logo
ТамК_комм_Козырин_2004

Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами

Статья 281. Перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд

1. Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с общим порядком, установленным настоящим Кодексом.

2. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

3. Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Комментарий к статье 281

В соответствии с ТК РФ перемещение товаров физическими лицами является специальной таможенной процедурой, которой посвящена отдельная глава. Прежний ТК РФ лишь в отдельных статьях содержал оговорки относительно особенностей перемещения товаров физическими лицами (ст. 109, ч. 2 ст. 171 ТК РФ), а определение порядка такого перемещения относил к компетенции Правительства РФ и ГТК России. Основными нормативными актами, регулировавшими перемещение товаров физическими лицами, являлись Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 <*>; Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденные Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 <**>; Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденные Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814 <***>.

--------------------------------

<*> РГ. 1999. N 136. 16 июля.

<**> РГ. 2000. N 27. 8 февр.

<***> РГ. 2000. N 44. 2 марта.

Общая концепция нового ТК РФ направлена на максимальное сокращение круга вопросов, регулируемых нормативными актами ГТК России, в связи с чем порядок перемещения, таможенного оформления, декларирования товаров, уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами регламентированы непосредственно ТК РФ: его главой 23, а в части, не урегулированной этой главой, - общими правилами ТК РФ.

Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 23 Кодекса, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении товаров, предназначенных для личного пользования. Под товарами для личного пользования понимаются товары, перемещаемые физическими лицами и предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В Киотской конвенции используется понятие "личные вещи", под которыми понимаются любые вещи (новые или бывшие в употреблении), в отношении которых пассажир <*> может иметь разумную потребность для своего личного пользования во время поездки с учетом всех обстоятельств этой поездки, но исключая любые товары, ввозимые или вывозимые для коммерческих целей (глава 1 Специального приложения J). Нью-Йоркская конвенция о таможенных льготах для туристов 1957 г. (далее - Нью-Йоркская конвенция) к "предметам личного пользования" относит одежду и другие вещи, новые или подержанные, которые могут быть нормально необходимы туристу <**> лично, принимая во внимание все обстоятельства его посещения, но не включая никакие товары, ввозимые с торговыми целями. В Правилах перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ товары рассматривались как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если ввозились (вывозились) исключительно для пользования и потребления лицом, перемещавшим товары, и членами его семьи и если использование товаров не было связано с извлечением дохода в любой форме.

--------------------------------

<*> Любое лицо, временно въезжающее на территорию страны, в которой это лицо не проживает на постоянной основе ("нерезидент"), или выезжающее с этой территории, а также любое лицо, выезжающее с территории страны, в которой оно проживает на постоянной основе ("выезжающий резидент"), или возвращающееся на эту территорию ("возвращающийся резидент").

<**> Любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того, в котором это лицо обычно проживает и остается там не менее 24 ч и не более 6 месяцев в течение любого 12-месячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями.

Пунктом 2 ст. 281 ТК РФ предусмотрено, что предназначение товаров устанавливается таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление. Аналогичное положение было закреплено ст. 109 ТК РФ 1993 г. Предназначение товаров (для личного пользования или для коммерческих целей) определялось исходя из таких критериев, как:

- характер товаров: их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, давал основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей);

- количество товаров (например, перемещение однородных товаров - одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. - в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривалось как перемещение товаров с коммерческими целями);

- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, мог рассматриваться как перемещение товаров для пользования в коммерческих целях).

Согласно новому ТК РФ при определении предназначения товаров таможенному органу помимо названных выше критериев следует исходить из заявления самого физического лица относительно целей перемещения товаров.

Пунктом 3 комментируемой статьи определено содержание порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, который включает в себя:

1) полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 282, 283, 284, 289 ТК РФ), применение единых ставок таможенных пошлин, налогов (ст. 282 ТК РФ) или взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, если не соблюдаются условия предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или применения единых ставок. Под совокупным таможенным платежом понимается уплата в виде общей суммы таможенных пошлин и налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги (см. комментарий к ст. 287 ТК РФ);

2) неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также обязательного подтверждения соответствия товаров. Последнее положение воспринято ТК РФ из п. 1.11 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, которым было предусмотрено, что в отношении перемещаемых физическими лицами товаров, подлежащих обязательной сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется. Иные запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не носящие экономического характера, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования должны быть соблюдены;

3) упрощенный порядок таможенного оформления (определяется Правительством РФ в соответствии с ТК РФ, в частности со ст. 285). Такой порядок включает отсутствие обязанности помещения товаров на склад временного хранения, предъявление упрощенных требований к порядку заполнения таможенной декларации, числу представляемых документов, в частности в подтверждение таможенной стоимости товаров, возможность совершения таможенных операций при пересечении таможенной границы, не покидая поезда или автотранспортного средства, и др.

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч рублей.

В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в количественных пределах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров, товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

3. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу.

4. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в размерах, превышающих пределы, установленные пунктом 1 настоящей статьи, в отношении товаров, ввозимых физическими лицами при переселении их на постоянное место жительства, товаров, ввозимых беженцами и вынужденными переселенцами, а также в отношении наследуемого имущества.

5. В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

6. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения либо вывезенные в таможенном режиме экспорта.

7. В отношении товаров, вывозимых физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Положения настоящей статьи не распространяются на товары, временно ввозимые (вывозимые) и обратно вывозимые (ввозимые) физическими лицами.

Примечание. Для целей применения настоящей главы под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

Комментарий к статье 282

Комментируемая статья определяет порядок и условия применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования (за исключением временно ввозимых и временно вывозимых). При ввозе таких товаров предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов.

Согласно п. 1 ст. 282 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при ввозе физическими лицами следующих товаров для личного пользования.

1. Товары, стоимость которых не превышает 65 тыс. руб.

При применении данной нормы на практике необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 комментируемой статьи Правительство РФ вправе устанавливать количественные пределы применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таким образом, если физическим лицом ввозится товар, стоимость которого не превышает 65 тыс. руб., но количество которого превышает ограничения, установленные Правительством РФ, полное освобождение не предоставляется. ТК РФ не определяет, должны ли таможенные пошлины, налоги в данном случае уплачиваться по единым ставкам или в общем порядке, предусмотренном ст. 325 ТК РФ. Вместе с тем, учитывая, что превышение стоимостных пределов, установленных ТК РФ, влечет применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в части такого превышения, представляется, что такие же последствия должны наступать и в случае превышения количественных пределов, определяемых Правительством РФ.

Такой подход предусматривался пп. 3, 4 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, согласно которым без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могли ввозить товары, общая стоимость и вес которых не превышали соответственно 1000 долл. США (в эквиваленте) и 50 кг включительно. В случае превышения названных пределов в части такого превышения применялась единая ставка таможенных пошлин, налогов.

Представляется необходимым отметить, что освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, предусмотрено подп. "и" ст. 35 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1993. N 107. 5 июня.

2. Культурные ценности при условии их письменного декларирования и специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей (п. 5 ст. 282 ТК РФ). Регистрация ввозимых культурных ценностей согласно ст. 23 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <*>, а также п. 6 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679 <**>, осуществляется Минкультуры России в порядке, установленном совместно с ГТК России.

--------------------------------

<*> РГ. 1993. N 92. 15 мая.

<**> РГ. 1997. N 139. 22 июля.

Из названных правил о применении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов п. 3 ст. 282 ТК РФ предусмотрено исключение. В соответствии с указанной нормой Правительство РФ вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу. Данная норма ТК РФ имеет своей международной основой рекомендуемое правило 16 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, согласно которому таможенные льготы, предусмотренные в отношении табачных изделий и алкогольных напитков, могут предоставляться лицам, достигшим определенного возраста, и могут не предоставляться или предоставляться лишь в ограниченных количествах лицам, которые часто пересекают границу или которые отсутствовали в стране менее 24 ч, а также ст. 10 Нью-Йоркской конвенции о таможенных льготах для туристов, предусматривающую, что установленные Конвенцией изъятия и льготы не должны применяться автоматически, в частности в отношении туриста, въезжающего в страну ввоза чаще чем раз в месяц, а также туриста, не достигшего 17-летнего возраста.

Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении следующих товаров:

1. Товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, стоимость которых находится в пределах от 65 до 650 тыс. руб., - в части превышения пределов, установленных для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов или количество которых превышает установленные Правительством РФ количественные пределы, на которые распространяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Начисление таможенных пошлин, налогов по единым ставкам при условии, что ввоз товаров не носит коммерческого характера и что совокупная стоимость или общее количество товаров не превышает ограничений, установленных национальным законодательством, предусмотрено рекомендуемым правилом 14 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции.

2. Транспортные средства.

Понятие транспортных средств, используемое в главе 23 ТК РФ, отличается от того значения, в котором оно используется в других главах Кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 11). Согласно примечанию к ст. 282 ТК РФ для целей применения названной главы под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

Как и в отношении применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов Правительство РФ вправе устанавливать количественные ограничения применения единых ставок таможенных пошлин, налогов (п. 1 комментируемой статьи).

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Представляется, что категории таких товаров и транспортных средств будут определяться на основании данных таможенной статистики и специальной таможенной статистики, проводимой таможенными органами в соответствии с главой 5 ТК РФ. До введения ТК РФ в действие п. 4 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, было предусмотрено применение единой ставки таможенных пошлин и налогов в размере 30% таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг в отношении товаров, общая стоимость и (или) общий вес которых превышали пределы, установленные для перемещения товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Размер единой ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых в РФ, зависел от даты выпуска автомобиля, объема его двигателя.

Верховным Судом РФ было рассмотрено дело N ГКПИ 02-1247 о признании недействительным названного выше Постановления Правительства РФ в части установления единых ставок таможенных пошлин, налогов как не соответствующего НК РФ (дополняющего законодательство о налогах и сборах). На основании ст. 109 ТК РФ 1993 г., согласно которой упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческой деятельности определялся Правительством РФ и ГТК России, ст. 110 Кодекса, предусматривающей уплату таможенных платежей, в частности таможенной пошлины, при перемещении товаров через таможенную границу, а также ч. 2 ст. 2 НК РФ, устанавливавшей, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное прямо не предусмотрено НК РФ, Суд пришел к выводу о соответствии указанного выше Постановления законодательству РФ и оставил исковое заявление без удовлетворения (решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2002 г.) <*>.

--------------------------------

<*> Опубликовано не было.

Положения комментируемой статьи о применении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и единых ставок указанных пошлин и налогов распространяются также на товары, пересылаемые в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях и предназначенные для личного пользования (п. 2 ст. 295 ТК РФ).

ТК РФ предусматривает два изъятия из названных выше правил относительно применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов и единых ставок этих пошлин и налогов, определяемые Правительством РФ, для:

- подакцизных товаров и товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами (п. 2 ст. 282 ТК РФ);

- товаров, ввозимых физическими лицами при переселении на постоянное место жительства, беженцами и вынужденными переселенцами, а также в отношении наследуемого имущества, перемещение которых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов или применением единых ставок указанных пошлин и налогов допускается свыше установленных пределов (п. 4 комментируемой статьи). В иных случаях превышения пределов, установленных для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, а также в случаях перемещения физическими лицами товаров для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат применению ставки таможенных пошлин, налогов, определяемые согласно общим правилам, установленным ТК РФ (ст. 325).

Пунктом 6 ст. 282 ТК РФ установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории с применением к ним правил, установленных комментируемой статьей, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения либо вывезенные в таможенном режиме экспорта, т.е. как товары, не обремененные какими-либо требованиями и ограничениями со стороны таможенных органов. Данная норма обусловлена тем, что согласно ТК РФ товары для личного пользования перемещаются физическими лицами не в соответствии с таможенным режимом, как это предусмотрено общими правилами перемещения товаров через таможенную границу, а в соответствии со специальной таможенной процедурой, регламентированной главой 23 ТК РФ.

При вывозе физическими лицами товаров за пределы таможенной территории РФ производятся освобождение, возврат или возмещение внутренних налогов. Под внутренними налогами в ТК РФ понимаются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ (подп. 26 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Порядок освобождения, возврата или возмещения названных налогов предусмотрен ст. 151 (п. 2), 164, 176, 185 (п. 2) НК РФ.

