logo
Гос

1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма

Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении.

Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельности людей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собойспецифический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д.

Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.

Согласно общему подходууправление рассматривается как:

Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:

Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:

Субъектно-объектный подходдает возможность трактовать управление как:

Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.

При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления.

Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступаетуправленческая парадигма(от греческогоparadigma– пример, образец).

В общем виде парадигма отражает то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.

С научной точки зрения термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теории», «концепции», «доктрины», «модели», «представления», «системы взглядов».

Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне его, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий.

При этом принципиально важное значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых нацелен процесс управления.

Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В последних, как известно, аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений, и поэтому в различных управленческих ситуациях они выполняют роль отправного начала в информационном массиве при выборе позиции, оценке ситуации, принятии решения.

Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия, основанный, прежде всего, на индивидуальном опыте управленца, на учете и использовании группового знания и опыта, а также экспертизе модели (проекта) парадигмы с точки зрения ее соответствия принципам и законам управления и при необходимости ее дальнейшей коррекции.

Любая система управления предполагает определенную иерархическую составляющую и, соответственно, несколько уровней управления. Это позволяет выделить общую и частную управленческие парадигмы и их содержание. Чем шире объект парадигмального отражения, тем значительнее должен быть представлен интеллектуальный компонент парадигмы, тем выше требования к философской культуре мышления и процедуре принятия решений.

Сформированная управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.

В современных условиях развития управленческая парадигма должна опираться на четко выверенные ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки, определять цели и содержание управленческого процесса с учетом состояния соответствующей системы управления. При этом наиболее значимой проблемой при формировании парадигмы является выделение системы ценностей, на которую ориентируется управленец при исполнении должностных обязанностей, а также принципы и законы управления, которые он знает и на которые он опирается.

Сегодня можно говорить о необходимости формирования новой управленческой парадигмы, предопределенной необходимостью учета в ней устойчивых мировых тенденций развития управления. К ним следует отнести:

При формировании парадигмы государственного управления необходимо исходить из перечисленных тенденций, а также учитывать природу и специфику государственного управления.