Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
Статья 337. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
1. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае:
1) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) условного выпуска товаров;
3) перевозки и (или) хранения иностранных товаров;
4) осуществления деятельности в области таможенного дела.
2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
3. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.
5. Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей, за исключением денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 337
В отличие от ТК РФ 1993 г., в котором обеспечению уплаты таможенных платежей была посвящена всего лишь одна статья (ст. 122), в комментируемом Кодексе обеспечение уплаты таможенных платежей становится предметом регулирования отдельной главы (глава 31, ст. 337 - 347).
Подробная регламентация этого вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.
Обеспечение уплаты таможенных платежей - важная гарантия исполнения обязанностей, установленных ТК РФ. В соответствии со ст. 17 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными правовыми актами РФ, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.
Порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленный в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в главе 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72: "В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации".
В комментируемой статье законодатель определяет самые общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей:
а) перечислены основные случаи, когда должна быть обеспечена уплата таможенных платежей:
- предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
- условный выпуск товара;
- перевозка и (или) хранение иностранных товаров;
- осуществление деятельности в области таможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров);
б) определены случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не представляется:
- сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб.;
- таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены <*>;
--------------------------------
<*> Отметим, что подобная формулировка наделяет таможенные органы огромными дискреционными полномочиями (т.е. полномочиями, реализуемыми по собственному усмотрению) и вряд ли является оправданной.
в) определен круг лиц, которые могут производить обеспечение уплаты таможенных платежей:
- лица, ответственные за уплату таможенных платежей;
- любое иное лицо, действующее в пользу лица, ответственного за уплату таможенных платежей;
г) определен общий порядок <*> возврата обеспечения уплаты таможенных платежей:
--------------------------------
<*> Определяя общий порядок возврата уплаты таможенных платежей, законодатель оговаривает существование особого порядка возврата денежного залога (ст. 357 ТК РФ).
- не позднее трех дней после того как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств;
- после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей.
Новеллой ТК РФ является понятие "генеральное обеспечение" (п. 3 ст. 337 ТК РФ).
Генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей применяется в следующих случаях:
а) когда одно и то же лицо в определенный срок совершает несколько таможенных операций. В генеральном обеспечении как бы аккумулируются обеспечительные ресурсы для всех таможенных операций;
б) когда таможенные операции совершаются в нескольких таможенных органах, и при этом такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств в соответствии с ТК РФ.
Статья 338. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей
1. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.
2. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 настоящего Кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Комментарий к статье 338
Размер обеспечения таможенных платежей определяется таможенными органами. Для этого они используют в качестве ориентира (верхнего предела) суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ) или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ).
Нередко в таможенной практике оказывается невозможным определить точную сумму подлежащих уплате таможенных платежей, без которой нельзя установить размер обеспечения уплаты таможенных платежей. Этому препятствует отсутствие конкретной информации об основных параметрах (элементах) налогообложения: непредставление в таможенный орган точных сведений о наименовании товара, его количестве, стране происхождения, таможенной стоимости.
В подобных случаях законодатель предписывает устанавливать размер обеспечения исходя из наибольшей величины ставок таможенных платежей, стоимости и (или) количества товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (п. 2 ст. 338 ТК РФ). Такой подход в целом соответствует фискальному принципу таможенного права, нацеленного на то, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме поступление таможенных доходов на счета федерального бюджета.
Если таможенный орган обнаруживает признаки, которые указывают на то, что заявленные при декларировании сведения, влияющие на размер таможенных платежей, могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, он осуществляет выпуск товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (п. 3 ст. 153 ТК РФ). В этом случае размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется как разница между суммой таможенных платежей, дополнительно начисленных с учетом требований, содержащихся в пп. 1 и 2 ст. 338 ТК РФ, и суммой уплаченных таможенных платежей.
В п. 4 комментируемой статьи ГТК России наделяется правом устанавливать в отношении отдельных видов товаров фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей (наподобие ставок обеспечения), учитывая при этом положения пп. 1 и 2 ст. 338 ТК РФ.
Статья 339. Обеспечение уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела
1. Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей.
2. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее:
50 миллионов рублей для таможенного брокера;
2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;
2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;
20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.
Комментарий к статье 339
В комментируемой статье устанавливается, что обеспечение уплаты таможенных платежей является одним из требований осуществления деятельности в области таможенного дела (см. главу 3 ТК РФ).
Конкурентные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей для каждой категории лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, определены в п. 2 ст. 339 ТК РФ.
Статья 340. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
1. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:
1) залогом товаров и иного имущества;
2) банковской гарантией;
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
4) поручительством.
2. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по выбору плательщика.
3. Помимо способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347). Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Комментарий к статье 340
В комментируемой статье содержится перечень способов обеспечения таможенных платежей.
Данный перечень является открытым: правовыми актами РФ могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, не поименованные в ст. 340 ТК РФ.
Законодатель перечислил основные способы обеспечения уплаты таможенных платежей:
- залог товаров и иного имущества;
- банковская гарантия;
- внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
- поручительство.
Кроме того, он предусмотрел возможность использования дополнительного способа обеспечения уплаты таможенных платежей - договора страхования. Порядок применения договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливается ГТК России совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страхованием в соответствии со ст. 347 ТК РФ.
Важной новеллой ТК РФ является закрепление за плательщиком права самостоятельного выбора способа обеспечения уплаты таможенных платежей. Ранее действовавшее законодательство закрепляло за начальником таможенного органа право принимать решение о возможности применения отдельных способов обеспечения (например, залога).
Статья 341. Залог товаров и иного имущества
1. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Залогодателем может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо.
3. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.
4. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса. Взыскание на иное заложенное имущество обращается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комментарий к статье 341
Как известно, по своей юридической природе залог представляет собой гражданско-правовую категорию и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, имея при этом преимущество перед другими кредиторами (ст. 334 ГК РФ).
В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган - залогодержатель и лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, - залогодатель. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо.
Договор о залоге товаров содержит сведения о месте его заключения, залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета залога оформляется дополнением к основному договору.
От имени таможенного органа договор о залоге подписывается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, а также главным (старшим) бухгалтером. От имени залогодателя договор о залоге подписывается руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, а также главным бухгалтером. При этом начальник отдела таможенных платежей удостоверяет правильность указанной в договоре о залоге суммы платежей, уплата которой обеспечивается залогом.
Один экземпляр договора о залоге хранится в отделе бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа. Второй экземпляр остается у залогодателя. Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации, обеспечиваемой залогодателем за свой счет. В этом случае договор о залоге будет считаться заключенным с момента его регистрации.
Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 341 ТК РФ).
Товары и транспортные средства могут служить предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм: таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных сборов за таможенное оформление, максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) сопровождение (если такое хранение и (или) сопровождение имело место); процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Банка России, а также расходов на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.
Порядок обращения взыскания зависит от статуса товаров, являющихся предметом залога. Если такие товары находятся под таможенным контролем и переданы таможенным органам, должны применяться нормы, предусмотренные в ст. 431, 432, 434 ТК РФ. В этом случае удовлетворение требования таможенных органов за счет таких товаров осуществляется без обращения в суд.
На иное имущество взыскание обращается в порядке, установленном ГК РФ.
Статья 342. Банковская гарантия
1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее в настоящей главе - реестр), в порядке, определяемом этим органом.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.
3. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.
4. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.
Комментарий к статье 342
Налоговый кодекс, перечисляя способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, не упоминает банковскую гарантию. В то же время в п. 2 ст. 72 НК РФ предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством. Таким образом, банковская гарантия - способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей, специфический для таможенного регулирования.
Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 - 5 рабочих дней <*>.
--------------------------------
<*> Михайлов Д.Л., Лужных А.А. О некоторых аспектах работы с банковскими гарантиями и поручительствами // Деньги и кредит. 1997. N 4. С. 35.
Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что "в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате".
Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром - таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками, кредитными или страховыми организациями.
К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства о банках и банковской деятельности (Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и др.) и гражданского законодательства (ГК РФ).
В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте. При этом указанные банки, кредитные или страховые организации должны быть включены в специальный реестр, который ведет ГТК России. Таким образом, включение банка в этот реестр является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Порядок включения банков, кредитных или страховых организаций в специальный реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, определяется ГТК России. Приказы ГТК России об утверждении таких реестров публикуются в официальных изданиях ГТК России и иных СМИ (например, "Таможенные ведомости", "Таможенный вестник").
Реестр содержит основную информацию о банках и страховых организациях: наименование банка и его филиалов, код ОКПО, юридический адрес, ИНН, БИК, государственный регистрационный номер, номер и дату разрешения ГТК России на право выдавать гарантии, дату окончания действия такого разрешения. Особо в реестре выделяются следующие параметры, устанавливаемые ГТК России для каждого банка (страховой организации) - гаранта:
а) максимально допустимая сумма одной банковской гарантии (в евро или долларах США);
б) максимально допустимая сумма всех одновременно действующих банковских гарантий (в евро или долларах США).
Статья 343. Порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр
1. Включение банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. Плата за включение банка в реестр не взимается.
2. Условиями включения банка в реестр являются:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;
3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей;
4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;
5) соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года.
3. Условиями включения филиала банка в реестр являются:
1) внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
2) наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале;
3) соответствие головного банка условиям включения в реестр или включение его в реестр.
4. Условиями включения страховой организации в реестр являются:
1) наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности по видам страхования ответственности, применяемым в таможенном деле;
2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;
3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей;
4) осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет;
5) отсутствие убытков в течение последнего календарного года;
6) наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного;
7) наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала.
5. Для включения в реестр банк, кредитная организация или страховая организация обращаются в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и представляют следующие документы:
1) банк представляет:
учредительные документы;
свидетельство о регистрации юридического лица;
свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации;
лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка;
документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;
копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;
2) филиал банка дополнительно представляет:
положение о филиале;
информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала;
3) страховая организация представляет:
учредительные документы;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности;
заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации;
балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;
отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;
расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;
документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью.
6. Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий.
По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.
7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения, и принимает решение о включении банка, кредитной организации или страховой организации в реестр. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении в реестр только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы.
9. Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий, предусмотренных настоящей статьей.
Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия.
10. Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр.
Комментарий к статье 343
Ранее, в ТК РФ 1993 г., вопросы о порядке включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр не были урегулированы - такой порядок устанавливался приказами ГТК России.
Пункты 2, 3, 4 комментируемой статьи содержат исчерпывающий перечень условий, которые необходимо соблюсти для того, чтобы банк, кредитная организация или страховая организация были включены в реестр.
Новеллой данного Кодекса является отказ от взимания платы за включение банка в реестр. Ранее за это взимался сбор в размере 500-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Уплата такого сбора была обязательным условием для включения в реестр.
Для принятия решения о включении в реестр банка, кредитной организации или страховой организации подается заявление (в письменной форме), которое должно содержать сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и представляются документы, перечень которых закреплен в п. 5 комментируемой статьи.
Документы, необходимые для принятия решения о включении в реестр, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий (п. 6 комментируемой статьи). Если же были представлены оригиналы требуемых документов, то по окончании рассмотрения заявления ГТК России обязан возвратить их заявителю по его требованию.
В п. 7 комментируемой статьи закреплены максимальные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено заявление и принято решение о включении в реестр. На это таможенному органу отводится не более 30 дней со дня получения заявления.
Законодатель закрепил, что единственной причиной отказа во включении в реестр является несоблюдение условий, предусмотренных в комментируемой статье.
Статья 344. Исключение банков, кредитных организаций или страховых организаций из реестра
1. Банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из реестра по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в следующих случаях:
ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации;
отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации;
неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр;
неисполнения обязательств по банковской гарантии;
истечения одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр.
2. Исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.
3. Банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год при условии ликвидации причин исключения из реестра.
Комментарий к статье 344
Комментируемая статья содержит закрытый перечень случаев, при наступлении которых банк, кредитная или страховая организация исключается из реестра.
Законодатель закрепил, что решение по этому вопросу принимает ГТК России.
В данном перечне причин, в результате которых банк, кредитная или страховая организация исключаются из реестра, содержится пять случаев, влекущих такие последствия:
1) ликвидация или реорганизация банка, кредитной организации или страховой организации;
2) отзыв Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации;
3) неисполнение хотя бы одного из условий включения в реестр (пп. 2 - 4 ст. 343 ТК РФ);
4) неисполнение обязательств по банковской гарантии (см. комментарий к ст. 342 ТК РФ);
5) истечение одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр.
Исключение банка, кредитной или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий (п. 2 комментируемой статьи).
В случае если банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, ликвидировали причины, повлекшие их исключение, они могут быть повторно включены в реестр через один год (п. 3 комментируемой статьи).
Статья 345. Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог)
1. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.
2. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.
3. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога.
4. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса или по желанию плательщика - использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.
5. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.
Комментарий к статье 345
Статьей 340 ТК РФ предусмотрены такие способы обеспечения уплаты таможенных платежей, как залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, поручительство, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), договор страхования. Все приведенные в указанной статье способы обеспечения уплаты таможенных платежей за исключением денежного залога имеют гражданско-правовую природу, о чем свидетельствуют в том числе отсылки к применению норм гражданского законодательства, содержащиеся в ст. 341, 342, 346 и 347 ТК РФ. Вопрос о том, можно ли рассматривать денежный залог как разновидность залога имущества, а также имеет ли он гражданско-правовую природу, спорен.
Согласно ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Предметом залога ГК РФ признает всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (ст. 336). Учитывая, что исходя из смысла ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое не изъятое из оборота имущество, а денежные средства отвечают указанному требованию, в правовой доктрине существует позиция о возможности использования денежных средств в качестве предмета залога. Однако такая разновидность залога имеет особенности, в частности, залог должен предполагать передачу денежных средств в депозит залогодержателю или третьему лицу <*>.
--------------------------------
<*> См.: Научно-практический комментарий к части первой ГК РФ для предпринимателей. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1999; Брагинский М.И. Обязательство и способы их обеспечения: неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия. Комментарий к новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 1995.
Вместе с тем в информационном письме от 15 января 1998 г. N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" <*> Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку согласно ст. 349 и 350 ГК РФ удовлетворение требований кредитора осуществляется путем продажи заложенного имущества с публичных торгов с направлением вырученной суммы в погашение долга. Следовательно, одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога. Исходя из природы "безналичных денег", они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 1988. N 3.
Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог) как способ обеспечения уплаты таможенных платежей новеллой не является (ст. 122 ТК РФ 1993 г. предусматривала такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей), порядок внесения денежного залога по сравнению с прежним Кодексом существенно не изменился <*>.
--------------------------------
<*> Приказом ГТК России от 10 мая 2001 г. N 427 "О внесении на депозит причитающихся сумм для обеспечения уплаты таможенных платежей" был определен Порядок внесения денежных средств на депозит таможенного органа и их возврата.
ТК РФ не содержит ограничений по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов тем или иным способом, в связи с чем денежным залогом может быть обеспечено любое обязательство, предусмотренное ст. 337 ТК РФ (например, обязанность уплатить таможенные платежи при условном выпуске товаров). При этом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ).
Денежный залог может быть внесен лицом, ответственным за уплату таможенных платежей (например, декларантом, таможенным брокером, владельцем таможенного склада), либо любым иным лицом в пользу указанного лица. По общему правилу размер денежных средств, внесенных лицом в счет обеспечения уплаты таможенных платежей, не может превышать сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенном режимом экспорта. Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 2 - 4 ст. 338 ТК РФ (например, если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей в связи с непредставлением в таможенный орган точных сведений о таможенной стоимости товаров, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей стоимости товаров, которая может быть определена на основании имеющихся сведений).
Как и по прежнему ТК РФ, денежные средства могут вноситься в кассу или на счет таможенного органа и в валюте РФ, и в иностранной валюте, курс которой котируется Банком России. Возврат денежного залога осуществляется в валюте платежа, а в случае отсутствия у таможенного органа денежных средств в иностранной валюте платежа - в иной иностранной валюте, котируемой Банком России, либо по желанию плательщика - в валюте РФ (п. 3 ст. 357 ТК РФ). Следует отметить, что в соответствии с Приказом ГТК России от 22 декабря 1993 г. N 549 "Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров" <*> не допускалось внесение суммы денежных средств на депозит таможенного органа в различных валютах за одну товарную партию. ТК РФ никаких оговорок по этому поводу не содержит.
--------------------------------
<*> Российские вести. 1994. N 13.
Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа подтверждается выдачей таможенным органом лицу, внесшему денежный залог, таможенной расписки. Форма и порядок использования таможенной расписки устанавливается ГТК России по согласованию с Минфином России. Денежный залог возвращается лицу только при представлении таможенному органу такой расписки (п. 3 ст. 357 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст. 357 ТК РФ денежный залог подлежит возврату только плательщику указанных денежных средств, в связи с чем комментируемая статья устанавливает запрет на передачу таможенной расписки другому лицу.
Учитывая, что денежные средства за время хранения в кассе или на счете таможенного органа этим органом не используются, как, например, заемщиком в соответствии с договором займа (п. 1 ст. 809 ГК), и нахождение денежных средств на счетах таможенного органа является правомерным, проценты на сумму денежного залога не начисляются.
Основанием для возвращения плательщику внесенных денежных средств либо их зачета является исполнение обеспеченного денежным залогом обязательства (см. комментарий к ст. 357 ТК РФ). В случае неисполнения обеспеченного обязательства подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм, внесенных в качестве денежного залога.
Статья 346. Поручительство
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
Комментарий к статье 346
Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предусмотрено как в НК РФ (ст. 74), так и в ТК РФ (ст. 346).
Договор поручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично.
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между таможенным органом и поручителем. В таможенных правоотношениях поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога налогоплательщик и поручитель несут ответственность.
Соответственно таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд.
Погасив налоговую задолженность, поручитель вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных сумм, процентов и понесенных убытков.
Статья 347. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
1. В случаях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Комментарий к статье 347
В соответствии с ранее действующим законодательством уплата таможенных платежей могла быть обеспечена внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм, залогом товаров и транспортных средств, поручительством третьего лица или банковской гарантией, причем в качестве гаранта наряду с банками выступали и страховые организации (ст. 122 ТК РФ 1993 г., Правила доставки товаров под таможенным контролем, утвержденные Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304 <*>). Аналогичные способы обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрены п. 1 ст. 340 настоящего Кодекса. Помимо упомянутых традиционных способов обеспечение уплаты таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (п. 2 ст. 340 Кодекса). Ранее подобная форма обеспечения уплаты таможенных платежей применялась только в отношении таможенного перевозчика. Обеспечение уплаты таможенных платежей договором страхования широко применяется в международной практике, в частности при доставке и транзите товаров между странами - участницами Евросоюза. Использование страховых сертификатов, выдаваемых известными страховыми компаниями, практически полностью вытеснило применение на территории Евросоюза процедуры МДП и других альтернативных систем гарантий.
--------------------------------
<*> БНА ФОИВ. 1997. N 10.
Сфера применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных п. 1 ст. 340 ТК РФ, не ограничена. Закон указывает, что обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из вышеуказанных способов по выбору плательщика (п. 2 этой же статьи). Случаи обеспечения уплаты таможенных платежей договором страхования устанавливаются ГТК России совместно с Минфином России <*>.
--------------------------------
<*> Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, и ее функции переданы Минфину России.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется договор страхования риска ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), являющийся разновидностью договора имущественного страхования. Договор страхования является соглашением между страховой организацией (страховщиком) и страхователем (лицо, заключившее договор страхования), в соответствии с которым страховщик обязуется возместить страхователю, ответственность которого застрахована, или лицу, в пользу которого заключен договор страхования (выгодоприобретателю), убытки, причиненные наступлением страхового случая, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки. Применительно к таможенным отношениям должна быть застрахована ответственность лица, на которое в соответствии с таможенным законодательством возлагается обязанность уплатить таможенные платежи при определенной таможенной процедуре. Договор страхования заключается в пользу таможенных органов, действующих в интересах и от лица государства. Требование об уплате таможенных платежей по обязательству страхователя предъявляется таможенным органом напрямую страховой организации. Страховым случаем является событие, предусмотренное договором страхования, при наступлении которого страховщик осуществляет выплату страхового возмещения.
Статья 940 ГК РФ предусматривает обязательную письменную форму договора страхования. Как правило, договор страхования заключается путем составления страхового сертификата (страхового полиса), выдаваемого страховщиком по заявлению страхователя. Страховой полис представляет собой специальную типографскую самокопирующуюся форму, являющуюся бланком строгой отчетности. Он подписывается страховщиком и страхователем. В страховом полисе, как правило, указываются существенные условия договора страхования. К числу таких условий относятся объект страхования; страховой риск; лимит ответственности страховщика; срок действия договора страхования.
Объектами страхования в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <*> являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы застрахованного лица. Страховой риск представляет собой предполагаемое событие, на случай наступления которого осуществляется страхование. В отличие от страхового случая, представляющего собой реально произошедшее событие, с наступлением которого связана обязанность страховщика произвести страховую выплату, страховой риск лишь определяет, какие из наступивших событий могут быть отнесены к страховому случаю. Применительно к таможенным отношениям объектом договора страхования является уплата таможенных платежей, страховым риском - событие, наступление которого обусловливает ответственность застрахованного лица по уплате таможенных платежей. Например, при внутреннем и международном таможенном транзите к страховым рискам должны быть отнесены недоставление товаров в определенное таможенным органом место или их утрата, поскольку именно с наступлением указанных событий возникает обязанность перевозчика или экспедитора уплатить таможенные платежи. Лимит ответственности страховщика представляет собой сумму, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение. В отношении отдельных категорий лиц предельный размер страховой суммы установлен настоящим Кодексом (для таможенного перевозчика он должен быть не менее 20 млн. руб.). Если сумма таможенных платежей превышает лимит ответственности, установленный страховым полисом, таможенный орган вправе потребовать дополнительное обеспечение. Страховой полис принимается в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в пределах срока действия договора страхования. Ответственность страховщика за уплату таможенных платежей наступает с момента принятия страхового полиса таможенным органом (порядок принятия договора страхования для обеспечения уплаты таможенных платежей определяется ГТК России). Если страховой полис был принят таможенным органом после истечения срока его действия, страховая организация не несет ответственности за действия страхователя.
--------------------------------
<*> РГ. 1993. N 6. 12 янв.
Условия, на которых заключается договор страхования, определяются в стандартных правилах страхования, разработанных и принятых страховщиком. Не имея возможности включить все условия, содержащиеся в правилах страхования, в текст страхового полиса (к примеру, правила расчета страховой премии или порядок и условия осуществления выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая), страховщик указывает на применение правил страхования в страховом полисе. В этом случае правила страхования являются неотъемлемой частью договора страхования. В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" правила страхования подлежат лицензированию в органе страхового надзора. Страховщик вправе осуществлять страховую деятельность только на основании правил страхования, разрешенных к использованию этим органом.
Несмотря на все преимущества использования договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (менее дорогостоящий по сравнению с остальными способами, более доступен в связи с широко развитым рынком страховых компаний), представляется, что для таможенных органов применение договора страхования может быть сопряжено с определенными трудностями, обусловленными спецификой страхования.
В отличие от традиционных способов обеспечения, при которых уплата таможенных платежей лицом, предоставившим обеспечение, не зависит от обстоятельств, обусловивших возникновение основного обязательства (обязательства по уплате таможенных платежей), договор страхования обеспечивает уплату таможенных платежей лишь в том случае, если наступление основного обязательства носит случайный характер. Так, обстоятельством, исключающим ответственность страховщика для всех видов имущественного страхования, является наступление страхового случая вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст. 963 ГК РФ). Приведем пример. Транспортная компания, осуществляя перевозку товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита, не доставляет товар в место доставки, а выдает его грузополучателю без разрешения таможенного органа. Безусловно, перевозчик сознает, что в этом случае он несет ответственность за уплату таможенных платежей, в связи с чем предъявление ему требования об уплате таможенных платежей не будет носить случайный характер. В силу приведенных положений ст. 963 ГК РФ таможенные платежи в подобных ситуациях не должны возмещаться страховой компанией, а ответственность за уплату платежей остается на перевозчике.
Как было указано выше, случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования, устанавливаются ГТК России совместно с Минфином России (п. 3 ст. 340 ТК РФ). Этими же органами определяется порядок и условия допуска страховых организаций к осуществлению данного вида страхования. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, ГТК России совместно с Минфином России формирует реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, определяет порядок и условия включения организаций в реестр и их исключения из такого реестра. ГТК России должен доводить перечень организаций, включенных в соответствующий реестр, до таможенных органов.
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений