению процедуры таможенного оформления, выпуска товаров.

Статья 62. Место и время производства таможенного оформления товаров

1. Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

2. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 62

В соответствии с п. 1 ст. 62, а также ст. 405 ТК РФ таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов, которыми являются помещения:

- таможенных органов;

- принадлежащие владельцам складов временного хранения;

- принадлежащие владельцам таможенных складов;

- участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно ст. 407 ТК РФ время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ. При определении времени работы таможенного органа необходимо исходить из следующего:

- время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска; время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности;

- время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов этих государств.

Пунктом 3 ст. 69 ТК РФ установлена обязанность таможенных органов представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу и о времени работы таможенных органов.

Следует отметить, что размещение транспортных средств на территории, прилегающей к складу временного хранения и оборудованной для стоянки транспортных средств на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита, допускается в любое время суток (п. 4 ст. 92, п. 2 ст. 107).

Пункт 2 ст. 62 ТК РФ предусматривает возможность совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения таможенных органов и вне времени их работы при наличии у таможенного органа возможностей для этого. Основанием для проведения таких операций является письменное разрешение начальника таможенного органа или уполномоченного им лица, принимаемое по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица. Статьей 406 ТК РФ предусмотрено, что таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не влечет снижения эффективности таможенного контроля.

Положения комментируемой статьи основаны на стандартных правилах 3.1 - 3.4 Генерального приложения к Киотской конвенции.

Статья 63. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления

1. При производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать установленные настоящим Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.

4. Формы таможенных документов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

5. В целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.

6. Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

7. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

8. Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 63

Согласно п. 1 ст. 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Например, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ такие документы и сведения представляются таможенному органу при:

- прибытии товаров (ст. 72 ТК РФ);

- получении разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 81 ТК РФ);

- завершении внутреннего таможенного транзита товаров (ст. 92 ТК РФ);

- помещении товаров на склад временного хранения (ст. 102 ТК РФ);

- декларировании товаров (ст. 124, 131 ТК РФ).

Перечни документов, необходимых для таможенного оформления товаров, определяются применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, применяемым в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и различаются в зависимости от того, совершается ли ввоз или вывоз товаров, их видов, вида транспорта, используемого для перевозки товаров, а также от иных условий перемещения товаров через таможенную границу. Так, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенное оформление начинается с момента представления перевозчиком таможенному органу документов, перечисленных в ст. 73 - 76 ТК РФ. Для начала таможенного оформления товаров до их прибытия на таможенную территорию РФ необходимо представить предварительную таможенную декларацию в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 130 Кодекса.

Абзац 2 п. 1 ст. 63 ТК РФ предусматривает определенные гарантии лицам от возможных злоупотреблений со стороны таможенных органов, устанавливая правило, согласно которому указанные органы при производстве таможенного оформления вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, необходимым для таможенного оформления, могут быть установлены только ТК РФ либо нормативными актами ГТК России, принимаемыми в соответствии с Кодексом. Следует отметить, что в основном в ТК РФ приводятся максимально подробные закрытые перечни документов и сведений, представляемых таможенному органу (например, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, при помещении товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, при декларировании товаров), чем обеспечивается прозрачность таможенных процедур. Согласно п. 2 комментируемой статьи ГТК России наделен правом сокращать установленные ТК РФ перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в зависимости от условий перемещения товаров (см., например, п. 1 ст. 72 ТК РФ). Приведенное положение корреспондирует п. 3 ст. 59 ТК РФ о том, что порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов перемещаемых товаров, вида транспорта, категорий лиц, перемещающих товары. Вместе с тем в соответствии с комментируемой статьей перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, определяются в зависимости не только от названных выше трех критериев, но также от целей использования товаров и требований таможенных режимов. Представляется, что указанное право должно быть реализовано ГТК России посредством издания соответствующего нормативного правового акта, а не в индивидуальном порядке в связи с обращением конкретного лица.

Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются ГТК России, если соответствующие сроки не установлены ТК РФ. Например, ст. 129 ТК РФ установлены сроки подачи таможенной декларации (не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если товары декларируются не в месте их прибытия), а сроки представления перевозчиком документов и сведений, перечисленных в ст. 73 - 76 Кодекса, определяются нормативными правовыми актами ГТК России.

Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Исходя из даты официального опубликования определяется момент вступления в силу нормативных правовых актов ГТК России, устанавливающих указанные перечни (п. 3 ст. 63 ТК РФ). Требование обязательного официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, закреплено также п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 <*>. При нарушении указанных Правил нормативные правовые акты не могут применяться как не вступившие в законную силу (п. 19 Правил). Учитывая изложенное, нормативные правовые акты ГТК России, определяющие перечни необходимых для таможенного оформления документов и сведений, не опубликованные в установленном порядке, не подлежат применению.

--------------------------------

<*> РГ. 1997. N 161. 21 авг.

Абзацем 4 п. 3 ст. 5 ТК РФ предусмотрена возможность установления ТК РФ специального порядка вступления в силу нормативных правовых актов ГТК России. На основании этой нормы п. 3 ст. 63 Кодекса установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов ГТК России, определяющих перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. В соответствии с этим пунктом названные нормативные правовые акты ГТК России вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. Исключение составляют случаи, предусмотренные абз. 2 и 3 п. 3 ст. 5 ТК РФ:

- если соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты ГТК России, вводятся в действие в более короткие сроки;

- если нормативные правовые акты ГТК России устанавливают более льготный порядок, чем действующий (в данном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу).

Некоторые из документов, необходимых для таможенного оформления товаров, являются таможенными документами, т.е. документами, составляемыми исключительно для таможенных целей. Если иное не предусмотрено ТК РФ или иными правовыми актами РФ, формы указанных документов определяются ГТК России.

Общая концепция нового ТК РФ направлена на облегчение, упрощение и ускорение таможенных процедур. В этих же целях п. 5 ст. 63 ТК РФ предусмотрено, что ГТК России заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.

Согласно ТК РФ 1993 г. наличие в таможенной декларации недостоверных сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, служило основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил по ч. 2 ст. 279 Кодекса и привлечения лица к ответственности. В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ ответственность за указанные деяния была отменена. Позиция законодателя о недопустимости привлечения к административной ответственности за незначительные нарушения, неточности, технические ошибки, допущенные лицами в таможенных документах, которые не влияют на взимание таможенных платежей, применение в отношении указанных товаров запретов и ограничений, нашла свое дальнейшее развитие в ТК РФ. Согласно п. 6 ст. 63 ТК РФ таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера таможенных платежей, принятие решения о применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае если таможенный орган все же отказывает в принятии указанных документов, он обязан уведомить лицо, представившее документы, о причинах отказа. По запросу лица такое уведомление представляется в письменной форме.

Комментируемая норма базируется на стандартном правиле 3.39 Генерального приложения к Киотской конвенции о неприменении таможенной службой существенных санкций за ошибки, если она будет убеждена, что ошибки являются неумышленными и допущены не с целью преднамеренного введения в заблуждение или вследствие грубой небрежности.

Пункт 7 ст. 63 ТК РФ содержит правила о том, в каком виде могут быть представлены документы, необходимые для таможенного оформления, таможенному органу. Указанные документы представляются в виде оригиналов либо копий. Копии могут быть заверены нотариально либо лицом, представляющим документы, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими документы. Копии документов, заверенные лицом, их представившим, или декларантом, в случае необходимости могут быть проверены таможенным органом на предмет их соответствия оригиналам, которые после такой проверки возвращаются представившему их лицу.

Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801 <*>, было впервые регламентировано декларирование товаров в электронной форме. Пунктом 8 ст. 63 ТК РФ с целью упрощения таможенных процедур предусмотрена возможность представления в электронной форме необходимых для таможенного оформления документов. Положения данного пункта согласуются с иными положениями ТК РФ. Так, перевозчику предоставлено право представления документов, перечисленных в ст. 73 - 76 Кодекса, в электронной форме (п. 3 ст. 72), в форме электронного документа могут быть представлены транзитная декларация (п. 7 ст. 81), документы и сведения, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения (п. 4 ст. 102), декларирование товаров может производиться путем подачи таможенной декларации в электронной форме (п. 1 ст. 124). Кроме того, п. 4 ст. 425 ТК РФ установлено, что документы, представление которых предусмотрено Кодексом или в определенном им порядке, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией.

--------------------------------

<*> РГ. 2002. N 157. 22 авг.

Статья 64. Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления

По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления.

Комментарий к статье 64

Комментируемая статья предусматривает право таможенного органа требовать присутствия при производстве таможенного оформления заинтересованных лиц или их представителей. Указанному праву таможенного органа корреспондирует обязанность названных лиц присутствовать при производстве таможенного оформления по требованию таможенного органа.

Согласно подп. 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ заинтересованные лица - это лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из Кодекса не вытекает иное. Представителем заинтересованного лица является лицо, выступающее от имени представляемого в силу полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 182 ГК РФ).

Прежний ТК РФ также предоставлял право присутствовать при производстве таможенного оформления лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителям. Одновременно по требованию таможенного органа указанные лица были обязаны присутствовать при таможенном оформлении и оказывать содействие должностным лицам таможенных органов в его производстве.

Стандартным правилом 3.36 Генерального приложения к Киотской конвенции установлено, что просьбы декларанта присутствовать или быть представленным при проверке товаров должны быть удовлетворены таможенной службой, если не имеют место исключительные обстоятельства. В свою очередь, таможенная служба в случае, когда считает это целесообразным, требует присутствия декларанта или его представителя при проверке товаров в целях оказания ей любой необходимой помощи для упрощения проведения проверки.

Статьей 64 ТК РФ не предусмотрена обязанность заинтересованных лиц или их представителей оказывать содействие таможенным органам в производстве таможенного оформления, а предусмотрена их обязанность лишь присутствовать при его производстве по требованию таможенного органа.

Что касается права заинтересованных лиц или их представителей присутствовать при производстве таможенного оформления, представляется, что оно зависит от конкретного статуса, в котором выступают лица (декларант, таможенный брокер, перевозчик товаров и др.), а также от того, предусмотрено ли нормами ТК РФ, регламентирующими порядок проведения той или иной таможенной операции, присутствие при ее совершении указанных лиц. Например, п. 1 ст. 127 ТК РФ закреплено право декларанта присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых товаров.

Статья 65. Язык, на котором производится таможенное оформление

Таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Комментарий к статье 65

Норма ст. 65 ТК РФ практически без изменений воспроизводит норму ст. 129 ТК РФ 1993 г. и устанавливает, что таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенных целей, осуществляется на русском языке. Положение указанной статьи принято в развитие ст. 68 Конституции РФ, согласно которой русский язык является государственным на всей территории РФ. Статус русского языка как государственного означает, в частности, что именно он используется в работе органов государственной власти, на нем издаются официальные документы.

Наряду со ст. 129 прежнего ТК РФ положение об обязательном заполнении таможенных документов на русском языке было закреплено в ряде нормативных правовых актов ГТК России <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 Порядка заполнения документа контроля за доставкой товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304; п. 1.9 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 16 декабря 1998 г. N 848; п. 14 Правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, утвержденных Приказом ГТК России от 27 декабря 2001 г. N 1255; п. 2 Порядка заполнения транзитной декларации, утвержденного Приказом ТК России от 4 января 2002 г. N 1.

Вместе с тем из названного выше общего правила возможно исключение, которое объясняется спецификой таможенных правоотношений. В соответствии со ст. 65 ТК РФ указанное исключение составляют случаи, предусмотренные непосредственно ТК РФ, и случаи, когда таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица этих органов, определяемые ГТК России. Например, согласно п. 4 ст. 72 ТК РФ таможенные органы могут принимать от перевозчика составленные на иностранных языках документы, при этом вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. 73 - 76 Кодекса.

Заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, на иностранном языке с целью упрощения и ускорения таможенных процедур предусмотрено и некоторыми международными документами, ратифицированными РФ. Так, в соответствии с Конвенцией МДП книжка МДП печатается на французском и английском языках. Согласно приложению к Таможенной конвенции о карнете А. Т. А. для временного ввоза товаров 1961 г. карнет А. Т. А. должен быть отпечатан на английском или французском языке и может быть напечатан с переводом на другой язык.

Статья 66. Таможенное оформление и контроль иных государственных органов

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 77 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 66

В ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ, перемещение товаров через таможенную границу сопряжено с необходимостью осуществления в отношении этих товаров санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза или вывоза товаров с таможенной территории РФ.

Требование о соответствии ввозимых на территорию РФ товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ, закреплено ст. 20 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1995. N 207. 24 окт.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*> основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда или выезда лиц, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных. При этом пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля, а при необходимости также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.

--------------------------------

<*> ВВС. 1993. N 17. 29 апр. Ст. 594.

Статьей 14 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" <*> предусмотрена организация на Государственной границе пограничных ветеринарных контрольных пунктов для осуществления мероприятий по предупреждению проникновения заразных болезней животных из иностранных государств. Государственный ветеринарный надзор определяется в Законе как деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы РФ, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства РФ (ст. 8).

--------------------------------

<*> ВВС. 1993. N 24. 17 июня. Ст. 857.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <*> в пунктах пропуска через Государственную границу и пунктах таможенного оформления должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и фитосанитарный контроль, проводят досмотр пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов. В случае если у названных должностных лиц возникают обоснованные сомнения в безопасности указанных продуктов, материалов и изделий, принимается решение о временном приостановлении оформления их ввоза на территорию РФ. В соответствии с указанной статьей, а также ст. 13 ТК РФ, если указанные пищевые продукты, материалы и изделия признаются опасными для здоровья человека, их ввоз на территорию РФ запрещается.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 2. 10 янв. Ст. 150.

Понятие ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер раскрывается в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <*>. Согласно ст. 2 Закона под указанными мерами понимаются обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). 30 дек. Ст. 5140.

В соответствии со ст. 66, а также п. 3 ст. 77 ТК РФ, если обеспечение соблюдения указанных выше запретов и ограничений находится в компетенции не только таможенных, но и других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию действий таких государственных органов и одновременное проведение проверки товаров, в отношении которых установлены названные запреты и ограничения. Аналогичные положения закреплены стандартным правилом 3.35 Генерального приложения к Киотской конвенции. Кроме того, с целью согласования условий проведения на границах таможенного и других видов контроля (в частности, медико-санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля) в 1982 г. была разработана Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (вступила в силу с 15 октября 1985 г.), к которой Россия присоединилась с 28 января 1986 г.

Норма комментируемой статьи не является новой. Аналогичное положение было закреплено ст. 130 прежнего ТК РФ. Порядок осуществления различных видов государственного контроля был регламентирован также значительным числом нормативных и иных актов ГТК России <*>.

--------------------------------

<*> Например, Приказ ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153 "О таможенном оформлении сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130"; Положение о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденное Приказом ГТК России от 24 февраля 2000 г. N 147; письмо ГТК России от 16 мая 2000 г. N 05-15/12731 "Об усилении санитарно-карантинного и ветеринарного контроля"; письмо ГТК России от 6 февраля 2002 г. N 07-21/4981 "О фитосанитарном контроле тары".

Статья 67. Первоочередной порядок таможенного оформления

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

Комментарий к статье 67

Комментируемая статья предусматривает возможность таможенного оформления товаров в упрощенном виде и первоочередном порядке.

Статья 67 ТК РФ воспроизводит положения действовавшей ранее ст. 133 ТК РФ. Вместе с тем перечень товаров, в отношении которых предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления, в новом ТК РФ несколько изменен: из него исключены товары, направляемые в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Одновременно в указанный перечень включены международные почтовые отправления и экспресс-грузы. В остальном данный перечень остался неизменным и включил в себя товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары.

Необходимость таможенного оформления некоторых категорий товаров в упрощенном виде и первоочередном порядке связана со срочным характером товаров, что объясняется:

- особыми свойствами товаров;

- их назначением;

- необходимостью оперативной доставки получателю.

Стандартное правило 3.34 Генерального приложения к Киотской конвенции устанавливает приоритетный порядок проверок следующих товаров: живых животных, скоропортящихся товаров, а также других товаров, срочный характер которых признается таможенной службой. Приоритетный порядок таможенного оформления грузов помощи, под которыми понимаются товары, направляемые в виде помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также необходимые персоналу по ликвидации последствий стихийных бедствий для выполнения обязанностей, обеспечения их проживания и работы, предусмотрен также главой 5 Специального приложения J к Киотской конвенции.

Следует отметить, что перечень товаров, таможенное оформление которых может быть произведено в упрощенном виде и первоочередном порядке, не является исчерпывающим. Кодекс предусматривает возможность таможенного оформления в указанном порядке "иных подобных товаров". В связи с этим представляется, что таможенное оформление в упрощенном виде и первоочередном порядке товаров, не названных в ст. 67 ТК РФ, может быть как регламентировано иными актами законодательства РФ и нормативными правовыми актами ГТК России, так и произведено по решению таможенного органа.

Статьей 133 ТК РФ 1993 г. было установлено, что случаи и условия применения упрощенного порядка таможенного оформления определяются ГТК России. В развитие этой нормы ГТК России был принят ряд нормативных правовых актов: указание от 5 апреля 1996 г. N 01-14/354 "О таможенном оформлении товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов" <1>, распоряжение от 16 июня 1999 г. N 01-14/703 "О таможенном оформлении скоропортящейся продукции" <2>, распоряжение от 22 марта 2001 г. N 258-р "О применении таможенного законодательства в отношении товаров, перемещаемых иностранными корреспондентами и инокорпунктами" <3>, Инструкция по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, утвержденная Приказом ГТК России от 13 марта 1998 г. N 144 <4>, и др.

--------------------------------

<1> Российские вести. 1996. N 113. 20 июня.

<2> Таможенный вестник. 1999. N 14.

<3> Официально опубликовано не было.

<4> Таможенный вестник. 1998. N 8 - 9.

Комментируемая норма не содержит положения, аналогичного предусмотренному указанной выше ст. 133 ТК РФ 1993 г. Вместе с тем п. 1 ст. 59 ТК РФ закреплено, что таможенное оформление производится в порядке, определенном ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами РФ и ГТК России. Согласно п. 3 этой статьи порядок и технологии таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу. В связи с изложенным представляется, что упрощенный порядок и технологии таможенного оформления в отношении товаров, для которых новым ТК РФ предусмотрен такой упрощенный порядок, будут определяться правовыми актами РФ и нормативными актами ГТК России.

Однако независимо от видов товаров, в отношении которых предусмотрен первоочередной порядок таможенного оформления, указанный порядок предполагает упрощенную по сравнению с другими товарами процедуру таможенного оформления, его внеочередной порядок, сокращение сроков производства таможенного оформления, возможное сокращение перечня документов и сведений, представление которых необходимо для таможенного оформления, другие льготные условия.

В соответствии со ст. 150 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, указанных в комментируемой статье, может быть осуществлен выпуск названных товаров, т.е. передача их лицу в пользование и (или) распоряжение в соответствии с заявленным таможенным режимом, до подачи таможенной декларации.

Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

2. Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.

3. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов.

Комментарий к статье 68

Комментируемая статья регламентирует право ГТК России устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц, соответствующих трем условиям, предусмотренным п. 1 ст. 68 ТК РФ.

Во-первых, на день обращения лица о применении специальных упрощенных процедур в отношении его не должно иметься вступивших в законную силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена рядом статей КоАП РФ. Практически все из перечисленных в названном пункте правонарушений являются наиболее общественно опасными. Это незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1), недекларирование либо недостоверное декларирование (ст. 16.2), перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений (ст. 16.3), выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них (ст. 16.9), непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15), несоблюдение требований, условий и ограничений таможенного режима экспорта (ст. 16.17), временного ввоза (вывоза) товаров (ст. 16.18), нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами (ст. 16.20), нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 16.22).

Во-вторых, лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, должно вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России, и способом, позволяющим таможенным органам сопоставить сведения, содержащиеся в указанной документации, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.

Статьей 16.15 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, несоблюдение установленного порядка ведения учета, а также представление недостоверной отчетности. Однако лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления и не ведущее систему учета своей коммерческой документации указанным выше образом, привлечению к административной ответственности по данной статье не подлежит. Невыполнение названного условия относительно порядка ведения коммерческой документации является основанием для отказа лицу в применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

В-третьих, указанное выше лицо на день обращения в таможенный орган должно осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Основанием для принятия специальных упрощенных процедур таможенного оформления является заявление лица, составляемое в письменной форме, в котором должны быть указаны сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Помимо заявления необходимо представить также письменное обязательство о согласии лица вести систему учета своей коммерческой документации названным выше способом и о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к этой системе учета.

В соответствии с п. 3 ст. 68 ТК РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления могут быть применены только в отношении ввозимых на таможенную территорию РФ товаров. В зависимости от видов таких товаров, категорий лиц, их перемещающих, и иных обстоятельств ввоза товаров на таможенную территорию РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления могут предусматривать следующее:

- подачу периодической таможенной декларации в порядке и с соблюдением условий, предусмотренных ст. 136 ТК РФ;

- выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 150 ТК РФ;

- проведение таможенного оформления на объектах лиц, в отношении которых применяются специальные упрощенные процедуры. Возможность проведения таможенных операций вне мест нахождения таможенных органов предусмотрена п. 2 ст. 62 ТК РФ;

- хранение товаров с разрешения таможенного органа на складе получателя товаров (ст. 117 ТК РФ);

- другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.

Пункт 4 комментируемой статьи содержит определенные ограничения, которые должны быть соблюдены при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Указанные упрощенные процедуры не должны содержать положений, освобождающих лиц от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ в части:

- полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;

- соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- соблюдения требований, условий и ограничений таможенных режимов.

Таким образом, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления направлены на ускорение и облегчение выполнения лицом таможенных обязанностей, но не на освобождение от них.

Положения данной статьи основаны на нормах, закрепленных стандартным правилом 3.32 Генерального приложения к Киотской конвенции. Согласно указанным нормам для лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям, включая соблюдение требований таможенной службы и использование удовлетворительной системы ведения коммерческой документации, таможенная служба предусматривает:

- выпуск товаров по представлению минимума сведений, необходимых для идентификации товаров и позволяющих заполнить окончательную декларацию на товары в последующем;

- оформление товаров на объектах декларанта или в ином месте, разрешенном таможенной службой.

В дополнение по мере возможности таможенная служба предусматривает другие специальные процедуры, а именно:

- разрешающие подачу единой декларации на товары при их ввозе или вывозе за период времени, в течение которого товары неоднократно ввозились или вывозились одним и тем же лицом;

- допускающие использование лицами данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате ими пошлин и налогов и в необходимых случаях для обеспечения соблюдения других требований таможенной службы;

- разрешающие подачу декларации на товары в форме внесения сведений в коммерческую документацию уполномоченного лица с последующей подачей дополнительно декларации на товары.