logo search
DO_ak_mpravo

Правовое регулирование международных коммерческих воздушных сообщений

Одной из основных проблем международных воздушных сообщений является вопрос о коммерческих правах на воздушном транспорте. Коммерческие права на международном воздушном транспорте заключаются в предоставлении авиапредприятиям возможности осуществлять перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты на возмездной основе.

Предоставление коммерческих прав принадлежит государству. В зависимости от объема выделяются различные уровни коммерческих прав, именуемых «свободами воздуха», которые фиксируются в двусторонних соглашениях государств:

  1. право на беспосадочный  транзитный  полет над территорией данной страны, т.е. полет без посадок и совершения каких бы то ни было коммерческих операций;

  2. право транзитного полета с посадкой на территории данного государства исключительно в технических (дозаправка топлива, ремонт) и иных некоммерческих целях, т.е. без погрузки-выгрузки перевозимых объектов и без посадки-высадки пассажиров;

  3. право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, которые были взяты на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;

  4. право принимать на борт на территории данного государства пассажиров, их багаж, иные грузы и почту, если такие объекты имеют местом назначения территорию государства, под флагом которого эксплуатируется воздушное судно - государства его регистрации;

  5. право принимать на борт и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;

  6. право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;

  7. право осуществлять все виды воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;

  8. право осуществлять все виды воздушных перевозок между аэропортами одного и того же государства, иного, чем страна регистрации воздушного судна (каботажные перевозки).

Двусторонние соглашения о воздушном транспорте заключаются по образцам, содержащимся в типовых проектах,  Чикагской конвенции 1944 г. и Страсбургской конвенции 1959 г. Большинство транспортных соглашений представляют собой соглашения чикагского типа.

Соглашение «Чикагского типа» закрепляет обязательство сторон, во-первых, установить между двумя государствами международные гражданские воздушные маршруты и линии и, во-вторых, дать четкое описание таковых с указанием аэропортов посадки и перечня конкретных прав коммерческого характера («свобод воздуха»), предоставляемых летательным аппаратам друг друга.

Соглашение должно содержать четкое указание на то, какие авиакомпании стран-контрагентов допускаются к эксплуатационной деятельности на устанавливаемых воздушных маршрутах линиях, а также подтверждать, что каждая из допускаемых эксплуатационной деятельности авиакомпаний соответствует применимым национальным нормативным предписаниям данного государства и требованиям его компетентных властей.

Соглашение «Страсбургского типа»  типовое соглашение административной и финансово-технической направленности, отличающееся от соглашений «Чикагского типа» в основном использованием ряда новых терминологических формул («договорные линии», «назначенные предприятия» и др.) и введением дополнительных положений о согласовании тарифов, свободном переводе доходов, образующихся в процессе эксплуатации воздушных линий, а также о порядке проведения консультаций между национальными ведомствами гражданской авиации договаривающихся сторон.

Соглашение «Бермудского типа» (по образцу соглашений между США и Великобританией: Бермуды- и Бермуды-)  типовое соглашение, учитывающее основные положения соглашений «Чикагского типа» и, в целях пресечения недобросовестной конкуренции в области организации воздушных перевозок, детально регламентирующее условия эксплуатации воздушных линий, особенно в части установления тарифов и распределения объемов перевозок с их утверждением национальными ведомствами гражданской авиации государств-контрагентов. Усовершенствованная в 1977 г. данная форма соглашения («Бермуды-») предусматривает гибкую систему тарифов и вводит критерий зависимости между частотой движения воздушных судов, их вместимостью (емкостью) и возможностью использования различных договорных линий.