Статья 283. Временный ввоз товаров физическими лицами

1. В отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории Российской Федерации.

2. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, распространяется на принадлежащие иностранным физическим лицам либо арендованные ими или взятые во временное пользование иным способом транспортные средства, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации одновременно с въездом иностранного лица либо до или после такого въезда.

Транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для транспортировки лиц за плату либо для промышленной или коммерческой транспортировки товаров, перемещаются через таможенную границу в соответствии с правилами, установленными главой 22 настоящего Кодекса.

3. В случаях, когда временно ввозимые товары подлежат декларированию в письменной форме в соответствии с пунктом 2 статьи 286 настоящего Кодекса, срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания в Российской Федерации в пределах сроков, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

По мотивированному запросу иностранного физического лица установленный таможенным органом срок временного ввоза может быть продлен в пределах сроков, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать предельные сроки временного ввоза в отношении отдельных видов товаров, включая транспортные средства, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации иностранными физическими лицами.

5. Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут быть обратно вывезены с таможенной территории Российской Федерации через любой таможенный орган. При обратном вывозе временно ввезенных товаров таможенные пошлины, налоги не взимаются, запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не применяются.

6. Обратный вывоз временно ввезенных товаров, включая транспортные средства, может не осуществляться в случае, если указанные товары, включая транспортные средства, серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

7. Российские физические лица могут временно ввозить транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и в совокупности сроки временного ввоза не превышают шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства.

Комментарий к статье 283

Комментируемой статьей регламентирован порядок временного ввоза физическими лицами товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. Положения ст. 283 ТК РФ распространяются преимущественно на иностранных физических лиц, за исключением п. 7 статьи, содержащего специальное правило относительно временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, российскими гражданами. Под иностранными физическими лицами в Кодексе понимаются физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ (подп. 14 п. 1 ст. 11 ТК РФ). ТК РФ предусматривает предоставление полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых физическими лицами товаров и транспортных средств при соблюдении определенных условий.

Согласно п. 1 ст. 283 ТК РФ условиями полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов товаров, временно ввозимых иностранными физическими лицами, являются следующие.

1. Товары ввозятся исключительно для личного пользования, т.е. предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд физического лица, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Предназначение товаров (для личного пользования либо для предпринимательской деятельности) устанавливается таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, их характера и количества, частоты перемещения товаров через таможенную границу (подробнее см. комментарий к ст. 281 ТК РФ).

2. Срок временного ввоза товаров ограничен сроком временного пребывания иностранного физического лица, осуществившего их ввоз, на таможенной территории РФ.

Временный ввоз туристом предметов личного пользования без взимания ввозных пошлин и налогов при условии, что указанные предметы предназначаются для личного пользования самого туриста, нет оснований опасаться злоупотреблений и что эти предметы будут вывезены туристом обратно при оставлении им страны, предусмотрен ст. 2 Нью-Йоркской конвенции.

Правила ТК РФ в отношении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, представляется необходимым выделить специально.

Прежде всего следует отметить, что понятие транспортных средств используется в главе 23 ТК РФ в ином значении, чем в других главах Кодекса. По общему правилу транспортным средством в ТК РФ признается только то, которое используется в международных перевозках лиц или товаров (подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Иные транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, рассматриваются для таможенных целей в качестве товаров. Исключение составляет глава 23 ТК РФ, в которой под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования (примечание к ст. 282). Данное определение транспортных средств полностью согласуется с понятием "транспортные средства личного пользования", употребляемым в Специальном приложении J к Киотской конвенции, регламентирующем правила перемещения через границу товаров и транспортных средств физическими лицами.

Условиями временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов иностранными физическими лицами транспортных средств являются следующие.

1. Транспортное средство принадлежит иностранному физическому лицу (находится в его собственности), арендовано им или взято во временное пользование иным способом (например, по доверенности на управление транспортным средством). При этом транспортное средство может быть ввезено на таможенную территорию РФ как одновременно с въездом иностранного физического лица на эту территорию, так и до либо после его въезда.

2. Транспортное средство ввозится лицом для личного пользования. Это требование вытекает из самого понятия транспортного средства, используемого в главе 23 ТК РФ.

Названные условия соответствуют стандартному правилу 25 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, в соответствии с которым льготы, предоставляемые в отношении транспортных средств, распространяются на транспортные средства личного пользования, принадлежащие нерезидентам, арендованные ими или взятые ими на время и ввозимые одновременно с въездом пассажира либо до или после такого въезда.

Сроки временного ввоза устанавливаются в отношении товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме (товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже, товары, количество которых превышает установленные ст. 282 ТК РФ ограничения, товары, ввоз или вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ, и др.), и транспортных средств. Установление срока в отношении временно ввезенных транспортных средств следует из положений п. 3 комментируемой статьи, а также из п. 2 ст. 286 ТК РФ об установлении сроков временного ввоза в отношении товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, к которым относятся и ввозимые физическими лицами транспортные средства. Конкретные сроки временного ввоза товаров и транспортных средств определяются таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица и продолжительности его пребывания в РФ с возможным продлением этого срока по мотивированному запросу названного лица, но не свыше предельных сроков, установленных Правительством РФ в соответствии с п. 4 комментируемой статьи. До введения Кодекса в действие предельный срок временного ввоза иностранными физическими лицами транспортных средств был установлен Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденными Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814, и составлял один год со дня временного ввоза транспортного средства.

Невывоз товаров или транспортных средств, временно ввезенных иностранными физическими лицами, либо вывоз указанных транспортных средств с нарушением установленных сроков влечет ответственность соответственно по ч. 1 или по ч. 2 ст. 16.18 КоАП РФ. Исключение составляют случаи, когда временно ввезенные товары или транспортные средства не вывозятся ввиду серьезных повреждений вследствие аварии или действия непреодолимой силы, если указанные повреждения произошли до истечения сроков временного ввоза (п. 6 ст. 283 ТК РФ). Данная норма воспроизводит положения стандартного правила 32 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, в соответствии с которыми таможенная служба не требует обратного вывоза транспортных средств личного пользования нерезидентов или их личных вещей, которые были серьезно повреждены или уничтожены в результате аварии или форс-мажорных обстоятельств. Степень повреждения товаров, транспортных средств оценивается исходя из характера повреждений, возможности дальнейшего использования товаров, эксплуатации транспортных средств.

Согласно п. 5 ст. 283 ТК РФ вывоз временно ввезенных иностранными физическими лицами товаров, транспортных средств может быть осуществлен через любой таможенный орган. При этом таможенные пошлины, налоги, а также запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при обратном вывозе товаров не применяются. Данная норма воспринята из Киотской конвенции, предусматривающей возможность обратного вывоза временно ввезенных товаров нерезидентов через иной таможенный орган, нежели тот, через который они были ввезены (стандартное правило 31 Специального приложения J). До введения в действие нового ТК РФ определенность в вопросе о возможности обратного вывоза временно ввезенного транспортного средства через другой таможенный орган отсутствовала. Более того, в ряде случаев считалось, что такое транспортное средство обязательно должно быть вывезено именно в то иностранное государство, из которого оно было ввезено. Однако с экономической точки зрения судьба транспортного средства, временно ввезенного на таможенную территорию РФ, после его обратного вывоза с этой территории не представляет интереса для государства, в связи с чем требования таможенного законодательства в отношении временно ввозимых транспортных средств должны ограничиваться только требованиями относительно условий временного ввоза и сроков обратного вывоза. Закрепление названной выше нормы в новом ТК РФ снимает изложенные вопросы.

Пунктом 7 комментируемой статьи предусмотрено специальное правило относительно временного ввоза на таможенную территорию РФ транспортных средств российскими физическими лицами. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ под российскими понимаются физические лица, постоянно проживающие в РФ. В соответствии с указанным пунктом названные лица могут временно ввозить транспортные средства при соблюдении следующих условий:

- транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства;

- совокупные сроки временного ввоза каждого транспортного средства не превышают шести месяцев в течение одного календарного года.

Таким образом, российское физическое лицо, временно находящееся за пределами РФ, может ввезти на ее таможенную территорию транспортное средство, приобретенное им за границей, арендованное, находящееся в его пользовании на иных законных основаниях, без уплаты таможенных пошлин, налогов и использовать указанное транспортное средство в течение шести месяцев со дня временного ввоза. Следует отметить, что до введения Кодекса в действие временный ввоз физическими лицами, постоянно проживающими в РФ, автомобилей без уплаты таможенных пошлин, налогов был прямо запрещен п. 13 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783.

Нормы комментируемой статьи в целом соответствуют положениям Киотской конвенции относительно временного ввоза товаров физическими лицами. Так, согласно главе 1 Специального приложения J к Конвенции под временным ввозом в данном приложении понимается таможенный режим, в соответствии с которым некоторые товары могут быть ввезены на таможенную территорию с условным освобождением от ввозных пошлин и налогов; такие товары должны ввозиться для определенной цели и предназначаться для обратного вывоза в течение установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.

Статья 284. Временный вывоз товаров физическими лицами

1. Российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории Российской Федерации товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. По заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию (статья 390) временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары. Отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу товаров физическими лицами с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Комментарий к статье 284

Комментируемая статья содержит специальные правила относительно временного вывоза российскими физическими лицами товаров для личного пользования (об общих правилах см. комментарий к ст. 282 ТК РФ). В соответствии с п. 1 данной статьи временный вывоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при соблюдении следующих условий:

- вывозимые товары предназначены для личного пользования, т.е. для личных, семейных, домашних и иных нужд физического лица, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (см. подробнее комментарий к ст. 281 ТК РФ);

- товары вывозятся на период временного пребывания лица за пределами РФ.

В случаях если таможенным органом будет установлено, что товары вывозятся физическим лицом для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по ставкам, определяемым в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ (п. 1 ст. 325).

Аналогичные условия временного вывоза товаров физическими лицами были предусмотрены п. 5.3 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815. В этих же Правилах был определен примерный перечень товаров, временный ввоз и вывоз которых допускался без уплаты таможенных пошлин, налогов (в указанный перечень были включены, в частности, одежда, туалетные принадлежности, личные ювелирные украшения, фото- и кинокамеры с разумным количеством пленки и принадлежностей к ним и т.д., а также прочие товары, имеющие явно выраженное предназначение для личного пользования). Следует отметить, что названный перечень в целом соответствовал стандартному правилу 20 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, в котором перечисляются товары, относимые Конвенцией к личным вещам <*>.

--------------------------------

<*> Под "личными вещами" в Конвенции понимаются любые вещи (новые или бывшие в употреблении), в отношении которых пассажир может иметь разумную потребность для личного пользования во время поездки, с учетом всех обстоятельств поездки, но исключая любые товары, ввозимые или вывозимые для коммерческих целей.

При возвращении лица на территорию РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении только тех товаров, которые были им ранее временно вывезены. С целью облегчения и ускорения лицу таможенных формальностей при обратном ввозе товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право физического лица подать заявление о проведении таможенным органом идентификации временно вывозимых товаров. Идентификация осуществляется таможенным органом в соответствии со ст. 390 ТК РФ путем подробного описания товаров, вывозимых физическим лицом. В основе данной нормы лежит стандартное правило 35 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, предусматривающее проведение таможенной службой идентификации отдельных предметов в случаях, когда это будет способствовать их обратному ввозу без уплаты пошлин и налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу.

Из буквального прочтения комментируемой статьи следует, что такая идентификация может быть проведена практически во всех случаях. Однако свое основное значение данная норма приобретает, когда временно вывозятся товары, при обратном ввозе которых наиболее вероятно возникновение у таможенного органа сомнений в том, что товары были вывезены, а не приобретены лицом за границей (например, если вывозятся новые товары иностранного производства - видеокамеры, телевизоры, персональные компьютеры и т.д.). Из Кодекса однозначно не следует, в каких случаях заявление физического лица о проведении идентификации временно вывозимых им товаров является для таможенного органа обязательным. По общему правилу каждое обращение физического или юридического лица в орган государственной власти должно быть рассмотрено этим органом и по нему должно быть принято решение в соответствии с законом. С другой стороны, исходя из принципов разумности и целесообразности, а также учитывая положения п. 2 ст. 284 ТК РФ о проведении идентификации в тех случаях, когда это будет способствовать обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, представляется, что не по каждому заявлению физического лица о проведении идентификации должно быть принято положительное решение. Отказ таможенного органа в проведении идентификации должен быть обоснован и может быть обжалован физическим лицом в соответствии с главой 7 ТК РФ (особое значение эта норма приобретает в случае, если при обратном ввозе товаров со стороны таможенных органов будет предъявлено требование уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги).

Требовать проведения таможенным органом идентификации вывозимых товаров - это право, а не обязанность физического лица, в связи с чем отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Статья 285. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования

1. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Физические лица, пересекающие таможенную границу на своих автотранспортных средствах, а также на автотранспортном средстве коммерческого назначения или в поезде, могут совершать таможенные операции, как правило, не покидая транспортных средств.

3. Товары, включая транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, подлежат помещению на склад временного хранения в следующих случаях:

1) по просьбе указанных лиц;

2) если немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов.

4. Временное хранение товаров осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, и за счет лица, товары которого помещены на склад временного хранения.

5. В целях упрощения таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами автомобильным и железнодорожным транспортом, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заключает соглашения с таможенными службами сопредельных государств об осуществлении совместного таможенного оформления и таможенного контроля указанных товаров.

Комментарий к статье 285

Общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, регламентирован ст. 59 ТК РФ, п. 3 которой закреплено положение о дифференциации порядка и технологий производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Необходимость установления специального порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, объясняется особым статусом этой категории лиц, а также целями перемещения ими товаров через таможенную границу.

ТК РФ содержит только общие положения относительно таможенного оформления товаров физическими лицами. Как следует из п. 3 ст. 281 ТК РФ и иных положений главы 23 Кодекса, таможенное оформление товаров физическими лицами производится в упрощенном порядке.

До введения Кодекса в действие упрощенный, льготный порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами, был регламентирован Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38 <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1999. N 108. 8 июля.

В соответствии с п. 1 ст. 285 ТК РФ этот порядок определяется Правительством РФ. Данная норма согласуется с положением п. 1 ст. 59 ТК РФ о том, что таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами РФ и правовыми актами ГТК России.

Нормы комментируемой статьи базируются на положениях Киотской конвенции о перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами (глава 1 Специального приложения J). Так, стандартным правилом 4 названного приложения к Конвенции предусмотрено, что при условии соблюдения соответствующих процедур таможенного контроля пассажирам, въезжающим в страну или выезжающим из нее на своих транспортных средствах личного пользования, разрешается выполнять все необходимые таможенные формальности, не покидая транспортные средства, используемые ими для передвижения. Аналогичное правило рекомендовано к применению в отношении пассажиров, пересекающих таможенную границу на автотранспортных средствах коммерческого назначения или поездах (рекомендуемое правило 5). Данные нормы были восприняты п. 2 ст. 285 ТК РФ, что упрощает для физических лиц порядок производства таможенного оформления.

Упрощение заключается и в том, что в отношении перемещаемых физическим лицом товаров и транспортных средств не предъявляется требование о помещении их на склад временного хранения до завершения таможенного оформления (п. 3 ст. 285 ТК РФ). Однако комментируемое положение не означает императивного запрета применить таможенную процедуру временного хранения в отношении перемещаемых физическом лицом товаров и транспортных средств: по просьбе указанного лица товары и транспортные средства могут быть помещены на склад временного хранения. Кроме того, товары и транспортные средства, перемещаемые физическим лицом, подлежат помещению на временное хранение в случае, если немедленное таможенное оформление товаров (транспортных средств) и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляется возможным по причинам, не зависящим от таможенных органов (главным образом это случаи, когда у лица не оказалось суммы денежных средств, необходимой для уплаты причитающихся сумм таможенных платежей). Временное хранение в названных случаях осуществляется в общем порядке, предусмотренном главой 12 ТК РФ, за счет физического лица, товары которого помещены на склад временного хранения (п. 4 ст. 285 ТК РФ).

Киотской конвенцией также предусмотрено осуществление складирования или хранения товаров, перевозимых пассажирами, на условиях, устанавливаемых таможенной службой, до их оформления согласно соответствующему таможенному режиму, обратного вывоза или распоряжения иным способом в соответствии с национальным законодательством по запросу пассажира либо в случае, когда немедленное оформление товаров не представляется возможным, а также в случае, когда другие положения главы 1 Специального приложения J неприменимы в отношении товаров.

Пунктом 5 комментируемой статьи в целях упрощения таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами автомобильным и железнодорожным транспортом, предусмотрено заключение между ГТК России и таможенными службами сопредельных государств соглашений об осуществлении совместного таможенного оформления и таможенного контроля указанных товаров.

Однако еще до введения Кодекса в действие решением от 22 января 1998 г. N 7 Совета глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации был одобрен Протокол об упрошенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств - участников Таможенного союза <1>. Решением от 16 сентября 1998 г. N 1/20 Советом руководителей таможенных служб государств - участников Содружества была утверждена Типовая технология взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств - участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом <2>. Для упрощения процедур таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами из третьих стран на территории государств - участников Союза Беларуси и России между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь 15 июня 1999 г. было заключено Соглашение о таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами в государства - участники Союза Беларуси и России <3>. Создание пунктов пропуска для осуществления совместного таможенного контроля с целью упрощения таможенного оформления на таможенных границах между государствами - участниками Таможенного союза предусмотрено Соглашением об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза, от 24 сентября 1999 г. <4>.

--------------------------------

<1> Таможенные ведомости. 1998. N 9.

<2> Документ опубликован не был.

<3> БМД. 2001. N 11.

<4> Россия утвердила Соглашение в 2000 г. (Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 201) // БМД. 2001. N 12.

Статья 286. Декларирование товаров физическими лицами

1. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

2. Декларированию в письменной форме подлежат товары, включая транспортные средства:

1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 282);

4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации;

6) транспортные средства.

3. В случаях, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, товары декларируются в устной форме.

Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

4. В случаях и порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, декларирование товаров, подлежащих декларированию в устной форме, производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (декларирование в конклюдентной форме). С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.

5. Товары несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей - руководителем такой группы.

6. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, таможенная декларация должна быть подана при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение сроков, указанных в статье 129 настоящего Кодекса, а при вывозе - одновременно с предъявлением товаров таможенному органу.

Товары, перемещаемые через таможенную границу в несопровождаемом багаже, могут декларироваться лицом, перемещающим товары, или другим лицом, действующим по доверенности лица, перемещающего товары.

Товары в несопровождаемом багаже несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет подлежат декларированию одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем либо лицами, действующими по доверенности указанных лиц.

Комментарий к статье 286

Порядок декларирования физическими лицами товаров для личного пользования различается в зависимости от способа перемещения товаров: в сопровождаемом багаже и ручной клади либо в несопровождаемом багаже. Это положение не является новым для российского таможенного права; оно было воспринято из ТК РФ 1993 г. и принятой в соответствии с ним Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38.

В названной Инструкции были даны определения понятий сопровождаемого и несопровождаемого багажа. Так, в соответствии с п. 1.1 Инструкции под товарами, перемещаемыми в сопровождаемом багаже, понимались товары, перемещаемые физическим лицом, следующим через таможенную границу (включая ручную кладь, т.е. товары, перемещаемые физическим лицом при себе), и предъявляемые таможенному органу непосредственно при въезде на территорию РФ или выезде с этой территории. Товары, перемещаемые через таможенную границу перевозчиком по договору об их перевозке (по багажной квитанции, накладной, коносаменту и т.п.), заключенному с физическим лицом, следующим через таможенную границу, время или место предъявления таможенному органу которых не совпадает со временем или местом предъявления таможенному органу товаров при фактическом пересечении Государственной границы физическим лицом, считались перемещаемыми в несопровождаемом багаже. В Киотской конвенции под несопровождаемым багажом понимается багаж, который ввозится или вывозится до или после приезда или отъезда пассажира (стандартное правило 12 главы 1 Специального приложения J). Данные определения понятий товаров, перемещаемых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, вполне соответствуют тому значению, в котором их использует новый ТК РФ.

Пунктом 1 ст. 124 ТК РФ предусмотрены письменная, устная, электронная и конклюдентная формы декларирования товаров. За исключением электронной, все формы в равной мере используются физическими лицами при декларировании товаров. Обязательная письменная форма декларирования установлена в отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также иных товаров, исчерпывающий перечень которых дан в п. 2 комментируемой статьи:

- пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, порядок таможенного оформления и декларирования которых регламентирован ст. 293 ТК РФ;

- превышающие стоимостные и (или) количественные пределы, установленные ст. 282 ТК РФ для перемещения через таможенную границу с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (названный стоимостный предел составляет 65 тыс. руб., а количественный определяется Правительством РФ);

- ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (животные и продукты животноводства <1>, лекарственные средства <2>, наркотические средства и психотропные вещества <3>, оружие <4> и др.);

--------------------------------

<1> Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" // Ведомости ВВС. 1993. N 24. Ст. 857.

<2> Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" // РГ. 1998. N 118. 25 июня.

<3> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // РГ. 1998. N 7. 15 янв.

<4> Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // РГ. 1996. N 241. 18 дек.

- вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (названные выше оружие, наркотические средства и психотропные вещества, лекарственные средства, культурные ценности <*> и др.);

--------------------------------

<*> Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // РГ. 1993. N 92. 15 мая.

- обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством РФ (например, наличная иностранная валюта, превышающая в эквиваленте 3000 долларов США <*>);

- транспортные средства. Согласно примечанию к ст. 282 ТК РФ в главе 23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

--------------------------------

<*> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"// РГ 1992. N 240. 4 нояб.

В остальных случаях декларирование товаров допускается в устной форме и по желанию физического лица может быть осуществлено в письменной форме. Устная форма декларирования товаров предусмотрена рекомендуемым правилом 9 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции.

В конклюдентной форме могут декларироваться товары из числа подлежащих декларированию в устной форме в случаях и порядке, определяемых ГТК России. Под декларированием товаров в конклюдентной форме понимается совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не имеется товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (например, пересечение физическим лицом линии входа в "зеленый канал" или зеленой линии таможенного контроля <*>), рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Схожим образом конклюдентная форма декларирования была определена в названной выше Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. В силу своей специфики конклюдентная форма декларирования используется преимущественно в аэропортах.

--------------------------------

<*> В Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, предусмотрено применение технологической системы "красного" и "зеленого" каналов (двухканальная система), под которой понималась система самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу РФ, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых им товаров. При этом "красный" канал использовался для декларирования в письменной форме товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, а "зеленый" - для декларирования таких товаров в конклюдентной форме. Это определение в целом соответствует определению "двухканальной системы", используемому в Киотской конвенции. Согласно главе 1 Специального приложения J к Конвенции двухканальная система представляет собой упрощенную систему таможенного контроля, позволяющую прибывающим пассажирам совершить декларирование, выбирая один из двух каналов: канал, обозначаемый символами зеленого цвета, предназначен для пассажиров, везущих товары, количество или стоимость которых не превышает количество и стоимость товаров, подлежащих беспошлинному ввозу, и которые не подпадают под запреты или ограничения при ввозе; другой канал, обозначаемый символами красного цвета, - для иных пассажиров.

Недекларирование товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, равно как заявление в декларации недостоверных сведений о товарах, влечет ответственность соответственно по ч. 1 либо по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ ("Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств").

Для большей наглядности правила ТК РФ о формах декларирования физическими лицами товаров, перемещаемых для личного пользования, можно представить в виде таблицы.

Таблица

Форма декларации

Вид товара

Письменная

товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже; товары, подлежащие обязательному письменному декларированию (п. 2 ст. 286 ТК РФ); любые товары - по желанию физического лица

Устная

все товары, за исключением подлежащих обяза- тельному письменному декларированию

Конклюдентная

товары, для которых установлена устная форма декларирования, в случаях и порядке, опреде- ляемых ГТК России

Пункты 1, 6 ст. 286 ТК РФ устанавливают сроки декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, включая транспортные средства. Декларирование товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже и ручной клади, а также вывозимых с таможенной территории РФ в несопровождаемом багаже, осуществляется при их предъявлении таможенному органу. Это положение не должно вызывать затруднений: физическое лицо пересекает таможенную границу и декларирует перемещаемые вместе с ним товары либо подает декларацию на перемещаемые в несопровождаемом багаже товары одновременно с предъявлением товаров таможенному органу. Аналогичные сроки декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже, были предусмотрены ТК РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 171).

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в несопровождаемом багаже, действуют общие сроки подачи таможенной декларации, установленные ст. 129 ТК РФ: декларация должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита товаров, если их декларирование производится не в месте прибытия.

Пункт 6 ст. 286 ТК РФ устанавливает круг лиц, которые могут осуществлять декларирование товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу несовершеннолетним лицом.

Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже, могут декларироваться лицом, перемещающим товары, либо по его доверенности - другим лицом. В последнем случае подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документов, подтверждающих полномочия представителя (доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ). Данное положение ТК РФ соответствует стандартному правилу 13 Специального приложения J к Киотской конвенции, согласно которому любому уполномоченному лицу разрешается предъявлять несопровождаемый багаж для оформления от имени пассажира.

Специальные правила предусмотрены ТК РФ относительно декларирования товаров несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет. Согласно п. 5 комментируемой статьи товары несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, перемещаемые им в сопровождаемом багаже или ручной клади, декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, сопровождающими несовершеннолетнего, а при организованном пересечении таможенной границы группой несовершеннолетних лиц без сопровождения указанных лиц - руководителем такой группы. В случае перемещения товаров лица, не достигшего 16 лет, в несопровождаемом багаже, такие товары могут декларироваться родителями (одним из них), усыновителями, опекуном или попечителем, а по доверенности от них - также иными лицами (абз. 3 п. 6 ст. 286 ТК РФ). Такой порядок декларирования товаров несовершеннолетних объясняется тем, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), совершают сделки и несут имущественную ответственность родители, усыновители и опекуны (ст. 28 ГК РФ). Распространение названного порядка декларирования на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет обусловлено тем, что в отличие от гражданского законодательства РФ, предусматривающего ответственность родителей, усыновителей, опекунов по обязательствам несовершеннолетнего лица, субъектом административной ответственности является лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Статья 287. Уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами

1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера, форма которого определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Один экземпляр таможенного приходного ордера вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.

2. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (статья 282).

Комментарий к статье 287

Предусмотренные комментируемой статьей правила о сроках уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования, являются исключением из общих правил о сроках уплаты таможенных платежей, установленных ст. 329 ТК РФ (п. 6 ст. 329). Согласно п. 1 ст. 287 ТК РФ таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, уплачиваются указанными лицами при декларировании товаров (т.е. одновременно с подачей таможенной декларации).

Порядок уплаты физическими лицами таможенных пошлин, налогов заключается в следующем: названые пошлины и налоги уплачиваются в кассу таможенного органа на основании таможенного приходного ордера (п. 1 комментируемой статьи, п. 1 ст. 331 ТК РФ). Форма таможенного приходного ордера устанавливается ГТК России <*>.

--------------------------------

<*> До введения в действие нового ТК РФ форма названного ордера была утверждена Приказом ГТК России от 19 декабря 1994 г. N 670 (опубликован не был).

Аналогичные сроки и порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами при перемещении товаров не для коммерческих целей были предусмотрены ТК РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 119, ст. 120).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в отношении ввозимых транспортных средств, а также товаров, стоимость или количество которых превышает пределы, предусмотренные для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (подробнее см. комментарий к ст. 282 ТК РФ).

Под совокупным таможенным платежом понимается уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги. То есть совокупный таможенный платеж представляет собой упрощенный способ уплаты таможенных пошлин, налогов, заключающийся в том, что лицо уплачивает таможенные пошлины, налоги с использованием одного платежного документа на всю совокупность пошлин и налогов, а не составляет такой документ в отношении каждого подлежащего уплате налога (пошлины). В виде совокупного таможенного платежа таможенные пошлины, налоги уплачиваются в случае, если не соблюдаются условия предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или условия применения единых ставок.

Законность включения в понятие совокупного таможенного платежа суммы налога на добавленную стоимость в отношении физических лиц, перемещающих транспортные средства не для коммерческой деятельности, была оспорена в Верховном Суде РФ. Основанием для предъявления иска послужило то обстоятельство, что действовавший на тот момент Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" <*> не предусматривал физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в качестве плательщиков данного налога. ТК РФ 1993 г. также прямо не называл указанных лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость. Решением Верховного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N ГКПИ 00-320 <**> исковое заявление было оставлено без удовлетворения, поскольку при ввозе транспортных средств физическими лицами в упрощенном, льготном порядке налог на добавленную стоимость применялся не к лицам, а к ввозимому на территорию РФ товару и подлежал уплате любым лицом, в том числе и физическим. Помимо этого в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость" имелась специальная норма, предусматривающая уплату при перемещении товара соответствующих платежей, и в частности налога на добавленную стоимость. Названное решение Верховного Суда РФ было оставлено без изменения Кассационной коллегией Суда.

--------------------------------

<*> ВВС. 1991. N 52. Ст. 1871.

<**> Опубликовано не было.

Статья 288. Таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами

1. Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

2. При ввозе товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

3. При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

Комментарий к статье 288

При декларировании физическими лицами товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (см. комментарий к ст. 282 ТК РФ), должна быть заявлена их таможенная стоимость. Таможенная стоимость наряду с количеством перемещаемых товаров является налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов (ст. 322 ТК РФ). Согласно НК РФ налоговая база - один из основных элементов налогообложения, который представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 17, 53 НК РФ). Порядок определения таможенной стоимости физическими лицами, предусмотренный комментируемой статьей, в упрощенном виде воспроизводит порядок определения таможенной стоимости при перемещении товаров юридическими лицами, установленный Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1993. N 107. 5 июня.

В Правилах перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 <*>, было установлено, что базовым принципом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию РФ, являлась цена, по которой этот или подобный товар продавался или предлагался для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Таможенная стоимость вывозимых товаров определялась исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом (пп. 3.4, 4.2 Правил).

--------------------------------

<*> РГ. 2000. N 27. 8 февр.

Руководствуясь базовым принципом, согласно которому в качестве таможенной стоимости должна приниматься цена конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу, а не усредненная стоимость подобных товаров, п. 1 ст. 288 ТК РФ устанавливает, что таможенная стоимость заявляется физическим лицом, перемещающим товары, и подтверждается документами о приобретении товаров и их стоимости (чеки, счета и другие документы). Таким образом, таможенная стоимость товара (как при ввозе, так и при вывозе с таможенной территории РФ) определяется физическим лицом исходя из цены, по которой товар был приобретен. При этом в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров. До введения ТК РФ в действие аналогичное правило распространялось только на товары, ввозимые в РФ в сопровождаемом багаже и ручной клади; при ввозе товаров в несопровождаемом багаже, а также при пересылке товаров указанные расходы в таможенную стоимость включались (п. 3.4 названных Правил).

В случае отсутствия документов и сведений, подтверждающих правильность определения физическим лицом таможенной стоимости, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров (п. 3 комментируемой статьи). Основанием для определения таможенной стоимости товаров при этом являются данные, указываемые в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо иная ценовая информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. Корректировка таможенной стоимости в названном случае производится в зависимости от таких критериев, как качество товаров, их репутация на рынке, страна происхождения товаров, время изготовления и другие факторы, влияющие на цену товара, что также ориентирует таможенные органы учитывать характеристики конкретного перемещаемого товара. В случае несогласия физического лица с решением таможенного органа относительно таможенной стоимости товаров такое решение может быть обжаловано лицом в порядке, установленном главой 7 ТК РФ.

Следует отметить, что уже упомянутыми выше Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами право самостоятельного определения таможенной стоимости товаров предоставлялось таможенному органу и при наличии у последнего оснований полагать, что заявленная лицом таможенная стоимость не является достоверной. Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в ст. 288 нового ТК РФ таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, перемещаемых физическим лицом, при обнаружении им признаков того, что представленные этим лицом документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость, не являются достоверными и (или) достаточными в силу положений пп. 5, 7 ст. 323 Кодекса.

Заявление физическим лицом в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, равно как о его наименовании, количестве, стране происхождения и др., влияющих на принятие решения о выпуске товара или на размер таможенных платежей, влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Однако подозрение о наличии названных выше признаков должно основываться не на интуитивных предположениях должностного лица таможенного органа, а на конкретных обстоятельствах, с большой степенью вероятности свидетельствующих о возможном правонарушении (например, если цена товара существенно ниже стоимости основных компонентов, из которых он изготовлен, в случаях наличия следов исправления, подчистки, нечеткого, размытого изображения штампов печатей на чеках и счетах, представленных физическим лицом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, явного несоответствия подтверждающих документов декларируемому товару и др.).

Статья 289. Запасные части и топливо для транспортных средств, перемещаемых физическими лицами

1. Запасные части, необходимые для ремонта транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, могут временно ввозиться с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза транспортного средства.

2. Топливо для транспортных средств, находящееся в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, может ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации или соответственно вывозиться с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Комментарий к статье 289

Статья 289 ТК РФ предусматривает правила:

- временного ввоза на таможенную территорию РФ физическими лицами запасных частей, необходимых для ремонта транспортных средств;

- ввоза и вывоза указанными лицами топлива для транспортных средств.

Согласно п. 1 комментируемой статьи временный ввоз запасных частей с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется физическому лицу при соблюдении следующих условий:

- временно ввозимые запасные части необходимы для ремонта транспортного средства;

- срок нахождения названных запасных частей на территории РФ ограничен сроком временного ввоза транспортного средства (последний устанавливается и впоследствии может быть продлен таможенным органом исходя из заявления физического лица, продолжительности его пребывания на территории РФ, но не свыше предельных сроков, определенных Правительством РФ - см. подробнее комментарий к ст. 283 ТК РФ).

В названных нормах ст. 289 ТК РФ восприняты положения стандартного правила 30 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, согласно которым право на временный ввоз предоставляется в отношении заменяемых частей, необходимых для ремонта транспортного средства личного пользования, временно находящегося в стране. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации к данному стандартному правилу указано, что на инструменты, необходимые для ремонта транспортного средства, положения названного правила не распространяются.

Что касается топлива для транспортных средств, то в отношении него не взимаются таможенные пошлины, налоги при условии, что оно ввозится либо вывозится с таможенной территории РФ в баках транспортного средства, предусмотренных конструкцией завода-изготовителя транспортного средства, и необходимо для эксплуатации этого транспортного средства. Топливо, находящееся в резервных или иных баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, перемещается через таможенную границу в общем порядке.

В основе этой нормы комментируемой статьи лежит стандартное правило 24 Специального приложения J к Киотской конвенции, предусматривающее, что топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, ввозится с освобождением от ввозных пошлин и налогов. Согласно разъяснению к данному правилу под обычным (нормальным) баком следует понимать топливный бак, сконструированный для всех транспортных средств данного типа и предназначенный исключительно для использования топлива в целях транспортировки. Обычными баками считаются также баки, сконструированные для прямого использования других типов топлива и необходимые для указанных выше целей.

Статья 290. Информация о правилах перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском языке и на иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.

Комментарий к статье 290

В соответствии со ст. 290 ТК РФ за ГТК России и иными таможенными органами закреплена обязанность обеспечивать доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами. Данная норма принята в развитие положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ <*>, устанавливающего обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

--------------------------------

<*> РГ. 1993. N 237. 25 дек.

Следует отметить, что в положениях комментируемой статьи речь идет не об обязательном официальном опубликовании для всеобщего сведения нормативных правовых актов государственных органов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а об обязанности таможенных органов обеспечить доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами иными способами. Данная обязанность может быть исполнена путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском и иностранных языках, и оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами. Доступность указанной информации может быть обеспечена также путем доведения ее до широкого круга лиц через средства массовой информации (периодические информационные издания, телепередачи, интернет-сайты и т.д.).

Положения ст. 290 ТК РФ согласуются с рекомендуемым правилом 39 главы 1 Специального приложения J к Киотской конвенции, в соответствии с которым информация о таможенных льготах, применяемых в отношении пассажиров, должна предоставляться на одном или нескольких официальных языках заинтересованной страны и на любом другом языке, сочтенном полезным.