§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов
физической силы, специальных средств и оружия
Статья 414. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов обязаны:
1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, - при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание доврачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 часов.
3. При применении физической силы, специальных средств или оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.
4. В случае применения физической силы, специальных средств и оружия с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 414
В комментируемой статье закрепляется право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных ТК РФ. Это право таможенных органов зафиксировано и в ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
В целях обеспечения экономической безопасности РФ и усиления борьбы с преступностью таможенные органы отнесены к государственным военизированным организациям (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2253) <*>.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5065.
Должностные лица таможенных органов обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В целях обучения сотрудников таможенных органов умелому и эффективному владению стрелковым оружием, организованного проведения стрельб и соблюдения установленных правил и мер безопасности при обращении с оружием был утвержден Временный курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников таможенных органов (ВКС СО ТО - 96) (Приказ ГТК России от 1 октября 1996 г. N 598).
Должностные лица таможенных органов обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В связи с этим особое значение приобретает медицинское освидетельствование в таможенных органах. Методические указания по медицинскому освидетельствованию в таможенных органах РФ утверждены Министерством обороны РФ от 14 января 1999 г. N 161/11 и ГТК России от 27 января 1999 г. N 01-23/3073. Одним из вопросов, который ставится в направлении на медицинское освидетельствование, является вопрос о годности по состоянию здоровья к ношению оружия (приложение N 2 к Методическим указаниям по медицинскому освидетельствованию...).
В ТК РФ перечислены основные обязанности, которые возлагаются на должностное лицо таможенного органа при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:
- предупредить о намерении их применения (за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни сотрудника таможенного органа, при внезапном или вооруженном нападении и т.д.). Предупреждение о применении физической силы, специальных средств и оружия должно быть ясно выраженным, а в случае применения оружия должны быть произведены предупредительные выстрелы;
- обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление первой доврачебной помощи;
- уведомить о происшедшем начальника таможенного органа;
- стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности правонарушения, был минимальным.
В свою очередь, начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) обязан незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений в результате применения должностным лицом таможенного органа физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.
За применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с нарушением установленного порядка они привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ (например, ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 330 "Самоуправство" УК РФ, ст. 19.1 "Самоуправство" КоАП РФ и др.). В соответствии со ст. 413 ТК РФ таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.
2. Физическая сила применяется для:
1) пресечения правонарушения;
2) задержания лиц, совершивших правонарушение;
3) преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;
4) воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.
Комментарий к статье 415
Право на применение должностными лицами физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, закреплено помимо комментируемой статьи также в ст. 16 Закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Физическая сила может быть применена в следующих целях:
- для пресечения правонарушений;
- для задержания лиц, совершивших правонарушения;
- для преодоления сопротивления должностным лицам таможенных органов;
- для пресечения неповиновения законным распоряжениям и требованиям должностных лиц таможенных органов;
- для пресечения воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам и транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем;
- для пресечения иных действий, препятствующих выполнению должностными лицами таможенных органов возложенных на них обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение этих обязанностей.
Условия применения физической силы установлены в ст. 414 ТК РФ.
Применение физической силы с нарушением установленного порядка влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (см. комментарий к ст. 414 ТК РФ).
Статья 416. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;
2) для отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;
3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;
4) для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
5) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться.
2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3. Перечень специальных средств, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 416
Правовой основой применения специальных средств должностными лицами таможенных органов являются комментируемый ТК РФ, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <*>, Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 184 "Об утверждении перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах", а также Правила применения специальных средств должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, утвержденные Приказом ГТК России от 18 августа 1997 г. N 497 <**> (приложение 3).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
<**> Текст Приказа официально опубликован не был.
Право должностного лица таможенного органа на применение специальных средств в установленном порядке закреплено также в ст. 16 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В ст. 26 того же Закона установлено: "Сотрудники таможенных органов после прохождения соответствующей подготовки при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств, а также порядок ношения и хранения указанного оружия, специальных средств определяются председателем ГТК России".
В качестве специальных средств должностные лица таможенных органов используют: резиновые палки, слезоточивые вещества, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства принудительной остановки транспорта, устройства для вскрытия помещений и другие спецсредства.
Специальные средства применяются должностными лицами таможенных органов в следующих случаях:
а) для отражения нападения на работников таможенных органов или других лиц (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);
б) для отражения нападения на объекты и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также освобождения названных объектов при их захвате (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);
в) для задержания правонарушителя, его сопровождения в служебное помещение таможенного органа, если это лицо оказывает неповиновение, сопротивление и какое-либо его противодействие может причинить вред окружающим или самому правонарушителю (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, наручники);
г) для пресечения оказываемого сотруднику таможенного органа физического сопротивления (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, наручники);
д) для пресечения попытки завладения оружием сотрудников таможенных органов (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, наручники);
е) для освобождения заложников из числа сотрудников таможни и их близких (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, светозвуковые средства отвлекающего действия);
ж) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих режим зоны таможенного контроля (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);
з) для пресечения попыток побега задержанных лиц, а также их насильственного освобождения (резиновые палки и электрошоковые устройства, слезоточивые вещества, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);
и) для остановки транспортного средства, водитель которого не остановился по требованию сотрудника таможенного органа, и др. (средства принудительной остановки транспорта).
Разрешение на использование сотрудниками таможенных органов конкретных специальных средств дают:
а) начальник таможенного органа (лицо, его замещающее), начальник отдела таможенной охраны (лицо, его замещающее) - в отношении использования средств индивидуальной защиты, резиновых палок, электрошоковых устройств, наручников, аэрозольных устройств со слезоточивыми веществами, средств для принудительной остановки транспорта;
б) начальник регионального таможенного управления (лицо, его замещающее), начальник отдела таможенной охраны регионального таможенного управления (лицо, его замещающее), а по решению ГТК России - начальники отдельных таможен (лица, их замещающие) - в отношении использования ручных газовых гранат, светошумовых гранат и светошумовых устройств.
Решение о непосредственном применении специальных средств принимает руководитель конкретной операции либо старший наряда таможенной охраны. Сотрудники таможенных органов, действующие индивидуально, принимают такое решение самостоятельно с последующим сообщением в виде рапорта непосредственному начальнику.
После применения специальных средств производят осмотр помещений и местности для обнаружения пострадавших, сбора несработавших специальных средств, выявления возможных очагов возгорания и повреждений объектов жизнеобеспечения и других отрицательных последствий.
Особенности применения некоторых специальных средств и ухода за ними отражены в приведенной ниже таблице.
Таблица
Резиновые палки | Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам |
Наручники | Требуется периодически (не менее чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации зам- ков |
Слезоточивые вещества | Запрещается повторное применение слезоточивых веществ (газовых пистолетов и аэрозольных ус- тройств) в пределах зоны поражения в период действия этих веществ |
Светозвуковые средства отвле- кающего воздейст- вия | Применяются на расстоянии не ближе двух мет- ров от людей |
Средства для при- нудительной остановки транс- порта | Запрещается применять в отношении транспорта общего пользования при наличии пассажиров, транспорта, принадлежащего дипломатическим и приравненным к ним представительствам, мото- циклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях |
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев, когда они оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Условия применения специальных средств должностными лицами таможенных органов определены в ст. 414 ТК РФ.
Применение специальных средств с нарушением установленного порядка влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ (см. комментарий к ст. 414 ТК РФ).
Статья 417. Применение оружия должностными лицами таможенных органов
1. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов при отсутствии специальных средств вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.
2. Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;
2) для пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;
3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;
4) для задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;
5) для остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;
6) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
7) для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
3. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.
4. О каждом случае применения оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 часов с момента применения оружия.
5. Перечень видов оружия и боеприпасов к нему, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.
6. Должностное лицо таможенных органов имеет право привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
Комментарий к статье 417
Комментируемая статья определяет, что должностные лица таможенных органов могут применять оружие или использовать любые подручные средства (при отсутствии у них специальных средств) в одном из двух состояний:
- необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ст. 37 УК РФ);
- крайней необходимости, под которой понимается такое состояние, когда лицо для отвращения опасности, реально угрожающей законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, причиняет вред третьим лицам при условии, что грозящая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред менее значителен по сравнению с предотвращенным (ст. 39 УК РФ).
Правовой основой ношения, хранения и применения огнестрельного оружия должностными лицами таможенных органов являются Федеральный закон "Об оружии", комментируемый ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 184 "Об утверждении перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах Российской Федерации", Табель положенности оружия для сотрудников таможенных органов Российской Федерации, Приказ ГТК России от 19 июня 2001 г. N 577 "О введении в действие Инструкции о технической эксплуатации оружия в таможенных органах Российской Федерации" и Правила применения оружия должностными лицами таможенных органов РФ, утвержденные Приказом ГТК РФ от 18 августа 1997 г. N 497.
Право должностного лица таможенного органа на применение оружия в установленном порядке закреплено также в ст. 16 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В ст. 26 того же Закона установлено: "Сотрудники таможенных органов после прохождения соответствующей подготовки при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового и холодного оружия, специальных средств, а также порядок ношения и хранения указанного оружия, специальных средств определяются председателем ГТК России".
Целью ношения, хранения и применения огнестрельного оружия должностными лицами таможенных органов является выполнение возложенных на таможенные органы задач, а также обеспечение личной безопасности сотрудников этих органов.
Правом на ношение, хранение и применение огнестрельного оружия наделяются отдельные должностные лица таможенных органов, определяемые ГТК России. Данное право может быть постоянным или временным (в служебное время). Временным правом на ношение, хранение и применение огнестрельного оружия наделяются должностные лица таможенных органов в соответствии с Табелем положенности оружия в случае, если выполнение ими своих должностных обязанностей в конкретной обстановке сопровождается наличием реальной опасности преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество.
Законодатель устанавливает, что в качестве крайней меры должностные лица таможенных органов имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
- для отражения нападения на работников таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергается опасности;
- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц таможенных органов. Попытка лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокращения указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию рассматривается как попытка завладения этим оружием;
- для отражения группового или вооруженного нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия;
- для остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов и не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться (после предупредительных выстрелов);
- для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
- для предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Условия применения оружия сотрудниками таможенных органов разъяснены в ст. 414 ТК РФ.
Перечень видов оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах, утверждается Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 184 "Об утверждении перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах Российской Федерации".
Законодатель запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудников таможенных органов, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Эта норма воспроизводит положение ст. 24 Федерального закона "Об оружии".
Применение оружия в нарушение установленного порядка влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ (см. комментарий к ст. 414 ТК РФ).
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений