16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
Термин «контроль» в научной и практической деятельности встречается достаточно часто.
В широком понимании контроль в сфере государственного управления означает проверку соблюдения законов, нормативных правовых актов, исполнения принятых решений, установления отклонений от целей и задач государственного управления и корректировку деятельности объекта управления. Поскольку контроль осуществляется на различных этапах управленческой деятельности, то есть является «сквозной» управленческой функцией, можно дать следующее определение: контроль (от франц. controle проверка) аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния государственной организации (подразделения, сотрудника).
Система контроля, являясь подсистемой государственного управления, во многом способствует устойчивости системы и ее развитию. Посредством контроля достигается надежная обратная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, контроль позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе объекта управления.
Развитие науки и практики управления способствовало формированию в государственном управлении гибкой и надежной системы контроля, которая пронизывает все уровни от головной структуры до подразделений и конкретных сотрудников. Система контроля призвана обеспечить слаженную работу аппарата, повышение результативности и поиск оптимального развития как структуры, так и процесса с учетом динамики изменения экономических, политических и социальных условий в обществе.
Выделяют следующие функции контроля:
информационную с ее помощью субъект управления своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.
аналитическую контроль влияет на оценку складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.
организационную заключается в том, что с помощью контроля и на основе его результатов осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.
В связи с этим важнейшими требованиями, предъявляемыми к контролю, являются:
Объективность, которая выражается в беспристрастности тех, кто выполняет функции контроля. Вскрывая реальное положение дел, руководитель в своих оценках должен воздерживаться от эмоций и предвзятого отношения к изучаемым (проверяемым, контролируемым) проблемам и людям, подменять аналитические выводы собственным мнением.
Действенность, что означает незамедлительную реализацию результатов контроля, когда выводы преобразовываются в корректирующие решения, подлежащие безусловному исполнению и повторному контролю.
Эффективность, которая отражает реальную отдачу результатов контроля, улучшение состояния организационной деятельности, предупреждение провалов и просчетов.
Систематичность означает, что контроль должен осуществляться на всех этапах управления и способствовать успешному решению задач, стоящих перед объектом государственного управления. Отсутствие контроля порождает опасность утраты инициативы.
Гласность означает, что непременным условием успешной работы организации (подразделений, сотрудников) является доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления.
Основной целью государственного контроля является обеспечение государственной исполнительской дисциплины, единства принятого решения и его своевременного и качественного исполнения, предупреждение возможных ошибок и нарушений в деятельности подконтрольных органов.
Необходимо отметить, что осуществление контроля в системе государственного управления предполагает взаимодействие двух подсистем: субъекта в лице соответствующих государственных органов и объекта, которым выступают формальные и неформальные организации, группы, индивиды, т. е. контролирующей и контролируемой подсистемы.
Особенность контролируемой подсистемы – наличие развитого внутреннего контроля, что необходимо учитывать контролирующим органам.
Реализация функции контроля базируется на определенных принципах контроля:
законодательное определение целей и задач государственного контроля, компетенции, функций, ответственности контролирующих органов;
независимость контролирующих органов;
соблюдение законности в действиях контролирующих организаций;
скоординированность деятельности контролирующих организаций;
регулярность проведения контроля;
высокий профессионализм проверяющих;
неотвратимость наказания виновных;
принцип соизмеримости нарушений исполнительской дисциплины и мер воздействия;
обязательное расследование фактов нарушений, их анализ, разработка и принятие соответствующих мер, их корректировка;
гласность результатов с сохранением в необходимых случаях тайны проверяемых субъектов хозяйствования;
единая методология проведения контроля, общая информационная база контроля;
организация обратной связи, позволяющей установить непрерывный контроль за состоянием деятельности и результатов подконтрольного объекта;
эффективность государственного контроля как с точки зрения его результативности (действенности), так и экономичности (обоснованности затрат на содержание контролирующих органов, соответствия затрат результатам деятельности)
В теории и практике управления контроль связывают с разрешением следующих задач.
Повышение дисциплины и ответственности. Предполагается, что управляющая система не только определяет наиболее рациональные пути действия, но и исполняет роль побуждающего механизма, генератора активности исполнителей. Руководитель реализует это через возложение обязательств на своих подчиненных. Требовательность в сочетании с уважительным отношением к каждому исполнителю повышает ответственность подчиненных, связанных отношениями коллективного труда. Дисциплина каждого в отдельности и коллектива в целом есть непременное условие эффективной работы. Но дисциплина должна основываться на сознательной ответственности исполнителя за порученный участок работы. Поэтому контроль является предпосылкой требовательности и дисциплины. Он показывает роль каждого сотрудника в достижении общего результата.
