1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
Государственное управление как социальный феномен предопределяется развитием двух его начал – управления и государства. Но если управление как вид человеческой деятельности, которое мы рассмотрели выше, присутствовало во все времена человеческой цивилизации, во всех сообществах и во всех сферах жизнедеятельности людей, то государственное управление возникает лишь на определенном этапе развития общества. Это связано с появлением государства, которое как социальный феномен «вызревало» не одно тысячелетие и лишь на определенном этапе своего развития оно предстало как универсальная организация населения.
Сегодня в мировом сообществе государство рассматривается как особый политический институт, который, с одной стороны, является неотъемлемой частью общества, а с другой – в какой-то мере отчужден от него, имеет свои закономерности развития и власть над обществом. Государство в любой стране должно обеспечивать стабильную и эффективную жизнедеятельность общества, социальный порядок и политическую стабильность, соблюдение общепринятых «правил игры» во всех сферах человеческой деятельности.
Современное государство можно рассматривать с позиции множества характерных для него признаков:
политический характер определенного объединения людей, обусловленный социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел», позволяет рассматривать государство как политическое сообщество;
определенная организация этого сообщества характеризует его как политическую организацию общества;
регулирующее воздействие со стороны государства на различные стороны жизни общества позволяет рассматривать государство как регулятивный институт;
государству присуща особая публичная, государственная власть, которая непререкаема, универсальна и суверенна.
Государственная власть юридически и фактически обладает верховенствомв обществе, имеет общетерриториальный характер. Она рассматривается как социально-политическое явление, а с юридической точки зрения, как институт конституционного права, т. е. как система правовых норм;
возможности воздействия государства на всех, находящихся на его территории, представляет государство как орган легализованного, легитимного принуждениянаселения.
Отсюда государство можно рассматривать как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.
Легализация государственной власти означает ее юридическое провозглашение и закрепление правомерности возникновения, организации и деятельности.
Легитимная государственная власть– это власть, которая соответствует представлениям народа об этой власти, связанным с материальными, политическим, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека.
Легитимность государственной власти определяется поддержкой ее населением, авторитетом у населения.
Государство в лице своих государственных институтов обеспечивает социально-экономическое развитие страны, духовное развитие общества, объединяет различные группы людей вокруг общепризнанных целей и ценностей, обеспечивает эффективный механизм реализации интересов всего общества во всех сферах деятельности.
Главная особенность государства состоит в том, что оно должно заниматься всеми составляющими жизнедеятельности общества и решать проблемы в интересах всех членов общества, формировать и выражать всеобщую волю.
Государство активно влияет на отношения, которые складываются между:
государством и гражданским обществом;
государством и экономикой;
государством и политикой;
вертикальными и горизонтальными структурами государства;
государственными, межгосударственными надгосударственными образованиями и организациями.
В современном мире государства отличаются друг от друга по своим масштабам, по социальному характеру, формам правления и формам политико-территориального устройства, государственному (политическому) режиму.
По формам правлениягосударства отличаются системой организации государственной власти, которая отражает структуру органов государственной власти, их правовое положение, определяет высший орган государственной власти.
Исходя из роли, положения и характера деятельности высшего органа государственной власти, выделяют две основные формы правления:
монархию (абсолютную, конституционную);
республику (парламентскую, президентскую, смешанную).
По территориально-политической организации государства выделяют три формы государственно-территориального устройства:
унитарное государство;
федеративное государство;
конфедерация.
Унитарное государствопредставляет собой единое централизованное государство, отличительные признаки которого предопределяются наличием некого«единства»:
единой территории(административно-территориальные единицы, которые могут быть выделены в рамках административного деления государства, не имеют политическую самостоятельность);
единой конституции;
единой системы высших органов государственной власти;
единой системы права и судебной системы;
единого гражданства;
единой бюджетной, налоговой, валютной системы и т. д.
Федеративное государство (сегодня их около 50) – это государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований – субъектов федерации, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью. Примерами федеративных государств могут служить США, Германия, Россия, Канада, Бельгия, Испания и др.
В Конституциях федеративных государств, как правило, устанавливается объем прав и полномочий федерации и субъектов федерации, а также вопросы их совместного ведения.
Государства, объединенные общей целью и интересами в экономической, политической, военной сферах, могут образовывать межгосударственный союз – конфедерацию, основой которой являетсямеждународный договор. Государства, входящие в этот союз, сохраняют свойгосударственный суверенитети право выхода из этого образования.
Отличительными признаками конфедерации являются:
отсутствие единой территории для государств членов межгосударственного союза;
равноправие всех членов конфедерации;
наличие одного или нескольких политико-административных органов (правительства, исполнительных органов, законодательных органов);
сохранение за членами конфедерации права выхода из союза;
наличие определенной финансовой системы, аккумулирующей финансовые вложения государств членов союза;
согласованная международная политика (хотя по отдельным вопросам государства могут иметь свою собственную позицию);
нахождение под общим командованием национальных вооруженных сил (хотя, чаще всего, это носит формальный характер).
Несмотря на многообразие форм правления и форм государственного устройства главными целямилюбого государства в современном мире являются:
обеспечение независимости государства от внешних угроз и опасностей;
обеспечение мира и общественного порядка внутри страны;
защита прав и свобод граждан;
содействие всеобщему благосостоянию.
В отношении этих целей сегодня в мировом сообществе в целом достигнуто согласие.
Важной характеристикой государства является его тип. Выделяют демократический, социальный, правовой тип государства.
Демократическое государство– это тип государства, в котором на первый план выдвигаются интересы человека и гражданина, народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей. При этом в государстве все больше утверждаются такие демократические принципы, как:
человек, его права, свободы и гарантии их реализации, что является высшей ценностью и целью общества и государства;
принцип равенства перед законом;
многообразие политических институтов, идеологий и мнений;
многопартийность;
демократические выборы;
принцип большинства и защита интересов меньшинства;
самоуправление населения и др.
Правовое государство– это тип государства, в котором действует принцип конституционализма, которое опирается на право и имеет развитую правовую систему, в котором реальная защита прав и свобод граждан осуществляются на основе верховенства закона, определяющего реальное разделение властей.
Социальноегосударствопредставляет собой тип государства, в котором главная цель – это обеспечение каждому члену общества достойного уровня и качества жизни, социальной защищенности и равных условий для самореализации личности.
В соответствии с действующей Конституцией Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство(ст. 1).
Высшей ценностью и целью белорусского общества и государства является человек, его права и свободы (ст. 2). В республике действует принцип верховенства права (ст. 7), государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6).
Рассматривая государство как политическую самоорганизацию людей, следует отметить, что оно неотделимо от общества и экономики. Государство, гражданское общество и экономика – это три составляющие единого целого.
Государство и гражданское общество тесно связаны между собой определенными отношениями, которые проявляются через взаимную ответственность. Государство способствует свободному развитию и самореализации человека, укрепляет его статус, объединяет людей.
Гражданское общество формирует единый комплекс ценностей и отношений. Его главными несущими конструкциями являются социальная и духовная сферы.
Социальная сферасостоит из специальных социальных интересов, социальных отношений, социальной инфраструктуры, которые отражают потребности человека; связаны с сохранением его жизни, его самообеспечением и воспроизводством, обеспечением его жизненными средствами, условиями, удовлетворяющими его социальные интересы. При этом государство несет ответственность перед обществом за состояние и развитие социальной сферы.
Духовная сфераотражает духовную культуру общества, систему его духовных ценностей: мировоззренческих, идеологических, этических, религиозных, художественных и др.
В то же время гражданское общество часто является ареной столкновений групповых или индивидуальных интересов людей, и механизмы, которые заложены в инфраструктуре гражданского общества, не всегда способны обеспечить его единство и жизнедеятельность. Определяющая роль здесь принадлежит государству, которое призвано выражать и защищать общую волю, совокупные интересы всех членов общества.
Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны.
Экономика– это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом.
Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом формирования идеологии государства.
При этом экономика страны при всей своей самодостаточности и автономности не может существовать в вакууме и быть изолированой от человеческого социума. Она может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых «правил игры» во всех сферах общественной жизни, которые обеспечивает государство.
Воплощая в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, государство управляет общественными потребностями, обеспечивает развитие общества.
Свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества государство осуществляет с использованием государственной власти, которая находит свою реализацию через государственное управление, действие которого проявляется в результате государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе.
Более подробно государственная власть и государственное управление будет рассматриваться в гл. 7 учебного пособия.
Государственно-властные отношения– это особый вид общественных отношений, которые возникают в процессегосударственногоуправления посредством осознанно-волевого и организованного воздействия состороны государствана протекающие в обществе процессы в соответствии с поставленными целями исходя из экономических и политических основ общественного строя.
Сильная, дееспособная власть – это первое условие успешного государственного управления.
Государственное управление, выступая как социальный феномен и неотъемлемая функция государства, развивалось на протяжении всей истории государственно-организованной цивилизации человечества через систему взаимообратных связей между человеком, обществом и государством.
Сама природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, потребностей и форм деятельности.
В существующем множестве разновидностей управления выделяют социальное и государственное управление. При этом государственное управление выступает как особого рода социальное управление.
Государственное управление рассматривается как форма и разновидность социального управления и как социально-политическая функция государства.
Государственное управлениеосуществляется государством посредством осознанного, целенаправленного, волевого и организованного воздействия на явления и процессы, протекающие в обществе.
В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.
Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, отражающий сложные взаимосвязи между субъектами и объектами управления.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература