logo
ТамК_комм_Козырин_2004

Глава 15. Таможенный брокер (представитель)

Статья 139. Таможенный брокер (представитель)

1. Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

2. Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

4. Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.

Комментарий к статье 139

Институт представительства в таможенных правоотношениях применяется не только в российском законодательстве, но и в законодательстве иностранных государств, поскольку осуществление таможенных операций на профессиональной основе позволяет повысить уровень таможенного оформления, а также ускорить его проведение.

Понятие таможенного брокера приведено в ст. 11 ТК РФ. В соответствии с подп. 17 п. 1 названной статьи таможенным брокером является посредник, совершающий таможенные операции (помещение товаров под процедуры внутреннего таможенного транзита временного хранения и сопровождение этих процедур, декларирование товаров и др.) от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера. Под российским юридическим лицом в настоящем Кодексе понимается юридическое лицо с местонахождением в РФ, созданное в соответствии с законодательством РФ (подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Казенное предприятие представляет собой разновидность унитарного предприятия (организации, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником). Собственником имущества унитарных предприятий является Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование <*>. Однако в отличие от унитарного государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, самостоятельно отвечающего по всем своим обязательствам, казенное предприятие основано на праве оперативного управления, и субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет государство - Российская Федерация, субъекты Федерации или муниципальные образования (ст. 7 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Именно этим объясняется запрет законодателя на осуществление казенным предприятием деятельности в качестве таможенного брокера, сопряженной с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов.

--------------------------------

<*> Статья 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

К таможенному брокеру как профессиональному участнику деятельности в области таможенного дела законодатель предъявляет повышенные требования и устанавливает разрешительный порядок осуществления такой деятельности. Лицо может быть допущено к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера лишь при соблюдении определенных условий и включения его в Реестр таможенных брокеров (представителей). Решение о включении в Реестр принимается ГТК России, он же определяет порядок ведения этого Реестра (ст. 19 ТК РФ). В целях обеспечения доступа участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц к информации о лицах, включенных в Реестр таможенных брокеров (представителей), ГТК России обязан публиковать Реестр таможенных брокеров в своих официальных изданиях не реже одного раза в три месяца (п. 2 ст. 19 ТК РФ).

Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности:

- совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД;

- совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;

- совершением отдельных таможенных операций;

- регионом деятельности в рамках одного или нескольких таможенных органов.

Аналогичная норма предусматривалась Положением о таможенном брокере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3737.

С принятием настоящего Кодекса правовой статус таможенного брокера изменился. Прежний ТК РФ закреплял за таможенным брокером статус декларанта, что предполагало совершение операций по таможенному оформлению и выполнение иных посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени. В соответствии с настоящим Кодексом таможенный брокер выступает исключительно в роли представителя и в соответствии со ст. 182 ГК РФ не правомочен действовать хотя бы и в чужих интересах (в интересах представляемого им лица), но от собственного имени.

Вместе с тем такое на первый взгляд существенное изменение статуса таможенного брокера не влияет кардинально на объем обязанностей и ответственности декларанта. Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Кодекс закрепляет, что действия по декларированию совершает все же таможенный брокер (п. 1 ст. 124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.

Согласно п. 4 ст. 139 ТК РФ отношения таможенного брокера с декларантом и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Положения, регламентирующие правоотношения указанных лиц, предусмотрены главой 49 ГК РФ ("Поручение"). В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Указанный договор заключается в письменной форме. При этом ТК РФ в отличие от Кодекса 1993 г. не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении договора.

ТК РФ не допускает одностороннего отказа таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу. Столь повышенные требования законодателя к таможенному брокеру (собственно, как и к другим участникам деятельности в области таможенного дела - владельцам складов временного хранения, таможенным перевозчикам) объясняются прежде всего тем, что таможенный брокер осуществляет свою деятельность на профессиональной основе. Закрепление такой нормы свидетельствует о том, что договор, заключаемый таможенным брокером с декларантом или другим заинтересованным лицом, в соответствии со ст. 426 ГК РФ признается публичным. При необоснованном отказе или уклонении таможенного брокера от заключения публичного договора декларант или иное заинтересованное лицо на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Таможенный брокер должен возместить указанному лицу убытки, причиненные необоснованным отказом от заключения договора поручения.

Следует отметить, что Положением о таможенном брокере допускался отказ таможенного брокера от заключения договора с лицом при наличии достаточных оснований полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную ТК РФ. Несмотря на то что аналогичная норма в ТК РФ отсутствует, представляется, что таможенный брокер вправе отказать в заключении договора поручения в указанном случае на основании общеправовых принципов о недопущении совершения действий, противоречащих закону и общественному порядку.

Статья 140. Условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей)

Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

Комментарий к статье 140

В соответствии со ст. 18 ТК РФ деятельность юридического лица в качестве таможенного брокера допускается при условии его включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). Согласно п. 1 ст. 20 ТК РФ включение юридических лиц в указанный Реестр осуществляется на условиях, установленных ТК РФ.

Комментируемой статьей предусмотрены следующие условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей):

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат. В соответствии со ст. 146 ТК РФ специалистом по таможенному оформлению может быть физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным ГТК России, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Согласно Положению о таможенном брокере, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873, допускалось наличие в штате коммерческой организации, претендующей на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и планировавшей ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной товарной позицией в соответствии с ТН ВЭД, одного специалиста по таможенному оформлению. В иных случаях штатная численность указанных специалистов определялась ГТК России;

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей. В соответствии со ст. 339 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для таможенного брокера не может быть менее 50 млн. руб. Учитывая, что ТК РФ не устанавливает ограничений по способам обеспечения уплаты таможенных платежей, юридическое лицо вправе обеспечить указанное требование любым из способов, предусмотренных ст. 340 ТК РФ, - договором поручительства, банковской гарантией, залогом имущества, денежным залогом, а также договором страхования, если такая форма обеспечения будет предусмотрена для таможенного брокера ГТК России и Минфином России;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами (например, в случаях повреждения товаров при взятии проб и образцов, несвоевременной подачи таможенной декларации по вине таможенного брокера). При этом размер страховой суммы по сравнению с ранее установленным размером страховой суммы <*> значительно увеличился и согласно комментируемой статье не может быть менее 20 млн. руб.

--------------------------------

<*> В соответствии с Положением о таможенном брокере страховая сумма не могла быть менее 10000 МРОТ.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 158 ТК РФ 1993 г. и вышеназванным Положением условиями получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера также являлись материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления такой деятельности, и наличие условий, обеспечивающих ведение учета и отчетности, точно и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю. В новом ТК РФ указанные условия не нашли своего отражения.

Таможенный брокер подлежит исключению из Реестра таможенных брокеров (представителей) по основаниям, предусмотренным ст. 22 ТК РФ:

- по заявлению лица;

- при принятии решения об отзыве свидетельства;

- при ликвидации юридического лица либо прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Статья 141. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

1. Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 настоящего Кодекса.

2. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) должно содержать:

1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);

2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления;

3) сведения о размере оплаченного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

4) сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;

5) сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;

6) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

7) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

3. К заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя;

документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

подтверждения из банков об открытых в них счетах;

страховой полис.

Комментарий к статье 141

Основанием для выдачи свидетельства о включении российского юридического лица в Реестр таможенных брокеров (представителей) является письменное заявление о включении в Реестр. Комментируемая статья содержит перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении, а также документов, подтверждающих указанные сведения.

Перечень документов, которыми подтверждаются заявленные сведения, является исчерпывающим, в связи с чем согласно ст. 63 ТК РФ таможенный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов. Вместе с тем представляется, что сведения о наличии в штате таможенного брокера специалистов по таможенному оформлению должны подтверждаться приказами (распоряжениями) о приеме на работу указанных лиц в организацию, трудовыми договорами, заключенными заявителем со специалистами по таможенному оформлению, а не только аттестатами специалиста по таможенному оформлению.

Документы, подтверждающие заявленные сведения, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных надлежащим образом копиях. По окончании рассмотрения заявления оригиналы представленных документов возвращаются заявителю по его требованию.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ заявление о включении в вышеназванный Реестр рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения. По результатам рассмотрения заявления таможенный орган принимает одно из следующих решений:

- о включении заявителя в Реестр таможенных брокеров (представителей) (указанное решение оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр);

- об отказе о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) в случае несоблюдения заявителем условий, предусмотренных ст. 140 ТК РФ.

Решение об отказе о включении в Реестр может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

В отличие от прежнего ТК РФ, предусматривающего уплату сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (ст. 162), включение юридического лица в Реестр таможенных брокеров (представителей) является безвозмездным (п. 1 ст. 20 ТК РФ).

Статья 142. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

1. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит:

1) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя);

2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

3) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.

2. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.

Комментарий к статье 142

При принятии таможенным органом решения о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) лицу выдается свидетельство о включении в Реестр по форме, установленной ГТК России. Перечень сведений, которые содержит указанное свидетельство, определен комментируемой статьей.

Срок действия свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) не ограничен. Вместе с тем таможенный брокер обязан сообщать таможенному органу, выдавшему свидетельство, обо всех изменениях сведений, содержащихся в заявлении о включении в Реестр либо в прилагаемых к нему документах, в письменной форме в течение пяти дней со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда ему стало известно об их наступлении (ст. 21 ТК РФ). При поступлении заявления об изменении сведений таможенный орган в течение пяти дней осуществляет проверку соответствия указанных сведений условиям для включения юридического лица в Реестр таможенных брокеров (представителей). По результатам проведенной проверки таможенный орган вправе принять одно из следующих решений:

- о выдаче нового свидетельства, если изменяются сведения, указанные в свидетельстве;

- об отзыве свидетельства о включении в Реестр.

Решение об отзыве свидетельства может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

Согласно п. 1 ст. 21 ТК РФ свидетельство о включении в Реестр не подлежит передаче другому лицу.

Статья 143. Права таможенного брокера (представителя)

1. При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

2. Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется представление обеспечения их уплаты.

3. Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.

4. При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:

предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 143

Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от имени представляемого лица (декларанта или другого заинтересованного лица) по его поручению таможенных операций в соответствии с ТК РФ (п. 2 ст. 139 ТК РФ). При совершении таможенных операций таможенный брокер наделен теми же правами, что и представляемое им лицо. С учетом этого таможенный брокер вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

- брать пробы и образцы указанных товаров;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых товаров;

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;

- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров;

- пользоваться иными полномочиями (п. 1 ст. 127 ТК РФ).

Например, таможенный брокер вправе совершать с товарами, находящимися на складе временного хранения, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (временное помещение товаров в защитную упаковку, чистку, осмотр и др.). На проведение таких операций, как взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также проведение операций, необходимых для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки, таможенный брокер обязан получить разрешение таможенного органа.

С учетом п. 1 комментируемой статьи права таможенного брокера не могут быть ограничены договором, заключенным таможенным брокером с представляемым лицом.

В соответствии со ст. 346 ТК РФ таможенный брокер вправе выступать перед таможенным органом в качестве поручителя за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом. Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ путем заключения договора между таможенным органом и поручителем (таможенным брокером). По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).

Совершение ряда таможенных операций сопровождается заявлением таможенному органу определенных сведений и представлением документов, подтверждающих эти сведения, в связи с чем п. 3 комментируемой статьи установлено, что таможенный брокер вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Применительно к помещению товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита или под таможенный режим международного таможенного транзита таможенный брокер вправе требовать документы и сведения, установленные ст. 73 - 76 ТК РФ. Перечень документов, представляемых при декларировании товаров, установлен ст. 131 ТК РФ. При этом таможенный брокер вправе получать такие документы и сведения в сроки, отвечающие требованиям ТК РФ (например, в сроки, установленные п. 1 ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации или определенные таможенным органом в соответствии с п. 5 ст. 131 ТК РФ для представления дополнительных документов).

В числе сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный брокер вправе требовать от лица документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну и конфиденциальную информацию, к которой можно отнести, например, сведения о контракте, банковских счетах представляемого лица. Реализация таможенным брокером указанного права возлагает на него обязанность не разглашать полученную информацию и не использовать ее для собственных целей как самим таможенным брокером, так и его работниками, а также исключить доступ к этой информации иных лиц. Информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, защищается ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК РФ контрагент, разгласивший информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну вопреки гражданско-правовому договору, обязан возместить причиненные убытки.

Помимо прав, связанных непосредственно с деятельностью таможенного брокера по исполнению договора с представляемым лицом, п. 4 комментируемой статьи предусматривает права таможенного брокера при заключении этого договора, а именно:

- предоставлять скидки в отношении цены, а также другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

- устанавливать в качестве условия заключения договора требования обеспечения исполнения обязательств представляемого лица в соответствии с ГК РФ (неустойкой, залогом, удержанием, договором поручительства, банковской гарантией, задатком).

Положение о таможенном брокере, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873, закрепляло приоритетный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, предоставляя последнему право совершать операции по таможенному оформлению в первоочередном порядке. Настоящий Кодекс этого права за таможенным брокером не предусматривает, однако не исключено, что такая возможность будет предусмотрена иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность таможенного брокера, принятыми в развитие Кодекса.

Статья 144. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя)

1. Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с настоящим Кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 настоящего Кодекса, перевозчика либо иное лицо.

2. Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

3. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364).

5. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

Комментарий к статье 144

В соответствии со ст. 971 ГК РФ права и обязанности, вытекающие из действий представителя, возникают непосредственно у представляемого им лица. В силу этого на таможенного брокера при таможенном оформлении, как указано в п. 1 комментируемой статьи, возлагаются обязанности, обусловленные требованиями и условиями, установленными Кодексом только в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Например, таможенный брокер, осуществляя с товарами, находящимися на складе временного хранения, операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривая, измеряя товары, перемещая их в пределах склада временного хранения, обязан обеспечить неизменность состояния товаров, целостность их упаковки, неизменность наложенных средств идентификации. За несоблюдение указанных требований таможенный брокер привлекается к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ. При подаче таможенной декларации таможенный брокер несет ответственность за достоверность заявляемых сведений. В случае заявления в таможенной декларации недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, таможенный брокер должен быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Возможность привлечения таможенного брокера к административной ответственности по указанной статье обусловлена тем, что, во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производит не декларант, а таможенный брокер (соответственно он же заявляет недостоверные сведения), а во-вторых, административную ответственность за несоблюдение требований, установленных ТК РФ, может нести только лицо, совершившее административное правонарушение (ст. 1.7 КоАП РФ), т.е. таможенный брокер. Оговорка о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица, не должна рассматриваться как исключающая его ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед таможенным органом, поскольку означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления (например, обязанность заявлять достоверные сведения).

В то же время факт совершения таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру, не возлагает на таможенного брокера обязанностей по соблюдению таможенного режима, завершению действия таможенного режима (например, вывоза товаров, помещенных под таможенный режим транзита, временного ввоза), а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ могут быть возложены только на определенных лиц.

Так, обязанность совершить операции, необходимые для выпуска товаров, в частности подать таможенную декларацию, представить таможенному органу необходимые документы, которые не были представлены одновременно с таможенной декларацией, в установленный им срок, возлагается на лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ (российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, или от имени либо по поручению которого такая сделка заключена и др.). Указанные обязанности прямо закреплены Кодексом за вышеназванными лицами, и их выполнение не зависит от наличия либо отсутствия договора поручения с таможенным брокером. Публичная обязанность подать таможенную декларацию не переходит на таможенного брокера и после совершения им каких-либо предварительных таможенных операций (например, помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, на склад временного хранения, подачи неполной декларации). Такая обязанность возложена на таможенного брокера исключительно гражданским договором.

На таможенного брокера не возлагаются и обязанности перевозчика по представлению таможенному органу сведений и документов при прибытии на таможенную территорию РФ, а также обязанности, закрепленные ст. 88 ТК РФ, - доставить товары и документы на них в место доставки, обеспечить сохранность товаров и т.д.

К "иным лицам", упомянутым в п. 1 комментируемой статьи, относятся лица, осуществляющие хранение товаров или проведение с товарами других операций в месте доставки, не являющемся местонахождением таможенного органа (п. 6 ст. 80 ТК РФ), которые в соответствии с п. 5 ст. 92 ТК РФ должны принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров. К "иным лицам" следует отнести также декларанта, на которого возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим (ст. 161 ТК РФ).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи таможенный брокер должен уплатить таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, под который помещаются товары, предусматривает их уплату. Это положение корреспондирует п. 1 ст. 320 ТК РФ, согласно которому в случае декларирования товаров таможенный брокер является лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декларант, который декларирует товары самостоятельно. Сроки уплаты таможенных платежей применительно к конкретной таможенной процедуре установлены ст. 329 ТК РФ. Ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, установлена ст. 16.22 КоАП РФ.

Статьей 143 ТК РФ предусмотрено право таможенного брокера требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию. Реализация таможенным брокером указанного права возлагает на него обязанность не разглашать, не использовать для собственных целей, не передавать иным лицам указанную информацию (п. 3 комментируемой статьи). За неисполнение такой обязанности таможенный брокер несет гражданско-правовую ответственность перед представляемым лицом в соответствии с п. 2 ст. 139 ГК РФ.

Деятельность таможенного брокера предполагает осуществление контроля за ее осуществлением со стороны таможенного органа. В связи с этим п. 4 комментируемой статьи за таможенным брокером закреплена обязанность ведения учета товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представления в таможенные органы отчетности о совершенных таможенных операциях. Ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, либо несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.

Согласно п. 5 комментируемой статьи обязанности и ответственность таможенного брокера перед таможенным органом не могут быть ограничены условиями гражданско-правового договора таможенного брокера с представляемым лицом и выходить за рамки, установленные настоящим Кодексом (например, присутствие в договоре оговорки о том, что ответственность за уплату таможенных платежей несет только представляемое брокером лицо, не освобождает таможенного брокера от ответственности перед таможенным органом за их уплату).

Статья 145. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано таможенным органом в случае:

1) несоблюдения таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), установленных статьей 140 настоящего Кодекса;

2) неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комментарий к статье 145

Комментируемой статьей предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано таможенным органом. Такими основаниями являются:

1) несоблюдение таможенным брокером хотя бы одного из условий включения в Реестр, установленных ст. 140 ТК РФ (например, истечение срока действия договора страхования риска гражданской ответственности);

2) неоднократное привлечение таможенного брокера в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП РФ.

Следует отметить, что из перечисленных составов административных правонарушений таможенный брокер может быть привлечен к административной ответственности только за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), за непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15 КоАП РФ) и за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 16.22 КоАП РФ). Нарушения таможенных правил, предусмотренные ст. 16.1 "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", ч. 1 ст. 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств", ст. 16.3 "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений" КоАП РФ, могут быть совершены таможенным брокером, если он одновременно выступает в качестве лица, перемещающего товары через таможенную границу. Указанные правонарушения не связаны с осуществлением основной деятельности таможенного брокера (совершение от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций), в связи с чем установление их в качестве основания для отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) вряд ли оправданно.

В соответствии с КоАП РФ лицо считается привлеченным к административной ответственности неоднократно, если на момент вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении имеется одно или несколько постановлений, по которым не истек один год со дня окончания его (их) исполнения, т.е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) доводится таможенным органом до сведения таможенного брокера в письменном виде с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия. Указанное решение вручается руководителю или иному уполномоченному представителю таможенного брокера под расписку или иным образом, подтверждающим факт и дату получения такого решения. При этом если указанные лица уклоняются от получения решения, оно направляется по почте заказным письмом.

Отзыв свидетельства влечет исключение таможенного брокера из Реестра со дня вступления в силу решения об отзыве свидетельства. Решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) вступает в силу по истечении 15 дней со дня его вынесения. В случае несогласия с указанным решением таможенный брокер вправе его обжаловать в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

Согласно п. 5 ст. 21 ТК РФ в случае отзыва свидетельства заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а если свидетельство было отозвано по причине неоднократного привлечения к административной ответственности - по окончании срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В соответствии со ст. 158 ТК РФ 1993 г. лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера могла быть отозвана, аннулирована ГТК России по ряду других оснований, например в связи с причинением неправомерного существенного ущерба представляемому лицу, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом. Кроме того, отзыв лицензии был предусмотрен в качестве дополнительного взыскания за нарушения таможенных правил, которое могло применяться к таможенным брокерам при совершении ими правонарушений в связи с осуществлением своей основной деятельности. КоАП РФ административного наказания в виде отзыва лицензии не предусматривает.

Статья 146. Специалист по таможенному оформлению

1. Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

2. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя).

Комментарий к статье 146

Таможенные операции от имени таможенного брокера осуществляет непосредственно специалист по таможенному оформлению. Наличие в штате юридического лица, обратившегося в таможенный орган с заявлением о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей), специалистов по таможенному оформлению является одним из обязательных условий включения организации в указанный Реестр (п. 1 ст. 140 ТК РФ).

Согласно комментируемой статье специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным ГТК России, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

Под квалификационными требованиями понимаются требования, предъявляемые к степени профессиональной подготовленности лица. Так, Положением о специалисте по таможенному оформлению, утвержденным Приказом ГТК России от 18 марта 1998 г. N 152 <*>, было предусмотрено, что специалист по таможенному оформлению должен обладать знаниями в пределах, необходимых для совершения операций по таможенному оформлению и выполнения иных функций в области таможенного дела от имени таможенного брокера, в таких областях, как таможенное право и таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование, экономика, гражданское право, международное частное право, уголовное право и др. Соответствие физического лица предъявляемым квалификационным требованиям устанавливается в ходе аттестации на соответствие требованиям и подтверждается выдачей лицу квалификационного аттестата.

--------------------------------

<*> БНА. 1998. N 10.

Следует отметить, что вышеназванным Положением были предусмотрены две категории (I и II) специалистов по таможенному оформлению. При этом наличие в штате таможенного брокера специалиста по таможенному оформлению I категории являлось обязательным требованием для таможенных брокеров, осуществлявших свою деятельность в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению, в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории РФ, а также для таможенных брокеров, ограничивающих сферу своей деятельности отдельной товарной позицией в соответствии с ТН ВЭД. Новый ТК РФ не предусматривает разделения специалистов по таможенному оформлению на категории и предъявляет одинаковые требования к указанным лицам.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом, подтверждающим право лица выступать в отношениях с таможенным органом в качестве специалиста по таможенному оформлению при совершении таможенных операций от имени таможенного брокера. Указанный документ выдается лицу по результатам аттестации на соответствие квалификационным требованиям.

Согласно п. 2 комментируемой статьи специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса РФ). Трудовые отношения специалиста по таможенному оформлению и таможенного брокера возникают на основании трудового договора в результате назначения этого лица на должность или утверждения в должности. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Совершение таможенных операций специалистом по таможенному оформлению от имени таможенного брокера по договору подряда, договору возмездного оказания услуг не допускается.

Статья 147. Аттестация на соответствие квалификационным требованиям

1. Аттестация на соответствие квалификационным требованиям (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению являются:

наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании;

наличие стажа работы не менее двух лет.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Комментарий к статье 147

В соответствии со ст. 146 ТК РФ специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным ГТК России, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, который выдается лицу по результатам аттестации на соответствие квалификационным требованиям. Согласно п. 1 комментируемой статьи аттестация представляет собой проверку квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Претендентом на получение квалификационного аттестата может быть физическое лицо, имеющее:

- высшее образование;

- стаж работы не менее двух лет.

Следует отметить, что по сравнению с требованиями к претенденту на получение аттестата специалиста по таможенному оформлению, предусмотренными Положением о специалисте по таможенному оформлению, утвержденным Приказом ГТК России от 18 марта 1998 г. N 152, требования, предъявляемые к такому лицу новым ТК РФ, возросли. Так, согласно вышеназванному Положению претендент на получение аттестата специалиста I категории должен был иметь любое высшее либо специальное среднее образование (юридическое, экономическое, в области таможенного дела) и стаж работы по таможенному оформлению не менее двух лет в качестве специалиста по таможенному оформлению, а претендент на получение аттестата специалиста II категории - любое среднее или специальное среднее образование, пройти специальную подготовку и сдать квалификационный экзамен.

В соответствии с комментируемой статьей допуск лица к сдаче квалификационных экзаменов обусловлен соответствием физического лица вышеназванным требованиям и не зависит от специальной подготовки лица.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов, порядок их сдачи, а также перечни таможенных органов, принимающих такие экзамены, определяются ГТК России <*>.

--------------------------------

<*> Приказом ГТК России от 30 октября 2002 г. N 1155 (БНА РФ. 2002. N 49) был утвержден Порядок аттестации (приема квалификационного экзамена) специалистов по таможенному оформлению, Приказом ГТК России от 31 июля 2000 г. N 647 (опубликован не был) была введена Программа подготовки и аттестации специалистов по таможенному оформлению.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено требование о прохождении специалистом по таможенному оформлению каждые два года обучения по программам повышения квалификации, утвержденным ГТК России. Такое обучение может осуществляться только лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности. Невыполнение специалистом по таможенному оформлению указанного требования в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 ТК РФ является основанием для аннулирования ранее выданного квалификационного аттестата.

Статья 148. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению

1. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

3) специалист по таможенному оформлению нарушает требования, установленные пунктом 3 статьи 144 настоящего Кодекса;

4) специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 настоящего Кодекса.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанным органом выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого это решение вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения.

3. Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.

4. Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении указанного квалификационного аттестата:

в течение одного года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, если этот аттестат аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи;

в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи;

в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

Комментарий к статье 148

Статья 148 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется. Такими основаниями являются:

1) установление факта получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов, т.е. с использованием полностью фиктивных документов или подлинных документов, в которые внесены несоответствующие действительности сведения (например, с использованием подложного диплома о высшем образовании, трудовой книжки);

2) вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока. Так, за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия представляемого лица специалистом по таможенному оформлению, которому она была доверена или стала известна при осуществлении таможенного оформления товаров, установлена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ с назначением наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

3) нарушение требования о неразглашении, неиспользовании для собственных целей, непередаче иным лицам полученной от представляемых лиц информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, другой конфиденциальной информации, предусмотренного п. 3 ст. 144 ТК РФ;

4) неоднократное привлечение специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП РФ.

В отличие от отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев склада временного хранения, обоснованность аннулирования квалификационного аттестата за совершение правонарушений, не связанных с основной деятельностью специалиста по таможенному оформлению, не вызывает сомнений. Вместе с тем следует отметить, что сама возможность привлечения специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности представляется спорной. КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов административной ответственности юридических и физических лиц, относя к числу последних также должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Специалист по таможенному оформлению не обладает административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями и не может быть отнесен к категории должностных лиц (ст. 2.4 КоАП РФ). Часто делаются предположения о возможности привлечения специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности не в качестве должностного лица, а в качестве иного работника организации. Основу такого утверждения составляет положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которым привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от ответственности виновное физическое (а не должностное) лицо. Однако такое понимание приведенной нормы не соответствует иным положениям Кодекса. Так, представляется очевидным, что физическое лицо может быть виновным в совершении правонарушения юридическим лицом, если выполнение соответствующих таможенных обязанностей входило в его служебные обязанности. Однако этот критерий характеризует вину только должностного лица (ст. 2.2, 2.4 КоАП РФ);

5) нарушение специалистом по таможенному оформлению требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации (п. 3 ст. 147 ТК РФ).

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается ГТК России. Указанный орган обязан в течение трех дней со дня вынесения решения об аннулировании аттестата направить его копию лицу, в отношении которого принято такое решение.

В случае несогласия с указанным решением оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

Лицо вправе повторно обратиться с заявлением о получении квалификационного аттестата по истечении:

- одного года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, если он аннулирован в связи с использованием при получении аттестата подложных документов либо в связи с невыполнением обязанности о неразглашении, неиспользовании для собственных целей и непередаче иным лицам полученной от представляемых лиц информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другой конфиденциальной информации;

- предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда срока наказания в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению, если квалификационный аттестат аннулирован на основании вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению;

- срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ), если основанием для аннулирования квалификационного аттестата послужило неоднократное привлечение специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности.