§ 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
Статья 418. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов и социальные гарантии должностных лиц таможенных органов
1. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных настоящим Кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.
3. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования - до окончания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.
При получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней занимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение 10 лет - разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой должности и размером пенсии.
При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.
Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме.
Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.
Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.
Отказ или уклонение следственных органов от возбуждения уголовного дела могут быть обжалованы таможенным органом прокурору или в суд на основании проведенного служебного расследования и других доказательств.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда.
Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа, используемое для исчисления размеров единовременных пособий, включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.
Среднемесячный заработок определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Должностной оклад должностного лица таможенного органа для целей настоящей статьи включает также оклад по специальному званию, надбавки за выслугу лет, за знание иностранного языка и иные надбавки.
Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится таможенным органом, в котором работал потерпевший до момента гибели, получения телесного повреждения или причинения ущерба имуществу, а в случае, если этот орган реорганизован или ликвидирован, - его правопреемником или вышестоящим органом.
Порядок выплаты указанных в настоящей статье сумм определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Страховая сумма выплачивается:
в случае гибели (смерти) застрахованного должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - в размере 12,5-кратного годового денежного содержания;
при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов:
инвалиду I группы - в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;
инвалиду II группы - в размере 5-кратного годового денежного содержания;
инвалиду III группы - в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;
в случае получения застрахованным в связи с исполнением служебных обязанностей тяжкого телесного повреждения - в размере годового денежного содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения - в размере полугодового денежного содержания.
5. Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда.
Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая.
Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и страховой организацией.
Комментарий к статье 418
Комментируемая статья включила в себя положения, которые содержались в ТК РФ 1993 г. в главе 62 (ст. 430, 431). Помимо ТК РФ данные отношения регулируются также в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" <*> (соответствующие статьи содержатся в главе V "Условия службы в таможенных органах"), Федеральном законе от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)" <**>, а также в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (глава IV "Меры социальной зашиты") <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
<**> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2620.
<***> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Комментируемая статья включила в себя и ряд новых положений, касающихся материально-технического обеспечения деятельности таможенных органов: оно осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных ТК РФ, осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет порядок возмещения материального ущерба и условия выплаты пособий в случае гибели должностного лица таможенных органов или получения им телесных повреждений.
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий порог ответственности. В ст. 1085 ГК РФ установлено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При этом уточняется, что при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). Таким образом, выплата предусмотренных комментируемой статьей пособий в случае гибели должностного лица таможенного органа, получения им телесных повреждений не заменяет выплат в порядке возмещения вреда, предусмотренных действующим законодательством.
Начальнику таможенного органа предоставляется право в пределах средств, выделяемых на денежное довольствие, оказывать материальную помощь в случае смерти близких родственников (родителей, супруги (супруга), детей, усыновителей, усыновленных), а также в других исключительных случаях (тяжелая болезнь близких родственников, причинение материального ущерба вследствие стихийного бедствия, пожар или затопление жилья и т.д.).
В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей законодательство предусматривает выплату семье погибшего и его иждивенцам <*> единовременного пособия в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего по последней должности, занимаемой им в таможенных органах. Годовое денежное содержание включает все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.
--------------------------------
<*> К нетрудоспособным иждивенцам относятся женщины, достигшие 55 лет; мужчины - 60 лет; инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства, независимо от того, назначена ли им пенсия по старости или инвалидности; лица, не достигшие 16 лет (учащиеся - до окончания учебы). Состоявшими на иждивении следует считать нетрудоспособных лиц, находившихся на полном иждивении должностного лица таможенного органа или получивших от него такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию. При этом указанные лица могут признаваться нетрудоспособными иждивенцами, если они состояли на иждивении указанного лица не менее одного года до его смерти (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о наследовании" от 1 июля 1966 г. N 6).
Несовершеннолетние иждивенцы погибшего получают право на дополнительное ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащиеся дневных отделений высших или средних специальных учебных заведений - до окончания учебы. Другим иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.
Среднемесячный заработок определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ <*> "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закрепляется: "Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.
По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание".
Выплата пособий в случае получения должностным лицом таможенного органа телесных повреждений зависит от характера телесных повреждений.
1. При получении в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих в дальнейшем возможность заниматься профессиональной деятельностью, выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней занимаемой должности в таможенных органах, а также в течение 10 лет - разница между размером его среднемесячного заработка по последней должности и размером пенсии.
2. При получении в связи с исполнением служебных обязанностей иных телесных повреждений (т.е. повреждений, не исключающих в дальнейшем возможности заниматься профессиональной деятельностью) выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.
Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.
Что касается ущерба, который причинен имуществу должностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, то такой ущерб возмещается в полном объеме. Возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда.
Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Выплата осуществляется таможенным органом, в котором потерпевший работал до момента гибели, получения телесного повреждения или нанесения ущерба имуществу, а после реорганизации или ликвидации этого таможенного органа - его правопреемником или вышестоящим органом.
В соответствии со ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Пункты 4 и 5 комментируемой статьи закрепляют положения, касающиеся обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов и порядка выплат по нему.
Объектом обязательного государственного личного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованного. Обязательное государственное личное страхование осуществляется ГТК России или уполномоченным им таможенным органом за счет средств федерального бюджета. Порядок выделения данных средств устанавливается законодательством РФ - такая норма содержится как в комментируемой статье ТК РФ, так и в ст. 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
На данный момент вопросы обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов не конкретизированы ведомственными приказами: до недавнего времени действовал Приказ ГТК России от 20 августа 1997 г. N 503 "О порядке проведения обязательного государственного страхования должностных лиц таможенных органов РФ", но в связи с отказом в его государственной регистрации Министерством юстиции РФ Приказом ГТК России от 7 августа 2002 г. N 848 он был отменен, а новый приказ до сих пор не принят. Таким образом, на данный момент этот блок вопросов остается без должного разъяснения.
Статья 419. Размещение объектов таможенных органов
1. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, указанных в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования.
Комментарий к статье 419
Для эффективного решения таможенными органами поставленных перед ними задач необходимы различные по своему назначению здания, сооружения и иное имущество, названные в комментируемой статье объектами таможенных органов. В целях размещения таких объектов необходимо предоставление таможенным органам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков. Объекты таможенных органов, как правило, располагаются на землях, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <*> государственные земли, на которых были расположены объекты таможенных органов до вступления в силу названного Закона, находятся в федеральной собственности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
Земельные участки, необходимые для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в порядке отвода земель для государственных нужд. Такой порядок определен ЗК РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <*> и принятыми в соответствии с ним иными актами земельного законодательства. К сожалению, действующее земельное законодательство РФ не содержит детальной регламентации процедуры предоставления земельных участков для государственных нужд, что в перспективе может породить ряд затруднений в этой сфере.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Необходимым условием предоставления земельных участков таможенным органам является государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования, которая осуществляется специализированными учреждениями юстиции. Порядок такой регистрации установлен в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>. Названный Закон под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимает юридический акт признания и удостоверения со стороны государства права на объект недвижимости. Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, необходимыми для размещения объектов таможенных органов, включает в себя два этапа:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
- внесение записи о данном праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
- выдача свидетельства о регистрации данного права.
ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой его частью являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Правила ведения таких книг и дел были утверждены Приказом Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 343 <*>.
--------------------------------
<*> Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2001 г. N 343 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // РГ. 2002. N 14. 24 янв.
Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый земельный участок, переданный в постоянное (бессрочное) пользование таможенным органам, специализированным учреждением юстиции по месту нахождения данного земельного участка. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации данного права.
Каждому земельному участку, предоставленному для нужд таможенных органов, соответствует раздел в ЕГРП. Разделы ЕГРП, содержащие записи о правах на такие земельные участки, идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества. Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел ЕГРП. В случае, когда в установленном порядке земельному участку не присвоен кадастровый номер, его идентификация в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему соответствующим учреждением юстиции.
ЕГРП, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются.
Разделы ЕГРП располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: местоположение, вид (название) объекта, его площадь, назначение и иная необходимая информация.
В подраздел II вносятся записи о праве федеральной собственности на земельный участок, переданный таможенным органам для размещения своих объектов, а также о праве постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком, которое принадлежит соответствующему таможенному органу, указание таможенного органа, являющегося правообладателем, сведения о нем, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права постоянного (бессрочного) пользования (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.
Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.
ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.
В случае разделения, слияния или выделения земельного участка о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к ранее существовавшим объектам.
Земельный участок, предоставленный таможенному органу в постоянное (бессрочное) пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на него.
Права и обязанности таможенных органов как пользователей земельных участков четко определены в Гражданском и Земельном кодексах РФ. Они имеют право: самостоятельно пользоваться земельным участком; использовать в установленном порядке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить различного рода производственные и иные строения и сооружения. Таможенные органы обязаны эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, не нарушать прав других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами; вести любое строительство, руководствуясь строительными нормами и правилами по согласованию с архитектурными, градостроительными, пожарными, санитарными, природоохранными и иными органами государственной власти и местного самоуправления.
В отношении права постоянного (бессрочного) пользования установлено ограниченное право распоряжения земельным участком, предполагающее право соответствующего таможенного органа передавать этот участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Гражданское и земельное законодательство допускает лишь два названных вида сделок с земельными участками, находящимися в постоянном (бессрочном) пользовании. Является недопустимым для постоянного (бессрочного) пользователя земельным участком право передать этот участок или само право постоянного (бессрочного) пользования в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества.
Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи указывает, что постоянное (бессрочное) пользование земельными участками со стороны таможенных органов является безвозмездным. Данная норма для российского законодательства является традиционной, ранее она была закреплена в ст. 15 ТК РФ 1993 г.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет порядок размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов в заданиях, сооружениях и помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющим регулярные экспортно-импортные поставки товаров.
Указанные организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования.
Статья 420. Защита сведений о деятельности таможенных органов
1. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Материалы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы Федеральной архивной службы России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Защита государственной, банковской и налоговой тайны и конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 420
Комментируемая статья определяет порядок использования документов и материалов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Сведениями, отнесенными к категории ограниченного доступа, признаются конфиденциальная информация и сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 425 ТК РФ).
Пункты 1 и 3 комментируемой статьи конкретизируют применительно к таможенным органам, какие документы и материалы отнесены к категории ограниченного доступа, а именно содержащие сведения:
- о кадровом составе таможенных органов;
- отнесенные к государственной тайне, в том числе об организации, тактике, методах, силах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
- отнесенные к налоговой тайне;
- отнесенные к банковской тайне.
Оперативное хранение и использование указанных документов и материалов осуществляется в следующем порядке. С момента заведения и до передачи в архив таможенного органа дела, содержащие указанные документы и материалы, хранятся по месту их формирования. Ответственность за их сохранность несут руководители структурных подразделений таможенных органов и сотрудники, отвечающие за делопроизводство.
Дела находятся в рабочих комнатах и специально отведенных для этой цели помещениях; располагаются в запирающихся шкафах, обеспечивающих их полную сохранность, предохраняющих документы от пыли и воздействия солнечного света. В целях повышения оперативности поиска документов дела располагаются в соответствии с номенклатурой дел. Копия номенклатуры дел или выписка из нее помещаются на внутренней стороне шкафа. На корешках обложек дел указываются индексы по номенклатуре дел.
Выдача дел другим структурным подразделениям таможенных органов или сторонним организациям производится с разрешения руководства таможенного органа. На выданное дело заводится карта-заместитель. Сторонним организациям дела выдаются по актам.
Изъятие документов из дел постоянного хранения допускается в исключительных случаях, производится с разрешения руководителя таможенного органа с обязательным оставлением в деле заверенной копии документа и акта о причинах выдачи подлинника.
Документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности таможенных органов, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или иное значение, входят в состав Архивного фонда РФ и независимо от времени происхождения, техники и способа закрепления информации подлежат передаче на государственное хранение.
Для хранения документов Архивного фонда РФ и документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, имеющих практическое значение, а также документов по личному составу и связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, их учета, использования, отбора и подготовки к передаче на государственное хранение таможенные органы образуют архивы. Общие принципы организации их деятельности установлены в Основах законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1 <*>, а также в Основных правилах работы ведомственных архивов (одобрены коллегией Главархива СССР 28 августа 1985 г. <**>).
--------------------------------
<*> ВВС. 1993. N 33. Ст. 1311.
<**> Приказ Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. N 263.
В своей практической деятельности архивы таможенных органов руководствуются законодательством РФ, приказами и распоряжениями ГТК России, нормативными и методическими документами Росархива, других организаций Федеральной архивной службы России, положениями об архивах таможенных органов.
Архивы таможенных органов хранят документы аппарата данных таможенных органов, организаций - предшественников данных таможенных органов и при необходимости других организаций в соответствии со списками организаций - источников комплектования архивов, утвержденными руководителями данных таможенных органов.
В архивы таможенных органов передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, по личному составу, а также связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Их передача производится исключительно по описям. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в архив, как правило, не подлежат; они хранятся в отделах, других структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
Основными задачами архивов таможенных органов являются:
- комплектование архивов документами, состав которых предусмотрен положениями об архивах;
- обеспечение сохранности, учета, качества обработки, отбора и использования документов, хранящихся в архивах, а также подготовка и передача документов на государственное хранение;
- осуществление методического руководства и проверок состояния организации документов в делопроизводстве таможенных органов, а также архивного дела и организации документов в делопроизводстве подведомственных таможенных органов.
Архивы таможенных органов выполняют следующие функции:
- принимают на хранение документы структурных подразделений таможенных органов;
- учитывают и обеспечивают сохранность принятых в архивы дел, документов;
- составляют научно-справочный аппарат к хранящимся в архивах документам;
- проводят экспертизу ценности документов, хранящихся в архивах; ежегодно представляют на рассмотрение руководства таможенных органов годовые разделы сводных описей дел, подлежащих хранению, и акты на дела, выделенные к уничтожению в связи с истечением сроков их хранения;
- подготавливают и передают на государственное хранение документы. В этих целях осуществляют или организуют ежегодное составление и представление годовых разделов сводных описей дел постоянного хранения на рассмотрение руководства соответствующего таможенного органа и государственного архива;
- представляют ежегодно по утвержденным Росархивом формам в соответствующий государственный архив сведения о составе и объеме фондов, хранящихся в архивах;
- осуществляют использование документов, хранящихся в архивах (информируют руководство и сотрудников таможенных органов о составе и содержании документов архивов; по поручению руководства таможенных органов осуществляют выявление документов; выдают в установленном порядке документы или их копии заинтересованным организациям во временное пользование; исполняют запросы организаций и заявления граждан по вопросам социально-правового характера, в установленном порядке выдают копии документов и архивные справки; консультируют организации и отдельных лиц по вопросам местонахождения документов, необходимых для наведения архивных справок; ведут учет использования документов, хранящихся в архивах);
- осуществляют проверку сохранности, правильности формирования и оформления дел в делопроизводстве таможенных органов;
- участвуют в разработке нормативно-методических документов (инструкций, рекомендаций, положений и т.п.) по архивному делу и организации документов в делопроизводстве;
- участвуют в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников таможенных органов.
Для обеспечения сохранности документов в архиве проводится следующий комплекс работ, включающий:
- создание оптимальных условий хранения документов;
- размещение документов в хранилищах и их телеграфирование;
- соблюдение порядка выдачи дел из архива;
- учет документов, проверка их наличия и состояния;
- обеспечение физико-химической сохранности документов.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи материалы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, подлежат передаче на хранение в архивы Федеральной архивной службы России.
Необходимым условием передачи материалов архивов таможенных органов на хранение в архивы Федеральной архивной службы России является их рассекречивание. Порядок рассекречивания сведений и их носителей, подлежащих передаче в архивы Федеральной архивной службы России, определен ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <*>. В соответствии с названной статьей основаниями для рассекречивания сведений являются:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну;
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Таможенные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет пересматривать содержание действующих в таможенных органах, на их предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Правом изменения действующих в таможенных органах, на их предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители таможенных органов, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в соответствующем таможенном органе перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям таможенных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители таможенных органов наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Передача документов из архивов таможенных органов в архивы Федеральной архивной службы (государственные архивы), как правило, проводится ежегодно в соответствии с графиками, утвержденными руководителями соответствующих таможенных органов и архивных учреждений. В таможенных органах с небольшим объемом ежегодно образующихся документов постоянного хранения (до 200 дел) допускается передача документов один раз в три - пять лет.
Особо ценные документы передаются в государственные архивы по отдельным описям вместе с необходимым научно-справочным аппаратом, со страховыми копиями и актами об их техническом состоянии.
Документы таможенных органов передаются в государственные архивы по описям, утвержденным руководителем соответствующих таможенного органа и архивного учреждения. Прием документов на государственное хранение оформляется актом приема-передачи, составляемым в двух экземплярах.
Перед передачей документов Архивного фонда РФ на государственное хранение представитель государственного архива проводит в таможенном органе проверку физического и санитарно-гигиенического состояния документов. При обнаружении дефектов государственным архивом составляется акт; устранение обнаруженных дефектов проводится силами соответствующего таможенного органа.
При передаче документов таможенным органом в государственный архив передается два экземпляра описи помимо контрольного экземпляра, передаваемого в государственный архив после утверждения описи экспертно-проверочной комиссией. Передача дел проводится поединично по описям, особо ценные дела передаются с проверкой количества листов в них. На всех экземплярах описи делаются отметки о приеме документов в государственный архив. Четвертый экземпляр описи вместе с экземпляром акта остается в таможенном органе.
Если при передаче обнаружено расхождение между итоговой записью в описи и фактическим наличием передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, в которой указывается фактическое наличие и номера отсутствующих дел. Номера отсутствующих дел оговариваются в акте приема-передачи документов на государственное хранение, а причины их отсутствия - в прилагаемой к акту справке таможенного органа. Организация, передающая документы Архивного фонда РФ на государственное хранение, обязана принять меры к розыску отсутствующих дел.
При первой передаче документов таможенным органом в государственный архив представляется историческая справка о данном таможенном органе. При последующих передачах документов этим таможенным органом в государственный архив дается дополнение к исторической справке о происшедших изменениях в названии, функциях, структуре, подчиненности организации и составе переданных на госхранение документов.
Пунктом 3 комментируемой статьи на таможенные органы возлагается обязанность по защите государственной, конфиденциальной информации, а также банковской и налоговой тайны.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Определение налоговой тайны закреплено в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна - это любые полученные таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Для защиты государственной тайны, конфиденциальной информации, банковской и налоговой тайны в таможенных органах установлен режим секретности. Элементами данного режима являются гриф секретности, особый порядок доступа к информации, ее предоставления другим лицам и использования, порядок засекречивания и рассекречивания и т.п.
Гриф секретности представляет собой реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. В отношении сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальную информацию таможенных органов, установлено три грифа секретности:
- "особой важности";
- "совершенно секретно";
- "секретно".
Допуск к государственной тайне и иной информации с ограниченным доступом представляет собой особую процедуру оформления права граждан на доступ к соответствующим сведениям, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну или доступ к которым ограничен по иным причинам, - санкционированное полномочным должностным лицом таможенного органа ознакомление конкретного лица с такими сведениями.
Поскольку таможенные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), особый интерес представляет защита сведений, связанных с ее осуществлением. Особенности защиты таких сведений указаны в ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя таможенного органа.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Не допускается предоставление таких сведений без письменного согласия указанных лиц в том числе суду и органам прокуратуры.
Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены законодательством РФ.
Статья 421. Учреждения и государственные унитарные предприятия таможенных органов
1. Для обеспечения деятельности таможенных органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, создает в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
2. Определение функций учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Комментарий к статье 421
Для обеспечения деятельности таможенных органов ГТК России наделяется правом создавать в соответствии с законодательством РФ таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения. Кроме того, в ведении ГТК России могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Правовую основу деятельности учреждений таможенных органов составляют ст. 120 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, а также ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>. Особенности правового положения образовательных учреждений таможенных органов нашли закрепление в Федеральных законах от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" <2> и от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <3>. Деятельность научно-исследовательских учреждений таможенных органов регулируется в том числе Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <4>. Средства массовой информации, учрежденные ГТК России, в своей деятельности руководствуются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <5>.
--------------------------------
<1> С3 РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
<3> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
<4> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<5> ВВС. 1992. N 7. Ст. 305.
Гражданское законодательство РФ под учреждением признает организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ; согласно данной статье имущество за учреждениями закрепляется на праве оперативного управления.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, применительно к таможенным органам требования кредиторов учреждений, образованных ими, удовлетворяются за счет средств федеральной казны.
Учреждения таможенных органов относятся к числу бюджетных учреждений, под которыми понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Непосредственно таможенные органы, обладающие статусом юридического лица, в целях бюджетного законодательства признаются бюджетными учреждениями.
В смете доходов и расходов учреждений таможенных органов должны быть отражены все доходы такого учреждения, получаемые как из федерального бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением таможенных органов на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Правовую основу деятельности государственных унитарных предприятий таможенных органов составляет Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <*> (далее - Закон об унитарных предприятиях).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 47464.
Необходимо обратить внимание на то, что ГТК России может выступать учредителем учреждений, в отношении же унитарных предприятий ГТК России учредителем быть не может. В соответствии со ст. 8 Закона об унитарных предприятиях учредителем федерального унитарного предприятия таможенных органов выступает Российская Федерация в лице Правительства РФ. Образованные Правительством РФ федеральные унитарные предприятия передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ГТК России).
Унитарным предприятием таможенных органов признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, образованное с целью осуществления предпринимательской деятельности в области таможенного дела. В форме унитарных предприятий таможенных органов могут быть созданы только федеральные предприятия. Имущество унитарного предприятия таможенных органов принадлежит на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия таможенных органов осуществляют ГТК, России и Министерство имущественных отношений РФ.
Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела и в области управления государственным имуществом, с унитарными предприятиями таможенных органов регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 <*>. В соответствии с названным Постановлением федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в его ведении, осуществляет:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 133.
- согласование создания филиалов и представительств;
- согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
- согласование осуществления заимствований;
- согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;
- согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
- утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.
В компетенцию Министерства имущественных отношений РФ в отношении федеральных государственных унитарных предприятий таможенных органов входит:
- согласование сделок с недвижимым имуществом;
- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;
- согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
- утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
Имущество унитарного предприятия таможенных органов принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие таможенных органов не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие таможенных органов может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие таможенных органов должно иметь самостоятельный баланс. Для такого предприятия обязательно наличие круглой печати, содержащей его полное фирменное наименование на русском языке и адрес. Печать может содержать также его фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие таможенных органов вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Унитарные предприятия таможенных органов могут быть образованы в одной из двух форм:
- основанные на праве хозяйственного ведения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяется в Постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2003 г. N 217;
- основанные на праве оперативного управления - федеральные казенные предприятия таможенных органов.
Унитарное предприятие таможенных органов имеет гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Унитарное предприятие таможенных органов считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и может действовать без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие таможенных органов вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
Унитарные предприятия таможенных органов до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с их учреждением.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>, унитарное предприятие таможенных органов может осуществлять только на основании лицензии.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
Пункт 2 комментируемой статьи предполагает, что определение функций учреждений и унитарных предприятий таможенных органов производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ. Такие требования изложены в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральном законе от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <**> и других законах.
--------------------------------
<*> ВВС. 1991. N 16. Ст. 499.
<**> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.
Статья 422. Имущество таможенных органов и организаций таможенных органов
Имущество таможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 422
В комментируемой статье устанавливается, что имущество таможенных органов, учреждений и унитарных предприятий таможенных органов находится в федеральной собственности. Таможенным органам, учреждениям таможенных органов и федеральным казенным предприятиям таможенных органов имущество предоставляется на праве оперативного управления. Иным унитарным предприятиям имущество передается на праве хозяйственного ведения.
Условия и порядок приобретения и реализации права хозяйственного ведения и права оперативного управления установлены в главе 19 ГК РФ.
Унитарное предприятие таможенных органов, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и комментируемым ТК РФ.
Собственник имущества (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ), находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным принадлежащим ему имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Казенные предприятия и учреждения таможенных органов в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ), закрепленного за казенным предприятием или учреждением таможенных органов, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Условия и порядок реализации движимого имущества, высвобождающегося в процессе деятельности таможенных органов, а также казенных предприятий и учреждений таможенных органов, находящегося в оперативном управлении указанных лиц, установлены в Указе Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 42. Ст. 4108.
Казенные предприятия таможенных органов вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие таможенных органов самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия таможенных органов определяет ГТК России.
Учреждения таможенных органов не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению таможенных органов предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном гражданским законодательством и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений