logo
ТамК_комм_Козырин_2004

§ 2. Переработка для внутреннего потребления

Статья 187. Содержание таможенного режима

1. Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

2. В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Комментарий к статье 187

ТК РФ 1993 г. предусматривал таможенный режим переработки товаров под таможенным контролем, при котором иностранные товары использовались в установленном порядке на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под иной таможенный режим. Основное отличие этого таможенного режима от переработки товаров на таможенной территории заключалось в порядке налогового регулирования: если товары, помещаемые под таможенный режим переработки под таможенным контролем, освобождались от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, то при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории таможенные платежи уплачивались в полном объеме с возможностью их последующего возврата при вывозе продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ.

Изменения, вносимые новым ТК РФ, не только затрагивают название таможенного режима ("переработка для внутреннего потребления"), но также кардинально меняют его содержание, в значительной степени отражая концепцию, заложенную в Киотской конвенции. Как следует из главы 4 Специального приложения F, регламентирующей порядок применения таможенного режима переработки товаров для свободного обращения, основное назначение этого режима состоит в проведении с ввезенными товарами операций по изготовлению, переработке или обработке до их выпуска в свободное обращение и под таможенным контролем до такой степени, чтобы сумма ввозных пошлин и налогов, применимых к полученным товарам, стала ниже суммы, которая была бы применена к ввезенным товарам.

В соответствии с общим принципом эскалации таможенного тарифа ставки таможенных пошлин возрастают по мере увеличения степени обработки товара. Вместе с тем в некоторых случаях на готовые изделия, выпускаемые для свободного обращения, установлена меньшая пошлина, чем на исходные материалы, из которых они изготовлены. Такая ситуация может вызвать перемещение некоторых видов перерабатывающей деятельности за пределы национальной территории. Во избежание этого рассматриваемый таможенный режим позволяет ввезти такие товары на таможенную территорию без уплаты таможенных пошлин, осуществить с ними операции по переработке и выпустить продукты переработки для свободного обращения, уплатив таможенные пошлины по более низким ставкам. Экономическое значение этого режима состоит в повышении конкурентоспособности национальной промышленности, так как он влечет перемещение производственной деятельности на таможенную территорию, сохраняя при этом рабочие места.

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Следует обратить внимание на то, что в рамках использования таможенного режима переработки для внутреннего потребления освобождение предоставляется только от уплаты таможенных пошлин. Остальные налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат уплате в полном объеме непосредственно при помещении товаров, предназначенных для переработки, под таможенный режим, что подтверждается также ст. 151 и 185 НК РФ (с учетом изменений, внесенных ст. 438 ТК РФ). В этом состоит основное несоответствие правовой регламентации этого таможенного режима Киотской конвенции, предусматривающей полное условное освобождение от всех ввозных пошлин и налогов. Учитывая, что налоговую базу при исчислении НДС образует таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины, таможенная пошлина по ставкам, применяемым к ввезенным товарам, все же будет использоваться при расчете таможенных платежей, взимаемых в рамках таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

И таможенный режим переработки для внутреннего потребления, и таможенный режим переработки на таможенной территории позволяют перерабатывать на таможенной территории товары, не имеющие статуса находящихся в свободном обращении, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Вместе с тем названные режимы имеют ряд отличий, наиболее существенные из которых следующие:

- основным способом завершения таможенного режима переработки на таможенной территории является вывоз продуктов переработки с таможенной территории РФ, в то время как таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается их помещением под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (т.е. переработка на таможенной территории ориентирована в первую очередь на вывоз товаров с таможенной территории РФ, а переработка для внутреннего потребления - на их ввоз на эту территорию, что следует также из названия рассматриваемых режимов);

- при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории основным способом (вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ) ввозные и вывозные таможенные пошлины не взимаются, а использование таможенного режима переработки для внутреннего потребления предполагает уплату НДС и акцизов, если они взимаются с ввозимых товаров, при помещении товаров под таможенный режим переработки и уплату таможенной пошлины при выпуске продуктов переработки для свободного обращения;

- в случае выпуска продуктов переработки товаров на таможенной территории для свободного обращения таможенные пошлины и налоги взимаются с ввезенных товаров, при этом дополнительно с этих сумм уплачивается процент по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы лицу была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (товары по своему правовому положению приравниваются к товарам, ввезенным для переработки и изначально выпущенным для свободного обращения). Таможенные пошлины при завершении режима переработки для внутреннего потребления взимаются не с ввозимых товаров, а с продуктов переработки по ставкам, применимым к продуктам переработки;

- под таможенный режим переработки для внутреннего потребления может быть помещен ограниченный круг товаров.

Следует отметить, что незадолго до принятия ТК РФ было утверждено Положение о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем (Приказ ГТК России от 8 апреля 2003 г. N 380 <*>). Указанное Положение полностью основано на нормах прежнего ТК РФ, не учитывает изменения концепции рассматриваемого таможенного режима, в связи с чем подлежит существенной доработке.

--------------------------------

<*> РГ. 2003. N 98. 22 мая.

В отношении ввезенных товаров применяются все запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе экономического характера.

Статья 188. Условия помещения товаров под таможенный режим

1. Переработка для внутреннего потребления допускается при наличии разрешения таможенного органа (статья 192).

2. Переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

3. Переработка для внутреннего потребления допускается, если:

1) суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день помещения ввезенных товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, если бы они были выпущены для свободного обращения;

2) таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки (статья 189);

3) продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

4. Под таможенный режим переработки для внутреннего потребления могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 188

Комментируемая статья закрепляет условия помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Ряд из них совпадает с условиями, установленными применительно к таможенному режиму переработки на таможенной территории: для помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления необходимо получение разрешения на переработку товаров в соответствии с этим режимом (ст. 192, 193 ТК РФ), должна быть обеспечена возможность последующей идентификации ввозимых товаров в продуктах их переработки (ст. 189 ТК РФ), товары должны иметь статус иностранных (в том числе находившихся до заявления к таможенному режиму переработки для внутреннего потребления под иным таможенным режимом).

Установление других условий предопределено содержанием таможенного режима переработки для внутреннего потребления. Такими условиями являются:

Во-первых, учитывая основную цель таможенного режима переработки для внутреннего потребления, к переработке в соответствии с этим режимом допускаются товары, суммы ввозных таможенных пошлин в отношении которых выше сумм таможенных пошлин, применимых к продуктам переработки.

Во-вторых, что неразрывно связано с предыдущим условием, продукты переработки не должны быть способными к восстановлению в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Цель установления такого ограничения - предотвратить случаи использования таможенного режима переработки для внутреннего потребления исключительно для снижения объема таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении ввозимых товаров.

В-третьих, переработка для внутреннего потребления допускается в отношении ограниченного числа товаров в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ. В международной практике подобный перечень содержит операции, оказывающие благотворное воздействие на национальную экономику. Это означает, что указанные операции, с одной стороны, должны способствовать созданию или поддержке перерабатывающих видов деятельности на таможенной территории, а с другой - не нарушать интересов национальных производителей аналогичной продукции. В перечне указываются ввозимые товары и соответствующие допустимые операции. Некоторые категории операций (например, переработка в отходы, уничтожение) могут допускаться вне зависимости от вида ввозимых товаров. В отношении отдельных производственных операций (например, когда товары подвергаются химической реакции) могут устанавливаться ограничения, исходя из номенклатуры ввозимых товаров.

Ниже приводится перечень товаров и операций, в отношении которых может предоставляться режим переработки для внутреннего потребления в ряде европейских стран:

Таблица

N

Товары, в отношении которых допускается переработка

Допустимые операции по перера- ботке

1

Любые товары

Переработка в образцы, представ- ленные сами по себе либо упако- ванные в наборы

2

Любые товары

Переработка в отходы или лом либо уничтожение

3

Любые товары

Денатурация

4

Любые товары

Восстановление частей или компо- нентов

5

Любые товары

Отделение и (или) уничтожение поврежденных частей

6

Любые товары

Исправление повреждений

7

Любые товары

Обычные виды обработки, разре- шенные на таможенных складах или в свободных зонах

8

Виды табака, включенные в раздел 24

Переработка в "гомогенизирован- ный" или "восстановленный" табак (код 2403 91 00) и (или) табач- ную пыль (код ex 2403 99 90)

9

Сырой либо не переработан- ный табак (код 2401 10) Сырой либо не переработан- ный табак, частично очищен- ный от стеблей/нарезанный (код ex 2401 20)

Переработка в частично либо полностью очищенный от стеб- лей/нарезанный табак (код 2401 20) и в табачные отходы (код 2401 30 00)

10

Пальмовое масло (код 1511 10 10) или Твердые фракции паль- мового масла (код 1511 90 19) или Жидкие фракции пальмо- вого масла (код 1511 90 91) или Кокосовое масло (код 1513 11 10) или Жидкие фракции кокосо- вого масла (код ex 1513 19 30) или Косточковое пальмовое масло (код 1513 21 11) или Жидкие фракции косточ- кового пальмового масла (код ex 1513 29 30) или Масло бабасу (код 1513 21 19)

Переработка в: Смеси жирных кислот с кодами 1519 11 00, 1519 12 00, 1519 19 00, 1519 19 30 и 1519 19 90 Жирные кислоты с кодами 2915 70 15, 2915 70 25, 2915 90 10, ex 2915 90 90, ex 2916 15 00 и ex 2916 19 90 Смесь метиловых эфиров жирных кислот (код ex 3823 90 98) Метиловые эфиры жирных кислот с кодами ex 2915 70 20, ex 2915 70 80, ex 2915 90 90, ex 2916 15 00 и ex 2916 19 90 Смесь жирных спиртов (код 1519 39 00) Жирные спирты с кодами 2905 16 90, 2905 17 00 и 2905 19 90 Глицерин (код 1520 10 00)

11

Товары с кодами 2707 10, 2707 20, 2707 30, 2707 50, 2707 91 00, 2707 99 30, 2707 99 91, 2707 99 99 и 2710 00

Переработка в продукты с кодами 2710 00 71 или 2710 00 75

12

Сырые нефти с кодами 2707 99 11 и 2707 99 19

Переработка в продукты с кодами 2707 10 90, 2707 20 90, 2707 30 90, 2707 50 91, 2707 50 99, 2707 99 30, 2902 20 90, 2902 30 90, 2902 41 00, 2902 42 00, 2902 43 00 и 2902 44 90

13

Триоксид хрома (код 2819 10 00)

Переработка в хром (код 8112 20 31)

14

Газовые масла с содержанием серы более 0,2% (код 2710 00 69) Керосин (код 2710 00 55)

Смесь продуктов первой колонки или смесь одного и (или) другого продукта первой колонки с га- зойлем, содержащим не более 0,2% серы (код 2710 00 69) для полу- чения газойля с содержанием серы не более 0,2% (код 2710 00 69)

15

Касторовое масло (код 1515 30 90)

Переработка в: гидрогенизированное касторовое масло ("opalwax") с кодом 1516 20 10 12-гидроксистеариновую кислоту (чистота менее 90%) с кодом 3823 19 10 12-гидроксистеариновую кислоту (чистота 90% и более) с кодом 2918 19 90 глицерин (код 2905 45 00)

16

Ботинки коньков без поло- зьев с кодом 6402 Ботинки коньков без поло- зьев с кодом 6403 19 00

Переработка в: ледовые коньки (код 9506 70 10) роликовые коньки (код 9506 70 30)

17

Самоходное шасси с кузовом (код 8704 21 31)

Переработка в пожарные автомо- били, оснащенные комплексным противопожарным и (или) спаса- тельным оборудованием (код 8705 30 00)

18

Любые электронные компонен- ты, части, сборки (включая сборочные узлы) или матери- алы (электронные и не толь- ко), необходимые для элект- ронного функционирования продуктов переработки в рабочем режиме

Переработка в продукты информа- ционных технологий, включенные в: подраздел таможенной номенклату- ры в "EC-ITA-schedule CXE" Council Decision 97/359/ЕС, в случае, когда освобождение от платежей действует на день пре- доставления режима, либо подраз- дел таможенной номенклатуры, предусмотренный ст. 1, 2 или 3 Council Regulation (EC) N 2 216/97, в случае когда отсрочка платежей действует на день предоставления режима

19

ПВХ материал (код 3921 9060)

Переработка в пленочные растры (код 9010 6000)

Статья 189. Идентификация товаров в продуктах их переработки

1. Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:

1) проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;

2) подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

3) сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;

4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.

2. Приемлемость заявленного способа идентификации ввезенных товаров для переработки для внутреннего потребления в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров.

3. По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Комментарий к статье 189

Идентификация товаров - базовое условие, предъявляемое при помещении товаров под любой из таможенных режимов переработки. Идентификация товаров, предназначенных для переработки для внутреннего потребления, в продуктах их переработки осуществляется для установления того факта, что операциям по переработке, в результате которых образовались продукты переработки, были подвержены именно товары, помещенные под этот режим. Требование об идентификации установлено в целях исключения случаев подмены ввозимых товаров другими товарами, доступными на таможенной территории РФ.

Возможность удостовериться, что продукты, образовавшиеся при переработке товаров, были получены из ввезенных товаров, в качестве условия таможенного режима переработки для свободного обращения установлена также главой 4 Специального приложении F к Киотской конвенции (стандартное правило 2).

В соответствии со ст. 174 ТК РФ идентификация товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, в продуктах их переработки не требуется, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки эквивалентных товаров. Учитывая, что возможность эквивалентной компенсации при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления не предусмотрена, ст. 188 ТК РФ аналогичную оговорку не содержит.

Статья 189 ТК РФ закрепляет основные и дополнительные способы идентификации, применяемые при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и дословно воспроизводит ст. 175 ТК РФ, установившую такие способы применительно к таможенному режиму переработки на таможенной территории (см. комментарий к указанной статье).

Статья 190. Операции по переработке товаров

Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки для внутреннего потребления включают:

1) собственно переработку или обработку товаров;

2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.

Комментарий к статье 190

Как следует из ст. 187 и 188 ТК РФ, основной целью таможенного режима переработки для внутреннего потребления является переработка ввезенных товаров до такой степени, что сумма ввозных таможенных пошлин, применимых к полученным товарам, становится ниже суммы, которая была бы применена к ввезенным товарам. Для этих целей товары могут быть подвергнуты следующим операциям:

- собственно переработка и обработка товаров;

- изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров.

Операции по ремонту и по переработке товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его (например, использование катализаторов, флюсов, электродов), совершение которых предусмотрено таможенным режимом переработки на таможенной территории (ст. 176 ТК РФ), а также ранее допускалось при использовании таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем (ст. 59, 66 ТК РФ 1993 г., п. 33 Положения о переработке товаров под таможенным контролем, утвержденного Приказом ГТК России от 8 апреля 2003 г. N 380), в рамках таможенного режима переработки для внутреннего потребления проведены быть не могут.

Положением о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем (п. 34) было установлено, что к операциям по переработке не могут относиться:

- упаковка, расфасовка и сортировка товаров, за исключением случая упаковки полученных продуктов переработки;

- получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;

- выращивание деревьев и растений;

- добыча полезных ископаемых;

- лов рыбы, ракообразных и моллюсков, охота;

- сбор грибов и растений;

- операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки и по подготовке товаров к продаже и транспортировке, разрешенные при хранении товаров на таможенных складах;

- копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любых видах носителей информации;

- получение электрической, тепловой и других видов энергии;

- использование иностранных товаров как вспомогательных средств в производственном процессе, в частности оборудования, станков, приспособлений и т.д.

Следует ожидать, что указанный подход сохранится в практике таможенных органов и при решении вопроса о возможности предоставления разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления.

Статья 191. Срок переработки товаров

1. Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать один год.

2. Срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров.

3. Если лицо, получившее разрешение на переработку, без нарушения требований и условий, установленных настоящим параграфом, не может завершить таможенный режим в определенный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров продлевается по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

4. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения первой партии товаров.

Комментарий к статье 191

В соответствии с п. 27 Положения о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем, утвержденного Приказом ГТК России от 8 апреля 2003 г. N 380, переработка товаров под таможенным контролем должна была производиться в сроки, устанавливаемые таможней, выдающей лицензию, с учетом продолжительности производственного процесса изготовления товарной продукции и распоряжения продуктами переработки. При этом было установлено, что указанный срок должен включать время, необходимое для:

- таможенного оформления товаров в соответствии с таможенным режимом переработки под таможенным контролем;

- осуществления операций по переработке до полного изготовления продуктов переработки, в том числе для проведения испытаний и экспертизы продуктов переработки;

- завершения таможенного режима (помещения продуктов переработки и остатков под таможенный режим, предусмотренный для ввозимых товаров, или их фактического вывоза с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта).

Статья 191 ТК РФ содержит ряд существенных отличий, касающихся срока переработки товаров для внутреннего потребления, которые связаны как с изменением общего подхода законодателя к уменьшению числа административных барьеров на пути к осуществлению внешнеэкономической деятельности, так и с особенностями таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

Во-первых, как и при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется заявителем. Таможенный орган лишь согласовывает определенный заявителем срок на этапе принятия решения о выдаче разрешения на переработку. Принятие решения об отказе в согласовании указанного срока должно быть мотивировано таможенным органом.

Во-вторых, срок переработки для внутреннего потребления в отличие от срока переработки на таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров без учета времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки. Это связано с тем, что возможность распоряжения продуктами переработки ограничена только помещением их под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Возможность вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ, что требует определенных временных затрат, правовой регламентацией рассматриваемого таможенного режима не предусмотрена.

Определенный заявителем и согласованный таможенным органом срок переработки для внутреннего потребления может быть продлен по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах установленного предельного срока.

Основанием для продления срока переработки служит невозможность завершения таможенного режима в определенный срок по причинам, не зависящим от заявителя (см. также комментарий к ст. 177 ТК РФ).

Предельный срок переработки товаров для внутреннего потребления составляет один год со дня помещения товаров (при ввозе товаров отдельными партиями - первой партии товаров) под таможенный режим, что в два раза меньше срока, установленного для переработки товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории.

Следует отметить, что предельный срок переработки товаров под таможенным контролем составлял 18 месяцев (п. 31 Положения о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем). Однако установление указанного срока носило исключительно условный характер, поскольку если длительность производственного процесса превышала предельный срок переработки, ГТК России мог принять решение об установлении срока действия лицензии, превышающего предельный срок, а также продлить срок переработки сверх предельного по мотивированному запросу заявителя, если по не зависящим от него обстоятельствам операции по переработке не были завершены в установленный срок (пп. 31, 32 Положения о переработке товаров под таможенным контролем). ТК РФ возможность установления или продления срока переработки сверх предельного не допускает.

Независимо от того, что время, необходимое для распоряжения продуктами переработки, не учитывается при определении срока переработки для внутреннего потребления, действия по завершению таможенного режима должны быть проведены в пределах установленного срока. Нарушение срока переработки товаров влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ. При этом следует отметить, что нарушение срока переработки применительно к административной ответственности предполагает, что таможенный режим переработки завершен, но с нарушением установленного срока. В случае же когда операции по переработке товара не проводились либо продукты переработки под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления не помещены, действия лица образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 указанной статьи, санкцией которой предусмотрено более строгое административное наказание.

Статья 192. Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления

1. Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления выдается таможенным органом на основании заявления декларанта (пункт 1 статьи 193).

2. В разрешении указываются:

описание, качество и количество ввезенных товаров и продуктов их переработки;

операции по переработке товаров и способы их совершения;

норма выхода продуктов переработки;

способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

срок переработки товаров;

иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.

Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.

4. Разрешение на переработку товаров выдается до помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления.

5. Выданное разрешение передаче другому лицу не подлежит.

6. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 192

Одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления является получение разрешения таможенного органа на переработку в соответствии с этим режимом (ст. 188 ТК РФ). Закрепляя получение разрешения на переработку также в качестве условия помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (ст. 174 ТК РФ), законодатель вместе с тем демонстрирует различный подход к статусу такого разрешения.

Во-первых, разрешение на переработку для внутреннего потребления может быть выдано не любому заинтересованному лицу, а только лицу, которое впоследствии будет выступать в качестве декларанта. Применительно к таможенному режиму переработки для внутреннего потребления декларантом в большинстве случаев будет являться российская организация, непосредственно ввозящая товары для совершения с ними операций по переработке.

Во-вторых, если разрешение на переработку товаров на таможенной территории может быть передано другому лицу с переходом всех прав и обязанностей, возникающих при использовании данного таможенного режима (п. 5 ст. 179 ТК РФ), то передача разрешения на переработку для внутреннего потребления не допускается. Это прямо предусмотрено п. 5 комментируемой статьи.

Лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, несет ответственность перед таможенным органом за соблюдение условий и требований указанного таможенного режима, которая складывается из:

1) ответственности за уплату таможенных пошлин (в соответствии с п. 2 ст. 320 ТК РФ лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, при несоблюдении требований и условий, установленных Кодексом для применения такого режима, являются ответственными за уплату таможенных платежей);

2) административной ответственности (ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований, условий, ограничений таможенного режима, изменение состояния товаров и транспортных средств, помещенных под таможенный режим, пользование либо распоряжение такими товарами и транспортными средствами не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены, а ч. 2 указанной статьи - за завершение действия таможенного режима с нарушением установленного срока).

Установление формы разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления отнесено к компетенции ГТК России. Перечень сведений, которые должны быть указаны в разрешении на переработку, является открытым и повторяет перечень сведений, указываемых в разрешении на переработку товаров на таможенной территории.

Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления действует в течение срока переработки, установленного в разрешении. Проведение операций по переработке, а также завершение действия таможенного режима допускается и с нарушением установленного срока (в этом случае лицо подлежит административной ответственности), однако помещение под таможенный режим новых товаров, предназначенных для переработки, на основании разрешения, срок действия которого истек, невозможно.

В отличие от п. 1 ст. 173, а также п. 4 ст. 207 ТК РФ, предусматривающих предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в рамках таможенных режимов переработки на и вне таможенной территории только при условии вывоза (ввоза) продуктов переработки в установленные сроки действия разрешения на переработку, статьи, регламентирующие порядок применения переработки для внутреннего потребления, прямо такого положения не содержат. Вместе с тем, исходя из общей логики режимов переработки, а также условного характера предоставления льготы, представляется, что возможность уплаты таможенной пошлины по ставкам, применяемым к продуктам переработки, утрачивается с истечением срока переработки товаров для внутреннего потребления.

Отзыв разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления не допускается.

Статья 193. Порядок выдачи разрешения на переработку товаров

1. Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:

о заявителе;

о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

о норме выхода продуктов переработки;

о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

о сроке переработки товаров.

2. Форма заявления и форма представления содержащихся в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.

3. Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет соблюдение установленных требований и условий, а также принимает решение о согласовании срока переработки товаров и нормы выхода продуктов переработки, которая определяется по правилам, установленным статьей 178 настоящего Кодекса.

Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.

4. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных сведений.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Заявитель уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.

Комментарий к статье 193

Порядок выдачи разрешения на переработку для внутреннего потребления аналогичен порядку выдачи разрешения на переработку на таможенной территории (см. комментарий к ст. 180 ТК РФ), за исключением следующих особенностей:

- подача заявления на переработку товаров для внутреннего потребления является обязательной (получение разрешения в упрощенном порядке посредством подачи таможенной декларации не предусмотрено);

- в заявлении на переработку не указываются сведения о замене ввозимых товаров эквивалентными (при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления эквивалентная компенсация не допускается).

Статья 194. Отходы и остатки

В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров, а также остатков товаров, помещенных под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются правила, предусмотренные статьями 183 и 184 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 194

См. комментарии к ст. 183 и 184 ТК РФ.

Статья 195. Завершение таможенного режима

1. Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения.

2. В целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории Российской Федерации инвестиционных товаров Правительство Российской Федерации вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления.

Комментарий к статье 195

Таможенный режим переработки для внутреннего потребления представляет собой режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ для целей проведения с ними операций по переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 187 ТК РФ). Содержание рассматриваемого таможенного режима предполагает только один способ его завершения - выпуск товаров для свободного обращения на таможенной территории РФ, что нашло отражение также в ст. 195 ТК РФ. Это согласуется с основной целью таможенного режима переработки для внутреннего потребления, которая заключается в том, чтобы уменьшить в результате переработки товаров сумму подлежащих уплате таможенных пошлин.

Киотская конвенция в качестве основного способа завершения таможенного режима переработки для свободного обращения также предусматривает таможенное оформление продуктов переработки в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения. Однако в случае, когда это оправдано обстоятельствами, и по запросу заинтересованного лица допускается завершение этого таможенного режима и после помещения продуктов переработки под иной таможенный режим с соблюдением условий и формальностей, применимых в каждом случае (стандартные правила 7, 8 главы 4 Специального приложения F).

Основой для исчисления таможенной пошлины в зависимости от вида применяемой ставки (адвалорная, специфическая или комбинированная) может служить таможенная стоимость товаров и (или) их количество, в связи с чем законодатель не мог не установить момент, на который определяются указанные величины.

По общему правилу, закрепленному п. 1 комментируемой статьи, таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день заявления их к выпуску для свободного обращения. Это общее правило, в свою очередь, является изъятием из базового принципа определения таможенной стоимости, заложенного в Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, в соответствии с которым таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию РФ товара представляет собой цену сделки, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы (ст. 19).

--------------------------------

<*> ВВС. 1993. N 23. Ст. 821.

Вместе с тем п. 2 ст. 195 ТК РФ предусмотрено право Правительства РФ определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, таможенная стоимость и (или) количество которых для целей исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин могут определяться на момент помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Это право может быть реализовано Правительством РФ в целях развития российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории РФ инвестиционных товаров.

Развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств имеет важное значение для стимулирования экономической активности на территории РФ. В этой связи данное направление являлось и является составной частью целого ряда инвестиционных программ и программ, направленных на повышение уровня развития российской экономики (Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ, одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016 <1>, Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 <2>, Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы, одобренная Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 <3>, Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р <4>, Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 <5>, и др.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4069.

<2> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2756.

<3> СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 959.

<4> СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3295.

<5> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. II). Ст. 4974.

Приостановления действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления путем помещения продуктов переработки на таможенный склад или под иной таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, не предусмотрено.

Статья 196. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки

В отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения ввезенных для переработки товаров. В случаях, когда в процессе переработки используются иностранные товары, происходящие из разных стран, применение ставок таможенных пошлин осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) если в результате переработки произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин как к товарам, ввозимым из стран, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации;

2) в иных случаях применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.

Комментарий к статье 196

Статьями 187 и 195 ТК РФ установлено, что при выпуске продуктов переработки для свободного обращения таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, применяемых к продуктам переработки. Как известно, ставка таможенной пошлины напрямую зависит от классификационного товара в соответствии с ТН ВЭД России и от страны происхождения товаров (происходит ли товар из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации; из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ; из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ; из стран, образующих с РФ зону свободной торговли; из других стран).

В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г., а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" страной происхождения товара признавалось государство, в котором товар был полностью произведен либо подвергнут достаточной переработке. Когда в производстве товара участвовало две и более страны, его происхождение определялось в соответствии с критерием достаточной переработки, согласно которому товар считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств <*>. При этом в соответствии со ст. 18 ТК РФ 1993 г. российскими признавались товары, происходящие из РФ или выпущенные на ее территории для свободного обращения. Приведенные нормы порождали дискуссию о том, следует ли рассматривать продукты переработки в качестве российских товаров в случае, когда ввезенные товары подвергались существенной переработке.

--------------------------------

<*> Названный критерий выражался правилом, требующим изменения товарной позиции Товарной номенклатуры; перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место, а также правилом "адвалорной доли", когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигала фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара. При этом в случае, когда в отношении конкретных товаров или конкретной страны критерии происхождения товара особо не оговаривались, применялось общее правило, в соответствии с которым товар считался подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.

Новый ТК РФ вносит ясность в разрешение этого вопроса, определяя, что российскими товарами являются только товары, находящиеся на территории РФ в свободном обращении (т.е. невывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ; товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ; а также товары, изготовленные из указанных двух категорий товаров). Кроме этого, комментируемая статья прямо устанавливает, что в отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения товаров, ввезенных для переработки.

Отдельно урегулирован вопрос об определении ставки таможенной пошлины в случае изготовления продуктов переработки из товаров, страной происхождения которых являются различные государства. Если в процессе переработки используются товары, происходящие из нескольких стран, то определение ставки таможенной пошлины зависит от степени переработки товаров. Если товары подверглись глубокой переработке (произошло изменение классификационного кода товаров на уровне любого из первых четырех знаков по ТН ВЭД России), то применяются ставки таможенных пошлин, установленные для стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации. Если такого изменения в коде продуктов переработки не произошло, то ставка таможенной пошлины применяется по стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей. Привязка к таможенной стоимости объясняется тем, что эта величина наиболее часто используется в качестве основы для исчисления таможенной пошлины.