13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
Социально-политические преобразования, происходящие в нашем государстве, глубокое реформирование экономических отношений приводят к необходимости совершенствования системы государственного управления, что, в свою очередь, требует формирования стабильного, оптимально сбалансированного аппарата органов государственного управления, способного обеспечить решение социально-экономических задач, определенных условиями переходной экономики. Выработка концептуальных основ и на их базе совершенствование кадрового обеспечения становится объективной потребностью и важным условием повышения эффективности управленческого корпуса.
Как активная сознательно реализуемая деятельность кадровое обеспечение включает в себя реализацию мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленных на удовлетворение потребностей государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации. Это система целенаправленных кадровых процессов по планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебному продвижению.
Таким образом, кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение ряда задач. Основное значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов для своевременного обновления состава государственных служащих с учетом динамично возрастающих требований к их квалификации.
Повышение эффективности деятельности органов государственного управления невозможно без развития профессионализма служащих. Профессионализм формируется на основе профессионального развития, в котором принято выделять:
- профессионально-квалификационное развитие, в основном связанное с обучением и самообразованием, приобретением новых знаний и опыта;
- профессионально-должностное развитие, связанное с рациональной расстановкой кадров, базирующейся на профессиональном потенциале госслужащих и их служебном росте.
Активное освоение новых знаний, навыков, умений, новых алгоритмов деятельности, расширение сферы профессиональной компетенции, изменение должностного и социального статуса требуют от государственного служащего развития личностно-профессиональных качеств, более полного раскрытия творческого потенциала, изменения системы мотивации все это входит в сферу кадрового обеспечения.
Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.
Государственная кадровая политика призвана обеспечить практику научным подходом к проблеме формирования и рационального использования кадров, в том числе и управленческих.
Будучи составной частью внутренней и внешней политики государства, средством ее реализации, кадровая политика в определяющей роли зависит от типа правления, уровня развития гражданского общества и демократизации механизмов государственной власти, перспектив возможных преобразований структур власти.
Необходимость реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, современных организационных, социальных и политических технологий обусловили выработку Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 года № 399.
Она охватывает совокупность социальных, экономических, политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям:
- в области государственных предприятий, учреждений, организаций;
- в системе государственной службы на республиканском и местном уровнях;
- в области негосударственных предприятий.
В современных условиях для оптимизации кадровой ситуации приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики являются:
- формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;
- подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственных качеств;
- формирование действенного резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним;
- совершенствование форм и методов оценки деятельности кадров;
- мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Ведение работы в указанных направлениях обеспечит:
- привлечение к участию в социальных и политических реформах максимального числа трудоспособного населения;
- высокий профессионализм всех участников трудовой деятельности;
- создание условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, стимулирование профессионального роста;
повышение качества и эффективности трудовой деятельности, служебное продвижение и своевременное обновление кадрового состава.
Субъектами выработки и реализации кадровой политики становятся все социально-правовые институты страны: государственные, общественные, хозяйственные структуры, органы местного управления и самоуправления. Каждый уровень управления как часть общей системы должен иметь свою самостоятельную кадровую политику (имеющую специфический объект регулирования), которая согласуется с государственной кадровой политикой.
Таким образом, государство выступает главным, но не единственным субъектом кадровой политики. Каждая ветвь власти реализует свои функции в сфере отраслевой и региональной кадровой политики. В рамках единой государственной кадровой политики кадровое обеспечение органов государственного управления ведется как на законодательном уровне, так и исполнительными органами.
Управляющее воздействие субъектов кадровой политики направлено на процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов и организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций.
Заслуживает внимания и такой аспект проблемы, как рассмотрение кадров государственной службы одновременно как субъекта и объекта управления.
Для государственной службы нехарактерно наличие только одной парной категории «субъект-объект». В системе кадрового управления служащий, аппарат отдельного подразделения (отдела, управления) являются одновременно объектом для вышестоящего субъекта (руководителя, структурного подразделения) и субъектом для нижестоящих работников или сотрудников подведомственной сферы. Данный подход оказывает существенное влияние на выбор критериев оценки и характеристики состояния кадров. Например, когда служащие являются объектом управления, как правило, они выступают в роли исполнителей управленческих решений.
Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение следующих приоритетных задач:
- оптимизацию структуры и функций государственных органов;
- приведение номенклатуры должностей государственных служащих в соответствие с задачами социально-экономического развития страны и актуальными вопросами государственного управления;
- оптимизацию численности, профессионально-квалификационной структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления ;
- разработуа документа, определяющего систему ценностных и нравственных ориентиров, этических требований к характеру взаимоотношений государственных служащих с обществом, отдельными гражданами;
- совершенствование форм и методов подбора руководящих кадров органов государственного управления, формирование резерва для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;
- создание механизма служебного продвижения кадров управления в государственном аппарате, обеспечения их карьерного роста на основе учета нравственно-психологических качеств, оценки результатов деятельности;
- совершенствование форм и методов оценки личностных качеств, результатов деятельности руководящих кадров и лиц, зачисляемых в резерв и выдвигаемых на руководящие должности;
- формирование системы профессиональной и социальной защищенности государственных служащих на основе совершенствования оплаты их труда, независимости их оценки деятельности, обеспечения правовых гарантий занятости;
- регламентацию механизма административного и общественного контроля за деятельностью должностных лиц государственного аппарата;
- создание системы прогнозирования и планирования потребности в кадрах государственного управления;
- создание и развитие системы психологического сопровождения кадровой работы в органах государственного управления, обеспечивающей мониторинг и корректировку личностных качеств руководящих кадров;
- разработку и реализацию программ переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов органов государственного управления.
Кадровая система региона, протекающие в ней процессы, выступают и как объект государственного управления, и как часть социальной системы региона, самостоятельно функционирующей в его рамках.
Развитие кадрового потенциала региона во многом зависит от уровня, качества управления кадровой системой, формированием, развитием и рациональным использованием всех трудовых ресурсов региона. Организующий фактор на уровне региона региональная кадровая политика, которая является одной из модификаций государственной кадровой политики, одним из ее уровней. Региональная кадровая политика представляет собой специфическую форму сочетания отраслевого и территориального управления.
Кадровое обеспечение в разрезе региональных аспектов ориентировано на формирование оптимальной модели развития регионов, предусматривающей создание наукоемких производств, свободных экономических зон, технопарков, инновационных и научных центров; повышение эффективности использования кадрового потенциала агропромышленного комплекса, социальную защиту населения.
Для регионов республики приоритетными являются следующие задачи:
создание системы прогнозирования обеспеченности кадрами административно-территориальных единиц;
разработка и реализация государственных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ кадрового обеспечения административно-территориальных единиц, которые должны стать основой соответствующего госзаказа на подготовку кадров;
создание и постоянная актуализация баз и банков данных о кадровом потенциале административно-территориальных единиц;
организация рационального мониторинга распределения, трудоустройства и использования молодых специалистов;
совершенствование нормативно-правовой базы в области социально-экономических гарантий и льгот для молодых специалистов;
формирование региональных центров оценки кадров;
внедрение новых информационных технологий для профессионального развития трудовых ресурсов;
разработка программы развития региональных учреждений науки, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в соответствии с задачами социально-экономического развития административно-территориальных единиц.
Заметим, что в рамках региона кадровая политика выходит за рамки аппарата государственного управления, активно воздействуя на все проходящие кадровые отношения, в том числе в негосударственных структурах. Региональная кадровая политики играет значительную роль в кадровом обеспечении приоритетных для развития региона отраслей экономики, в перераспределении трудовых ресурсов, регулировании рынка труда. Поэтому от того, насколько приоритеты, подходы, используемые в работе с кадрами, отвечают требованиям времени, учитывают особенности региона (демографический, экономический и иные аспекты его развития) будет зависеть эффективность проводимых в обществе реформ.
Разработка, обогащение и совершенствование современной кадровой работы требуют теоретического осмысления всех ее элементов, создания качественно новых механизмов, моделей их кадрового обеспечения определения тактики кадрового обеспечения, системы механизмов и технологий их реализации.
Механизм кадрового обеспечения государственной службы включает систему нормативных документально признанных принципов, форм, методов, средств, а также порядок осуществления кадровой деятельности.
Эти меры и порядок предполагают взаимодействие специальных подразделений и людей в сфере организации управления, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, нравственно-психологической. Лишь системность всех элементов кадрового компонента обеспечивает эффект функционирования всей системы государственной службы.
Выбор механизмов и технологий работы с кадрами обусловлен многими факторами и прежде всего:
- изменениями экономических и социально-политических условий, вызывающих перераспределение функций и полномочий в системе управления «человеческими ресурсами» и характеризующихся избирательным и целенаправленным вмешательством государства в сферу труда, усилением взаимодействия кадровых служб с государственными органами;
- структурно-экономическими изменениями, сопровождающимися формированием новых высокотехнологичных отраслей, изменением структуры и форм занятости, дифференциацией персонала, отражающими повышение роли квалифицированных кадров и рост общеобразовательного уровня работников, усложнение трудовой мотивации, повышение роли интеллектуального ресурса в управлении.
Структура механизма в значительной мере определяется целями функционирования объекта управления и соответствующими целями системы управления.
Основу любого механизма составляют принципы управления объектом и его составными частями.
В принципах кадрового обеспечения выражаются основные положения и правила, регламентирующие кадровую политику. Они имеют объективную основу, опираются на природу и закономерности кадровой деятельности, отражают ее развитие.
Под средствами реализации государственной кадровой политики понимаются регламентированные формы и методы работы с кадрами, имеющие соответствующее методическое обеспечение. К ним относятся:
планирование оценка будущих потребностей в персонале различных специальностей и квалификации;
прогнозирование это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в обществе;
стимулирование совокупность методов, позволяющих создать наиболее благоприятные условия для эффективного труда работника;
социальная защита комплекс мероприятий по охране здоровья, пенсионному обеспечению, решению жилищных и бытовых проблем;
квотирование рабочих мест количественное ограничение рабочих мест;
переподготовка кадров образовательный процесс, направленный на приобретение профессиональных знаний, умений, навыков, профессий, специальностей в учреждениях образования по переподготовке кадров, обусловленный научно-техническим и социально-экономическим развитием, структурными изменениями производства и социальной сферы, индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;
профессиональное образование образование, ориентированное на профессиональную деятельность, включающее подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;
профессиональное развитие непрерывный процесс приобретения, необходимых знаний, умений, навыков, повышение уровня инновативности и эффективности деятельности;
оценка личностных качеств анализирует профессионально-деловые и морально-психологические характеристики работников, их психофизиологическое состояние, анализ документальной информации о работнике и результатах его трудовой деятельности, собеседование и т. п.
Таким образом, кадровое обеспечение лежит в основе формирования, профессионального развития и рационального использования кадрового корпуса, соответствующего задачам социально-экономического развития страны. Оно выступает в качестве координирующего и стабилизирующего факторов государственного управления, придает работе с кадрами системность, демократизм.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература