Методы обоснования управленческих решений
Динамичность и многообразие служебной деятельности требуют от руководителей и сотрудников владения современными методами оценки обстановки и обоснования решений при создании, а также в ходе подготовки и применения (использования) имеющихся сил и средств. Среди них в последнее время все возрастающее значение приобретают количественные методы оценки информации, разрабатываемые теорией исследования операций.
В современных условиях на помощь искусству принятия решений в организации приходит дополнительное средство в виде математического метода исследования и предвидения, вскрывающего внутренние логические и количественные связи и взаимозависимости между решением и его последствиями. Таким образом находят закономерности, господствующие в производственной, экономической и иных сферах деятельности. В результате появляется возможность наиболее полно использовать информацию о реальной обстановке для обоснования решения.
Вместе с тем использование математических методов при обосновании управленческих решений играет важную вспомогательную роль, но не может претендовать на главную, так как оперирует не с самой жизнью, проявления которой чрезмерно сложны (во многих деталях скрыты и не определены), а с ее математической моделью, являющейся лишь приближенным отображением действительности.
Но не следует, однако, и недооценивать значения научной достоверности и силы математических методов. Предложения для принятия решения, полученные в результате их применения, могут подкрепить точку зрения, основанную на интуиции, но могут внести в нее и серьезные коррективы или отвергнуть неопровержимыми доказательствами. Выводы могут иногда оказаться не содержащими ничего нового, но могут быть весьма нетривиальными, и которые трудно было бы получить без них.
Научное исследование, предпринимаемое с целью выработки предложений для принятия решения, получило название исследование операций. Главный метод, который здесь используется, системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий.
Следует различать исследование операций как практическую деятельность органов управления (и особенно консультативных групп при руководителе) и теорию исследования операций как науку, разрабатывающую пути и способы исследования, которые должны применяться в такой практической деятельности. Об этом приходится напоминать, потому что довольно часто исследованием операций обозначают как область науки, так и область практической деятельности, не различая их и не прибегая к термину «теория исследования операций».
Известно, что для выработки предложений, которые могли бы быть использованы (учтены) при принятии решения, необходимо из всех возможных вариантов отобрать лучшее, наиболее эффективное. Потенциальная возможность выработки в короткое время рациональных вариантов решений по использованию сил и средств уже заложена в компьютерной технике, а важнейшей предпосылкой ее использования является разработка математических методов исследования действий, составляющая предмет теории исследования операций.
Объектом исследования операций могут быть все виды управленческой деятельности, а также материального обеспечения, подготовки кадров и многие другие действия. Результатом исследования является выработка не самих решений, а предложения для принятия решений.
Таким образом, в процессе управления целенаправленной деятельностью различаются две функции выработки предложений и принятия решения:
функция принятия решения остается и всегда будет оставаться за руководителем;
функция выработки предложений для принятия решения представляет собой исследовательскую функцию, которая в различных ситуациях может выполняться либо самым руководителем, либо аналитиками. Последние в данном случае выполняют вспомогательную роль:
моделируют действия;
раскрывают связи и зависимости между элементами обстановки, вариантом действий и его последствиями;
оценивают эффективность вариантов действий и выбирают среди них наиболее эффективный в условиях исследуемой модели.
Следует разграничить понятия «выбор решения» и «непринятие решения». Выбором решения, да и то не всегда, заканчивается процесс его обоснования. Если это целесообразно и возможно, то принятию решения должно предшествовать научное предвидение, дополняющее процесс принятия управленческих решений.
При исследовании операций имеет место:
обоснование количественного и качественного состава сил и средств, выбора рациональных технических систем, обоснование заданий на их разработку;
обоснование и выбор рациональных методов и приемов использования сил и средств при планировании и ведении работы на различных участках.
Процесс исследования операций должен учитывать особенности каждой задачи, но общими для всех задач могут быть названы следующие этапы:
постановка задачи;
выбор показателей эффективности действий;
создание математической модели исследуемой операции;
обеспечение исследования необходимыми исходными данными;
выработка альтернативных вариантов решения задачи;
выбор варианта решения задачи, являющегося наилучшим в условиях рассматриваемой математической модели, и выработка предложений для принятия решения.
Важным элементом исследования является определение совокупности подлежащих исследованию вариантов, включающий множество допустимых вариантов решения задачи. К допустимым относятся любые варианты, удовлетворяющие всем ограничениям задачи, хотя бы они и не обеспечивали максимального успеха. Тот из допустимых вариантов решения, который удовлетворяет и требованию достижения максимального успеха, называется оптимальным.
Выбор решения из нескольких вариантов существенно усложняется в условиях неопределенности. Недостаточность информации может существенно снизить эффективность действий и результатов.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература