logo
Гос

Академия управления при президенте республики беларусь

ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Под редакцией С.Н.Князева, Н.Б.Антоновой

Минск 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 8

Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления 8

Государственно-административное и политическое управление. 8

1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма 8

1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены 11

1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления 17

1.4. Виды и уровни государственного управления 19

Контрольные вопросы и задания 25

Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления 26

2.1. Этапы эволюции теории государственного управления 26

2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси 30

2.3. Концепции государственного управления 31

2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления 37

Контрольные вопросы и задания 41

Глава 3. Методологические основы государственного управления 42

3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика 42

3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления 44

3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления 46

3.4. Принципы государственного управления 51

Контрольные вопросы и задания 56

Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления 58

4.1. Цели и приоритеты государственного управления 58

4.2. Функции государственного управления 63

3.4. Принципы государственного управления 67

Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления 73

4.3. Методы государственного управления 73

Контрольные вопросы и задания 75

Глава 5. Современная система государственного управления 77

5.1. Характеристика современной системы государственного управления 77

5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении 82

5.3. Представительство интересов в государственном управлении 84

5.4. Роль общественного мнения и СМИ в системе государственного управления 89

5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления 91

Контрольные вопросы и задания 93

Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления 95

6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления 95

6.2. Коррупция в государственном управлении 104

и меры борьбы с ней 104

6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении 108

6.4. Конфликты в государственном управлении 111

и механизм их разрешения 111

Контрольные вопросы и задания 117

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 119

Глава 7. Государственная власть 119

и структура государственного управления 119

7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика 119

7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления 127

7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация 131

Контрольные вопросы и задания 139

Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь 141

8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь 141

8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь 148

8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных 162

органов государственного управления 162

8.4. Органы местного управления и самоуправления 166

Контрольные вопросы и задания 173

Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления 175

9.1. Государственная служба как публично-правовой институт 175

9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих 181

9.3. Профессиональная культура государственных служащих 188

Контрольные вопросы и задания 193

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 194

Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления 194

10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды 194

10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения 200

10.3.Методы обоснования управленческих решений 206

10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения 208

10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления 211

Контрольные вопросы и задания 215

Глава 11. Управленческие технологии 217

11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика 217

11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп 221

11.3. «Электронное правительство» 223

Контрольные вопросы и задания 227

РАЗДЕЛ IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 229

И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 229

Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления 229

12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления 229

Виды функций, выполняемых Конституцией 231

12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении 235

12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении 239

Контрольные вопросы и задания 242

Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления 244

13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления 244

13.2. Управление персоналом государственной службы 250

13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления 254

Контрольные вопросы 258

Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства 260

14.1. Финансовые ресурсы государства 260

14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления 264

14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений 270

14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование 272

Контрольные вопросы и задания 273

Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность 275

15.1. Информационное обеспечение государственного управления 275

15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере 284

Контрольные вопросы и задания 295

Глава 16. Контроль в системе государственного управления 297

16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства 297

16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля 303

16.3. Система контроля в государственном управлении 310

Республики Беларусь. Финансовый контроль 310

Контрольные вопросы и задания 317

Глава 17. Эффективность государственного управления 319

17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления 319

17.2. Критерии и показатели эффективности 323

17.3. Оценка эффективности государственного управления 327

Контрольные вопросы и задания 331

ЛИТЕРАТУРА 332

ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества. Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства. Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках, так называется эта дисциплина практически во всем мире), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование (publicadministration), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле «publicadministration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления. Именно эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вашему вниманию учебном пособии.

Целью данного учебного пособия является оказание научно-методологической поддержки при изучении и осмыслении теоретических и практических вопросов, связанных с системой государственного управления, ее функционированием и развитием.

Содержание учебного пособия соответствует типовой программе по дисциплине «Государственное управление» для высших учебных заведений по специальностям 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика».

Авторы выражают надежду, что данное учебное пособие, по сути, первое в Республике Беларусь системно представляющее дисциплину «Государственное управление», будет полезно для всех, кто его изучает, будет способствовать более глубокому пониманию природы государственного управления, целостному восприятию и лучшему усвоению изучаемой дисциплины.

Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания для его дальнейшего совершенствования учебного пособия.

Н.Б.Антонова