Стимулирование творческого подхода к работе. Творческая деятельность охватывает разработку целей управления, средств и путей их реализации. Сущность творческого подхода состоит, прежде всего, в том, чтобы выявлять все новое в сфере управления и с участием всех членов коллектива намечать пути решения возникающих управленческих проблем, тем самым ориентируя их на достижение отдаленных целей и планомерно организованные действия. Единство трудовой и творческой деятельности значительно повышает потенциальные возможности как руководителя, так и всех сотрудников. Однако следует иметь в виду, что творчество опирается на концептуальные разработки проблем организации с их последующей детализацией. Именно поэтому контроль способствует выделению из массы проблем тех, которые нуждаются в концептуальной проработке.
Совершенствование организационной структуры. Исследования процесса государственного управления неизбежно приводят к выводам о соответствии его структуры решаемым задачам. Структура организации как способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее компонентов (подразделений, сотрудников, сил и средств и т. п.) требует относительной самостоятельности и устойчивости подразделений, выполняющих различные функции. Изменение внешних условий, появление новых задач вызывает необходимость (целесообразность) изменения структуры государственных органов управления и их подразделений.
Обеспечение точного соответствия формы решения и содержания исполнения. Если рассматривать форму решения как структуру и организацию исполнения принятого решения, то содержание решения можно обозначить как совокупность составляющих его элементов и процессов. Они неотделимы друг от друга. Только их диалектическая взаимосвязь обеспечивает успешное решение задач, стоящих перед организацией. Формальное исполнение решений не приносит результата. Именно содержание работы наполняет форму исполнения. Оно более активно, постоянно развивается и влияет на изменение формы. В то же время и форма исполнения влияет на заключенное в ней содержание. Она способствует или тормозит развитие содержания. Поэтому не следует забывать, что одно и то же содержание может развиваться в различных формах и этим определяется гибкость принятого и реализуемого управленческого решения.
Цели, задачи и их практическая реализация формируют систему контроля. Она представляет собой совокупность объектов, субъектов, технологий и средств контроля.
О значении контрольных функций в системе управления свидетельствует создание различных международных органов, организаций, их подразделений, осуществляющих контроль. Особое место среди них занимает Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), в состав которой входит более 160 государств мира, ее назначение – распространение международного опыта, унификация форм и методов государственного контроля.
В зависимости от научных и практических задач в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с объектом контроля, стадии управления, на которых проводится контроль, юридические или дисциплинарные последствия от проведенного контрольного мероприятия и т. д.
Наибольшее распространение получила классификация и систематизация видов контроля по субъекту контроля в зависимости от его природы, роли и места в системе управления. В научной литературе различают четыре основных субъекта, осуществляющих контроль за деятельностью органов государственного управления, органов исполнительной власти: государство, общественные организации, трудовые коллективы, граждане как частные лица. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что по субъекту контроль подразделяется, прежде всего, на государственный и общественный контроль. В свою очередь государственный контроль в зависимости от характерологических признаков субъекта контроля можно дифференцировать на:
президентский контроль;
парламентский контроль;
правительственный контроль;
судебный контроль;
контроль исполнительных и распорядительных органов.
По степени формализации выделяют формальный, формализованный и реальный контроль.
Исходя из направленности контроля можно выделить внутренний (ведомственный) и внешний (надведомственный, межведомственный) контроль. Внутренний осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний – в отношении организационно неподчиненных субъектов.
Помимо указанных видов выделяют также административный и финансовый контроль. Административный контроль направлен на проверку того, как физическими и юридическими лицами организовано исполнение нормативных правовых актов, насколько эффективно осуществляется управление субъектами управления, одновременно являющимися объектами государственного контроля. Административный контроль включает как всю управленческую деятельность, так и отдельные ее направления, применяется всеми контролирующими органами.
Финансовый контроль направлен на проверку организации на предмет экономного и целевого расходования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств, законности и правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерских счетов.По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах государственного управления, которые охватываются государственным финансовым контролем, обычно выделяют: бюджетный (или бюджетно-финансовый), налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.
Различают также два основных вида контроля — пассивный и активный.
Пассивный контроль осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, иными словами, это проверка исполнения.
При активном контроле во время всего процесса исполнения принятого решения оказывается воздействие на объект управления, что позволяет своевременно выявлять и устранять отклонения от нормального функционирования системы управления, а также выявлять и использовать возникшие благоприятные обстоятельства.
По временному параметру различают предварительный, промежуточный (текущий) и итоговый контроль.
Предварительный контроль нацелен на процесс подготовки к последующей реализации принятых решений. Он предусматривает проведение исследования готовности всех подчиненных органов (подразделений) к выполнению функциональных обязанностей, поставленных новых задач, указаний, приказов, плановых позиций, а также охватывает процесс доведения до исполнителей программы действий и проверку полноты ее усвоения. При этом определяется доступность исполнения задуманных мероприятий, обеспеченность необходимыми средствами, оргтехникой, другими материальными ресурсами.
Промежуточный (текущий) контроль пронизывает весь цикл реализации управленческих решений. Текущему контролю подвергаются процесс выполнения плана, ритмичность и полнота его реализации, а также соответствие предпринимаемых действий принятому решению. С помощью этого контроля выявляются недостатки в организации и просчеты в исполнении решений (планов), что позволяет своевременно корректировать их регулирующими решениями.
Итоговый контроль можно представить как объединенный вариант двух предыдущих видов контроля. Иными словами, результат деятельности органа (подразделения или сотрудника) за определенный период времени исследуется для выработки новой программы будущих действий с учетом положительного и отрицательного опыта, а также тенденций изменения обстановки.
Теория управления выделяет комплексные, целевые (тематические), линейные (по линиям работы) проверки. Такие проверки подразделений позволяют контролировать процесс и результаты деятельности в полном объеме или на отдельном направлении и применяются на всех уровнях управленческой деятельности. Проверки в свою очередь могут быть плановыми и внезапными.
В государственном управлении используют следующие формы контроля.
Отчеты подразделений и сотрудников, типовые (формализованные) или произвольно описывающие результаты работы, охватывающие, как правило, определенный временной период. За основу принимается плановый период (годовой, полугодовой и т. д.). По результатам выполнения наиболее важных мероприятий отчеты представляются вне зависимости от сроков их исполнения. По требованию руководителей запрашиваются и другие отчеты, например, по конкретным сотрудникам, линиям, объектам, приказам, указаниям, сферам деятельности и т. д. Рассмотрение отчетности является основной формой контроля в деятельности любого руководителя.
Заслушивание на заседаниях, совещаниях, у соответствующих руководителей органов (подразделений) эта форма контроля применяется достаточно часто в служебной практике. Следует отметить такие ее качества, как демократичность и объективность.
Систематическое повседневное отслеживание проверка хода реализации решений вышестоящих органов, распоряжений руководителя органа (подразделения), исполнения других функциональных обязанностей контролируемыми лицами, а также собственных решений путем изучения и оценки поступающей к субъекту контроля текущей информации, других материалов.
Контроль исполнения документов, ведение контрольной картотеки и использование автоматизированных систем контроля существенные элементы организации информационного обслуживания. Операции контроля исполнения документов делятся на творческие (исполнение по существу) и технические (исполнение по срокам). Творческим контролем исполнения документов занимаются специалисты аппарата управления (сотрудники кураторских и инспекторских подразделений). Технические операции контроль над сроками и формой исполнения документов, соблюдением их реквизитов выполняются вспомогательным персоналом (сотрудниками секретариатов, делопроизводственных служб). Основные задачи контроля:
ведение предупредительного (предварительного) контроля по срокам исполнения документов;
информирование руководства о состоянии исполнения различных категорий документов (текущий контроль);
ведение последующего контроля (отметка об исполнении документов и передача карточки об исполнении документа в справочную картотеку или для учета в автоматизированной системе контроля).
Отметка о контроле исполнения документа в виде условного обозначения (буква «К») или штампа «Контроль» проставляется на поле документа напротив реквизита, заголовка к тексту.
Сроки исполнения документов бывают типовыми и индивидуальными. Типовые сроки исполнения устанавливают для наиболее массовых категорий документов, подлежащих контролю в соответствии с действующим законодательством или инструкциями. Индивидуальные сроки исполнения устанавливает в каждом конкретном случае руководитель и указывает его в резолюции на документе.
Самоконтроль это регуляция самой личностью (сотрудником) своего рабочего состояния, т. е. это контроль собственной деятельности, осуществляемый с целью оценки ее эффективности, затрат времени на выполняемую работу, используемых методов, приемов и технических средств.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература