6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
Демократия (от греч. demos – народ и cratos – власть, т. е. дословно – народовластие) – особая форма организации государственной власти, одна из основных разновидностей политического режима. Под политическим режимом (от лат. regimen – управление) понимается совокупность способов, средств и методов, используемых государственной властью для практической реализации политической воли. Учет политического режима в стране позволяет установить способ и порядок формирования представительных учреждений; механизм взаимоотношений между органами законодательной, исполнительной и судебной властями, между гражданским обществом и государством; степень развитости гражданского общества и возможности его влияния на государственное управление; определить стиль государственного управления. В современной научной литературе выделены три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Республика Беларусь согласно действующей Конституции является унитарным демократическим социальным правовым государством (статья 1).
Основными признаками демократии являются следующие:
признание народа источником верховной государственной власти, что означает право народа на формирование органов государственного управления, на формирование целей государственного управления;
реализация на практике принципа разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная) и вертикали (центральная и местная);
постоянное и реальное функционирование избранных народом органов центральной и местной власти;
организация практики общественного обсуждения и дискуссий по вопросам местного самоуправления (в частности, по благоустройству территорий, работе общественного транспорта, обслуживанию населения), охраны природы и окружающей среды и т. д.;
развитое гражданское общество, представленное различными общественными структурами: партиями, общественными организациями, движениями, и его влияние на принятие управленческих государственных решений;
прозрачность деятельности органов государственного управления, возможность общественного контроля со стороны гражданского общества;
функционирование всех государственных институтов на основе правовых законов, равенство всех перед законом: и граждан, и служащих государственных органов;
отказ от принудительной опеки со стороны государства в сфере духовной жизни;
уважение к человеку, воспитание в нем чувства собственного достоинства и доверия ко всем формам управления и к согражданам;
устранение привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и государственного управления;
принятие решений большинством, но признание за меньшинством права на выражение собственной точки зрения и создание конструктивной легальной оппозиции;
Гарантом демократии является контроль и критика со стороны общества, которые, взаимодействуя с контролем сверху, играют санитарную роль в обществе.
Однако следует отметить, что для развития демократии необходимы определенные условия, например, плюрализм форм собственности, рыночная экономика, понимание гражданами ценностей демократии и желание их разделять и применять в реальной жизни.
В зависимости от того, кто – народ или его представители осуществляют функции власти и государственного управления, многообразные концепции демократии можно разделить на две группы: прямые (непосредственные) и представительные (репрезентативные) формы демократии.
Непосредственная демократия означает, что воля народа и государственная власть должны быть идентичны, что народ должен непосредственно принимать участие в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Непосредственная демократия в классическом варианте была реализована в функционировании народного вече, в Древних Афинах, Новгороде, Полоцке, Витебске.
Основными видами непосредственной демократии в настоящее время являются выборы, референдумы как общенационального, так и местного значения, общие собрания граждан, съезды и конференции представителей различных групп населения, система функционального представительства интересов и т. д. Граждане непосредственно решают, кто займет высший государственный пост в стране, какой партии можно доверить формированиеправительства. Путем голосования на референдуме граждане могут принять, или изменить конституцию, тот или иной закон. Через систему функционального представительства население предъявляет государственным органам свои требования, оказывая непосредственное влияние на принятие решения. Адекватные интересам, потребностям граждан управленческие решения усиливают доверие граждан к государству, стимулирует их активность. Несомненно, что этот вид демократии способствует преодолению отчуждения граждан от власти, расширяет круг участников и интеллектуальный потенциал управленческого процесса, что повышает эффективность государственного управления. Кроме того, прямая демократия обеспечивает эффективный контроль за государственными органами и должностными лицами, предотвращая злоупотребление властью, выявляя бюрократизм и коррумпированность чиновников.
Однако следует признать, что иногда принимаемые широким кругом лиц решения неэффективны из-за недостаточной компетентности, отсутствия профессионализма, эмоциональной неустойчивости масс. На практике достаточно сложно привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы. Поэтому такое участие необходимо, прежде всего, на уровне местного и территориального общественного самоуправления и в тех сферах, которые имеют для гражданина личностную значимость: на рабочем месте, в учебных заведениях, в сфере организованного досуга.
Представительная демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является в настоящее время самой распространенной формой. Ее суть состоит в том, что граждане на свободных выборах избирают своих представителей, которым доверяют защищать свои интересы, закреплять их через законы и иные нормативно-правовые документы. То есть речь идет о тесном переплетении и взаимодействии элементов непосредственной и представительной демократии. Так, граждане Республики Беларусь всенародно избирают Главу государства, депутатов Палаты представителей Национального собрания, поручая им от своего имени вести государственные и общественные дела.
Отношения между народом и его представителями в органах власти строятся на основе доверия, контроля, конституционных ограничений компетенций государственных органов и должностных лиц и их независимости в рамках закона. Специфика представительной демократии состоит в следующем:
необходимости организации работы парламентариев на профессиональной основе, что означает как специальные знания, так и работу в законодательном органе на постоянной основе;
ответственности органов государственного управления всех уровней. По отношению к депутатскому корпусу она выражается в праве граждан на отзыв депутата;
формирование представительного органа должно осуществляться на основе свободных и честных выборов, что во многом предопределяется действующей избирательной системой. Следует признать, что в современном мире как мажоритарная, так и пропорциональная системы не всегда отражают подлинные настроения населения. Поэтому представляется актуальным, во-первых, совершенствование избирательного законодательства, и, во-вторых, формирование у граждан чувства долга, ответственности за свои действия (или бездействие).
Основное предназначение представительных органов власти – принятие законов, регулирующих как общественную жизнедеятельность, так и функционирование государственных органов.
Реализация всех нормативно-правовых документов в реальной жизни принадлежит исполнительно-распорядительным органам государственного управления. Не подлежит сомнению, что в настоящее время невозможно рационально и эффективно управлять без использования демократических технологий. Это означает, во-первых, предоставление большей степени самостоятельности в решении вопросов на местном уровне при контроле как сверху, так и снизу, т. е. речь идет об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственном управлении. Во-вторых, более широкое применение принципа коллегиальности в принятии управленческих решений, использование в полной мере творческого потенциала служащих государственного органа. Наконец, важно отметить необходимость внедрения демократических начал в организацию функционирования самой государственной службы, в частности, проведение открытых конкурсных экзаменов, упорядочение динамики карьерного роста государственных служащих и т. д.
Чрезвычайно важным представляется обеспечение прозрачности функционирования государственных органов, открытости информации и механизма принятия решений, а также возможности контроля со стороны общества. Представляется, что реализация на практике демократизации процесса управления будет способствовать рационализации государственного управления и искоренению таких негативных явлений, как бюрократизм и коррупция.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература