1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.
Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении.
Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельности людей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собойспецифический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д.
Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.
Согласно общему подходууправление рассматривается как:
организация деятельности людей в соответствии с требованиями объективных законов;
наука и практика управления организациями;
организация и реализация целенаправленного воздействия;
организация и координация деятельности по использованию имеющихся ресурсов с целью достижения желаемого результата;
механизм реализации интересов всех участников производственного процесса: общественных, коллективных, индивидуальных.
Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:
целенаправленную координацию общественной деятельности;
целенаправленное воздействие на трудовые коллективы с целью организации и координации их деятельности в процессе производства;
планирование, организацию, мотивацию труда и контроль.
Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:
процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
процесс или форму деятельности, которая обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации;
воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели.
Субъектно-объектный подходдает возможность трактовать управление как:
осознанную целенаправленную деятельность человека, посредством которой он воздействует и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутренней среды общества, живой и неживой природы, техники;
системную конкретную практическую деятельность, направленную на осмысленную организацию всего общественного производства на всех стадиях расширенного воспроизводства;
упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды;
целенаправленное воздействие на объект управления для изменения его состояния и поведения в соответствии с изменяющимися условиями;
целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом в системе управления для достижения поставленных целей и решения задач;
осознанную деятельность людей, направленную на создание оптимальных условий для функционирования объекта;
воздействие органов и кадров управления на управляемый объект с помощью соответствующих методов для достижения поставленной цели.
Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.
При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления.
Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступаетуправленческая парадигма(от греческогоparadigma– пример, образец).
В общем виде парадигма отражает то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.
С научной точки зрения термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теории», «концепции», «доктрины», «модели», «представления», «системы взглядов».
Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне его, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий.
При этом принципиально важное значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых нацелен процесс управления.
Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В последних, как известно, аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений, и поэтому в различных управленческих ситуациях они выполняют роль отправного начала в информационном массиве при выборе позиции, оценке ситуации, принятии решения.
Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия, основанный, прежде всего, на индивидуальном опыте управленца, на учете и использовании группового знания и опыта, а также экспертизе модели (проекта) парадигмы с точки зрения ее соответствия принципам и законам управления и при необходимости ее дальнейшей коррекции.
Любая система управления предполагает определенную иерархическую составляющую и, соответственно, несколько уровней управления. Это позволяет выделить общую и частную управленческие парадигмы и их содержание. Чем шире объект парадигмального отражения, тем значительнее должен быть представлен интеллектуальный компонент парадигмы, тем выше требования к философской культуре мышления и процедуре принятия решений.
Сформированная управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.
В современных условиях развития управленческая парадигма должна опираться на четко выверенные ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки, определять цели и содержание управленческого процесса с учетом состояния соответствующей системы управления. При этом наиболее значимой проблемой при формировании парадигмы является выделение системы ценностей, на которую ориентируется управленец при исполнении должностных обязанностей, а также принципы и законы управления, которые он знает и на которые он опирается.
Сегодня можно говорить о необходимости формирования новой управленческой парадигмы, предопределенной необходимостью учета в ней устойчивых мировых тенденций развития управления. К ним следует отнести:
усиление социальной ориентации систем управления;
усиление внимания на современные технологии управленческого труда, предопределяющие возможность его совершенствования и оптимизации;
профессионализация управленческого труда;
переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой он может реализовать себя как личность;
умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда;
расширение на практике «сервисного управления» – интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельность трудовых организаций;
интернационализацию теории и передовой практики управления.
При формировании парадигмы государственного управления необходимо исходить из перечисленных тенденций, а также учитывать природу и специфику государственного управления.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература