logo search
Гос

3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления

В самом общем понимании под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие субъекта. При этом именно управляемый объект, его сущность предопределяют содержание процесса управления, выбор форм и методов управления.

В силу того, что объектами государственного управления являются многочисленные процессы, которые протекают в обществе, конкретное содержание самого понятия объекта может трактоваться по-разному.

В научных публикациях зафиксировано несколько, подчас самых противоположных, представлений об объектах государственного управления. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, определять сознание, поведение и деятельностью людей. Такое выделение объекта государственного управления характерно для тоталитарных систем. Обратные этому суждения вообще оставляют государство без управляемых объектов (либерализм).

В условиях командно-административной системы управления, исходя из марксистской концепции экономического детерминизма, в качестве основного объекта государственного управления выступала экономика. Безусловно, экономика играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества с точки зрения его ресурсного обеспечения, удовлетворения потребностей человека. Но не менее значимыми являются и другие сферы и институты, отношения, которые складываются в обществе, взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Например, в качестве особого объекта государственного управления можно выделить межнациональные отношения, которые относятся к общественно-политическим. Здесь государство берет на себя защиту интересов, прав и свобод и по отношению к отдельно взятому человеку, и по отношению к национально-этническим, профессиональным, культурным и иным меньшинствам. Другой пример – без государственного управления трудно представить развитие системы образования, здравоохранения, культуры, науки или обеспечить помощь нетрудоспособным гражданам, молодежи, детям, бороться с преступностью, коррупцией и т. д.

Наиболее обоснованной по этому вопросу является точка зрения Г. В. Атаманчука, который отмечает, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всеми, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей.

В качестве объекта государственного управления он выделяет «…те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей»1.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые связаны непосредственно с воспроизводством материальных благ и услуг, духовных продуктов и условий для жизнедеятельности людей, выступают в качестве объектов управления. Именно общественные интересы и потребности общества и граждан являются управляемыми со стороны государства.

При этом речь идет об общественных отношениях и их проявлениях, которые имеют значение для всего общества, отражают всеобщие потребности, интересы и цели.

Выделение объекта государственного управления, которое связано с общественными отношениями, видами деятельности и социальными ролями, которые складываются в определенной общности людей (социальной, национальной или иной), проявляются в поведении отдельных граждан, имеющем общественное значение, и связанные с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей, отражают специфику включения управленца в те или иные общественные отношения, выполняемые им виды деятельности и социальные роли.

Например, управленец, имеющий техническое образование, находясь на государственной службе в аппарате управления, должен обеспечивать соответствующий уровень принимаемых решений и действий, опираясь на совокупность определенных знаний, навыков и опыт, в том числе и в области государственного управления. Управляя производственным процессом, его действия носят иной характер, он должен обеспечить эффективное производство, используя при этом иные знания.

Понимание и осмысление сущности объектов государственного управления позволяют понимать и оценивать, вырабатывать концептуальные подходы к решению многих проблем государственного управления.

Объект государственного управления представляет собой сложное структурное образование, включающее:

В первую очередь необходимо выделить организованные объекты, ибо если нет организации, то и будет отсутствовать эффект управляющего воздействия. К признакам таких объектов относятся:

По отношению к объектам государственного управления принципиально важными являются следующие положения:

Выделение объектов государственного управления позволяет использовать дифференцированный подход к различным видам общественных отношений, более четко конкретизировать и формулировать цели, вырабатывать механизм государственного управления, обеспечивать эффективность его функционирования.

Выступая в качестве объекта управления, общественные отношения придают ему отличительные черты. Это связано с тем, что именно человек, со свойственными ему ценностями, целями, мотивами, установками и т. д., является центром (стержнем) управляемых объектов. Отсюда можно выделить следующие свойства, присущие этому объекту управления:

Выделенные свойства управляемого объекта предопределяют формы и методы управляющего воздействия со стороны государства, его масштабы.

Человеку, который является стержнем общественных отношений, свойственно объединение с другими людьми в процессе их совместной деятельности, что обусловливает появление коллективов, различных объединений людей, ведет к формированию широких и достаточно сложных общностей (классы, слои, сословия, профессиональные группы, территориальные общности и т. д.), производственные комплексы и т. д.

Поэтому в обществе как в управляемой системе в ее структурно-компонентном представлении, можно выделить три уровня: человек – коллективы и объединения людей – общество в целом. На первом уровне реализуются социальные роли; на втором – виды деятельности; на третьем – виды общественных отношений. Это позволяет определять диапазон управляющего воздействия государства.

Исходя из сущности и особенностей объектов государственного управления, можно выделить следующие присущие им свойства:

Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких, как: самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

В компонентно-структурном отношении в государственном управлении четко просматриваются три основных уровня управляемых объектов:

В соответствии с основными сферами жизнедеятельности управляемые объекты можно подразделить на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектовосуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объектыосуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.

К духовным управляемым объектамотносятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

Система, управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие гражданского общества опирается на горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.