§ 1. Переработка на таможенной территории
Статья 173. Содержание таможенного режима
1. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
2. В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 173
ТК РФ предусмотрено три таможенных режима переработки:
- переработка на таможенной территории (§ 1 главы 19);
- переработка для внутреннего потребления (§ 2 главы 19);
- переработка вне таможенной территории (§ 3 главы 19).
Указанные таможенные режимы преследуют общую цель - перемещение товаров через таможенную границу РФ для их последующей переработки. Основное их отличие состоит в том, что один из названных режимов допускает использование российских товаров с целью их переработки вне российской таможенной территории, а два других, наоборот, позволяют использовать иностранные товары для переработки на российской таможенной территории. Об отличии таможенных режимов переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления см. комментарий к ст. 187 ТК РФ.
Процессу переработки подвергаются товары, помещенные под таможенный режим переработки (предмет переработки). Дополнительно могут быть использованы вспомогательные товары, необходимые для достижения результата переработки. Вспомогательными могут быть товары, полностью произведенные или выпущенные для свободного обращения на территории страны, на которой осуществляется переработка, либо изготовленные на этой территории из указанных товаров и могут использоваться только в количествах, необходимых для изготовления продуктов переработки.
Переработка товаров осуществляется в соответствии с производственным процессом, который может осуществляться как на одном предприятии, так и на нескольких. Последовательная переработка более чем одним переработчиком получила название "многоступенчатой".
Целью переработки является получение нового вида товаров - продуктов переработки (компенсационные товары), т.е. товаров, произведенных из предмета переработки и вспомогательных товаров по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления. При осуществлении операций по ремонту товаров появление нового вида товаров в определенной степени условно, однако для таможенных целей отремонтированный товар также имеет статус продукта переработки.
Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе продуктов переработки, получение которых не было целью заявления режима и которые не находят применения у заявителя таможенного режима. Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении компенсационных товаров.
В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помещенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД России в той же товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим.
Льготы по таможенным платежам, предусмотренные правовой регламентацией таможенных режимов переработки, можно подразделить на четыре группы:
- предоставляемые в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки (предмета переработки);
- предоставляемые в отношении продуктов переработки;
- предоставляемые в отношении отходов;
- предоставляемые в отношении остатков.
В соответствии с п. 1 ст. 173 ТК РФ под переработкой на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по их переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.
Основное назначение этого таможенного режима состоит в предоставлении национальным производителям возможности предлагать свою продукцию на зарубежных рынках по конкурентной цене, одновременно способствуя экономическому развитию национальной экономики и созданию рабочих мест.
Основное отличие правовой регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории по сравнению с ТК РФ 1993 г. (ст. 58) заключается в применении налогового регулирования: если раньше суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории уплачивались в полном объеме и возвращались при вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта, то теперь в отношении товаров, предназначенных для переработки, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей. С изменением содержания таможенного режима переработки на таможенной территории связано внесение изменений и дополнений в ст. 151 и 185 части второй НК РФ (ст. 438 ТК РФ).
Как следует из содержания таможенного режима переработки на таможенной территории, ввезенные товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов только в случае вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ в установленный срок. Если же продукты переработки вывозятся с нарушением срока, определенного в разрешении на переработку, либо таможенный режим завершается другими способами (см. комментарий к ст. 185 ТК РФ), в отношении ввезенных товаров уплачиваются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате, если бы товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под режим переработки на таможенной территории.
Последующий вывоз компенсационных товаров является ключевым элементом режима переработки на таможенной территории. Обязанность вывоза компенсационных товаров устанавливается во избежание нарушения баланса свободной конкуренции между переработчиками, использующими товары в соответствии с режимом переработки, и теми, кто декларирует ввозимые товары непосредственно для свободного обращения.
Законодательство ряда иностранных государств, а также международные таможенные соглашения, в частности Киотская конвенция, демонстрируют концепцию, в соответствии с которой экономический эффект активного совершенствования может быть достигнут путем реализации одной из двух систем, позволяющих перерабатывать товары, поступающие из третьих стран, и вывозить продукты переработки за пределы национальной таможенной территории, не уплачивая таможенных платежей, - системы условно-беспошлинного ввоза и системы возмещения.
Система условно-беспошлинного ввоза (переработка на таможенной территории) избирается в том случае, когда компенсационные товары предназначаются для вывоза за пределы национальной таможенной территории. Это предполагает, что заинтересованное лицо активно занимается экспортом, производит продукцию, ориентированную одинаково на внутренний рынок и на рынки третьих стран, или, по меньшей мере, изыскивает внешние рынки сбыта. В рамках этой системы товары с момента их помещения под таможенный режим переработки не подпадают под взимание таможенных платежей. Главой 1 Специального приложения F к Киотской конвенции переработка на таможенной территории определена как таможенный режим, в соответствии с которым определенные товары могут быть ввезены на таможенную территорию с условным освобождением от ввозных пошлин и налогов, если они предназначены для производства, переработки или ремонта и последующего вывоза.
Система возмещения (таможенный режим возврата) касается организаций, которые, не имея первоначального твердого намерения экспортировать компенсационные товары, хотят зарезервировать такую возможность, с тем чтобы не платить таможенные платежи в случае, если экспорт компенсационного товара станет реальностью. Такая система реализуется посредством выпуска товаров для свободного обращения с оплатой таможенных пошлин, налогов и - в силу выдачи разрешения на использование таможенного режима переработки - возврата уплаченных таможенных платежей при вывозе компенсационных товаров за пределы национальной таможенной территории (при условии соблюдения положений таможенного режима переработки на таможенной территории). Под таможенным режимом возврата в международной практике понимается таможенный режим, предусматривающий при вывозе товаров возврат (полный или частичный) ввозных пошлин и налогов, которые были уплачены в отношении этих товаров или продуктов, содержащихся в вывозимых товарах либо использованных в процессе их производства (глава 3 Специального приложения F к Киотской конвенции). При этом в качестве стандартного правила установлено, что таможенная служба не приостанавливает выплату возврата только на том основании, что в момент ввоза товаров для выпуска для свободного обращения импортер не сообщил о намерении заявить о возврате при вывозе. Точно так же вывоз товаров не является обязательным, когда такое заявление было сделано в момент ввоза товаров.
ТК РФ система возмещения не предусмотрена.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следует подчеркнуть, что требуется соблюдение не только запретов и ограничений, применение которых в соответствии со ст. 158 ТК РФ является обязательным независимо от заявленного таможенного режима, но также запретов и ограничений, носящих экономический характер (в том числе антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин). За исключением выпуска для внутреннего потребления и экспорта переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления являются единственными таможенными режимами, в рамках которых предусмотрено применение таких мер. Вместе с тем остается неясным, каким образом будут уплачиваться антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, поскольку таможенные пошлины в отношении товаров, помещаемых под указанные режимы, не взимаются.
Статья 174. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (статья 179).
2. Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки (статья 175), за исключением случая, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным, в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса.
3. Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных настоящим Кодексом.
4. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Комментарий к статье 174
Статья 174 ТК РФ устанавливает условия помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. Такими условиями являются:
1) получение разрешения на переработку товаров;
2) возможность идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки;
3) статус товаров, помещаемых под таможенный режим переработки (товары являются иностранными, и в отношении их не установлены запреты на помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также ограничения по допущению к проведению операций по переработке).
Необходимость получения разрешения таможенного органа для помещения товаров под любой таможенный режим предусмотрена п. 1 ст. 157 ТК РФ, однако при использовании таможенных режимов переработки такое разрешение получается заблаговременно. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное лицо, в том числе не являющееся собственником товаров и не осуществляющее непосредственно операции по переработке, на основании своего письменного заявления, в качестве которого в определенных случаях может использоваться таможенная декларация. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории действует в течение всего срока переработки и при соблюдении установленных требований может быть передано другому лицу (подробнее см. комментарий к ст. 179 и 180 ТК РФ).
Идентификация ввезенных товаров в продуктах переработки представляет собой установление того факта, что в целях получения товарной продукции операциям по переработке подвергались именно товары, помещенные под таможенный режим переработки. Способы идентификации, применяемые таможенными органами при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, определены ст. 175 ТК РФ. Комментируемая статья предусматривает один случай, когда таможенные органы не требуют идентификации предмета переработки в продуктах переработки: замена ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, другими товарами в соответствии со ст. 186 ТК РФ (эквивалентная компенсация). В этом случае товар, помещенный под таможенный режим, в изготовлении продуктов переработки не используется, в связи с чем его идентификация невозможна. При этом должна проводиться проверка соответствия описания, качества и технических характеристик эквивалентного товара описанию, качеству и техническим характеристикам товара, помещаемого под таможенный режим переработки.
Как следует из определения таможенного режима переработки на таможенной территории, под этот таможенный режим могут быть помещены только товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Российские товары, перерабатываемые на территории РФ, таможенному контролю не подлежат. Пункт 3 ст. 174 ТК РФ конкретизирует, что товары могут помещаться под таможенный режим переработки на таможенной территории как непосредственно после их ввоза в РФ, так и после их выпуска в соответствии с иным таможенным режимом.
Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрено право Правительства РФ в интересах отечественных товаропроизводителей:
- определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается (если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ);
- устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории.
Следует отметить, что рекомендуемое правило 6 Специального приложения F к Киотской конвенции устанавливает положение, в соответствии с которым если в рамках исполнения контракта, заключенного с иностранным лицом, подлежащие переработке товары поставляются этим лицом, в переработке товаров на таможенной территории не может быть отказано на том основании, что идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары имеются на территории страны ввоза. В комментарии Всемирной таможенной организации к указанному правилу отмечено, что в ряде случаев компетентные органы могут устанавливать, что операции по переработке должны оказывать положительный экономический эффект и не противоречить интересам национальных производителей соответствующих товаров, однако правило 6 побуждает государства широко применять режим переработки, не ограничивая его отдельными категориями товаров исходя из их доступности на внутреннем рынке. Вместе с тем представляется, что в данном рекомендуемом правиле имеются в виду случаи, когда и ввозимые товары, и продукты их переработки являются собственностью иностранного лица, которое заинтересовано в получении продуктов переработки именно из ввозимого сырья.
По общему правилу запреты, ограничения или требования, устанавливаемые указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 4 ст. 4 ТК РФ). Одним из исключений являются случаи, когда ТК РФ предусмотрен специальный порядок введения указанных актов в действие. Запреты и ограничения, которые могут быть установлены Правительством РФ при регулировании условий помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, вводятся не ранее чем по истечении 90 дней со дня опубликования соответствующих нормативных актов. Закрепление такого порядка введения в действие запретов и ограничений тем более актуально, что их установление не только препятствует получению разрешения на переработку товаров на таможенной территории, но также влечет отзыв уже полученного разрешения (ст. 181 ТК РФ).
Статья 175. Идентификация товаров в продуктах их переработки
1. Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
2) подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
2. Приемлемость заявленного способа идентификации ввезенных товаров для переработки на таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров.
3. По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.
Комментарий к статье 175
Возможность идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки в соответствии со ст. 174 ТК РФ является одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. Статья 175 ТК РФ предусматривает основные и дополнительные способы идентификации товаров, которые могут быть использованы таможенными органами.
Основными способами идентификации товаров в продуктах переработки являются:
- проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенных товарах;
- подробное описание предметов переработки, их фотографирование, изображение в масштабе;
- сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных переработки и продуктов их переработки;
- использование серийных номеров или другой маркировки производителя товаров.
Выбор способа идентификации зависит от характера товаров и совершаемых операций по переработке. Так, при проведении операций по ремонту товаров наиболее часто используется маркировка в виде серийных номеров завода-изготовителя (двигателей, частей кузова и др.). В соответствии со стандартным правилом 14 главы 1 Специального приложения F к Киотской конвенции при определении способа идентификации товаров таможенный орган должен учитывать также важность затрагиваемых интересов (значение товаров с точки зрения их стоимости или интересов экономики). Таким образом, международная практика исходит из того, что если ввозятся товары небольшой стоимости или не имеющие большого значения для рынка страны импорта, то требования к идентификации товаров должны быть сокращены.
В качестве дополнительных способов идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут применяться:
- исследование представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства (например, когда переработчик использует технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства, или уникальный технологический процесс, который исключает производство аналогичной и (или) идентичной продукции на таможенной территории РФ);
- осуществление таможенного контроля во время совершения операций по переработке (в частности, непосредственное наблюдение за ходом технологического процесса, наложение таможенных пломб на участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции).
Названные меры по своей природе являются способами не столько идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки (поскольку сопоставления характеристик продуктов переработки существенным признакам ввезенных товаров не происходит), сколько удостоверения того факта, что идентификация в приведенных случаях не требуется. Дополнительные способы идентификации применяются только по запросу лица, помещающего товары под таможенный режим переработки, и при наличии согласия таможенного органа.
Статья 176. Операции по переработке товаров
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки на таможенной территории включают:
1) собственно переработку или обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;
4) переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Комментарий к статье 176
Как следует из содержания таможенного режима, использование таможенного режима переработки на таможенной территории предполагает осуществление с товарами операций по переработке, перечень которых приведен в комментируемой статье. Этот перечень практически полностью соответствует перечню, содержавшемуся в ст. 59 ТК РФ 1993 г.
Операцию по собственно переработке и обработке товаров характеризует потеря индивидуального характера товаров, являющихся предметом переработки, и используемых вспомогательных товаров и его сохранение в продуктах переработки. Для операции по изготовлению новых товаров свойственно сохранение основных черт указанных товаров в продуктах переработки. При ремонте осуществляется восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров, являющихся предметом переработки, устранение дефектов по рекламации. Под переработкой товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, понимается использование товаров, помещенных под таможенный режим переработки для производства продуктов переработки или упрощения этого процесса, если они полностью или частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, флюсы, электроды, присадки и т.п.).
В соответствии с ТК РФ 1993 г. ГТК России по согласованию с Минэкономразвития России имел полномочия устанавливать ограничения на проведение отдельных операций по переработке товаров на таможенной территории, а также на условия их проведения, включая возможность и порядок использования вспомогательных товаров. Норма аналогичного содержания в новом ТК РФ отражения не нашла.
Положением о переработке товаров на таможенной территории, утвержденным Приказом ГТК России от 5 сентября 1997 г. N 543 <*>, было закреплено, что к операциям по переработке не могут относиться:
--------------------------------
<*> БНА ФОИВ. 1997. N 21.
- упаковка, расфасовка и сортировка товаров, обеспечение их сохранности во время хранения или транспортировки, подготовка товаров к продаже и транспортировке;
- получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, ракообразных и моллюсков, выращивание деревьев и растений, добыча полезных ископаемых, лов рыбы, ракообразных и моллюсков, охота, сбор грибов и растений;
- копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
- получение электрической, тепловой и других видов энергии;
- использование иностранных товаров, в частности оборудования, станков, приспособлений как вспомогательных средств в технологическом процессе.
Интересно отметить, что в комментарии Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции подчеркнуто, что переработка товаров на таможенной территории не обязательно должна предполагать значительные изменения, умножающие стоимость товара; товары, с которыми производятся несущественные операции, такие, как сортировка, упаковка, переупаковка, также могут быть помещены под этот режим.
Проведение операций по переработке товаров в период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории в связи с помещением продуктов переработки под таможенный режим таможенного склада или под иной таможенный режим, не предусматривающий выпуска для свободного обращения, не допускается (ст. 185 ТК РФ).
Статья 177. Срок переработки товаров
1. Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
2. Срок переработки товаров на таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки.
3. Если лицо, получившее разрешение на переработку, без нарушения требований и условий, установленных настоящим параграфом, не может завершить таможенный режим в определенный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров продлевается по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
4. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
Комментарий к статье 177
Понятие срока переработки шире понятия срока производственного процесса по изготовлению продуктов переработки. В течение этого срока необходимо:
- осуществить операции по переработке товаров;
- завершить действие таможенного режима одним из предусмотренных способов.
На первый взгляд одним из существенных отличий комментируемой статьи от ст. 61 ТК РФ 1993 г. является то, что срок переработки товаров не устанавливается таможенным органом, а согласуется с ним. Однако более детальный анализ показывает, что такое изменение не влияет на ситуацию в целом. Раньше для установления срока переработки лицо, перемещающее товары, одновременно с заявлением на получение лицензии на переработку представляло в таможню описание производственного процесса с указанием продолжительности основных технологических процессов и предполагаемого количества заявляемых к переработке товаров с обоснованием в произвольной письменной форме сроков их переработки. Таможня проверяла представленные сведения в целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки и устанавливала срок действия лицензии и количество товаров, которое может быть переработано за этот срок с использованием заявленного производственного процесса. Согласно новой редакции ТК РФ срок переработки определяется заявителем исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки, и указывается в заявлении на переработку товаров. Таможенный орган при рассмотрении заявления принимает решение о согласовании заявленного срока переработки товаров либо об отказе в его согласовании. При этом отказ в согласовании срока переработки является основанием для отказа в выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории (ст. 180 ТК РФ).
Предельный срок переработки товаров на таможенной территории составляет два года и исчисляется со дня помещения товаров под таможенный режим, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения под таможенный режим первой партии товаров. Предельный срок переработки товаров увеличен. Приложением 3 к Положению о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, утвержденному Приказом ГТК России от 5 сентября 1997 г. N 543, такой срок был установлен продолжительностью 12 месяцев, за исключением новых речных и морских судов, предельный срок переработки которых составлял 18 месяцев. В случае если длительность производственного процесса превышала предельно установленный срок, решение по определению другого срока принималось ГТК России по конкретному обращению заявителя с приложенным к нему обоснованием. Настоящим Кодексом возможность установления срока переработки товаров на таможенной территории сверх предельного не предусмотрена.
Пунктом 3 ст. 177 ТК РФ установлено, что первоначально определенный срок переработки товаров продлевается по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах предельного срока переработки. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, продлен может быть только первоначально установленный срок (повторное продление не предусмотрено), во-вторых, продление срока при наличии мотивированного заявления лица является обязанностью таможенного органа и, в-третьих, продление срока сверх предельного не допускается. Рассматриваемый пункт не содержит особой оговорки, в компетенции какого таможенного органа находится продление срока переработки товаров. Вместе с тем представляется, что такое продление должен производить таможенный орган, выдавший разрешение на переработку товаров на таможенной территории, а не вышестоящий по отношению к нему таможенный орган.
Основанием для продления срока переработки, как это следует из п. 3 комментируемой статьи, является невозможность завершения таможенного режима в установленный срок по причинам, не зависящим от лица, получившего разрешение на переработку. Представляется, что случаи, при которых возможно продление первоначально установленного срока переработки товаров необоснованно ограничены только причинами, не зависящими от заявителя режима. Такие понятия, как "помимо воли лица", "вне контроля лица", обычно определяют степень вины в совершении какого-либо деяния или влияют на обязанность лица по уплате таможенных платежей. В данном случае речь идет о продлении срока переработки товаров в пределах допускаемого предельного срока и должно охватывать такие ситуации, как ошибочное определение заявителем срока переработки, изменившиеся коммерческие условия, намерение передать товары для переработки другому переработчику и т.п. Рекомендуемое правило 16 главы Специального приложения F к Киотской конвенции приводит более приемлемую редакцию этого положения, в соответствии с которой таможенная служба обязана продлить первоначально установленный срок по причинам, признанным ею обоснованными.
Нарушение срока переработки товаров на таможенной территории влечет ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ как за завершение таможенного режима с нарушением установленного срока.
Статья 178. Норма выхода продуктов переработки
1. Норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества ввезенных товаров) определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
2. При согласовании нормы выхода продуктов переработки таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.
3. Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
4. Описание, качество и количество продуктов переработки окончательно определяются после согласования нормы выхода продуктов переработки.
Комментарий к статье 178
Норма выхода продуктов переработки необходима для окончательного определения описания, качества и количества продуктов переработки, образующихся в производственном процессе, и представляет собой количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки единицы ввезенных товаров. Количество продуктов переработки рассчитывается путем умножения количества товаров, являющихся предметом переработки, на норму выхода данного продукта переработки. Завышение нормы выхода ведет к невозможности выполнения заявителем требований таможенного режима переработки либо позволяет беспошлинный вывоз российских товаров, а ее занижение создает условия для отсутствия контроля в отношении части товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, и несанкционированного попадания их в торговый оборот.
В соответствии с Положением о переработке товаров на таможенной территории, утвержденным Приказом ГТК России от 5 сентября 1997 г. N 543, при определении норм выхода указывалось получающееся в процессе переработки количество компенсационных товаров, отходов и производственных потерь. Норма выхода рассчитывалась и для используемых вспомогательных товаров. Комментируемая статья предусматривает определение нормы выхода только для продуктов переработки (компенсационных товаров).
Как и срок переработки, норма выхода продуктов переработки товаров на таможенной территории определяется заявителем исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, и согласуется с таможенным органом на этапе получения разрешения на переработку. При установлении нормы выхода необходимо принимать во внимание потери, происходящие в силу природы товаров (испарение, усушка и пр.).
Статья 178 ТК РФ предусматривает установление компетентными органами Правительства РФ стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей в случаях, когда операции по переработке на таможенной территории:
- относятся к товарам, имеющим практически постоянные характеристики;
- обыкновенно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями;
- ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества.
Стандартные нормы выхода продуктов переработки могут применяться к операциям по переработке, осуществляемым одним и тем же лицом, а также устанавливаться по отношению к отдельным отраслям промышленности. Приведенная норма соответствует общепринятой международной практике (рекомендуемое правило 13 главы 1 Специального приложения F к Киотской конвенции).
Статья 179. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории
1. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров.
2. Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица.
3. В разрешении на переработку товаров указываются:
описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
операции по переработке товаров и способы их совершения;
норма выхода продуктов переработки;
способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
срок переработки товаров;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, в течение срока его действия вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа (статья 61) другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящим параграфом. При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий, установленных настоящей главой, за период, когда товары использовались в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, должно взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящей главой, а также оформить соответствующие документы на свое имя, если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями (статья 160). Указанное лицо пользуется правами и несет обязанности, которые установлены настоящим Кодексом в отношении лица, получившего разрешение на переработку товаров, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров.
6. Разрешение на переработку товаров может быть предоставлено как до, так и после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при условии соблюдения заявителем требований и условий, установленных настоящим параграфом.
7. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 179
Получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории в соответствии со ст. 174 ТК РФ является необходимым условием помещения товаров под указанный таможенный режим. Разрешение на переработку может получить любое заинтересованное российское лицо. Заинтересованным лицом признается лицо, интересы которого затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из Кодекса не вытекает иное (подп. 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В контексте настоящей статьи под заинтересованным следует понимать не только лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке, но также лицо, обеспечивающее проведение процесса переработки, в том числе при многоступенчатой переработке, когда переработка производится последовательно несколькими организациями.
Не содержит Кодекс также требования о том, чтобы заинтересованное лицо было собственником товара, предназначенного для помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории. Это означает, что товары могут ввозиться на таможенную территорию для переработки на основании договора, по которому иностранное лицо остается собственником ввозимых исходных материалов и продуктов их переработки, а фактический переработчик только оказывает услуги по переработке в соответствии с условиями договора.
Определяя круг лиц, которым может быть выдано разрешение на переработку товаров, комментируемая статья тем самым определяет круг лиц, которые вправе поместить товары под таможенный режим переработки на таможенной территории и которые являются ответственными за соблюдение его условий и требований. Ответственность за соблюдение условий и требований таможенного режима складывается из:
1) ответственности за уплату таможенных пошлин и иных налогов (в соответствии с п. 2 ст. 320 ТК РФ лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, при несоблюдении требований и условий, установленных Кодексом для применения такого режима, являются ответственными за уплату таможенных платежей);
2) административной ответственности (ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований, условий, ограничений таможенного режима, изменение состояния товаров и транспортных средств, помещенных под таможенный режим, пользование либо распоряжение такими товарами и транспортными средствами не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены, а ч. 2 указанной статьи - за завершение действия таможенного режима с нарушением установленного срока).
Разрешение на переработку товаров обычно получается заблаговременно до ввоза товаров на таможенную территорию. Однако п. 6 комментируемой статьи предусматривает, что такое разрешение может быть выдано и после ввоза товаров, если соблюдаются условия помещения товаров под таможенный режим. Указанный пункт в совокупности с п. 3 ст. 174 ТК РФ означает, что получение разрешения на переработку возможно не только после фактического пересечения товарами таможенной границы, но также и после помещения их под иные таможенные режимы. Это положение соответствует рекомендуемому правилу 10 главы 1 Специального приложения F к Киотской конвенции, согласно которому, если заявление на переработку на таможенной территории подано после ввоза товаров и оно отвечает критериям для выдачи соответствующего разрешения, такое разрешение должно быть выдано задним числом. В комментарии Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции особо отмечено, что это разрешение на переработку должно быть выдано в том числе на товары, оформленные для внутреннего потребления (с возвратом уплаченных таможенных платежей).
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи разрешение на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока, установленного для переработки товаров. Проведение операций по переработке, а также завершение действия таможенного режима допускается и с нарушением установленного срока (в этом случае лицо подлежит привлечению к административной ответственности). Однако помещение под таможенный режим новых товаров, предназначенных для переработки, за пределами установленного срока невозможно. В этом случае необходимо получение нового разрешения. Следует также иметь в виду, что льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки предоставляются только в случае завершения режима переработки в установленный срок.
Пункт 3 ст. 179 ТК РФ закрепляет перечень сведений, которые должны содержаться в разрешении на переработку товаров на таможенной территории. Этот перечень в целом воспроизводит перечень сведений, которые указываются лицом в заявлении на переработку (ст. 180 ТК РФ), и включает сведения:
- об описании, качестве, количестве товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
- об операциях по переработке товаров и способах их совершения (ст. 176 ТК РФ);
- о норме выхода продуктов переработки (ст. 178 ТК РФ);
- о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки (ст. 175 ТК РФ);
- о сроке переработки (ст. 177 ТК РФ).
ГТК России может определить иные сведения, подлежащие включению в разрешение на переработку на таможенной территории, если это необходимо для таможенных целей. Это могут быть сведения о возможной замене товаров, предполагаемых к помещению под таможенный режим переработки на таможенной территории, другими товарами, о местах, в которых планируется осуществлять операции по переработке, и др. Могут быть предусмотрены графы, которые необходимо заполнить в случае передачи разрешения на переработку другому лицу.
Возможность передачи разрешения на переработку товаров на таможенной территории другому лицу закреплена в Законе впервые. Раньше такая передача не только не допускалась, но и влекла административную ответственность за нарушение условий, ограничений и требований таможенного режима в соответствии со ст. 273 ТК РФ (ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ). С передачей разрешения на переработку на таможенной территории переходят не только права по использованию указанного таможенного режима, но и обязанности по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных его правовой регламентацией, а также бремя ответственности.
Лицо, которому передается разрешение на переработку, должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к лицу, получающему разрешение на переработку товаров (российское заинтересованное лицо).
Передача разрешения на переработку товаров возлагает ряд обязанностей как на лицо, получившее разрешение на переработку, так и на лицо, которому передается такое разрешение, перед таможенным органом.
Лицо, которое передает разрешение на переработку товаров, обязано:
- представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий таможенного режима за период с момента помещения товаров под таможенный режим и до момента обращения лица с заявлением о передаче разрешения (какие операции по переработке товара произведены, в отношении какой части товаров, предназначенных для переработки, режим завершен, использовались ли для производства продуктов переработки эквивалентные товары и в каком объеме и т.д.);
- уплатить таможенные пошлины, налоги, если за указанный период наступили события, влекущие наступление этой обязанности.
Лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, обязано:
- взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий таможенного режима;
- если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями, оформить соответствующие документы (договор поручительства, банковскую гарантию, обязательство об обратном вывозе продуктов переработки и т.д.) на свое имя.
С момента принятия таможенным органом разрешения на передачу разрешения на переработку товаров на таможенной территории лицо, получившее такое разрешение, выступает перед таможенным органом в качестве лица, поместившего товар под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Киотская конвенция предусматривает выдачу генерального разрешения на переработку лицам, осуществляющим регулярные операции по переработке на таможенной территории (рекомендуемое правило 11 главы 1 Специального приложения F), которое в ТК РФ отражения не нашло.
Статья 180. Порядок выдачи разрешения на переработку товаров
1. Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
о заявителе;
о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;
о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;
об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;
о норме выхода продуктов переработки;
о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;
о сроке переработки товаров.
2. Форма заявления и форма представления содержащихся в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
3. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет соблюдение установленных требований и условий, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
4. В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае, если:
1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает 500 тысяч рублей;
3) под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки ранее ввезенных товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 184 настоящего Кодекса.
5. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 настоящего Кодекса.
6. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Заявитель уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.
Комментарий к статье 180
Статьей 180 ТК РФ предусмотрен общий и упрощенный порядок выдачи разрешения на переработку товаров на таможенной территории. Общий порядок включает подачу заявления на переработку, рассмотрение указанного заявления таможенным органом и принятие по нему решения.
1. Подача заявления. Заявление на переработку товаров на таможенной территории подается в таможенный орган по форме, установленной ГТК России. Такое заявление должно содержать сведения:
- об описании, качестве, количестве товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
- об операциях по переработке товаров, способах и сроках их совершения (ст. 176 ТК РФ);
- о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке;
- о норме выхода продуктов переработки (ст. 178 ТК РФ);
- о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки (ст. 175 ТК РФ);
- о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами (ст. 186 ТК РФ);
- о сроке переработки (ст. 177 ТК РФ).
ГТК России устанавливает не только форму заявления на переработку товаров, но также и форму представления указанных сведений. Заявленные сведения должны быть подтверждены приложенными к заявлению документами. В отличие от других статей ТК РФ, содержащих перечни документов, которыми могут быть подтверждены необходимые сведения (ст. 73 - 76, 102, 131 ТК РФ), комментируемая статья такого перечня не приводит, в связи с чем таможенному органу могут представляться любые имеющиеся у заинтересованного лица документы (договор на переработку, описание технологического процесса, экспертные заключения и др.), которыми обычно подтверждаются соответствующие сведения.
Сведения, указываемые в заявлении на переработку товаров (за исключением сведений о сроках совершения операций по переработке, местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке, а также о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами), отражаются также в разрешении на переработку товаров.
2. Рассмотрение заявления таможенным органом. По общему правилу заявление на переработку товаров на таможенной территории рассматривается в течение 30 дней со дня его поступления. В период рассмотрения заявления таможенный орган:
- проверяет соблюдение установленных требований и условий;
- принимает решение о согласовании заявленных лицом срока переработки товаров и нормы выхода продуктов переработки.
В случае необходимости запроса дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.
3. Принятие решения по заявлению. По результатам рассмотрения заявления на переработку товаров таможенный орган принимает решение о выдаче разрешения на переработку товаров либо на отказ в его выдаче. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на переработку товаров являются:
- несоблюдение заявителем требований и условий, установленных для подачи заявления;
- отказ в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки товара или срока переработки товаров.
Отказ в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть мотивирован и может быть обжалован в соответствии с порядком, установленным главой 7 настоящего Кодекса.
Упрощенный порядок получения разрешения на переработку предполагает подачу вместо заявления непосредственно таможенной декларации и решения вопроса о возможности помещения товаров под заявленный таможенный режим в пределах срока, установленного п. 1 ст. 359 ТК РФ для проверки таможенной декларации (три дня). Условиями применения упрощенного порядка являются одновременное предъявление как ввозимых товаров, являющихся предметом переработки, так и вывозимых продуктов переработки, а также декларирование их одному таможенному органу. Упрощенный порядок может быть применен в отношении:
- товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории с целью проведения операций по ремонту, в том числе возмездному;
- товаров, таможенная стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.;
- остатков товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории (см. комментарий к п. 1 ст. 184 ТК РФ).
Статья 181. Отзыв разрешения на переработку товаров
1. Выданное разрешение на переработку товаров отзывается таможенным органом, если в соответствии с принятым на основании пункта 4 статьи 174 настоящего Кодекса актом Правительства Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории не допускается.
2. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
3. При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить указанный таможенный режим в соответствии с настоящим параграфом.
4. Форма отзыва разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Комментарий к статье 181
Пункт 4 ст. 174 ТК РФ предусматривает право Правительства РФ в интересах отечественных товаропроизводителей:
- определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается (если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ);
- устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввозимых товаров к проведению операций по переработке в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории.
Установление указанных запретов и ограничений влечет отзыв разрешения на переработку товаров, в отношении которых введены такие запреты и ограничения. Последствия отзыва выражаются в невозможности помещения вновь ввозимых товаров под таможенный режим переработки.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи отзыв разрешения на переработку товаров действует не со дня выдачи разрешения, а со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства РФ. Такой момент вступления в силу решения об отзыве предопределяет положение п. 3 этой статьи, в соответствии с которым в отношении товаров, помещенных под таможенный режим до отзыва разрешения на переработку (точнее было бы сказать до введения в действие постановления Правительства РФ), допускается завершение таможенного режима (окончание совершаемых операций по переработке, распоряжение продуктами переработки одним из предусмотренных способов). При этом завершение режима производится не в какие-то ограниченные сроки, а в соответствии с установленными сроками переработки.
Одной из гарантий защиты интересов производителей при введении запретов и ограничений служит оговорка, в соответствии с которой акты Правительства РФ, устанавливающие такие запреты и ограничения, вступают в силу не позднее 90 дней со дня их опубликования.
ТК РФ 1993 г. была предусмотрена процедура не только отзыва лицензии на переработку товаров на таможенной территории, но и ее аннулирования. Лицензия подлежала аннулированию, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Основаниями для отзыва лицензии служили несоблюдение условий, ограничений и требований таможенного режима и несоответствие лицензии экономической политике РФ. Решение об отзыве лицензии действовало с момента принятия соответствующего решения, а об аннулировании лицензии - со дня ее выдачи. По новому ТК РФ возможность аннулирования разрешения, а также отзыва по другим основаниям, кроме введения Правительством РФ запретов и ограничений, не предусмотрена. В связи с этим следует отметить, что за ненадлежащее использование таможенного режима наступает административная ответственность в соответствии со ст. 16.19 КоАП РФ, однако нарушение установленного порядка выдачи разрешения на переработку, в том числе представление неполных или недействительных документов, никаких неблагоприятных последствий для лица не влечет. Это будет требовать от таможенных органов более взвешенного похода при принятии решения о выдаче разрешения на переработку товаров и более внимательного изучения всех представленных документов и сведений непосредственно на этапе принятия такого решения (если только не будет предусмотрен механизм признания его ничтожным и не порождающим правовые последствия).
Статья 182. Освобождение продуктов переработки от вывозных таможенных пошлин. Применение к продуктам переработки запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
1. При вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
2. В отношении вывозимых продуктов переработки применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Комментарий к статье 182
Стандартное правило 2 главы 1 Специального приложения F к Киотской конвенции предусматривает, что товары, допущенные к переработке на таможенной территории, подлежат условному освобождению от ввозных таможенных пошлин, налогов. Однако ввозные пошлины и налоги могут взиматься с любых продуктов, образовавшихся в результате переработки на таможенной территории, включая отходы, которые не вывезены или не переработаны в коммерчески непригодное состояние.
Статья 182 ТК РФ соответствует приведенному общему принципу и устанавливает, что таможенные пошлины при вывозе с таможенной территории РФ не уплачиваются. Такое положение представляется правильным в случае использования операций по переработке и обработке товаров, изготовлению новых товаров, ремонту, поскольку в этом случае доля иностранных товаров в продуктах переработки преобладает. Однако при переработке товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, создается возможность беспошлинного вывоза российского сырья и материалов, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины.
Вывозные таможенные пошлины не уплачиваются также в случае вывоза продуктов переработки за пределами сроков, установленных в разрешении на переработку товаров, поскольку соблюдение такого срока имеет значение только для предоставления льготы в отношении ввозимых товаров.
В отношении вывозимых продуктов переработки применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе экономического характера.
О порядке уплаты таможенных пошлин и налогов в случае завершения таможенного режима переработки путем помещения продуктов переработки под иной таможенный режим, в том числе их выпуска для свободного обращения, см. комментарий к ст. 185 ТК РФ.
Статья 183. Отходы
1. В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
2. Для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
3. При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин:
цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;
цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;
цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов;
цены реализации на внутреннем рынке Российской Федерации между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в Российской Федерации при реализации товаров.
Комментарий к статье 183
Процесс переработки ряда товаров влечет образование отходов (побочной продукции), которые не были целью производственного процесса и не находят применения у переработчика, однако могут быть использованы в других секторах экономики. Указанные товары изготавливаются из товаров, которые не выпущены для свободного обращения на территории РФ, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве российских в смысле ст. 11 ТК РФ. Этим обусловлено требование о декларировании отходов и обложении их таможенными пошлинами, налогами (ст. 123, п. 1 ст. 183 ТК РФ). Требование о декларировании отходов, образовавшихся в результате переработки на таможенной территории, и об уплате в отношении их таможенных пошлин, налогов не предъявляется только в случаях, когда они:
- вывезены за пределы таможенной территории РФ;
- переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на территории РФ и не могут быть восстановлены в первоначальное состояние экономически выгодным способом.
Приведенное положение соответствует стандартному правилу 2 главы 1 Специального приложения F к Киотской конвенции, допускающему взимание ввозных пошлин, и налогов с любых продуктов переработки на таможенной территории, включая отходы, которые не вывезены или не переработаны в коммерчески непригодное состояние.
Для целей взимания таможенных пошлин налогов отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории, рассматриваются как ввезенные в РФ в таком состоянии.
В соответствии со ст. 19 - 21 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*> при использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами под таможенной стоимостью ввозимого товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы. В качестве основы для определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами принимается соответственно цена сделки с идентичными товарами (одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения, производителю) или с однородными товарами (имеющими сходные характеристики и состоящими из схожих компонентов и в связи с этим выполняющих те же функции, что и оцениваемые товары, а также могущих быть коммерчески взаимозаменяемыми). Указанные методы в большинстве случаев не могут быть использованы при определении таможенной стоимости отходов продуктов переработки, в связи с чем п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность определения таможенной стоимости также в размере следующих величин:
--------------------------------
<*> ВВС. 1993. N 23. Ст. 821.
- цены продажи отходов при первой их реализации на таможенной территории РФ;
- цены продажи товаров, являющихся идентичными отходам или однородными с отходами, при первой их реализации покупателю;
- цены сделки с товарами, являющимися идентичными отходам или однородными с отходами, проданными на экспорт в РФ;
- цены реализации на внутреннем рынке товаров, являющихся идентичными отходам или однородными с отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате при их реализации.
Статья 184. Остатки
1. Остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.
2. В отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии.
Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
Сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения.
Комментарий к статье 184
Статья 184 ТК РФ регламентирует статус остатков, т.е. оставшейся части товаров, помещенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД России в той же товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим. Обычно под остатками понимается только та часть товара, из которой невозможно изготовление одной единицы товарной продукции согласно установленным нормам выхода продуктов переработки.
В соответствии с комментируемой статьей остатки могут быть вывезены с таможенной территории РФ либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории. Помещение остатков повторно под таможенный режим переработки предусмотрено для случаев, когда из них предполагается изготовление других товаров и как следствие требуется получение нового разрешения и установление новых норм выхода продуктов переработки. Одновременно ст. 185 ТК РФ закрепляет, что ввезенные товары в неизменном состоянии (под которыми следует понимать также остатки) могут быть вывезены с таможенной территории РФ или помещены под иной таможенный режим, в том числе под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Представляется, что п. 1 комментируемой статьи необходимо толковать в совокупности со ст. 185 ТК РФ.
Определяя порядок взимания таможенных платежей, п. 2 рассматриваемой статьи устанавливает, что таможенные пошлины, налоги подлежат уплате только в отношении невывезенных остатков. Вывозные таможенные пошлины в отношении остатков при их вывозе с таможенной территории РФ не уплачиваются (п. 1 комментируемой статьи).
Статья 185. Завершение и приостановление таможенного режима
1. Не позднее дня истечения срока переработки (статья 177) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
2. Если продукты переработки вывозятся с таможенной территории Российской Федерации несколькими партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров (статья 179), может производиться периодически после вывоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку на таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет лицу, получившему разрешение на переработку товаров, уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
3. Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом.
4. При выпуске для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.
5. По запросу заинтересованного лица действие таможенного режима переработки на таможенной территории может быть приостановлено:
при помещении продуктов переработки на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса;
при помещении продуктов переработки под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
6. Приостановление действия таможенного режима переработки на таможенной территории влечет приостановление течения срока переработки товаров (статья 177). Проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей статьей, за период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории не начисляются и не уплачиваются.
Проведение операций по переработке товаров (статья 176) в период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории не допускается.
7. Таможенный режим переработки на таможенной территории также может быть завершен вывозом ввезенных товаров в неизменном состоянии (реэкспортом).
Комментарий к статье 185
ТК РФ закрепляет несколько способов завершения таможенного режима переработки товаров на таможенной территории. Эти способы включают не только случаи, когда осуществлены операции по переработке товаров и образованы продукты переработки, но также случаи, когда переработка товаров по каким-либо причинам не проводилась и ввезенные товары остались в прежнем состоянии. Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории может быть завершен:
1) вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ;
2) помещением продуктов переработки под иной таможенный режим;
3) вывозом ввезенных товаров в неизменном состоянии с таможенной территории РФ;
4) помещением ввезенных товаров в неизменном состоянии под иной таможенный режим.
Вывоз продуктов переработки установлен в качестве основного способа завершения таможенного режима переработки на таможенной территории. Остальные три способа завершения таможенного режима и ТК РФ, и международными стандартами рассматриваются в качестве альтернативных. Выбор способа завершения таможенного режима переработки на таможенной территории напрямую влияет на применение таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещенных под указанный таможенный режим. Так, содержание таможенного режима переработки на таможенной территории предполагает полное условное освобождение от ввозных таможенных платежей только в тех случаях, когда продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ (ст. 173 ТК РФ). В отношении товаров, вывезенных в неизменном состоянии, ввозные таможенные пошлины, налоги также не уплачиваются. В случае когда продукты переработки или ввезенные товары в неизменном состоянии остаются на территории РФ, в отношении ввезенных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, поскольку условие полного освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренное ст. 173 ТК РФ, не соблюдается. Важно подчеркнуть, что таможенные пошлины и налоги в этом случае взимаются не с продуктов переработки, а с ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории: таможенное регулирование не должно приводить к обложению компенсационных товаров, являющихся результатом переработки на таможенной территории, более низкими пошлинами и налогами, чем те, которыми облагается национальная продукция аналогичного характера.
Хотя ст. 185 ТК РФ предусматривает возможность завершения таможенного режима переработки помещением ввезенных товаров в неизменном состоянии или продуктов переработки под любой таможенный режим, наиболее часто для этих целей применяется таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи при выпуске для свободного обращения ввезенных товаров в неизменном состоянии или продуктов переработки уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. Дополнительно с указанных сумм взимаются проценты по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, как если бы в отношении их была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. Таможенные пошлины, налоги в отношении самих продуктов переработки, помещаемых под режим выпуска для свободного обращения, не уплачиваются в силу базового принципа, закрепленного в ст. 321 ТК РФ, согласно которому общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, как если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов. Применение таможенных платежей в отношении отходов и остатков зависит не от способа завершения таможенного режима переработки на таможенной территории, а от способа распоряжения самими отходами (остатками), поскольку эти способы не обязательно должны совпадать (например, продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ, а отходы помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения (подробнее см. комментарий к ст. 183 ТК РФ)).
Ввезенные товары, оставшиеся в неизменном состоянии, вывозятся с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 239 ТК РФ). При вывозе реэкспортируемых товаров с таможенной территории РФ вывозные таможенные пошлины не уплачиваются (п. 2 ст. 241 ТК РФ).
Возможность приостановления таможенного режима введена в ТК РФ впервые. Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть приостановлен путем помещения продуктов переработки под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения (таможенный склад, временный ввоз и др.). Приостановление таможенного режима допускается при помещении под другой таможенный режим только продуктов переработки, но не самих ввезенных товаров.
В случае приостановления действия таможенного режима:
- течение срока переработки приостанавливается;
- проценты, начисление и уплата которых предусмотрена в случае выпуска ввезенных товаров в неизменном состоянии или продуктов переработки в свободное обращение, за период приостановления действия таможенного режима не начисляются и не уплачиваются;
- операции по переработке не проводятся.
Приостановление таможенного режима переработки на таможенной территории допускается с разрешения таможенного органа.
Статья 186. Эквивалентная компенсация
1. С разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами (эквивалентная компенсация).
2. Продукты, полученные в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки ввезенных товаров в соответствии с положениями настоящей главы.
3. Эквивалентные товары в таможенных целях имеют статус ввезенных товаров, а ввезенные товары - статус товаров, который имели эквивалентные товары.
4. Если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки на таможенной территории при условии наличия разрешения на переработку. Таможенные органы устанавливают срок для ввоза таких товаров.
Комментарий к статье 186
Пунктами 1 и 4 ст. 186 ТК РФ допускается возможность замены ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами (эквивалентная компенсация), а также вывоз продуктов переработки до ввоза иностранных товаров, предназначенных для переработки на таможенной территории (опережающая поставка). Опережающая поставка является частным случаем эквивалентной компенсации и предусматривает не только изготовление продуктов переработки из товаров, отличных от помещенных под таможенный режим, но также и их вывоз с таможенной территории до ввоза таких товаров при наличии разрешения на переработку. Использование механизма опережающей поставки позволяет не приостанавливать непрерывный цикл производства продукции в случаях, когда иностранные товары поставляются с задержкой, а заменить их имеющимися на территории РФ аналогичными (эквивалентными) товарами. Эквивалентная компенсация является экономически оправданной также и в других случаях.
Так, в целях обеспечения бесперебойной работы российских предприятий с непрерывным технологическим циклом переработки уранового сырья и обеспечения соблюдения контрактных сроков экспортных поставок при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории и под таможенным контролем Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2000 г. N 681 <*> была предусмотрена возможность замены (полной или частичной) российским сырьем аналогичного качества ввозимого на таможенную территорию РФ иностранного уранового сырья. В целях повышения конкурентоспособности поставляемой на экспорт, передаваемой за границу в аренду и временное пользование российской авиационной техники (воздушных судов, их составных частей, агрегатов, оборудования, запасных частей к ним) при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем с целью ремонта (гарантийного и послегарантийного) российской авиационной техники, ранее вывезенной с таможенной территории РФ, Постановлением Правительства РФ от 8 августа 1999 г. N 908 <**> допускались:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 38. Ст. 3811.
<**> СЗ РФ. 1999. N 34. Ст. 4276.
- замена ввозимых для ремонта неисправных изделий на аналогичные (отличающиеся индивидуальными заводскими или порядковыми номерами) исправные российские изделия;
- вывоз с таможенной территории РФ в качестве продуктов переработки исправных российских изделий до ввоза предназначенных для ремонта аналогичных неисправных изделий.
Под эквивалентными товарами следует понимать российские или иностранные товары, идентичные по своему описанию, качеству и техническим характеристикам товарам, предназначенным для переработки на таможенной территории. Это позволяет рассматривать такие товары для таможенных целей в качестве товаров, помещенных под таможенный режим переработки, а изготовленные из них компенсационные товары - в качестве продуктов переработки.
Эквивалентная компенсация допускается только с разрешения таможенного органа. В случае выдачи разрешения на опережающую поставку таможенный орган должен установить срок, в течение которого необходимо ввезти в РФ товары, замененные эквивалентными. Этот срок должен быть достаточным для закупки товаров и их доставки на таможенную территорию РФ. Неввоз таких товаров на таможенную территорию РФ влечет ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, а их ввоз с нарушением установленного срока - с ч. 2 указанной статьи.
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений