7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган – это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан), наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.
Государственный орган представляет собой разновидность организации (коллектива людей, объединенных в своей деятельности общими целями и задачами). Это часть организационной структуры государственного аппарата. Он обеспечивает определенный вид государственной деятельности, выполняет определенные функции и задачи, имеет свои структурные особенности.
Существенным признаком государственного органаявляется наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера; например: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.
Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:
орган государства – это элемент организационной структуры управления, наделенный властью;
орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;
государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;
несет ответственность перед государством за свою деятельность.
Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами, предопределяет разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах.
Структура и виды органовтого или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и формы правления.
Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю структуру – внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.
Скоординированную и слаженную работу системы государственного управления обеспечивает государственный аппарат соответствующего уровня.
Государственный аппаратявляется основным звеном в системе государственного управления, обеспечивает деятельность всей системы. Его структура отражает базовые задачи и функции государства и, в первую очередь, обеспечивает все исполнительно-распорядительные функции государства, взаимосвязи общества и государства.Государственный аппарат – это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции.
Госаппарат обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке.
Отличительными особенностямисистемы органов государственного аппарата являются:
организационная упорядоченность – все государственные органы выстроены по строгой иерархии;
все государственные органы системы узаконены, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;
каждый орган имеет определенный статус, т. е. свое предназначение, роль и место в системе;
каждый орган имеет свои компетенцию, полномочия, выполняет определенные функции.
И если государство представляет собой институт, воплощающий общую волю, общий интерес всех граждан, то государственный орган – это специальное образование, официально созданное государством и имеющее свою сферу деятельности.
Статус, компетенция, функции и полномочия каждого государственного института устанавливаются Конституцией страны и соответствующими законами.
Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы(условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях.Подсистема Анационального уровня образуется на основе Конституции страны. Фактически – это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.
К государственным органам подсистемы А национального уровняотносятся:
глава государства;
представительные и законодательные органы;
правительство;
судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;
органы специального назначения.
В федеративных государствах органы регионального и местного уровнясоздаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. Это представительные законодательные органы, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы).
В унитарных государствахорганы подсистемы А формируются на основе общей конституции. В Республике Беларусь - это советы депутатов областного, базового и первичного уровней.
Подсистема Бвключает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А, указов президента, постановлений правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия. Их правовой статус определяется тем, что:
они осуществляют свою деятельность на основе Конституции и принятых в соответствии с ней законов;
в процессе реализации своих полномочий они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;
все они подотчетны и подконтрольны органам государственной власти;
каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему органу.
К государственным органам подсистемы Б относятся:
аппарат главы государства;
институт полномочных представителей президента;
аппарат парламента;
аппарат правительства;
министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;
аппарат судов, Генеральной прокуратуры.
В федеративных государствах выделяют:
на региональном уровне:
органы управления субъектами федерации;
подразделения федеральных органов власти, их территориальные структуры.
на местном уровне – аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления.
Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.
С учетом территориального масштабаорганы государственного управления подразделяются нацентральные и местные. Исполнительная деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные – действуют в пределах административно-территориальных единиц.
По характеру компетенции выделяют:
органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительство, региональная и муниципальная администрация). Они несут ответственность за положение дел в государстве, административно-территориальных единицах, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности;
органы отраслевой компетенции– осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министерство связи и т. д.;
органы межотраслевой компетенции– выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение.
По порядку разрешения подведомственных вопросоввыделяются две группы органов –коллегиальные и единоначальные.
Коллегиальные органы– это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение.
Единоначальные органы– это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.
Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т. д. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.
По источнику финансированияорганы управления можно сгруппировать следующим образом:
бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые из бюджета;
осуществляющие хозяйственную, коммерческую деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.
Отдельный государственный орган имеет свое организационно-структурное построение, которое можно определить как упорядоченную совокупность подразделений органа и связей между ними внутри органа. Исходным структурообразующим фактором является функция, ее содержание. Функциональный подход является определяющим как для структурного оформления управляющей системы в целом, так и для отдельных ее составляющих. Каждый орган исполнительной власти имеет название, в котором четко видна основная, выполняемая им функция. Каждое подразделение государственного органа предназначено для исполнения установленных функций и полномочий для реализации основных задач государственного органа.
Такой подход позволяет учитывать:
состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;
систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;
порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий ответственности.
Таким образом, организационная структура государственного органа является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, схемой распределения ее целей, задач и функций.
В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.
Руководство:
обеспечивает общее комплексное управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как уже отмечалось, единоличным или коллегиальным;
устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения, чтобы эффективнее организовать работу;
определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение конкретным лицам.
Первичным элементом в структуре организации является должность. Должностьследует понимать как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в организации, совокупность соответствующих ей полномочий, обязанностей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации.
Должность как исходная структурная единица включает четыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место;обязанности по данной должности; права и полномочия;ответственность.
Совокупность должностей, распределенная по подразделениям органа государственного управления, есть штатное расписание, штаты. Классифицировать должности и их носителей – должностных лиц значит описать официальную структуру государственного органа.
В любой организационной структуре можно выделить простейшие образования – организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчиненных работников. Количество подчиненных не должно быть слишком большим, в противном случае руководитель будет вынужден все свое время тратить на контакты с ними, и не выполнит возложенные лично на него задачи.
При формировании структуры государственного органа, в первую очередь, необходимо определить и проанализировать совокупность необходимых функций. Последовательность разработки структуры такова:
1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали в соответствии с важнейшими направлениями его деятельности.
2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.
3. Определяются должностные обязанности сотрудников. Их можно определить как совокупность определенных задач и функций, которые поручается выполнить конкретным лицам.
Организационная структура, как правило, определяется, официально утверждается соответствующими нормативными актами и является формальной. Наряду с формальными могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.
Организационная структура не является застывшей формой. Процесс изменения организационных структур и их кадрового состава именуется реорганизацией, которая происходит эволюционно.
Эффективность функционирования каждого органа (организации) зависит от согласованности действий его подсистем, т. е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.
Связующим и координирующим элементом работы государственного органа является организационная структура управления. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность, управляемость в организации.
Организационная структура управления государственного органа– это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления.
Первичным элементом организационной структуры управления является звено управления, под которым понимается совокупность должностей одного уровня (по горизонтали). Например, в министерствах Республики Беларусь можно выделить звено руководителей департаментов, звено руководителей управлений и т. д. Различные звенья управления составляют ступень, субординационную вертикаль, иерархию должностей.
Чем больше ступеней управления в структуре государственного органа, тем больше возможностей у вышестоящего руководителя сосредоточить внимание на решении главных вопросов. Однако появление большого числа промежуточных ступеней управления затрудняет прохождение информации сверху вниз и обратно, может приводить к искажению ее содержания, снижению оперативности в управлении, увеличению управленческого персонала, удорожанию его содержания. Поэтому очень важно установить оптимальное число ступеней управления. Оптимальность организационных структур управления достигается соблюдением следующих правил их построения:
Сокращение ступеней в иерархической структуре управления.
Организационная обеспеченность функции, что предусматривает выделение организациям соответствующих людских и материальных ресурсов. В противном случае возложенные на них функции либо не будут выполнятся, либо будут выполнятся лишь периодически и некачественно.
Организационная структура управления не должна быть сложной. Усложнение организационных структур ведет к увеличению численности управленческого персонала, удорожанию систем, замедлению прохождения информации, снижению оперативностью реагирования.
Обеспечение гибкости организационных структур управления. Организационные структуры, в которых слишком детально регламентированы права и обязанности служащих, связи между ними и структурными подразделениями характеризуются постоянством и стабильностью, именуются жесткими. Избежать указанных негативных проявлений можно, используя гибкие организационные структуры. Гибкость достигается внесением необходимых штатных изменений в различных ситуациях, расширением компетенции руководителей.
Достижение оптимального сочетания централизации и децентрализации. В каждом отдельном случае необходимо найти оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций, что позволяет нейтрализовать, с одной стороны, ведомственные тенденции, а с другой – местнические. Решение данной задачи дает возможность верхнему звену управления сконцентрировать внимание на крупных, стратегического масштаба проблемах, а нижнему звену – на вопросах оперативно-тактического характера.
Исключение дублирования функций в организационных структурах управления. Это означает, что нельзя возлагать ответственность на несколько служб за выполнение одной и той же функции.
Обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение. Нарушение указанного требования может привести к высокой текучести кадров, их недокомплекту, напряженности во взаимоотношениях между работниками.
8. Обеспечение максимальной степени типизации. Использование общих принципов и методов управления, единых правовых актов, позволяет унифицировать многие структурные элементы, создать типовые структуры и штаты, что обеспечивает единый подход к построению и закреплению рациональных организационных структур органов и подразделений, внедрению в их деятельность достижений науки и передового опыта.
В зависимости от содержания субординационных связей элементов организационной структуры управления различают два основных типа: линейный и функциональный.
Линейный типорганизационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: вышестоящий руководитель – руководители – исполнители. Субъект управления располагает правом властного распорядительства.
Такой способ является наиболее простым и логичным, обеспечивает организации подчиненность, единство распорядительства с указанием: что, кому и как делать. Однако при его использовании на основного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчиненных. Поэтому чем разнообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление. Кроме того, строгая формализация, субординация в отношениях приводит к разной степени блокирования обратных связей, что снижает эффективность управления.
Преодолеть указанные недостатки призван функциональныйпринцип построения организации управления, суть которого состоит в том, что субъект наделен лишь правами методического руководства (консультации, информирование, выдача рекомендаций и т. д.). Права линейного руководителя передаются нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций и концентрирует внимание лишь на одном участке работы. В результате у исполнителей появляется несколько так называемых функциональных руководителей.
Производным от линейного и функционального типов является линейно-функциональный типорганизации управления. Этот тип в определенной мере избавлен от недостатков и, в то же время, аккумулирует положительные стороны как линейного, так и функционального типов. Недостатком является то, что и при этом типе допускаются слабые связи на горизонтальном уровне, чрезмерное развитие вертикального субординационного воздействия, громоздкий аппарат работников функциональных служб и уровней управления, обилие канцелярской работы. Преимущество же состоит в том, что в отделах работают специалисты, выполняющие сходные задачи, что позволяет создать специализированные (штабные) подразделения. Такую структуру называютлинейно-штабной(илилинейно-функционально-штабной). В ней за основу берется линейная структура, но при каждом звене управления создается штаб, состоящий из функциональных органов, которые специализируются на выполнении конкретной функции управления.
Линейно-штабной тип организации управления позволяет повысить качество линейного руководства. Чтобы освободить руководителя органа управления от решения второстепенных вопросов, функциональным руководителям предоставляются права давать указания объектам управления по отдельным функциям. К недостаткам относится то, что штабные подразделения имеют тенденцию к количественному росту и, как следствие – к отрыву от решения актуальных практических проблем. При этом увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который становится посредником между штабным и другими подчиненными ему структурными подразделениями.
Наибольшую гибкость в управлении обеспечивает программно-целевой тип организации управления. Он представляет собой упорядоченную совокупность структурных единиц, объединенных организационно для решения комплексных задач. По типам организационного механизма такие структуры бывают обычными и матричными.
Обычные структурыносят временный характер. Для выполнения какой-либо задачи в подчинение руководителю программы выделяются сотрудники соответствующих функциональных подразделений. Задание исполнителям дает руководитель программы, а дисциплинарные взыскания налагает линейный руководитель по представлению руководителя программы. Недостатком такого управления являются ограниченные права руководителей программ.
Суть матричной структурыуправления состоит в том, что занятость в программе не освобождает ее участников от выполнения постоянных обязанностей. Для такой организации характерна сложная система подчиненности структурных единиц – оно может быть двойное, тройное и большее. При такой структуре создаются различные комитеты, комиссии специалистов различных организаций, не связанные с организационной подчиненностью.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература