12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
Ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, так как многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия. Ответственность – суть объективное явление, проявляется в конкретных действиях и может быть оценена, видима. Она предметна, так как отвечать всегда нужно за что-то. Содержание ответственности раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых или целесообразных связей, норм, отношений. Ответственность – свойство личности и, соответственно, должно найти нормативное признание как профессиональное качество управленца. Отсюда вытекает, что ответственность – это не только средство, предотвращающее нарушение, восстанавливающее правовые нормы, но и нормативное средство воспитания в человеке внутренних регуляторов поведения, побуждающих его активно действовать в соответствии с объективными требованиями данной ситуации и современным этапом.
Содержание ответственности подлежит измерению, имеет меру. Мера ответственности связана с пониманием, установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных или целесообразных, или необходимых норм, отношений.
Виды ответственности: политическая, нравственная, юридическая.
Политическую ответственность несут за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическая ответственность может быть в настоящем времени, ретроспективная и перспективная. Мера и механизм политической ответственности в настоящее время в Республике Беларусь не получили четкого оформления. В частности, в Конституции Республики Беларусь предусмотрен в общих чертах механизм политической ответственности высших должностных лиц, так статья 88 допускает возможность отрешения от должности Президента Республики Беларусь, статья 102 – лишение неприкосновенности депутатов Национального собрания, статья 106 – отставки Правительства.
Нравственная ответственность в государственном управлении не зафиксирована нормативно. Нравственная ответственность – это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. В Законе о «Государственной службе в Республике Беларусь» обращается внимание на этот аспект государственного управления.
В некоторых странах разработаны и действуют законы об этике. Например, закон о правительственной этике был принят в 1978 году в США, закон об этике национальной государственной службы 1999 году в Японии и т. д.
Юридическая ответственность в государственном управлении с теоретической и нормативной точек зрения наиболее отработана и практически действующая. Это ответственность за нарушения конкретных норм законов, применяемая в определенных процессуальных формах уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Основные определения ответственности в государственном управлении носят юридический характер.
Ответственность – это реализация таких отношений, урегулированных правом, в которых субъект управления, призванный старательно выполнять определенные обязанности, умышленно, небрежно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создается юридический факт, в связи с которым специальные органы от имени государства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цели которых – восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновения подобных нарушений со стороны других субъектов управления и тем самым создать условия для устойчивого правопорядка и государственной дисциплины в управлении.
Признаки юридической ответственности:
с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует;
распространяется как на субъект государственно-административного управления, так и на объект;
наступает в случае, если субъект допустил правонарушение, т. е. отклонение от нормы (правила), установленной в законе (другом нормативном правовом акте), повлекшее нарушение прав, интересов граждан, юридических лиц;
наступает в случае, если объект управления допустил неправомерные действия, поступки, решения, повлекшие нарушение закона (иного нормативного акта);
предполагается определение состава правонарушения, наличие вины. Уровень вины, состава правонарушений помогает понять, совершен проступок или преступление, что влечет различные меры юридической ответственности;
основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления. Определяется умышленная вина (обдуманное, осознанное нарушение) или неумышленная (по случайности, небрежности, самонадеянности, легкомыслию, неосторожности), когда нарушитель не предвидел, не задумывался и не хотел наступивших неблагоприятных последствий;
всегда связана с применением санкций, юридическая ответственность имеет универсальное применение в системе государственного управления.
Виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. Каждый вид ответственности отличается санкцией и порядком ее применения.
Санкция (лат. sinker– постановить, делать связанным), – 1) утверждение, одобрение высшей инспекцией какого-либо факта, придающее ему юридическую силу (силу закона); 2) элемент нормы права, в котором предусмотрены меры государственного принудительного воздействия, средства обеспечения норм; часть статьи закона, в котором указываются правовые последствия нарушения данного закона; 3) система мер воздействия на субъекты хозяйственных отношений в целях обеспечения реальной ответственности за выполнение договорных обязательств, плана, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Они выполняют компенсационную, стабилизирующую и стимулирующую функции; 4) в современном международном праве – меры воздействия (экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивших международные договоры; 5) одобрение, разрешение, согласие на что-либо.
Дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Дисциплинарное производство проходит ряд стадий: а) возбуждение производства по факту правонарушения; б) рассмотрение дисциплинарного дела – определение и оценка состава правонарушения; в) принятие решения о мере санкции – виде дисциплинарного взыскания и его исполнение; г) обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу.
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Реализуется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью, объем которой определяется административными нормами. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания. Дисциплинарная ответственность обладает большими возможностями формирования рациональных отношений между людьми, укрепления порядка и организованности.
Административная ответственность связана с административными проступками.
Административная ответственность – это меры официального государственного осуждения и принуждения в виде административных взысканий, применяемых за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность: имеет свои особенности. Это 1) субъектом административного проступка (правонарушения) является любое лицо, достигшее 16 лет и являющееся вменяемым. Административный проступок представляет собой противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел); 2) административный проступок совершается в личном качестве и предполагает личную административную ответственность, независимо от должностного статуса и иных общественных качеств того или иного лица; 3) административные взыскания (мера юридической ответственности за совершение административного правонарушения) накладываются организационными структурами и должностными лицами, специально уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением конкретных административно-правовых норм; 4) виды и перечень административных взысканий, порядок их установления и применения описаны в законодательстве об административных правонарушениях; 5) существует административное производство, за соблюдением которого осуществляется контроль прокуратуры и судов.
В системе государственного управления совершаются преступления. Преступления – особо опасные деяния, подрывающие конституционный строй и нарушающие права и свободы граждан. Состав преступлений четко определен в уголовном законодательстве, систематизированном, как правило, в форме Уголовного кодекса. Соответственно, составу преступлений законодательно предусмотрена уголовная ответственность в виде наказания. Уголовная ответственность применяется исключительно судом на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а исполнением наказаний – специальными органами и государственными учреждениями в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.
Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та юридическая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература