8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
Высшими органами государственной власти в Республике Беларусь являются:
Президент Республики Беларусь;
Парламент – Национальное собрание;
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь;
Высшие судебные органы.
Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. Это было вызвано следующими обстоятельствами:
образовавшимся вакуумом власти в силу кардинального изменения в политической системе общества, связанным с ликвидацией командно-административной системы, устранением руководящей роли КПСС, передачей власти Советам народных депутатов, которые по ряду причин не смогли обеспечить полноту власти в центре и на местах, не обеспечили координацию действий государственных структур;
ослаблением исполнительной власти, повлекшим за собой появление серьезных недостатков в реализации принимаемых решений;
искажением принципа коллективного руководства, что обусловило появление безответственности, ошибок и злоупотреблений.
Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.
Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся Главой государства и исполнительной власти.
Однако концепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она не привела к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль Верховного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользу законодательного собрания.
Положение усугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейся конкуренции между политическими лидерами того времени, открытого противостояния законодательной и исполнительной властей, что выражалось в попытках игнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. Он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.
Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».
Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.
Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, определяет и гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:
Администрацию Президента Республики Беларусь;
органы государственного управления;
консультативные и иные органы при Президенте.
С согласия Палаты представителей Президент назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности, назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
Для реализации многочисленных и многогранных полномочий Президента создан аппарат, состоящий из органов государственного управления, построенных на функциональной основе. В его состав входят: Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности, Национальный центр законопроектной деятельности, Служба безопасности и другие.
Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента.Она осуществляет такжеподготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает какюридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием.
Глава Администрацииосуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный институт задач и функций. В состав Администрации входят 14 структурных подразделений:
Главное управление кадровой политики;
Главное идеологическое управление;
Главное государственно-правовое управление;
Главное организационное управление;
Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;
Экономическое управление;
Управление внешней политики;
Управление по работе с обращениями граждан;
Канцелярия Президента;
Приемная Президента;
Пресс-служба Президента;
Секретариат Главы Администрации;
Отдел подготовки выступлений;
Отдел по вопросам гражданства и помилования.
Главные задачи и функцииАдминистрации Президента:
обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;
координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;
обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента;
подготовка планов работы Президента и их реализация;
формирование единой системы учета руководящих работников госорганов, предприятий, учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства;
общее руководство вопросами повышения квалификации, совершенствованием системы аттестации и конкурсным отбором руководящих работников, формированием резерва управленческих кадров;
систематический анализ общественно-экономической и социально-политической ситуации в республике;
участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;
обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;
координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов;
подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, а также по вопросам гражданства, наград и помилования;
организация экспертизы проектов законодательных актов, вносимых на рассмотрение Президента;
изучение общественного мнения и информирование населения о проводимой государственной политике;
координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике;
обеспечение взаимодействия Президента с институтами гражданского общества;
доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;
контроль над выполнением решений и поручений Президента;
организация приема граждан, рассмотрение их обращений и разработка мер по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы граждан;
осуществление контроля над учебными программами, аттестацией учебных заведений, работы Министерства образования по лицензированию и аккредитации этих учреждений.
Администрация выполняет перечисленные, а также и другие функции по поручению Президента.
Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом по представлению Главы Администрации.
В Администрации функционирует коллегия,в состав которой входят Глава Администрации (председатель), его замы и другие работники. Численный и персональный состав утверждается Президентом.
На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию Администрации.
Работники Администрации имеют правопринимать участие в работе коллегий министерств и других государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина, министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию.
Центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов в Республике Беларусь, является Национальный Центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь,который в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, иными нормативными актами.
Совет Безопасности был создан как орган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности.
Совет Безопасности – это высший коллегиальный координационно-политический орган, который формирует военную политику Республики Беларусь в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан.
Главная задача Совета Безопасности– осуществление подготовки решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указами Президента.
Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.
Члены Совета Безопасности назначаются Президентом.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусьявляется представительным и законодательным органом. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Его правовой статус, функции регламентированы Конституцией Республики Беларусь.
Палата представителейформируется из 110 депутатов, которые избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палата представителей подготавливает и рассматривает широкий круг законопроектов, в том числе:
об утверждении республиканского бюджета и отчеты об его исполнении;
об установлении республиканских налогов и сборов;
о принципах осуществления отношений собственности;
об основах социальной защиты;
о принципах регулирования труда и занятости;
о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;
о местном управлении и самоуправлении и т. д.;
Кроме того, Палата представителей назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу и т. д.
Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий сформировано 14 постоянных комиссий:
Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;
Комиссия по национальной безопасности;
Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;
Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;
Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;
Комиссия по аграрным вопросам;
Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;
Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;
Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству;
Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;
Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;
Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;
Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;
Комиссия по международным делам и связям с СНГ.
Совет Республикиявляется палатой территориального представительства. В его состав входят по восемь депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом Республики Беларусь.
В компетенцию Совета Республики входит:
одобрение или отклонение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, иных законов, принятых Палатой представителей;
согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, другие вопросы.
В Совете Республики работает 6 постоянных комиссий:
по законодательству и государственному строительству;
по экономике, бюджету и финансам;
по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам;
по региональной политике и местному самоуправлению;
по международным делам и национальной безопасности;
по демографической безопасности и социальному развитию.
Правом законодательной инициативыв республике обладают Президент, депутаты обеих палат, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Исполнительную власть в Республике Беларусь обеспечивает Правительство – Совет Министров. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Компетенция Совета Министров, структура, порядок его формирования и деятельности, функции, а также руководство деятельностью республиканских органов государственного управления определены Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента республики. В его состав входят Премьер-министр, заместители Премьер-министра и министры, а также могут входить руководители других республиканских органов. Состав утверждается Президентом Республики Беларусь.
В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь №№ 289 и 290 в состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, руководитель Аппарата Правительства.
Формирование правительства – компетенция Главы государства. На практике, Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры, которые им либо принимаются, либо отвергаются. Для исполнения обязанностей правительству не требуется получение вотума доверия парламента по его составу или программе действий.Срок полномочийПравительства Республики Беларусь специально не оговаривается, лишь указывается, что Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Совет Министров Республики Беларусьимеет широкие полномочияв области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:
вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
основные направления внутренней и внешней политики.
Основные задачи и функции Правительства:
разработка основных направлений внутренней и внешней политики, осуществление мер по их реализации;
подготовка проекта республиканского бюджета и его исполнение;
разработка проектов программ экономического и социального развития страны;
осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, законности и правопорядка;
организация управления государственной собственностью;
обеспечение исполнения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;
осуществление руководства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.
Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Полномочия Правительствадостаточно широки, прежде всего, в сфере формирования госаппарата и руководства его деятельностью.
Основными направлениями работы Правительстваявляются:
направление и координация деятельности госаппарата через министерства, комитеты и др. государственные структуры;
участие в законодательной деятельности посредством разработки и внесения законопроектов. Проекты законов, результатом принятия которых может быть сокращение государственных средств, образование или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента;
исполнение законов, что требует от правительства активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Это весьма сложная задача, так как Правительство призвано обеспечить здесь гарантированный результат. С этой целью Правительство и его учреждения принимают во исполнение законов свои акты, вырабатывают различные программы реализации законов, которые в дальнейшем должны реализоваться в активной деятельности субъектов;
нормотворческая деятельность также тесно связана с исполнением законов. Различного рода нормативные акты, прежде всего, постановления Правительства принимаются по вопросам, входящим в его компетенцию;
составление и исполнение бюджета. Здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат Правительству. Различные правительственные структуры готовят проект республиканского бюджета, который в окончательном варианте направляется в Совет Министров. Затем он направляется в Национальное собрание на утверждение. Исполнение бюджета полностью возлагается на Правительство и подчиненный ему административный аппарат;
составление проектов программ приватизации государственного имущества и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации;
осуществление внешней политики. Правительство представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях, заключает международные договоры, регулирует внешнеэкономическую деятельность.
Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов правительства. Решения принимаются большинством голосов присутствующих. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Президент Республики Беларусь может председательствовать на заседаниях Правительства по своему усмотрению.
Принятые на заседаниях Совмина и его Президиума решения оформляются постановлениями Совмина и доводятся до заинтересованных органов в установленном порядке.
Заседания Правительства, как правило, носят открытый характер, но отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.
Постановления Правительства должны соответствовать не только Конституции, но и указам Президента. Они могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным судом. Национальное Собрание не полномочно отменять акты Правительства, однако депутаты могут обратиться с соответствующими предложениями либо к Президенту, либо в Конституционный суд.
Расходы на содержание Правительства определяются в республиканском бюджете.
Глава правительства – Премьер-министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Согласие на назначение кандидатуры на этот пост дает Палата представителей. В случае двукратного отказа Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, а Палату – распустить и назначить новые выборы.
Премьер-министр:
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
подписывает постановления Правительства;
в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения – повторную в течение 2 месяцев;
информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
исполняет обязанности Президента в случае невозможности исполнения им своих обязанностей.
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Постановления и распоряжения вступают в силу с момента подписания их Премьер-министром, если не указан иной срок введения в действие. При этом постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, газеты «Советская Белоруссия» и «Рэспублiка»). В случае разновременного опубликования постановления в нескольких официальных источниках, срок его введения в действие определяется по дате первоначального опубликования.
Заместители Премьер-министраназначаются на должность и освобождаются от нее Президентом. Они осуществляют координацию деятельности министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь. Кроме того, в их компетенцию входит предварительное рассмотрение предложений и проектов документов, вносимых в Совмин.
В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует ПрезидиумСовета Министров. В его состав входят Премьер-министр, его заместители, Глава Администрации Президента, Председатель комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Министр экономики, Министр финансов, Министр иностранных дел.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров, Премьер-министра и его заместителей осуществляет Аппарат Совета Министров.
Аппарат оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям.
В своей деятельности Аппарат руководствуетсяКонституцией Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь», Регламентом Совета Министров, Положением об Аппарате Правительства и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также указаниями и поручениями Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей.
Основными задачами Аппарата являются:
организационно-техническое обеспечение деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей;
оказание консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным организациям;
организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, в том числе, осуществление обязательной юридической экспертизы этих проектов, а также организация подготовки проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром Республики Беларусь и его заместителями Президенту Республики Беларусь, Парламенту – Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам;
организация контроля за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь;
осуществление контроля за исполнением постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также подготовка предложений по обеспечению выполнения этих решений.
Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.
Важнейшее место в деятельности государства занимает судебная власть, призванная контролировать деятельность государственных органов по исполнению законов, осуществлять правосудие, защищая интересы граждан, организаций и государства.
В Конституции Республики Беларусь в статье 109 указано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах «территориальности» и «специализации».
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Система судебных органов в Республике Беларусь представлена на рис.8. 2.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература