logo search
DO_ak_mpravo

Понятие международного воздушного права, его источники и принципы

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушного сообщения, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации.

Международное воздушное право охватывает два аспекта правового регулирования:

Основным универсальным соглашением в области воздушного права является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (участвует около 200 государств; Беларусь – с 1992 г.).

Чикагская конвенция устанавливает общие принципы сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта, обеспечения его безопасности, суверенитета государств и правил полета над территорией государств-участников.

К источникам международного воздушного права относятся:

Эта организация создана в соответствии с нормами Чикагской конвенции, определены функции и порядок ее деятельности. ИКАО разрабатывает множество актов: стандарты, рекомендуемую практику, процедуры и т.п., известные под общим названием «международные авиационные регламенты».

Основным актом внутреннего воздушного права в нашей стране является Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. Нормы, регулирующую данную сферу отношений содержат различные нормативно-правовые акты, например постановление Совета Министров Республики Беларусь «О выдачи разрешений на выполнение международных полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь» от 5 декабря 2003 г. Прямое отношение к воздушному праву имеют некоторые нормы гражданского, уголовного, трудового, таможенного и других отраслей внутреннего права Республики Беларусь.

В международно-правовой доктрине преобладающим является подход к оценке юридического статуса воздушного пространства, согласно которому этот статус базируется на основных общепризнанных принципах международного права. Наряду с этим в рамках международного воздушного права закрепились и получили всеобщее признание три специальных принципа.

Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством. Каждая страна самостоятельно и в полном объеме может устанавливать правовой режим пользования воздушным пространством, расположенном над территорией этой страны. Принцип, таким образом, реализуется в исключительном праве каждого государства устанавливать разрешительный порядок полетов в его воздушном пространстве.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ. Согласно ему летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Имеет место два направления реализации охранной деятельности. Первое предполагает принятие государством мер по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплуатационной надежности летательных аппаратов, различной авиационной техники, оборудования, четкой работы управляющих и вспомогательных (диспетчерских, метеорологических, радиолокационных и др.) наземных служб. К этому же направлению необходимо причислять и меры по обеспечению экологической безопасности.

Другое направление обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиационной деятельности. Нормативную основу для проведения мероприятий такого рода образуют двух- и многосторонние соглашения, имеющие непосредственной целью предотвращение, профилактику и пресечение подобных эксцессов. Принятие в этом направлении практических мер, в том числе мер административного, уголовного и гражданско-правового характера, относится к компетенции государств – участников соответствующих международных договоров.