logo
ТамК_комм_Козырин_2004

Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации

Статья 69. Место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации

1. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407). В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

2. После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

3. Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

4. Положения настоящей статьи не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 69

Под прибытием товаров на таможенную территорию РФ следует понимать доставку товаров из места пересечения таможенной границы в пункт пропуска, в котором в отношении товаров осуществляется пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*> пунктом пропуска признается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды государственного контроля, и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

--------------------------------

<*> ВВС. 1993. N 17. Ст. 594.

Пункты пропуска устанавливаются решением Правительства РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, согласованным с пограничной службой <*>, другими заинтересованными органами исполнительной власти. Установление пункта пропуска с указанием его классификации публикуется в печати, сообщается консульским и иным службам. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" <**> предусмотрена классификация пунктов пропуска в зависимости от вида (морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные, пешеходные), характера международного сообщения (пассажирские, грузовые и грузопассажирские) и режима работы (постоянный, временный, сезонный). Пунктом 1 ст. 69 ТК РФ предусмотрено право Правительства РФ устанавливать пункты пропуска также для отдельных видов товаров.

--------------------------------

<*> Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1101) с 1 июля 2003 г. ФПС России упразднена и ее функции переданы ФСБ России, в структуре которой создана Пограничная служба, возглавляемая первым заместителем директора ФСБ России - руководителем Пограничной службы.

<**> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 485.

Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрены случаи, когда пропуск через Государственную границу товаров и транспортных средств осуществляется не в пунктах пропуска, а в иных местах. Так, при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования пересекают Государственную границу в порядке, определяемом международными договорами, нормативными актами Правительства РФ. Допускается пересечение Государственной границы в неустановленных местах в случаях вынужденного пересечения Государственной границы транспортными средствами, захода на территорию РФ иностранных судов, влета в воздушное пространство РФ воздушных судов, в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна, доставки спасенных людей, а также иных чрезвычайных обстоятельств. При вынужденном пересечении Государственной границы капитан судна, командир воздушного судна обязан немедленно сообщить о происшествии администрации морского (речного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении границы войска пограничной службы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно полученным указаниям. О прибытии товаров в неустановленных местах уведомляются таможенные органы.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в п. 1 комментируемой статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. Необходимость четкой регламентации действий перевозчика на этой стадии перемещения товаров через таможенную границу обусловлена прежде всего тем, что пункты пропуска не всегда расположены непосредственно на линии таможенной границы, поэтому ввезенные на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства до прибытия в пункт пропуска лишь формально находятся под таможенным контролем. Законодатель запрещает до предъявления товаров к таможенному контролю какие-либо изменение их состояния, нарушение их упаковки, изменение, удаление, уничтожение или повреждение средств таможенной идентификации.

Предъявление товаров таможенному органу заключается в представлении таможенному органу сведений и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля. После принятия документов по требованию таможенного органа товары и транспортные средства фактически предъявляются таможенному органу.

Порядок проверки таможенным органом представленных перевозчиком сведений и документов, осмотра товаров и транспортных средств определяется применительно к виду транспорта, которым осуществляется перевозка. Например, при перевозке товаров автомобильным транспортном сотрудник таможенного органа проверяет:

- состояние грузовых отделений транспортного средства (контейнеров);

- состояние тары или упаковки при перевозках товаров в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, не соответствующих правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами;

- сохранность наложенных на грузовые отделения транспортных средств (контейнеров) средств таможенной идентификации;

- таможенные и товаросопроводительные документы, в том числе перевозимые в специальном опломбированном отделении транспортного средства, производит вскрытие этого отделения и выемку документов, после завершения проверки документов накладывает новые средства таможенной идентификации.

Поскольку предъявление товаров таможенному органу в соответствии со ст. 77 ТК РФ фактически открывает процедуру временного хранения и с этого дня начинает течь срок временного хранения, дата представления перевозчиком документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, должна фиксироваться таможенным органом и лицом, ответственным за товары.

Любые операции с товарами и транспортными средствами в пункте пропуска осуществляются в соответствии с установленным в этом пункте пропуска режимом. Под режимом пункта пропуска понимается порядок въезда и выезда лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) товаров, животных, время работы органов, осуществляющих контроль.

Режим в пунктах пропуска, оборудованных на транспортных объектах (железнодорожных станциях, вокзалах, аэропортах, аэродромах и пр.), устанавливается транспортными федеральными органами исполнительной власти. Если пункт пропуска оборудован вне транспортного объекта, режим устанавливается войсками пограничной службы совместно с таможенными и другими органами, осуществляющими контроль в этом пункте пропуска. По согласованию со всеми органами, осуществляющими контроль в пункте пропуска, начальник транспортного объекта (аэропорта, аэродрома, морского, речного порта и т.д.) издает приказ (инструкцию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска, основные положения которого в общедоступной форме доводятся до лиц, прибывающих в пункт пропуска, его администрацией.

В зонах таможенного контроля вводятся дополнительные режимные ограничения, устанавливаемые непосредственно таможенными органами. Таможенные органы совместно с транспортной, пограничной и дорожными службами обеспечивают в местах пересечения границы и на трассе размещение соответствующих дорожных знаков, указателей о месте расположения пункта пропуска, зонах таможенного контроля.

В соответствии с Международной конвенцией о согласовании условий проведения контроля грузов на границах <*> таможенные органы обязаны публично, в общедоступной форме предоставлять информацию о пунктах пропуска через Государственную границу, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, юридических предписаниях и правилах, которые могут потребовать осуществления других видов контроля, отличных от таможенного. Это положение положено в основу п. 3 ст. 69 ТК РФ.

--------------------------------

<*> Заключена в Женеве 21 октября 1982 г.

Все положения, касающиеся прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, не применяются в отношении товаров, перевозимых морскими и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, расположенных на российской территории. Такие товары не имеют места прибытия как такового, и таможенный контроль в отношении их не осуществляется.

Статья 70. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

1. Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

2. Расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

Комментарий к статье 70

Статья 70 ТК РФ определяет порядок действий перевозчика при возникновении аварии, наступлении обстоятельств непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия. Ранее обязанности перевозчика в случае аварии или действия непреодолимой силы предусматривались таможенным законодательством лишь в случае, если такие обстоятельства возникали на этапе доставки товаров в место, определенное таможенным органом. Действия перевозчика при наступлении указанных обстоятельств в период доставки товара из места пересечения границы в пункт пропуска никак не регламентировались.

Слово авария (от итал. avaria - повреждение, ущерб) означает ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки. Применительно к перевозкам товаров автомобильным транспортом под аварией понимаются дорожно-транспортные происшествия, повлекшие повреждение или уничтожение транспортного средства, груза. Конвенция МДП дополнительно характеризует аварию как дорожно-транспортное происшествие, повлекшее повреждение на маршруте таможенных пломб (приложение 1, раздел C). В морском праве под общей аварией (ст. 284 КТМ РФ) признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, признаются частной аварией (ст. 297 КТМ РФ). В воздушном праве аварией считается авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров (Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329 <*>). Применительно к таможенному законодательству под аварией следует понимать происшествие, угрожающее транспортному средству, вследствие которого доставка транспортного средства и товаров в установленное место прибытия становится невозможной.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 50. Ст. 6218.

Понятие непреодолимой силы определено в ст. 401 ГК РФ как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К непреодолимой силе относятся стихийные (природные) явления, чрезвычайные социальные волнения (военные действия), существенные изменения в законодательстве и иные исключительные по своему характеру обстоятельства, которые лицо при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности не могло предвидеть и преодолеть.

Под иными обстоятельствами следует понимать обстоятельства, которые не связаны с транспортными происшествиями, не носят форс-мажорный характер, но объективно препятствуют доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия. К таким обстоятельствам можно отнести произошедшее в процессе перевозки хищение товара.

При наступлении указанных выше обстоятельств перевозчик обязан:

- принять все меры для обеспечения сохранности товаров;

- незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров;

- перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Перечисленные обязанности остаются за перевозчиком и в тех случаях, когда доставка стала невозможной вследствие его неправомерных или неправильных действий (бездействия).

Действия перевозчика в той или иной ситуации, как правило, определены транспортным законодательством, регулирующим данный вид перевозки. Так, при осуществлении международной автомобильной перевозки товара с использованием книжки МДП водитель в случае аварии обязан связаться с таможенными органами, которые должны составить официальный протокол об аварии на последней желтой странице книжки МДП. Если в связи с аварией или поломкой необходимо перегрузить груз на другое транспортное средство, эта перегрузка должна происходить в присутствии представителей таможенных органов. После окончания перегрузки на автотранспортное средство или контейнер должны быть наложены новые пломбы и внесены соответствующие изменения в книжку МДП (приложение 1, раздел C). Об общей аварии при морской перевозке груза должна быть сделана запись в судовом журнале, в ближайшем порту капитан судна обязан оформить морской протест, изложив в нем обстоятельства, которые привели к необходимости причинения вреда грузу (ст. 394 КТМ РФ).

Основная обязанность перевозчика, вытекающая из договора перевозки, - доставить груз получателю в неизменном виде. В силу этого обязанность спасения груза в случае аварии является общей для всех перевозчиков независимо от вида транспортного средства, на котором перевозится товар. Меры по обеспечению сохранности товара должны приниматься разумно и быть доступными при данных обстоятельствах. Спасение груза и недопущение его неправомерного использования не должно угрожать жизни и здоровью людей. Необоснованно требовать от перевозчика принятия таких мер по спасению груза, расходы на которые превысят фактическую стоимость груза.

В процессе спасения груза могут причиняться умышленные повреждения какой-то части груза. Если будет признано, что такие действия были необходимы в данной ситуации, перевозчик освобождается от ответственности за умышленное причинение вреда. Например, выбрасывание части груза за борт вследствие попадания воды в трюм является правомерным лишь в том случае, если иной возможности спасти судно и остальной груз не имеется.

В соответствии с п. 2 ст. 70 ТК РФ таможенные органы не несут ответственности за расходы, возникшие у перевозчика в связи с принятием мер по обеспечению сохранности товаров и соблюдению иных требований, установленных настоящей статьей. Возмещение убытков перевозчику может осуществляться в рамках гражданско-правовых отношений страховой компанией или грузоотправителем, грузополучателем, третьим лицом, виновными в наступлении указанных обстоятельств.

За непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке товаров и несообщение об обстоятельствах дела в ближайший таможенный орган ст. 16.6 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Статья 71. Предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации

Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в порядке, согласованном администрацией указанного пункта пропуска с таможенным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.

Комментарий к статье 71

Впервые в рамках таможенного законодательства установлена обязанность администрации пунктов пропуска через Государственную границу предварительно уведомлять таможенные органы о месте и времени прибытия в пункты пропуска транспортных средств. Такая мера введена в целях организации таможенного и других видов контроля, ускорения процесса пропуска товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Такое уведомление следует отличать от закрепленного ст. 139 ТК РФ 1993 г. уведомления таможенных органов о пересечении таможенной границы, которое осуществляли перевозчики при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

От лица администрации обязанность уведомления возлагается на начальника аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции. Это не означает, что указанные лица должны лично сообщать таможенному органу о прибытии товаров; они должны обеспечить, чтобы таможенный орган был заранее информирован о месте и времени прибытия транспортных средств на транспортный объект. Порядок и форма подачи уведомления о прибытии согласуются администрацией пункта пропуска с таможенным органом и в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" являются составной частью режима пункта пропуска.

Статья 72. Представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации

1. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.

Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.

Если документы, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

2. Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.

3. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.

5. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

Комментарий к статье 72

В настоящем Кодексе впервые на уровне закона закрепляется перечень документов и сведений, которые перевозчик в зависимости от вида транспорта, осуществляющего международную перевозку, обязан представить таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. Перечень таких документов и сведений, представляемых при международной перевозке автомобильным транспортом, установлен ст. 73 ТК РФ, морским (речным) транспортом - ст. 74 ТК РФ, воздушным транспортом - ст. 75 ТК РФ, железнодорожным - ст. 76 ТК РФ.

До введения в действие настоящего Кодекса таможенные правила не определяли исчерпывающего перечня документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, что позволяло таможенному органу требовать от перевозчика представления документов или сообщения сведений, не влияющих на принятие решения о пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу <*>.

--------------------------------

<*> Только 1 августа 2003 г. Временной инструкцией об особенностях исполнения таможенными органами правил применения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом, утвержденной Приказом ГТК России N 828 (Таможенный вестник. 2003. N 17), было установлено, что таможенные органы вправе требовать от автоперевозчика только те документы и сведения, которые предусмотрены пп. 5 и 7 Правил применения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом, утвержденных Приказом ГТК России от 8 августа 2002 г. N 855 (Таможенный вестник. 2002. N 19).

В сложившейся международной практике, подтвержденной Киотской конвенцией, таможенные органы требуют от перевозчика представления только тех сведений, которые необходимы для идентификации товаров и транспортных средств, причем эти сведения должны опираться на требования, предусмотренные в международных соглашениях, относящихся к области транспорта (рекомендуемое правило 9 главы 1 Специального приложения A).

В развитие положений Киотской конвенции содержащаяся в комментируемой статье норма запрещает таможенным органам требовать от перевозчика представления сведений, не предусмотренных ст. 73 - 76 Кодекса. Установленный указанными статьями перечень сведений представляется достаточно обширным: законодатель установил максимально возможный перечень сведений, которые могут понадобиться в различных ситуациях. ГТК России вправе сокращать установленный перечень сведений. Так, представляется нецелесообразным требовать представления полного пакета документов в случае пропуска через таможенную границу грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, устранения последствий стихийных бедствий. Законодательное закрепление подобных положений позволяет реализовать положения Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах в части сокращения требований в отношении соблюдения формальностей, видов и продолжительности контроля.

Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый в международном сообщении груз, как правило, соответствует перечню документов, установленных ст. 73 - 76 настоящего Кодекса, и, исходя из установленного правовыми актами и обычаями делового оборота порядка их заполнения и оформления, содержит сведения, подлежащие сообщению перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. В случае если стандартный комплект документов не содержит всех необходимых сведений, перевозчик должен сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов неустановленного образца, составленных им в произвольной форме.

Документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, подаются при прибытии товаров на таможенную территорию. В то же время перевозчик вправе представить их до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию. Подобная форма представления документов принята в международной практике в соответствии с Киотской конвенцией, предписывающей наличие в национальном законодательстве положений, регулирующих порядок подачи и регистрации или проверки декларации на товары и подтверждающих документов до прибытия товаров. Так, при морских перевозках основные документы (коносамент, грузовой манифест) сразу после загрузки судна передаются в электронном виде судовому агенту в порту прибытия, который в свою очередь представляет эти документы таможенному органу. Такой порядок значительно облегчает и ускоряет проведение таможенных формальностей при прибытии судна.

Пунктом 3 ст. 72 ТК РФ предусмотрена подача документов (или их части) в электронном виде. В этом случае порядок представления документов определяется ГТК России.

Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств осуществляется по документам, составленным на иностранных языках. В соответствии с п. 4 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от перевозчика в случае необходимости перевод на русский язык сведений, указанных в ст. 73 - 76 настоящего Кодекса. Международное законодательство стремится максимально упростить процедуру оформления, поэтому таможенные органы не должны требовать от перевозчика подробного перевода текста документов.

Документы и сведения могут быть представлены как перевозчиком, так и любым иным лицом, действующим от имени перевозчика и по его поручению (отправителем, получателем, таможенным брокером, третьими лицами, действующими по поручению перевозчика). В случае представления документов третьими лицами таможенный орган должен удостовериться в наличии у них надлежащим образом оформленных полномочий по представлению указанных документов (доверенность, агентское соглашение и пр.).

Статья 73. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке автомобильным транспортом

1. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

1) о государственной регистрации транспортного средства;

2) наименование и адрес перевозчика товаров;

3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;

4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен;

10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:

1) документов на транспортное средство;

2) международной товаротранспортной накладной;

3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Комментарий к статье 73

Сведения, подлежащие представлению при международной перевозке автомобильным транспортом, можно разбить на три группы:

1) относящиеся к транспортному средству (сведения о его государственной регистрации);

2) относящиеся к договору перевозки (об участниках договора перевозки, наименование страны отправления и страны назначения, дата и место составления международной транспортной накладной);

3) относящиеся к товару (количество грузовых мест, маркировка и виды упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров либо объем товаров, за исключением крупногабаритных грузов; наименование продавца и получателя товаров в соответствии с коммерческими документами; сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен).

В качестве подтверждающих указанные сведения документов ТК РФ предусматривает:

1) документы на транспортное средство;

2) международную товаротранспортную накладную;

3) имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

В соответствии со ст. 271 ТК РФ транспортные средства, осуществляющие международные перевозки товаров, при ввозе на таможенную территорию РФ помещаются под таможенный режим временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных платежей. Исходя из этого таможенным органом должна быть обеспечена идентификация транспортного средства и установлены полномочия перевозчика на помещение транспортного средства под таможенный режим.

Основным средством идентификации транспортных средств является их государственная регистрация. Государственная регистрация транспортного средства подтверждается техническим паспортом (паспортом транспортного средства), содержащим основные идентификационные данные о транспортном средстве, а также свидетельством о регистрации. В соответствии с Конвенцией ООН о дорожном движении <*> водители транспортных средств, участвующие в международном движении, должны иметь при себе свидетельство о государственной регистрации данного транспортного средства в одной из стран. Если транспортное средство используется на основании договора аренды, субаренды или на иных основаниях, перевозчик должен представить соответствующие документы, подтверждающие правомерность его использования.

--------------------------------

<*> Заключена в Вене 8 ноября 1968 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 385 - 435.

Основным документом, подтверждающим заключение договора международной перевозки, является международная товаротранспортная накладная. Договор перевозки заключается между отправителем и перевозчиком в пользу получателя, поэтому все названные лица признаются участниками договора перевозки. В соответствии с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) <*> накладная выдается в трех оригинальных экземплярах и подписывается отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр вручается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Если в одном транспортном средстве перевозятся товары, разделенные на партии, на каждую партию может быть оформлена отдельная накладная.

--------------------------------

<*> Заключена в Женеве 19 мая 1956 г. // Международные перевозки грузов. СПб., С. 21 - 40.

В накладной должны быть указаны:

- место и дата ее составления;

- реквизиты (наименование и адрес) отправителя, перевозчика и получателя;

- принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, в случае перевозки опасных грузов - их обычно признанное обозначение;

- вес груза брутто или выраженное в других единицах количество груза;

- число грузовых мест, их особая разметка и номера;

- сведения о коммерческих документах, сопровождающих груз;

- коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

Сведения о наименовании, количестве и кодах перевозимых товаров, указанные в транспортной накладной, должны соответствовать сведениям, содержащимся в коммерческих документах, реквизиты которых указаны в накладной.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ к коммерческим документам относятся счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых таможенному органу документах, несет перевозчик. Вместе с тем КоАП РФ предусматривает принцип ответственности лица только за виновное деяние. Вина юридического лица состоит в том, что при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). Принятие мер по соблюдению правил и норм неотрывно связано с правами и обязанностями перевозчика, которые определяются различными международными правовыми актами (Конвенция о безопасности дорожного движения, Конвенции МДП, КДПГ и др.) и обычаями делового оборота.

Так, в соответствии с КДПГ указание точного наименования товара, маркировки, упаковки, веса является обязанностью отправителя, который ответственен перед перевозчиком и получателем за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих сведений. Перевозчик при принятии груза обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров и внешнее состояние груза и его упаковки. Таким образом, Конвенция не предоставляет перевозчику права и не возлагает на него обязанности требовать проверки указанных отправителем иных сведений, тем самым ограничивая его ответственность за представление таможенному органу при перемещении товаров документов, содержащих недостоверные сведения. Перевозчик вправе потребовать перепроверки указанных отправителем сведений лишь в том случае, если у него есть достаточные доказательства того, что эти сведения не соответствуют фактическим, поскольку действия отправителя в этом случае выходят за рамки договора.

Согласно ст. 39 Конвенции МДП расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушение Конвенции перевозчиком, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

1) о регистрации судна и его национальной принадлежности;

2) наименование и описание судна;

3) фамилию капитана;

4) фамилию и адрес судового агента;

5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;

6) о количестве и составе членов экипажа;

7) наименование порта отправления и порта захода судна;

8) наименование, общее количество и описание товаров;

9) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

10) наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;

11) номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;

12) наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;

13) наименование первоначальных портов отправления товаров;

14) наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;

15) описание размещения товаров на судне;

16) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

17) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;

18) о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:

1) общей декларации;

2) декларации о грузе;

3) декларации о судовых припасах;

4) декларации о личных вещах экипажа судна;

5) судовой роли;

6) списка пассажиров;

7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;

8) коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.

Комментарий к статье 74

При перевозке морским (речным) транспортом помимо подробных сведений о судне и перевозимом грузе таможенному органу сообщаются наименование порта отправления и порта захода судна; сведения об экипаже, пассажирах, судовом агенте и перевозимых ими товарах; об имеющихся на судне судовых припасах; о наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений, опасных товаров, включая оружие и боеприпасы, а также дается описание размещения товаров на судне.

Перевозчик сообщает указанные сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) общей декларации;

2) декларации о грузе;

3) декларации о судовых припасах;

4) декларации о личных вещах экипажа судна;

5) судовой роли;

6) списка пассажиров;

7) документа, выписываемого Всемирной почтовой конвенцией;

8) коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.

Каждое судно должно быть зарегистрировано в реестре судов государства, под флагом которого оно плавает. Суда, плавающие под Государственным флагом РФ, регистрируются в одном из реестров судов РФ. В Государственном судовом реестре или судовой книге (в зависимости от классности судна) регистрируются суда, вещные права на них (право собственности, оперативного управления), а также ограничения (обременения) прав на них. В бербоут-чартерном реестре регистрируются иностранные суда, переданные российским судовладельцам на основании договора фрахтования судна без экипажа, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

Национальная принадлежность судна к тому или иному государству удостоверяется регистрацией судна и выдачей свидетельства о праве собственности на судно и свидетельства о праве плавания под флагом этого государства. Наименование судна и его основные технические характеристики (описание судна - тип, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, порт приписки и пр.) указываются в регистрационном документе. Данные документы должны находиться на судне, однако ТК РФ не относит их к числу документов, представляемых таможенному органу.

До прибытия судна в порт капитан судна должен заполнить декларацию о грузе, декларацию о судовых припасах, подготовить списки пассажиров судна, проследить за заполнением декларации о личных вещах членами экипажа судна.

Декларация о грузе (грузовой манифест) представляется, как правило, судовым агентом до швартовки судна к причалу. Швартовка судна разрешается после проверки сведений, содержащихся в грузовых манифестах. В международной практике, чтобы избежать простоя судна, грузовой манифест направляется судовому агенту сразу после загрузки судна для отправки и представляется им таможенному органу, что также нашло отражение в п. 2 ст. 72 ТК РФ.

Перемещение судовых припасов осуществляется в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов (ст. 264 - 267 настоящего Кодекса). К припасам относятся товары:

- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топливо и горюче-смазочные материалы);

- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту судна;

- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажа без цели потребления этих припасов на борту судна.

Если при проверке декларации о судовых припасах будут выявлены припасы, подлежащие обложению таможенными пошлинами и налогами, они помещаются в специально отведенное помещение, которое пломбируется таможенным органом до выхода судна из территориальных вод страны.

Сведения о количестве и составе экипажа содержатся в судовой роли. Согласно Правилам ведения судовой роли, утвержденным Приказом Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 <*>, в судовой роли указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство каждого члена экипажа, его должность, документы, удостоверяющие личность (паспорт моряка), наименование порта отправления и порта прибытия судна, даты отправления и прибытия. При прибытии судна в порт судовая роль должна быть заверена капитаном судна, а при убытии - подписана капитаном судна и заверена капитаном морского порта.

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 2000. N 23.

Таможенный контроль в отношении пассажиров, находящихся на борту судна, осуществляется применительно к порядку перемещения товаров физическими лицами. Пассажиры декларируют свой багаж путем подачи таможенной декларации. Декларации о личных вещах экипажа судна заполняются членами экипажа. В них указываются сведения о товарах, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту и валютные ценности, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические и сильнодействующие вещества.

Коносамент играет роль накладной при осуществлении морской перевозки груза. В отличие от накладной, используемой при осуществлении перевозок автомобильным транспортом (CMR), коносамент является не только подтверждением договора морской перевозки и принятия груза перевозчиком, но и товарораспорядительным документом (ценной бумагой), поэтому КТМ РФ и законы других стран устанавливают обязательные условия, которым должен соответствовать коносамент.

В соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила") <*> в коносамент должны быть включены следующие данные, необходимые в целях осуществления таможенного контроля:

--------------------------------

<*> Заключена в Гамбурге 31 марта 1978 г.

1) общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, число мест или предметов и вес груза или его количество, обозначенное иным образом;

2) внешнее состояние груза;

3) наименование перевозчика, местонахождения его основного коммерческого предприятия;

4) наименование грузоотправителя;

5) наименование грузополучателя, если он указан отправителем;

6) порт погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

7) порт разгрузки согласно договору морской перевозки груза;

8) место выдачи коносамента.

Коносамент подписывается от имени перевозчика капитаном судна.

При перевозке товаров морским транспортом сообщение сведений о весе таможенному органу не является обязательным. Действительно, в отличие от накладных, заполняемых при перевозке товаров иными видами транспорта, в коносаменте не требуется обязательного указания массы груза. Перевозчик должен указать количество грузовых мест. Вместе с тем, когда речь идет о перевозке товаров, вес которых определяет их количество (угля, руды, иных навалочных и насыпных грузов), указание веса в коносаменте обязательно.

Законодательство, регулирующее морские перевозки грузов, освобождает перевозчика от ответственности в случае неправильного указания веса товара, маркировки. Поэтому в большинстве коносаментов имеется оговорка об отсутствии ответственности перевозчика за погрузку и подсчет груза ("оговорка неизвестности"). Такая оговорка делается при отсутствии у перевозчика права или возможности перепроверить сведения, указанные отправителем. Например, при перевозке угля или железной руды указывается вес, установленный на шахтах и рудниках или железной дорогой на станции отправления. Оговорка о лице, которым взвешивается груз, и о том, что судну вес неизвестен, имеется в большинстве форм коносаментов, применяемых для перевозки таких товаров. При решении вопроса о виновности перевозчика в перемещении товаров с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании, весе ввозимых товаров, таможенные органы должны руководствоваться правилами приема груза к перевозке, установленными международным и транспортным законодательством и обычаями делового оборота.

Капитан обязан сообщить таможенному органу фамилию и адрес судового агента. В соответствии со сложившейся в международной практике формой обслуживания в портах действия, связанные с товарами, работами, услугами, потребляемыми судном в порту, обеспечением соблюдения таможенных формальностей, совершает судовой агент. Как указано в ст. 232 КТМ РФ, судовой агент на основании договора морского агентирования совершает по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца. Фактически судовой агент выступает в качестве экспедитора груза в договоре транспортной экспедиции (Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 1999 г. N 5056/98 <*>). Сведения о судовом агенте могут быть сообщены таможенному органу до прибытия судна в порт.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. 1999. N 5.

Статья 75. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке воздушным транспортом

1. При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

1) указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;

2) номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;

3) наименование эксплуатанта судна;

4) о количестве членов экипажа;

5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;

6) указание видов товаров;

7) номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;

8) наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;

9) о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

10) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

11) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.

2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:

1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах;

4) авиагрузовых накладных;

5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);

6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией.

Комментарий к статье 75

С учетом особенностей воздушной перевозки перевозчик сообщает необходимые для осуществления таможенного контроля сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах;

4) авиагрузовых накладных;

5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);

6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией <*>.

--------------------------------

<*> Заключена в Сеуле 14 сентября 1994 г. // БМД. 1997. N 1.

Как и любое транспортное средство, каждое воздушное судно регистрируется в реестре государства, под флагом которого оно используется. Тем не менее в соответствии с комментируемой статьей перевозчик не должен представлять документы, подтверждающие регистрацию судна, поскольку при включении данных о воздушном судне в Государственный реестр судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся непосредственно на воздушное судно. На судно может наноситься изображение флага государства, в котором оно зарегистрировано. Наличие таких опознавательных знаков на воздушном судне является достаточным для обеспечения его идентификации.

Перевозка грузов и почты оформляется грузовыми и почтовыми авианакладными. По данным этих накладных составляется почтово-грузовая ведомость. Она является сводным документом. К ней прилагаются почтовые, грузовые и досылочные накладные.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки, является авианакладная. Авианакладная составляется в трех оригинальных экземплярах. Первый предназначен для перевозчика и подписывается грузоотправителем, второй предназначен для грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз, а третий экземпляр подписывается перевозчиком и вручается грузоотправителю после приемки груза для перевозки. В авианакладной указываются:

- реквизиты отправителя;

- реквизиты получателя;

- реквизиты агента, оформившего грузовую накладную;

- аэропорты отправления, перевалки, назначения и коды перевозчиков;

- рейс и дата перевозки груза;

- характер груза;

- количество мест, вид упаковки, особенности маркировки или номеров на местах;

- вес, количество или объем товаров.

К авианакладной прилагается обычный пакет коммерческих документов, сопровождающих груз.

Почтовыми документами, утвержденными Всемирной почтовой конвенцией, являются:

- накладная сдачи авиадепеш CN 38;

- накладная сдачи наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.), CN 41;

- накладная сдачи депеш с порожними емкостями CN 47.

Накладные сдачи депеш CN 38, CN 41 и CN 47 заполняются почтовым оператором, уполномоченным национальной почтовой администрацией на осуществление почтовой деятельности. В левом верхнем углу накладных сдачи депеш CN 38, CN 41, CN 47 любым способом (типографским, оттиском штампа или от руки) должны быть указаны данные о почтовой администрации страны отправления, местах международного почтового обмена страны отправления и страны назначения, указанных в Сборнике почтовых посылок.

Аналогично документам, представляемым при морской перевозке, при перевозке товаров воздушным транспортом подается генеральная декларация, декларация о бортовых припасах, находящихся на воздушном судне, пассажирская и багажная ведомости.

Статья 76. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке железнодорожным транспортом

1. При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

1) наименование и адрес отправителя товаров;

2) наименование и адрес получателя товаров;

3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;

4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

5) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

6) вес брутто товаров (в килограммах);

7) идентификационные номера контейнеров.

2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:

1) железнодорожной накладной;

2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Комментарий к статье 76

При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет таможенному органу железнодорожную накладную и имеющиеся у него коммерческие документы на перевозимые товары.

Железнодорожная накладная заполняется грузоотправителем. Составной частью накладной является дорожная ведомость, сопровождающая груз до станции назначения, и квитанция о приеме груза к перевозке, выдаваемая грузоотправителю (в накладной указывается номер квитанции).

В железнодорожной накладной должны быть указаны род и номер вагона; станция и дорога отправления; станция и дорога назначения; полное и точное наименование грузоотправителя и грузополучателя с указанием их почтового адреса; наименование организации, осуществляющей расчеты за перевозку груза. В графе "количество мест" указывается количество мест груза отдельно по каждому наименованию груза (при сборной отправке), по каждому роду упаковки и общее количество мест. Указывается сокращенно род тары груза, при предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у"; полное и точное наименование груза с указанием кодов товаров в соответствии с ГС и ТН ВЭД не менее чем на уровне первых четырех знаков; масса груза в килограммах. В случае определения массы груза грузоотправителем указывается способ определения массы, если она определена по стандарту, а также стандартная масса брутто и нетто одного грузового места.

В пути следования железнодорожная накладная заполняется администрацией станций в случаях:

- переадресовки груза с оформлением новых перевозочных документов;

- переадресовки груза по первоначальным перевозочным документам;

- изменения грузополучателя без изменения станции назначения;

- перегрузки груза в пути следования в другой вагон.

Статьей 27 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникающие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, несет грузоотправитель. Железные дороги имеют право выборочно проверять соответствие массы грузов и других указанных в транспортных железнодорожных накладных сведений данным, внесенным грузоотправителями в такие накладные. Предоставление железной дороге права проведения выборочных проверок не устанавливает обязанность их фактического проведения в каждой ситуации, поскольку проведение этих проверок связано с задержкой отправления грузов и может вызвать нарушение расписания движения поездов. Таким образом, наличие возможности проведения выборочной проверки перевозимого груза и непроведение такой проверки применительно к конкретному случаю нельзя рассматривать как непринятие всех зависящих от лица мер по соблюдению установленных правил и норм в целях привлечения железной дороги отправления к административной ответственности в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения. С учетом специфики перевозки грузов железнодорожным транспортом железная дорога назначения, принимающая груз за пломбами грузоотправителя и таможенного органа, полностью освобождается от ответственности за перемещение товаров с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Статья 77. Действия с товарами и транспортными средствами в месте их прибытия

1. После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).

2. С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

3. Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

4. Транспортные средства подлежат таможенному оформлению в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 77

Комментируемая статья определяет таможенные операции и процедуры, которым могут быть подвергнуты товары и транспортные средства в месте их прибытия.

Прибывшие товары после предъявления их таможенному органу могут быть:

- разгружены или перегружены;

- помещены на склад временного хранения;

- заявлены к определенному таможенному режиму;

- заявлены к внутреннему таможенному транзиту.

При этом не предполагается, что с товаром может быть совершена лишь одна из вышеперечисленных операций. Напротив, после разгрузки товар, как правило, помещается на склад временного хранения или может быть заявлен к таможенному режиму, находясь в зоне таможенного контроля без помещения на склад.

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении вне зависимости от фактического помещения их на склад временного хранения. Причем если товар помещается на склад временного хранения, срок временного хранения исчисляется не с даты его помещения на склад, а с даты предъявления таможенному органу.

Товар находится на временном хранении в месте прибытия до момента выпуска его в соответствии с таможенным режимом или помещения под иную таможенную процедуру (в том числе под процедуру внутреннего таможенного транзита). Общий срок временного хранения составляет два месяца и может быть продлен таможенным органом до четырех месяцев (подробнее см. комментарий к ст. 103 ТК РФ).

Новеллой настоящего Кодекса является право таможенных органов по истечении предельного срока временного хранения распоряжаться товарами, судьба которых владельцем не определена. Для распоряжения товарами, находящимися на временном хранении, не требуется судебного решения. Распоряжение осуществляется на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока временного хранения и составляемого по форме, установленной ГТК России. Второй экземпляр акта вручается владельцу товара, если он установлен, а копия акта - владельцу склада временного хранения.

Значимость введения этой нормы трудно переоценить. Предоставление таможенному органу полномочий по распоряжению товарами будет способствовать активизации проведения таможенного оформления товаров, находящихся на временном хранении, их владельцами, а при отсутствии лица, заинтересованного в таможенной очистке груза, существенно сократит сроки введения в оборот невостребованных товаров, исключит затоваривание складов временного хранения и порчу товаров, находящихся на временном хранении.

В месте прибытия таможенные органы реализуют свои полномочия по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Фактический контроль соблюдения ветеринарных, фитосанитарных, медико-биологических и иных требований возложен на специальные контролирующие органы. Таможенные органы обеспечивают координацию и одновременность действий других государственных органов по проверке товаров, на ввоз которых в РФ установлены запреты и ограничения.

С учетом положений Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах координация таможенного и иных видов ввозного контроля достигается следующими факторами:

- таможенные органы должны обладать полной информацией о юридических предписаниях или правилах, которые могут потребовать осуществления других видов контроля, отличных от таможенного;

- таможенные и другие контролирующие органы должны координировать свои потребности в документах и информации;

- время работы органов, осуществляющих контроль в пунктах пропуска, должно по возможности соответствовать времени работы контролирующих органов пункта пропуска сопредельного государства.

Пропуск через границу транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, производится после их таможенного оформления в режиме временного ввоза без взимания ввозных таможенных пошлин и налогов.

Помещение транспортных средств под таможенный режим временного ввоза осуществляется в месте прибытия в соответствии с требованиями главы 22 настоящего Кодекса.

Статья 78. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте прибытия

1. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.

В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.

2. Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций.

3. По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков, установленных в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.

4. В случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом несет лицо, осуществляющее грузовые операции.

5. Запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 78

Таможенный кодекс 1993 г. не придавал значения этой таможенной операции, закрепляя лишь, что такие действия могут проводиться с разрешения таможенного органа. В транспортном законодательстве, напротив, порядок и сроки выгрузки товаров, взаимоотношения лиц при проведении этой операции, ответственность за утрату или повреждение товаров в результате погрузочно-разгрузочных работ достаточно четко регламентированы.

При разгрузке товара из транспортного средства он помещается на склад временного хранения или в иные места, определенные законодательством (ст. 100 ТК РФ), либо остается в зоне таможенного контроля в месте разгрузки в соответствии с режимом зоны таможенного контроля. После разгрузки с товаром могут производиться любые операции, совершение которых предусмотрено в месте прибытия: помещение на склад временного хранения, заявление к таможенному режиму, помещение под процедуру доставки под таможенным контролем.

Под перегрузкой Киотская конвенция понимает таможенный режим, в соответствии с которым товары перегружаются под таможенным контролем с транспортного средства, используемого при ввозе, на транспортное средство, используемое при вывозе, на территории одного и того же таможенного органа, являющегося одновременно таможенным органом ввоза и вывоза. Применительно к действиям с товарами в пункте прибытия перегрузка товаров представляет собой таможенную операцию, при которой товары под таможенным контролем перегружаются с транспортного средства, на котором они были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором будет осуществляться дальнейшая перевозка. Чаще всего перегрузка (перевалка) применяется при смешанных перевозках грузов. После перегрузки товар может быть помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита или вывезен в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию РФ, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей. В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со ст. 406 и 407 настоящего Кодекса.

Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций. Территория, на которой проводятся разгрузка и перегрузка, должна быть обозначена, а по требованию таможенного органа - огорожена.

В месте разгрузки и перегрузки (перевалки) без последующего помещения на склад временного хранения товары могут находиться только в морском (речном) порту по запросу лица, осуществляющего грузовые операции, что обусловлено спецификой погрузочно-разгрузочных работ в порту. Срок такого хранения обусловлен временем, необходимым для проведения грузовых операций, но не может превышать сроки, установленные в соответствии со ст. 103 настоящего Кодекса. Инструкция о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем утверждена Приказом ГТК России от 27 августа 2003 г. N 939 <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 2003. 9 авг.

При перевозке товаров морским (речным), воздушным, железнодорожным транспортом организацию разгрузочно-погрузочных работ осуществляет морской (речной) порт, аэропорт, железнодорожная станция. Осуществление контроля за соблюдением технологического процесса разгрузки не входит в компетенцию таможенных органов. Таможенные органы осуществляют таможенное наблюдение за совершением грузовых операций с товарами, проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на товарах идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ, в случае необходимости производят таможенный досмотр товаров.

Законодатель устанавливает ответственность лица, которое проводит грузовые операции с прибывшим товаром, за уплату таможенных платежей, налогов в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам. Взыскание платежей и налогов осуществляется в соответствии с нормами настоящего Кодекса и налоговым законодательством.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством России. Такие товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, а в случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза - помещению на склад временного хранения или иные места, являющиеся зонами таможенного контроля. Следует понимать, что при этом товар из транспортного средства не выгружается.