logo
ТамК_комм_Козырин_2004

§ 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической

деятельности

Статья 39. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

Комментарий к статье 39

Комментируемая статья посвящена Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной статистики внешней торговли РФ.

Законодатель, закрепляя за Правительством РФ полномочия по определению ТН ВЭД России, устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

С развитием внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура <*>. В 1983 г. под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 г. РФ присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372) <**>. Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 г.

--------------------------------

<*> Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 1950. 15 дек.).

<**> СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619.

ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д. <*>.

--------------------------------

<*> Текст Международной конвенции о ГС был опубликован: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную ГС. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 "О Таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" <*>, ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 27.

ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств РФ по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ <*>.

--------------------------------

<*> Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.

С 1 апреля 2000 г. длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.

Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. 3 ноября 1995 г. в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств <*>. Сразу же после подписания Соглашения началась работа по совершенствованию ТН ВЭД СНГ. Готовилась детализация товаров на уровне 9-го знака, призванного отражать национальные особенности товарной структуры внешней торговли. При детализации ТН ВЭД предполагалось учитывать, является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируемым, требуется ли индивидуальный подход к товару при исчислении таможенных пошлин, НДС, акцизов и т.д.

--------------------------------

<*> БМД. 1996. N 3.

Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения <*>.

--------------------------------

<*> Разъяснение Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную часть;

2) примечания к разделам и группам;

3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.

Кроме того, могут быть использованы и другие источники: письма ГТК России о классификации отдельных товаров, сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения. В письме ГТК России от 17 октября 2000 г. N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ" таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица информировались о выпуске четырех томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ - одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение номенклатуры.

Изданные четыре тома содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанных Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества). Том 1 - разделы I - VI, группы 1 - 29; том 2 - разделы VI - XI, группы 30 - 63; том 3 - разделы XII - XVI, группы 64 - 84; том 4 - разделы XVI - XXI, группы 85 - 97. Планируется издание также пятого тома, содержащего пояснения к детализации позиций Гармонизированной системы на 7 - 8-м знаках кодового обозначения, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского союза (Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union), разработанной Комиссией Европейского союза.

Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые четыре знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара).

Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии с положениями Правила 2.

Правило 2.

а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде;

б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

Правило 3. В случае если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарной позиции с более общим описанием. Однако если каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться как равнозначные по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара;

б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим;

в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:

а) чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако данное правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер.

б) согласно положениям Правила 5 (а) упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Статья 40. Классификация товаров

1. Товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 настоящей главы.

3. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений.

5. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 40

Под классификацией товаров понимается определение их классификационных кодов по ТН ВЭД. Иными словами, классификация товаров - это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД, и соответствующим им цифровым кодам.

Классификация товаров осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, ведения таможенной статистики внешней торговли.

Классификация товаров может осуществляться как самим декларантом, так и таможенными органами.

При классификации товара декларантом последний определяет код товара в соответствии с ТН ВЭД при декларировании товара таможенному органу.

Код товара декларант определяет самостоятельно. Он может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного оформления товара.

Предварительное решение о классификации конкретного товара в соответствии с ТН ВЭД является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено таможенными органами (ст. 43, 44 ТК РФ).

Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, произведенной декларантом:

- при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями;

- после завершения таможенного оформления товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями.

В случае выявления неправильной классификации товаров таможенный орган классифицирует эти товары самостоятельно.

В случае представления декларантом для проведения таможенного оформления решения о классификации товара, полученного в соответствии с запросом, поданным в таможенный орган, или в порядке принятия предварительного решения, осуществляется проверка соответствия товара, заявленного в таможенной декларации и представленного для таможенного контроля, товару, поименованному и описанному в решении о классификации.

Таможенный орган вправе направить образцы (пробы) товара для проведения исследований в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, экспертно-криминалистической службе регионального таможенного управления или в ином экспертном учреждении в целях подтверждения соответствия характеристик и свойств декларируемого товара характеристикам и свойствам товаров, указанным в решении о классификации.

В случае выявления несоответствия товара, заявленного в таможенной декларации и представленного для таможенного контроля, товару, поименованному и описанному в решении о классификации товара, таможенный орган самостоятельно классифицирует этот товар.

При принятии таможенным органом решения о классификации товара в подсубпозиции, отличной от заявленной в ГТД, рассматривается вопрос о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Таможенные органы сами классифицируют товары, т.е. принимают решения об их классификации в следующих основных случаях:

- при выявлении неправильной классификации товаров, произведенной декларантом;

- по запросам, поданным в соответствующие таможни, региональные таможенные управления и ГТК России;

- в порядке принятия предварительного решения о классификации 6товара (§ 3 главы 6 ТК РФ);

- по запросам органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможенных органов;

- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России (например, Приказ ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 (ред. от 22 апреля 2003 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов") <*>.

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 2001. N 115.

Решения таможенных органов о классификации являются обязательными. В случае несогласия с ними декларант может обжаловать такие решения в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

ГТК России в соответствии с п. 4 комментируемой статьи вправе принимать решения по классификации отдельных видов товаров как по собственной инициативе, так и в ответ на обращения таможенных органов, содержащие просьбу разъяснить некоторые спорные или сложные вопросы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Такие решения оформляются, как правило, в виде писем ГТК "О классификации товаров", "О разъяснениях по классификации отдельных товаров" и т.д., которые публикуются в средствах массовой информации ("Таможенный вестник", "Таможенные ведомости" и др.).