Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Статья 12. Перемещение товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу
1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 12
В комментируемой статье закрепляется право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, являющееся одним из важнейших принципов таможенного права.
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, иными словами, имеют право на совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.
Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Кроме того, упомянутое право тесно связано с рядом общепризнанных норм международного права: ст. 13 и 17 Всеобщей декларации прав человека; ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и др. Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных гуманитарных контактов. Вот почему государства, подписавшие 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, большое внимание уделили "технической стороне" (в том числе упрощению таможенных процедур) осуществления гуманитарных контактов и регулярных встреч на основе семейных связей, поездок по личным или профессиональным причинам, молодежных встреч, туристических поездок на индивидуальной или коллективной основе <*>.
--------------------------------
<*> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 348 - 351.
В ТК РФ закрепляется, что правом на перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу наделяются все лица на равных основаниях.
Никто не может быть лишен или ограничен в этом праве, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ, иных федеральных законах и международных договорах РФ. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно, не опираясь на закон или международный договор, лишить лицо права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Федеральным законом могут устанавливаться запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Как правило, такие запреты и ограничения нацелены на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, публичного порядка и нравственных устоев общества. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах. Основным системообразующим законодательным актом является Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>. После его принятия в 1995 г. появились Федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности: "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "Об экспортном контроле", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и др.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе установления запретов и ограничений, рассредоточены по различным федеральным законам, предмет которых связан с внешнеторговой проблематикой прямо или опосредованно. Такие нормы можно отыскать, например, в Федеральных законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О таможенном тарифе", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О соглашениях о разделе продукции", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и др. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности на отдельных территориях РФ определяются, к примеру, в Федеральных законах "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальный раздел, устанавливающий порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие статьи можно найти в Федеральных законах: "Об оружии", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "О семеноводстве", "О ветеринарии", "О карантине растений", "Об использовании атомной энергии", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О лекарственных средствах", "Об отходах производства и потребления", "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды" и др.
Запреты и ограничения могут устанавливаться не только в актах российского законодательства, но и в источниках международного права: международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и т.д.). О существовании последних и содержащихся в них запретах и ограничениях на ввоз и вывоз ГТК России доводит до сведения таможенных органов путем рассылки писем разъяснительного характера.
В п. 2 комментируемой статьи определяется, что порядок перемещения товаров и транспортных средств устанавливается ТК РФ.
Под товарами в таможенном праве понимаются "любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства". Такое определение понятия "товары" включает в себя валюту РФ, валютные ценности и некоторые другие товары, являющиеся предметами валютно-правовых отношений. Однако в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" <*> порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, определяется законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
--------------------------------
<*> ВВС. 1992. N 45. Ст. 2542.
Комментируемый ТК РФ впервые в сравнении с ТК РФ 1993 г. четко определил, что из сферы таможенно-правового регулирования выводится порядок перемещения через таможенную границу следующих видов товаров (соответствующий порядок определяется валютным законодательством):
1) наличной валюты РФ;
2) ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, к которым относятся платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте РФ (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле");
3) валютных ценностей, к которым относятся:
а) наличная иностранная валюта;
б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу
1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362), за счет лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.
Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.
Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
3. Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Комментарий к статье 13
При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные законодательством РФ. Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений - одна из функций таможенных органов, перечисленных в ст. 403 ТК РФ.
"Запреты и ограничения" по ТК РФ 2003 г. соответствуют понятию "меры экономической политики", которое использовалось в ТК РФ 1993 г. Под мерами экономической политики понимались квотирование, лицензирование и установление минимальных и максимальных цен. В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" появляется понятие "меры нетарифного регулирования". Однако законодатель не дал точного определения нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К их числу были отнесены меры экономической политики (квотирование, лицензирование), а также иные запреты и ограничения.
Попытка дать перечень мер нетарифного регулирования была предпринята в Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза (Москва, 1997 г.) <*>, которое Россия ратифицировала в 1999 г. (Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 15-ФЗ) <**>. В ст. 2 Соглашения к мерам нетарифного регулирования отнесены:
--------------------------------
<*> БМД. 2000. N 6.
<**> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 242.
- государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;
- экспортный контроль;
- количественные ограничения экспорта и (или) импорта;
- запреты или ограничения экспорта и (или) импорта;
- участие в выполнении международных экономических санкций;
- технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования, а также контроль за качеством ввозимых товаров.
Комментируемый ТК РФ использует понятие "запреты и ограничения", понимая под ним разрешенные международным правом меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического и неэкономического характера (см. также комментарий к § 1 гл. 18 ТК РФ).
Основное отличие запретов от ограничений состоит в том, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ (к вывозу за ее пределы), подлежат немедленному вывозу (не подлежат фактическому вывозу), а товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении установленных условий и требований.
Запреты и ограничения неэкономического характера напрямую связаны с соображениями публичной морали, безопасности государства, обеспечения общественного порядка, охраной жизни и здоровья людей, животных, растений и т.д. Запреты и ограничения неэкономического характера применяются независимо от заявленного таможенного режима (ст. 158 ТК РФ).
Запреты и ограничения экономического характера устанавливаются в целях:
- защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйственных субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;
- поддержания равновесия импорта товаров;
- обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров;
- продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок (ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
К запретам и ограничениям экономического характера относятся запреты на ввоз товаров из определенной страны (эмбарго), запреты на ввоз (вывоз) определенных видов товаров, лицензирование, квотирование, применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.
Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранного таможенного режима. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных режимов, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные режимы, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.
К сожалению, законодатель не дал подробного и точного изложения своей позиции по вопросам запретов и ограничений экономического и неэкономического характера. Он отсылает по этим вопросам к законодательству о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которое на момент принятия ТК РФ 2003 г. не было обновлено.
Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах (см. комментарий к ст. 12 ТК РФ).
Ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений:
- государственной безопасности;
- защиты общественного порядка;
- нравственности населения;
- жизни и здоровья человека;
- защиты животных и растений;
- охраны окружающей природной среды;
- защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
- защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности;
- защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров;
- исходя из других интересов РФ, в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами.
Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
- не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами РФ;
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов".
- признаны опасными отходами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3379.
В целях защиты национальных интересов могут приниматься федеральные законы о запрете, в том числе временном, ввоза и транзита отдельных товаров и транспортных средств.
Запрещенными к вывозу из РФ считаются товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ, исходя из следующих принципов:
- сохранение исторического, культурного, научного и иного культурного наследия народов РФ;
- обеспечение национальной безопасности РФ;
- зашита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
- выполнение международных обязательств РФ;
- по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ.
Вывозу из РФ, в частности, не подлежат:
- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;
- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Вывоз товаров за пределы РФ может быть запрещен на срок поставок данных товаров по межправительственным соглашениям о безвозмездной помощи. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским союзом" <*> (п. 6) на период поставок продовольствия по Соглашениям между Правительством РФ и Правительством США от 23 декабря 1998 г. о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров, от 23 декабря 1998 г. о продаже сельскохозяйственных товаров и Меморандуму о взаимопонимании об осуществлении безвозмездной поставки продовольственных товаров от Европейского союза от 20 января 1999 г. запрещен экспорт аналогичных видов продовольствия, кроме поставок по контрактам, подписанным до вступления в силу упомянутого Постановления Правительства РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 914.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).
В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закрепляется (ст. 19), что в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться ограничения экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности исходя из национальных интересов. В понятие "национальные интересы" законодатель включает следующее:
- соблюдение общественной морали и правопорядка;
- охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
- защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
- обеспечение национальной безопасности РФ;
- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
- выполнение международных обязательств РФ.
Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.
Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры.
Непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, российских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности, обеспечивает Министерство экономического развития и торговли РФ (ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Министерство экономического развития и торговли РФ является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.
Государство может устанавливать ограничения ввоза и (или) вывоза товаров через использование таких мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как:
а) разрешительная система <*>: лекарственные средства (при ввозе и вывозе), оружие и боеприпасы (при ввозе и вывозе), радиоэлектронные и высокочастотные средства (при ввозе), культурные ценности (при ввозе и вывозе), источники ионизирующего излучения (при ввозе), образцы дикой флоры и фауны, ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС <**>, и др.;
--------------------------------
<*> Таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится при условии предоставления разрешения на ввоз и вывоз, выданного соответствующей контролирующей организацией.
<**> Конвенция СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
б) специальная сертификация <*>: сертификат Хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности);
--------------------------------
<*> Сертификация товаров обеспечивает безопасность ввозимых товаров для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан. Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, производится только в случае предоставления соответствующих сертификатов.
в) лицензирование, т.е. регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий:
- товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния) <*>;
--------------------------------
<*> Только в страны ЕЭС.
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Минэкономразвития России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.);
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля <*>, опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др.
--------------------------------
<*> Система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ (ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
В Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" дается определение и устанавливается порядок применения таких мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как:
- антидемпинговая пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению демпингового импорта товара <*>;
--------------------------------
<*> Демпинговый импорт - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.
- компенсационная пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению импорта товара, субсидируемого <*> иностранным государством (союзом иностранных государств);
--------------------------------
<*> Субсидия - финансовая поддержка иностранным государством (союзом иностранных государств), дающая преимущества посредством прямого перевода денежных средств или обязательств сделать такой перевод; полного или частичного освобождения от налоговых, таможенных или иных обязательных платежей либо их возврата при экспорте товаров; аннулирования долга; льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, полуфабрикатов, услуг и т.д.
- специальная пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке.
Общим условием для применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин является то, что они могут применяться лишь тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб российским производителям подобных товаров.
В комментируемой статье устанавливаются таможенные гарантии соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
В отношении ограничений законодатель устанавливает норму, в соответствии с которой товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении требований и условий, установленных международным договором РФ или законодательством РФ (наличие лицензий, квот и т.п.)
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ.
Товары, запрещенные к ввозу, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (например, в отдельных случаях такие товары могут уничтожаться на территории РФ). Вывоз товаров производится перевозчиком.
Если по каким-то причинам оказывается невозможным осуществить незамедлительный вывоз таких товаров, таможенные органы следят за тем, чтобы товары были без задержек помешены в места, являющиеся зонами таможенного контроля (склады временного хранения и т.д.) (см. комментарий к ст. 362 ТК РФ).
Предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ, составляет трое суток. Он может быть изменен в отношении отдельных товаров только федеральным законом. После истечения предельного срока хранения распоряжение товарами производится в соответствии со ст. 429 ТК РФ (см. комментарий к ст. 429 ТК РФ).
Помещение товаров, запрещенных к ввозу, на склад временного хранения и в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, осуществляется за счет следующих лиц:
а) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - за счет российского лица, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
б) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
- за счет лица, имеющего право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ;
- за счет иных лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ или с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Расходы, возникшие у декларантов, перевозчиков, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или их вывоз с этой территории, не подлежат возмещению таможенными органами. Следует обратить внимание на то, что в ст. 21 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривается, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием РФ в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета.
Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена их конфискация. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.
Статья 14. Таможенное оформление и таможенный контроль
1. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
3. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Комментарий к статье 14
Важным принципом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является принцип таможенного оформления таких товаров и таможенного контроля за ними.
Суть этого принципа сводится к тому, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат:
- во-первых, таможенному оформлению, под которым понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ;
- во-вторых, таможенному контролю, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Порядок и условия, на которых товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, предусматриваются ТК РФ. Все требования и ограничения, связанные с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля, должны быть установлены актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ. Таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля могут предъявлять требования, уровень которых является минимально необходимым для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Данные нормы являются важной юридической гарантией против административного произвола в таможенной сфере.
Положения комментируемой статьи получили развитие в других статьях ТК РФ. Так, например, в ст. 59 ТК РФ предусмотрено, что таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами РФ и правовыми актами ГТК России. При этом требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В ст. 358 ТК РФ законодатель установил, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Особо оговаривается недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля (ст. 365 ТК РФ).
Статья 15. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами
1. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Комментарий к статье 15
Вопросы пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, являющимися предметами таможенных правоотношений, играют ключевую роль в механизме таможенно-правового регулирования.
Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.
Правомочие распоряжения - основанная на законе возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.
Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Отметим, что запреты и ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, предусмотренные ТК РФ, соответствуют действующему гражданскому законодательству, в котором установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества только те действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).
Законодатель разбивает регламентацию режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами на два этапа - до и после выпуска товаров и транспортных средств.
Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом (п. 23 ст. 11 ТК РФ).
На этапе до выпуска товаров и транспортных средств действует принцип, в соответствии с которым никто не имеет права пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем (см. комментарий к ст. 360 ТК РФ), пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ. Таким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законодательства. Причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены, а предусмотренные таможенные операции должны быть совершены. Для этого ТК РФ устанавливает разрешительный порядок совершения любых действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Так, в соответствии со ст. 89 ТК РФ перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств. Другой пример содержится в ст. 104 ТК РФ. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации. Все иные операции (в том числе отбор проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки) могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа. Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение таких операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их состояния.
На этапе после выпуска товаров и транспортных средств действует принцип, по которому пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможенного режима, под который они помещены, т.е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима. (Определение таможенного режима приводится в п. 22 ст. 11 ТК РФ.)
Например, товары, заявленные к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления, после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех установленных ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении (ст. 164 ТК РФ). Свободное обращение предполагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством (п. 24 ст. 11 ТК РФ).
Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима (ст. 215 ТК РФ), хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации. Иные же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.
Статья 16. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров
Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут:
1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с настоящим Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Комментарий к статье 16
Для того чтобы товар был выпущен таможенными органами (т.е. чтобы таможенные органы разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом), должны быть совершены определенные таможенные операции, иными словами, действия в отношении товаров в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров.
В комментируемой статье законодатель определяет, какие лица несут обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.
Критерием установления обязанных лиц является основание для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В связи с этим рассмотрены два варианта.
1. Перемещение товаров осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом (понятие "российское лицо" раскрыто в п. 13 ст. 11 ТК РФ).
В этом случае обязанность по совершению таможенных операций возлагается на российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, или лицо, от имени и по распоряжению которого такая сделка была заключена.
2. Перемещение товаров осуществляется без заключения российским лицом внешнеэкономической сделки, (например, перемещается транспортное средство под режимом временного ввоза, товар, помещаемый под режим таможенного склада, и т.д.).
В этом случае лицами, несущими обязанность по совершению таможенных операций, могут быть:
- лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории РФ (например, учреждение культуры, в которое поступила культурная ценность, ввезенная под режимом временного ввоза);
- иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским или таможенным законодательством для совершения юридически значимых действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (таможенный брокер, таможенный перевозчик и т.д.).
Статья 17. Гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 17
Для того чтобы таможенные органы могли максимально эффективно выполнять свою основную задачу - обеспечивать соблюдение и исполнение таможенного законодательства - за таможенными органами закрепляется право требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ.
Приведем несколько примеров. В настоящем Кодексе подробно урегулирован институт обеспечения уплаты таможенных платежей, который является действенной гарантией исполнения обязанности декларанта по уплате таможенных платежей. При перевозке и хранении иностранных товаров, условном выпуске товара, предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей и т.д. исполнение обязанности по уплате таможенных платежей должно быть в обязательном порядке обеспечено одним из способов, предусмотренных в ст. 340 ТК РФ (залог, банковская гарантия, денежный залог, поручительство и др.). Требование обеспечения уплаты таможенных платежей содействует успешной реализации фискальной функции таможенного права.
Другой пример связан с требованием заключения договора страхования риска своей гражданской ответственности для того, чтобы лицо было включено в реестр владельцев склада временного хранения (ст. 109 ТК РФ), владельцев таможенного склада (ст. 227 ТК РФ), таможенных перевозчиков (ст. 94 ТК РФ), таможенных брокеров (ст. 140 ТК РФ).
- Комментарий к таможенному кодексу российской федерации
- Под редакцией доктора юридических наук, профессора а.Н. Козырина
- Предисловие
- Таможенный кодекс российской федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- Глава 4. Информирование и консультирование
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
- § 1. Страна происхождения товаров
- § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической
- § 3. Предварительное решение
- Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление
- Глава 8. Основные положения,
- Относящиеся к таможенному оформлению
- Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации
- Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- Глава 11. Таможенный перевозчик
- Глава 12. Временное хранение товаров
- Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации
- Глава 14. Декларирование товаров
- Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- Глава 16. Выпуск товаров
- Подраздел 2. Таможенные режимы
- Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- Глава 18. Основные таможенные режимы
- § 1. Выпуск для внутреннего потребления
- § 2. Экспорт
- § 3. Международный таможенный транзит
- Глава 19. Экономические таможенные режимы
- § 1. Переработка на таможенной территории
- § 2. Переработка для внутреннего потребления
- § 3. Переработка вне таможенной территории
- § 4. Временный ввоз
- I. Временно ввозимые контейнеры и иная
- II. Товары, временно ввозимые в целях оказания
- III. Временно ввозимые товары, связанные с оказанием
- IV. Товары, ввозимые для оказания международной помощи
- V. Иные товары
- § 5. Таможенный склад
- Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- § 1. Реимпорт
- § 2. Реэкспорт
- § 3. Уничтожение
- § 4. Отказ в пользу государства
- Глава 21. Специальные таможенные режимы
- § 1. Временный вывоз
- § 2. Беспошлинная торговля
- § 3. Перемещение припасов
- § 4. Иные специальные режимы
- Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры
- Глава 22. Перемещение транспортных средств
- Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Раздел III. Таможенные платежи
- Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- Раздел IV. Таможенный контроль
- Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- Раздел V. Таможенные органы
- Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- § 1. Таможенные органы
- § 2. Обязанности, правомочия и ответственность
- § 3. Применение должностными лицами таможенных органов
- § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Раздел VI. Заключительные положения
- Список использованных сокращений