Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
Статья 298. Сфера применения настоящей главы
1. Положения настоящей главы применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Таможенное оформление товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится в упрощенном порядке.
Комментарий к статье 298
Среди специальных таможенных процедур законодатель выделяет перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц (глава 25 ТК РФ): персоналом дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций, иными категориями иностранных лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями на таможенной территории РФ в соответствии с нормами дипломатического и консульского права.
Особенностью правового регулирования данной разновидности специальных таможенных процедур является определяющее значение международно-правовых норм, в первую очередь международных договоров РФ. Главенство международно-правовых норм обеспечивается ст. 15 Конституции РФ.
В п. 2 комментируемой статьи закрепляется упрощенный порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых в рамках данной специальной процедуры.
Статья 299. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств
Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 299
В Венской конвенции 1961 г. <*> о дипломатических сношениях содержится классификация только глав дипломатических представительств (ст. 14). Сами же представительства в этой Конвенции не классифицируются. По своему назначению дипломатические представительства в качестве государственных органов внешних сношений можно подразделить на три категории: постоянные дипломатические представительства в других государствах, постоянные представительства при международных организациях и непостоянные представительства, так называемые специальные миссии (различного рода делегации, направляемые со специальной целью для участия в переговорах, конференциях, торжественных церемониях, а также лица, выполняющие особо важное поручение своего правительства, - послы по особым поручениям и т.п.).
--------------------------------
<*> ВВС. 1964. N 18. Ст. 221.
В соответствии с установившейся практикой постоянные дипломатические представительства в других государствах подразделяются на посольства, дипломатические миссии и соответствующие им представительства Ватикана (нунциатуры и интернунциатуры) <*>. В настоящее время РФ обменивается с другими странами дипломатическими представительствами на уровне посольств.
--------------------------------
<*> Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством, а возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах - миссией.
Для того чтобы обеспечить дипломатическим представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным правом функции без контроля со стороны властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств представляют собой разновидность дипломатических иммунитетов <*>.
--------------------------------
<*> Под иммунитетами понимаются отдельные виды изъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств из сферы принудительного воздействия со стороны суда, финансовых, таможенных органов, служб безопасности страны, где такие иностранные лица и имущество находятся.
Комментируемая статья освобождает от уплаты таможенных пошлин и налогов товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, которые ввозятся на таможенную территорию РФ или вывозятся с нее. Такими товарами обычно являются автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и т.д. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатического представительства подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество автомашин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливает МИД России.
Кроме того, к товарам, предназначенным для официального пользования представительств, не применяются запреты и ограничения экономического характера, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств иностранных государств, проходят таможенное оформление в упрощенном порядке (п. 2 ст. 298 ТК РФ).
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, не освобождаются от таможенного досмотра.
Дипломатические представительства получают таможенные льготы при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ.
В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.) таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Определяется, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете.
Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства
1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
2. Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации которых запрещен законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей.
Комментарий к статье 300
Таможенные льготы, предусмотренные комментируемой статьей, распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала, а также на проживающих вместе с ними членов их семей.
В Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве (ст. 1). В соответствии со ст. 14 этой Конвенции главы представительств подразделяются на три класса:
1) класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
2) класс посланников и интернунциев, аккредитованных при главах государств;
3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел.
В п. 2 ст. 14 Венской конвенции 1961 г. установлено, что "иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу". Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства.
Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе - представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.
В Венской конвенции употребляется термин "дипломатический агент". Под ним понимаются как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала.
Статья 300 ТК РФ распространяет предусмотренные таможенные льготы на членов семьи главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Комментируемая норма соответствует правилам, закрепленным в п. 1 ст. 37 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях: "Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29 - 36" (таможенные льготы закреплены в ст. 36). В теории и на практике нет единого мнения по вопросу, на каких именно членов семьи дипломатов распространяются дипломатические иммунитеты. Бесспорным является только то, что в семью входит супруг, несовершеннолетние дети и обычно также лица, состоящие на иждивении дипломата <*>. Члены семьи, так же как и сами члены дипломатического персонала, получают дипломатическую карточку.
--------------------------------
<*> Блищенко Я.Я. Дипломатическое право. М., 1990. С. 88.
Суть таможенной льготы, устанавливаемой в ст. 300 ТК РФ, состоит:
а) в предоставлении дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через таможенную границу товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от таможенных пошлин и налогов;
б) в неприменении в отношении таких товаров запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
в) в освобождении личного багажа дипломатических агентов и проживающих вместе с ними членов их семей от таможенного досмотра.
В соответствии с принципом законности данные таможенные льготы предоставляются при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ.
С помощью ст. 300 ТК РФ в российское законодательство переносятся правила, закрепленные в ст. 36 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях. В п. 1 ст. 36 Конвенции устанавливается, что "государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги... предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы для его обзаведения".
Таким образом, как и в случае с товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств (ст. 299 ТК РФ), товары для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, включая товары для первоначального обзаведения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, других косвенных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, сборов за таможенное оформление. Данная льгота не касается сборов за хранение, сборов за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.
При анализе нормы, освобождающей от таможенного досмотра личный багаж дипломатического агента и членов его семьи, проживающих совместно с ним, прежде всего следует определить само понятие "личный багаж". Личным багажом является багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата и обычно перевозится при дипломатическом агенте. Когда дипломат перемещается самолетом, часть его личного багажа может отправляться морем или железной дорогой.
Освобождение личного багажа от таможенного досмотра не является абсолютным. В п. 2 ст. 300 ТК РФ воспроизводится положение ст. 36 (п. 2) Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в соответствии с которой личный багаж дипломата или членов его семьи может быть досмотрен на таможне, если есть "серьезные основания" предполагать, что в багаже находятся товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен российским законодательством, международными договорами либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Ни в тексте Конвенции, ни в ТК РФ не дается толкование понятия "серьезные основания". На практике неопределенность этого выражения, с одной стороны, сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров, а с другой - легко разрешается с помощью такого критерия, как конечный результат <*>. Если в ходе досмотра товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, значит, не было и "серьезных оснований" для досмотра личного багажа дипломата.
--------------------------------
<*> Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995. С. 117.
Сотрудник таможенного органа может не только опросить дипломата, но и предложить ему заполнить таможенную декларацию, а также произвести досмотр ручной клади и багажа. Таможенный досмотр личного багажа дипломата санкционируется начальником таможни либо лицом, его замещающим. В случае если в результате досмотра багажа товаров, не предназначенных для личного или официального пользования или запрещенных к ввозу и вывозу, не обнаружено, дипломат, скорее всего, направит в МИД ноту протеста в связи с нарушением ст. 36 (п. 2) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Если же в результате досмотра выявляется нарушение таможенного законодательства, должностное лицо таможенного органа составляет специальный акт. Протокол о правонарушении в этом случае не составляется, поскольку дипломатический агент (член его семьи) обладает судебным иммунитетом и не может быть привлечен к юридической ответственности по закону страны пребывания. В таких ситуациях обычно МИД России направляет соответствующее представление в посольство, где работает дипломатический агент. В представлении указывается на факт злоупотребления дипломатическим статусом со стороны дипломатического агента, в отношении которого на таможне был составлен специальный акт. Обнаруженные при досмотре товары, не предназначенные для личного пользования или ввозимые в Россию в товарном количестве, подлежат возврату за границу.
Следует заметить, что ни при каких обстоятельствах личный багаж дипломата не может быть досмотрен на таможне в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя. Термин "уполномоченный представитель" не разъясняется ни в Венской конвенции 1961 г., ни в ТК РФ. Кто бы ни был таким представителем, он должен быть специально уполномочен на присутствие при таможенном досмотре багажа.
Статья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства
Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если указанные лица и члены их семей не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 301
Комментируемая статья определяет таможенные льготы, предоставляемые административно-техническому персоналу дипломатического представительства и проживающим вместе с ними членам их семей, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и предназначенных для первоначального обзаведения. В соответствии со ст. 1 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях "членами персонала представительства являются члены дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала представительства". Административно-технический персонал составляют лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства. Обычно к ним относятся референты, заведующие канцелярией, бухгалтеры, переводчики, секретари, машинистки и т.д. На данную категорию сотрудников в соответствии со ст. 37 Венской конвенции распространяются льготы в отношении освобождения от таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов на предметы первоначального обзаведения. Как и в случаях, предусмотренных в ст. 299, 300 ТК РФ, административно-технический персонал дипломатического представительства не освобождается от платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого льгот или вне времени работы таможенного органа.
Помимо освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, к товарам, предназначенным для первоначального обзаведения, не могут быть применены запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Правила, установленные в ст. 301 ТК РФ, не распространяются на сотрудников административно-технического персонала и членов их семей, проживающих постоянно в РФ и являющихся гражданами РФ.
Льготы по освобождению от таможенного досмотра к лицам административно-технического персонала дипломатического представительства не применяются.
Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно и не являющихся гражданами Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
Комментарий к статье 302
С точки зрения международного права ничто не препятствует отдельным государствам на основе взаимности распространять таможенные льготы, предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и национальным таможенным законодательством, на весь персонал дипломатического представительства, т.е. как на дипломатических агентов, так и на административно-технический и обслуживающий персонал, включая членов их семей. Понятия дипломатического агента и административно-технического персонала раскрывались при комментировании ст. 300 и 301 ТК РФ. К обслуживающему персоналу относятся члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства, - шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д.
Распространение таможенных льгот на весь персонал дипломатического представительства обязательно оформляется соответствующим двусторонним соглашением, являющимся юридическим основанием для изменения таможенного режима для лиц, составляющих административно-технический и обслуживающий персонал представительства.
Таможенные льготы, предусмотренные ст. 302 ТК РФ, не могут быть предоставлены сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала и членам их семей, постоянно проживающим в РФ и являющимся гражданами РФ.
Статья 303. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала
1. Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам иностранных государств, включая главу консульского учреждения иностранного государства, и консульским служащим иностранных государств, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств.
2. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения иностранного государства, а также на членов их семей, не проживающих постоянно в Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства.
Комментарий к статье 303
Основным источником международного права, регулирующим порядок предоставления таможенных льгот консульским представительствам и их персоналу, является Венская конвенция 1963 г. <*> о консульских сношениях. Предоставление таможенных льгот консульствам и их персоналу может быть урегулировано и через принятие двусторонних консульских конвенций. Комментируемая статья ТК РФ распространяет на консульские представительства и их сотрудников, а также на членов их семей те же таможенные льготы, что были предоставлены соответствующим категориям персонала дипломатического представительства. Таким образом, консульское представительство и его персонал подпадают под действие таможенного режима, закрепленного в ст. 299 - 302 ТК РФ.
--------------------------------
<*> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147.
Статья 304. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу
1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары, не указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии сотрудника таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
2. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест.
3. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.
Комментарий к статье 304
Международное право и российское таможенное законодательство устанавливают особый режим перемещения дипломатической и консульской почты.
Дипломатическая и консульская почта неприкосновенна. Этот общепризнанный принцип современного международного публичного права гарантирует обеспечение свободы сношений дипломатических представительств с представляемым государством. При помощи дипломатической почты доставляются официальная корреспонденция, документы и предметы, предназначенные для служебного пользования. Они упаковываются в дипломатическую вализу <*>, "под которой понимается закрытое и опечатанное печатью или опломбированное в установленном порядке вместилище (сумка, мешок, пакет, конверт и т.п.), имеющее видимые внешние знаки, указывающие на его характер" <**>.
--------------------------------
<*> Valise (франц.) - чемодан.
<**> Дипломатический словарь. Т. I. M., 1984. С. 308.
В соответствии с принятыми в нашей стране правилами пропуска через границу дипломатической почты каждое место диппочты должно быть опечатано сургучными печатями или опломбировано свинцовыми пломбами отправителя и иметь наклейку с надписью: "Экспедисион офисиель". Отдельное место диппочты не ограничивается ни по размерам, ни по весу, однако вес пересылаемой дипломатической почты может быть ограничен на основе взаимности. Вес транзитной дипломатической почты не подлежит ограничению. В ТК РФ особо оговаривается, что дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования.
Каждая дипломатическая вализа составляет отдельное место дипломатической почты и может доставляться как в сопровождении специально уполномоченных на то лиц (дипломатических курьеров), так и без сопровождения, через обычные каналы связи.
Если все места дипломатической почты имеют различимые внешние идентификационные знаки, позволяющие определить их отношение к дипломатической почте, то в этом случае дипломатическая почта не может ни вскрываться, ни задерживаться. Должностные лица таможенного органа производят только внешний осмотр дипломатической почты и контролируют соблюдение требований о маркировке и об описании почты в курьерском листе (см. комментарий к ст. 305 ТК РФ).
Правом беспрепятственного отправления и получения дипломатической почты пользуются:
а) министерства иностранных дел государств, с которыми РФ поддерживает дипломатические и консульские отношения;
б) дипломатические и консульские представительства этих государств в РФ и третьих странах;
в) находящиеся на территории РФ международные организации и представительства государств при этих организациях;
г) представительства международных организаций на территории РФ, если это предусмотрено международными договорами РФ.
Дипломатическая почта государств, с которыми Россия не имеет дипломатических или консульских отношений, перемещаемая транзитом через российскую территорию, пользуется правом беспрепятственного следования.
Определение консульской вализы содержится в ст. 35 Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях. При сношении с правительством, дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут пользоваться всеми подходящими средствами, включая консульские вализы.
В п. 2 ст. 35 Венской конвенции 1963 г. устанавливается, что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. В п. 3 той же статьи закрепляется, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В то же время, когда компетентные органы государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченными лицами представляемого государства. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления. Положения п. 3 ст. 35 Конвенции 1963 г. практически дословно воспроизведены в п. 1 ст. 304 ТК РФ.
Такая норма дает возможность, по существу, в любое время государству пребывания прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством или дипломатическим представительством. Угрозе подвергается беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций <*>.
--------------------------------
<*> Блищенко И.Я. Дипломатическое право. М., 1990. С. 192; Бобылев Г.В., Зубков И.Г. Основы консульской службы. М., 1986. С. 143.
Получается, что государство пребывания может потребовать отдельной упаковки предметов, предназначенных для консульского отдела посольства, и предметов, предназначенных для дипломатического представительства. В отношении первых в соответствии со ст. 35 (п. 3) Венской конвенции 1963 г. и п. 1 ст. 304 ТК РФ допускается возможность таможенного досмотра. На практике многие страны, полностью игнорируя положения п. 3 ст. 35 Венской конвенции 1963 г., предоставляют абсолютную неприкосновенность консульской вализы в двусторонних консульских конвенциях. Так, в ст. 18 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г. <*> предусматривается: "Служебная переписка консульского учреждения, независимо от того, какие средства связи им используются, и опечатанные дипломатические вализы, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их официальный характер, являются неприкосновенными и не подвергаются контролю или задержанию со стороны властей государства пребывания".
--------------------------------
<*> ВВС. 1968. N 29. Ст. 261.
Статья 305. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров
Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 305
Дипломатический (консульский) курьер - это лицо, которому поручается доставка дипломатической (консульской) почты. Должность дипломатического курьера упоминается в ст. 27 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, а консульского курьера - в ст. 35 Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях. Различают постоянных дипломатических (консульских) курьеров и временных (курьеров ad hoc), назначенных для перевозки только данной дипломатической почты. Последние пользуются таможенными льготами лишь на срок исполнения своих служебных обязанностей. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. В этом случае дипломатическое (консульское) представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту (консульскую вализу) непосредственно и беспрепятственно от командира самолета. Следует заметить, что сам командир экипажа в подобных ситуациях не считается дипломатическим курьером <*>.
--------------------------------
<*> Дипломатический словарь. Т. II. М., 1985. С. 126.
Основанием для признания за соответствующим лицом статуса дипломатического курьера является выдаваемый ему курьерский лист. В курьерском листе определяется статус дипломатического курьера и сообщается о предоставлении ему права на беспрепятственный провоз через границу указанного в этом документе количества мест дипломатической почты. При вывозе дипломатической почты из страны курьерский лист подписывается лицом, уполномоченным министром иностранных дел данного государства, а при ввозе - главой дипломатического, консульского или другого представительства данного государства за границей или лицом, его замещающим. В необходимых случаях курьерский лист визируется в министерстве иностранных дел или в дипломатическом (консульском) представительстве иностранного государства. РФ имеет соглашения со многими странами о взаимном отказе от визирования курьерских листов. Список стран, для которых отменено визирование курьерских листов, сообщается таможенным органам.
Иностранные дипломатические и консульские курьеры ввозят на таможенную территорию РФ и вывозят с этой территории товары, предназначенные для личного и семейного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров предоставляются на основе взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
Личный багаж дипломатического (консульского) курьера освобождается от таможенного досмотра. Однако при наличии серьезных оснований полагать, что в багаже содержатся товары, не предназначенные для личного пользования курьера, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, ограничен либо регулируется специальными правилами, личный багаж курьера может быть досмотрен на таможне в присутствии самого дипкурьера или его полномочного представителя.
Статья 306. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств
Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности членам делегаций иностранных государств, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам семей, сопровождающим указанных лиц.
Комментарий к статье 306
В комментируемой статье речь идет о предоставлении таможенных льгот специальным миссиям. В международном праве под специальной миссией понимается разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения характерных задач, определяемых по соглашению, между данными государствами <*>. Международно-правовые нормы, регулирующие дипломатию ad hoc, объединены в Конвенции о специальных миссиях 1969 г. <**> (вступила в силу в 1985 г.).
--------------------------------
<*> Курс международного права. Т. 4. М., 1990. С. 133.
<**> Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк. ООН, 1988. С. 267 - 287.
Особую роль в современных условиях играет такой вид дипломатии специальных миссий, как дипломатия на высшем уровне, упоминающаяся в ст. 21 Конвенции о специальных миссиях 1969 г.
В соответствии со ст. 306 ТК РФ таможенные льготы распространяются на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности на сотрудников делегаций иностранных государств, прибывающих в РФ для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях или с другими официальными поручениями. Льготы распространяются и на членов семей, сопровождающих указанных лиц.
Для участников специальных миссий и сопровождающих их членов семей таможенным законодательством устанавливается режим, аналогичный тому, что действует в отношении дипломатических агентов представительства иностранного государства.
Статья 307. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через территорию Российской Федерации
Членам дипломатического персонала представительства иностранного государства и консульским должностным лицам консульского учреждения иностранного государства, членам их семей, лицам, указанным в статье 306 настоящего Кодекса, следующим транзитом через территорию Российской Федерации, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства.
Комментарий к статье 307
Комментируемая статья соотносится со ст. 40 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в соответствии с которой дипломатический агент, проезжающий через территорию третьего государства или находящийся на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост либо в свою страну, получает от этого третьего государства все иммунитеты (в том числе и таможенные), какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Действие этой нормы распространяется и на членов семьи дипломатического агента, сопровождающих его или следующих отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.
Правом беспрепятственного транзита наделяются дипломатические курьеры и дипломатическая почта.
Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств
Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Комментарий к статье 308
В учреждающем международную организацию договоре (уставе, статуте и т.д.) обычно содержится общее положение о том, что данная международная организация обладает привилегиями и иммунитетами. На основе такого положения государства - участники этой организации заключают многосторонний договор, в котором подробно регламентируются вопросы, связанные с привилегиями и иммунитетами. Так, например, в Уставе ООН (ст. 104, 105) определено, что ООН пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая "может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Положения этих статей Устава ООН были развиты и конкретизированы в Конвенции 1946 г. о привилегиях и иммунитетах ООН <*> и в Конвенции 1947 г. о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН <**>.
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 - 40.
<**> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 279 - 300.
В 1975 г. была принята Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Конвенция регулирует деятельность органов внешних сношений, осуществляющих представительство государств в отношениях с международными организациями или в рамках международных конференций. Это постоянные представительства государств при международных организациях, делегации государств в органах международных организаций и на международных конференциях, делегации наблюдателей в органах международных организаций и на международных конференциях.
По многосторонним или двусторонним договорам о привилегиях и иммунитетах международных организаций их сотрудники пользуются функциональными привилегиями и иммунитетами, т.е. действующими на время исполнения служебных обязанностей <*>.
--------------------------------
<*> Дипломатический словарь. Т. II. М., 1985. С. 420.
Руководящие должностные лица международных организаций пользуются, как правило, значительным объемом привилегий и иммунитетов, близким или равным объему дипломатических привилегий и иммунитетов.
Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств на территории РФ, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей:
1. Организация Объединенных Наций.
2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
3. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
4. Международный валютный фонд.
5. Международный банк реконструкции и развития.
6. Международная финансовая корпорация.
7. Международная ассоциация развития.
8. Комиссия Европейских сообществ.
9. Европейский банк реконструкции и развития.
10. Международный научно-технический центр.
11. Международная организация по миграции.
12. Международный комитет Красного Креста.
13. Международный центр научной и технической информации.
14. Международный инвестиционный банк.
15. Международный банк экономического сотрудничества.
16. Международная организация космической связи "Интерспутник".
17. Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности " Интерэлектро".
18. Объединенный институт ядерных исследований.
19. Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК) <*>.
--------------------------------
<*> По состоянию на 29 августа 1995 г. государствами - участниками Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. являются следующие государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
20. Межгосударственный банк.
21. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ.
22. Межгосударственный авиационный комитет.
23. Межгосударственный статистический комитет.
24. Постоянное представительство Европейского космического агентства.
25. Бюро Международной организации труда.
26. Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления".
27. Евразийская патентная организация.
28. Международный центр по информатике и электронике (ИнтерЭВМ).
29. Совет Европы.
30. Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ.
31. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО).
32. Международный научно-исследовательский институт проблем управления.
В целях систематизации норм, предусматривающих предоставление таможенных льгот, было принято указание ГТК России от 3 августа 1995 г. N 01-12/964 "О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации" <*> (в ред. от 18 сентября 2002 г.).
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 1995. N 10.
Таможенные льготы, предусмотренные комментируемой статьей, не распространяются на граждан РФ, а также на лиц, постоянно проживающих в РФ.
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений