§ 1. Реимпорт
Статья 234. Содержание таможенного режима
1. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
2. Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Комментарий к статье 234
Реимпорт является одним из завершающих таможенных режимов, назначение которого заключается в том, что:
1) помещение товаров под этот режим позволяет российским лицам ввозить на таможенную территорию РФ ранее экспортированные товары без уплаты таможенных пошлин и налогов (например, в случаях, когда иностранная сторона отказалась от приемки товаров по причине несоответствия качества поступившего товара условиям контракта);
2) помещением товаров под указанный таможенный режим завершается действие таможенного режима временного вывоза товаров (ст. 253, п. 1 ст. 256 ТК РФ), а также может быть завершено действие таможенного режима переработки вне таможенной территории в части обратного ввоза вывезенных товаров (п. 3 ст. 208 ТК РФ) и действие специальной таможенной процедуры перемещения транспортных средств в части ввоза на таможенную территорию РФ замененных частей и оборудования временно вывезенных транспортных средств (п. 3 ст. 278 ТК).
Помимо освобождения реимпортируемых товаров от ввозных таможенных пошлин, налогов в случае ввоза товаров не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения таможенной границы при их вывозе, плательщику таможенных пошлин, налогов также возвращаются уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин (ст. 238 ТК РФ).
К реимпортируемым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (например, лицензирование, квотирование). Однако с учетом положений ст. 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера, при перемещении указанных товаров должны соблюдаться (например, подтверждение соответствия ввозимых товаров фармакологическим и санитарным требованиям и стандартам, соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров).
Согласно п. 2 комментируемой статьи товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения, т.е. как находящиеся в обороте на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ (подп. 24 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В этом смысле таможенный режим реимпорта схож с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, если не принимать во внимание случаи, когда товары в соответствии с последним выпускаются условно.
Киотская конвенция определяет реимпорт как таможенный режим, в соответствии с которым ранее вывезенные товары выпускаются для свободного обращения с освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов при условии, что они не подвергались никаким операциям по производству, переработке или ремонту за рубежом и что уплачены все суммы, подлежащие истребованию вследствие предоставленных в связи с вывозом возмещения или возврата пошлин и налогов, либо условного освобождения от них, либо любых субсидий или других выплат (глава 2 Специального приложения B).
Статья 235. Условия помещения товаров под таможенный режим
1. Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:
1) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров (параграф 1 главы 19);
2) товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации. По мотивированному запросу заинтересованного лица федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, продлевает указанный срок в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при условии соблюдения всех иных положений настоящего параграфа;
3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров (статья 236).
2. Использование товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая операции по ремонту (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническому обслуживанию и другие операции, которые необходимы для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта, за исключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.
3. Под таможенный режим реимпорта могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы.
Комментарий к статье 235
В соответствии с новым ТК РФ таможенный режим реимпорта имеет две функции. Во-первых, помещение товаров под рассматриваемый таможенный режим позволяет лицу с наименьшими для себя затратами ввезти на таможенную территорию РФ ранее экспортированные товары, а во-вторых, завершить действие другого таможенного режима (п. 3 комментируемой статьи). Киотская конвенция также содержит правило о том, что реимпорт не ограничивается товарами, непосредственно ввозимыми из-за рубежа, но допускается для товаров, уже помещенных под другой таможенный режим (стандартное правило 6 главы 2 Специального приложения B).
Согласно прежнему ТК РФ под рассматриваемый таможенный режим могли помещаться только российские товары. Новый ТК РФ предусматривает возможность использования реимпорта не только в отношении товаров, являющихся на момент вывоза российскими (экспорт, временный вывоз, переработка вне таможенной территории), но и в отношении продуктов переработки иностранных товаров на таможенной территории.
К условиям помещения товаров под таможенный режим реимпорта относятся:
1) соблюдение трехлетнего срока заявления товаров к таможенному режиму. Указанный срок является общим и исчисляется со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе. Комментируемой статьей установлена возможность продления указанного срока для отдельных категорий товаров (оборудования, используемого для строительства, добычи полезных ископаемых и т.д.). При этом предельный срок помещения таких товаров под режим не предусмотрен, что позволяет прийти к выводу о том, что в каждом конкретном случае такой срок будет определяться ГТК России. Следует отметить, что согласно ст. 33 ТК РФ 1993 г. предельный срок составлял десять лет с момента вывоза товаров. Киотская конвенция при определении срока реимпорта товара исходит из того, что его продолжительность должна быть достаточной, чтобы учесть различные обстоятельства, относящиеся к каждому случаю (стандартное правило 8 главы 2 Специального приложения B);
2) нахождение товаров в том же состоянии, в каком они были на момент вывоза. Исключение составляет изменение состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования товаров. Пунктом 2 комментируемой статьи допускается использование вывезенных товаров за пределами таможенной территории РФ с целью извлечения прибыли, совершение с ними операций, необходимых для обеспечения их сохранности, при условии, что указанные операции не привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на момент вывоза. Как указано в Киотской конвенции, в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в изношенное состояние во время их нахождения за рубежом (стандартное правило 4 главы 2 Специального приложения B). Установление таких ограничений объясняется освобождением реимпортируемых товаров от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
3) уплата сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащих возвращению в федеральный бюджет при реимпорте. Обязанность возвратить в бюджет все таможенные пошлины, налоги, субсидии и иные суммы, которые лицо не уплачивало или получило в виде возврата в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ, также обусловлена получением льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе (см. комментарий к ст. 236 ТК РФ).
Несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим реимпорта влечет отказ в выпуске товаров в соответствии с этим режимом. Однако в случае если несоблюдение указанных условий было сопряжено с заявлением недостоверных сведений и представлением документов, содержащих недостоверные сведения, декларант подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, необходимых для помещения товаров под избранный таможенный режим.
Положение п. 3 комментируемой статьи о возможности помещения под таможенный режим реимпорта товаров, ранее помещенных под другой таможенный режим, является новеллой и связано с изменением подхода законодателя к завершению действия длящихся таможенных режимов. Так, в соответствии с прежним ТК РФ обратный ввоз временно вывезенных товаров осуществлялся в рамках того же режима и не требовал дополнительного помещения их под таможенный режим реимпорта.
Статья 236. Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм при реимпорте товаров
1. При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет:
суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации;
суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.
2. Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным пунктом 4 статьи 185 настоящего Кодекса для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов при выпуске продуктов переработки для свободного обращения.
Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
3. Порядок исчисления сумм субсидий и иных сумм, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда наряду с указанными суммами взимаются проценты с них по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
4. Суммы таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы и проценты с них, предусмотренные настоящей статьей, взимаются таможенными органами в порядке, установленном настоящим Кодексом для взимания таможенных платежей.
Комментарий к статье 236
Условием помещения товаров под таможенный режим реимпорта является уплата сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащих возвращению в федеральный бюджет. Согласно комментируемой статье при реимпорте товаров возвращению в федеральный бюджет подлежат:
1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ ("таможенные" льготы).
Так, в соответствии со ст. 173 ТК РФ в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей только при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки (п. 4 ст. 185 ТК РФ). При реимпорте ранее вывезенных продуктов переработки они остаются на таможенной территории РФ, в связи с чем действие прежней льготы не может быть сохранено. Иначе реимпортированные продукты переработки стали бы более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными продуктами переработки, выпущенными для свободного обращения. Вместе с тем проценты на суммы таможенных пошлин, налогов за период нахождения товаров за пределами таможенной территории РФ начисляться не должны, поскольку товары в это время не оказывали влияния на экономику страны.
Кроме того, в указанном случае подлежат возврату суммы ввозных НДС и акциза, не уплаченные лицом при вывозе с таможенной территории РФ продуктов переработки (подп. 4 п. 1 ст. 151 и подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ);
2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, неуплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ ("нетаможенные" льготы).
Например, согласно п. 2 ст. 166 ТК РФ при экспорте товаров производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с НК РФ. Подпунктом 2 п. 1 ст. 151 и подп. 2 п. 1 ст. 185 НК РФ предусмотрено, что при помещении под таможенный режим реимпорта ранее экспортированных товаров возврату в федеральный бюджет подлежат суммы НДС и акцизов, от уплаты которых лицо было освобождено либо которые были возвращены ему в связи с экспортом товаров. При этом суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действовавших на день принятия таможенной декларации при экспорте товаров, и таможенной стоимости и (или) их количества, которые были определены при вывозе товаров.
Субсидии, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, представляют собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях финансирования целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). В случае если указанные денежные средства предоставлялись лицу в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ, они подлежат возврату в федеральный бюджет при их реимпорте, поскольку предоставление субсидий было обусловлено нахождением товаров вне таможенной территории РФ. Комментируемая норма согласуется с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования. Суммы субсидий и иные суммы исчисляются в порядке, установленном Правительством РФ, которое наделено также полномочиями по определению случаев уплаты процентов, взимаемых с сумм субсидий и иных сумм.
Взимание вышеназванных ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, а также внутренних налогов, субсидий и иных сумм производится в общеустановленном порядке (раздел III ТК РФ).
Статья 237. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим реимпорта
1. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории Российской Федерации.
2. Для подтверждения сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, декларант представляет в таможенный орган таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, документы, подтверждающие день пересечения товарами таможенной границы при их вывозе, документы, подтверждающие соблюдение требований статьи 236 настоящего Кодекса, а также другие документы, подтверждающие заявленные сведения.
Комментарий к статье 237
В соответствии со ст. 159 ТК РФ для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим. Иных документов таможенный орган требовать не вправе.
Согласно п. 1 комментируемой статьи для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реимпорта декларант обязан сообщить таможенному органу следующие сведения:
- об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории РФ (указанные сведения позволяют таможенному органу проверить статус товаров до их вывоза, соблюдение трехлетнего срока помещения товаров под таможенный режим, а также определить размер сумм, подлежащих возвращению в федеральный бюджет в связи с реимпортом товаров);
- об операциях по ремонту товаров, если такие операции проводились (такие сведения необходимы для подтверждения соблюдения условия о неизменном состоянии товаров с момента их вывоза с таможенной территории РФ).
Пункт 2 комментируемой статьи упоминает о документах, представляемых в подтверждение указанных сведений, не приводя, однако, их исчерпывающего перечня. Представляется, что перечни таких документов должны различаться в зависимости от обстоятельств заявления таможенного режима реимпорта.
Статья 238. Возврат сумм вывозных таможенных пошлин при реимпорте товаров
1. Возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации.
2. Возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 238
При осуществлении экспорта российских товаров возникают ситуации, когда иностранные контрагенты отказываются от приемки поступивших в их адрес товаров, например, в связи с несоответствием качества товара условиям внешнеэкономической сделки. В целях минимизации расходов российского лица в рамках таможенного режима реимпорта предусматриваются налоговые льготы, основной из которых является освобождение реимпортируемых товаров от ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 234 ТК РФ). Помимо этого комментируемая статья предусматривает возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин в случае, если ранее вывезенные товары ввозятся на таможенную территорию РФ в течение шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ. Прежний ТК РФ также предусматривал возврат вывозных таможенных пошлин, однако указанный срок составлял три года. При этом Положением о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденным Приказом ГТК России от 9 декабря 1993 г. N 525 <*>, были установлены следующие условия возврата:
--------------------------------
<*> БНА. N 3. 1994.
- товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом;
- в таможенный орган представлены экземпляр таможенной декларации, на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины, и письменное подтверждение таможенного органа, которому они уплачивались, о фактическом поступлении платежей на счета таможенного органа или непосредственно в бюджет;
- в таможенный орган подано заявление о возврате уплаченных сумм. В новом ТК РФ аналогичные нормы отражения не нашли.
О порядке возврата вывозных таможенных пошлин см. комментарий к ст. 356 ТК РФ.
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений