11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
Содержание и организация управленческого процесса находят свое отражение в управленческих технологиях, которые сводят в единое целое научные знания, управленческие потребности, интересы общества и государства, цели, функции, принципы, методы, организационные структуры и персонал государственного управления.
Главная цель используемых в государственном управлении технологий связана с постановкой и выработкой механизмов решения общественных проблем, с разработкой и реализацией соответствующими государственными и общественными структурами государственной политики.
Процессы принятия управленческих решений в системе государственного управления весьма сложны и разнообразны по своей семантике. Они требуют в целом усиления системности государственного управления, его научного оснащения в увязке с практической действительностью.
Результатом развития управленческой мысли, обеспечивающей системное соединение научных знаний, управленческих потребностей и возможностей управленческой деятельности с интересами общества, стали управленческие технологии, отражающие и организующие непосредственно управленческие процессы.
В сложившейся практике широко используется термин «технология», который отражает совокупность приемов, способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, заготовок и т. д. Его можно представить и как описание производственных процессов, как установленные требования или инструкции по их выполнению, как карты, графики. Вместе с тем, в современном мире технология имеет более широкий масштаб применения.
Сегодня термин «технология» (от греч. tеcne – искусство, мастерство, умение, logos учение, т. е. учение о мастерстве), охватывает широкий круг вопросов, связанных не только с производственными процессами, но также с наукой и управленческой практикой.
В современной научной литературе можно проследить как содержание этого термина претерпело существенные эволюционные изменения. Если первоначально технология рассматривалась как дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда, сырья и материалов в сфере производства, т. е. своеобразный «вещественный каркас» технологии, то сегодня можно рассматривать технологии с точки зрения их социального значения, где имеет место соответствующий социальный аспект технологии в общепринятом ее понимании – коллективной общественной практики. Материально-вещественные компоненты в единстве с коллективной общественной практикой образуют технологический способ освоения социального пространства. Этот способ позволяет глубже и лучше освоить механизмы взаимосвязи в системе «природа – материальное производство – общество – человек – наука и другие стороны общественной жизни». В основе этого освоения лежат новейшие достижения в области технических и социальных наук в их совокупности.
Такое понимание технологии позволяет говорить не только о технологии производств конкретных видов материальной продукции, но и технологии государственного управления, образования, управления отдельными сторонами общественной жизни общества или всего общества в целом.
В самом общем виде можно сказать, что технология управления – это деятельность субъекта управления, под влиянием которой изменяется объект управления в соответствии с поставленной целью.
При этом технология управления предполагает выделение определенных элементов и операций, которые реализуются в определенной последовательности и совокупности знаний в различных областях обществознания, управлении, науки и техники и т. д.
При этом действие рассматривается как элемент деятельности, который соотносится с целью, а операция как способ действия, который соотносится с условиями действия, с орудиями труда.
Иными словами, технология управления – это приемы и способы реализации процесса управления в целом и составляющих его функций, это порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Именно с помощью технологии каждый их этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.
В процессе любой технологии труда создается определенный продукт труда. Технология управления каким-либо объектом обеспечивает постоянство определенной физической или иной величины, характеризующей состояние объекта или изменение этой величины в соответствии с некоторым законом на основании конкретной информации о состоянии объекта и окружающей среды.
При этом следует особо подчеркнуть, что разработка соответствующей технологии применительно к конкретному объекту управления основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях науки и техники.
Управленческие технологии как набор средств и методов осуществления управленческих воздействий включает:
методы и средства сбора и обработки информации;
приемы эффективного воздействия на работников;
принципы, законы и закономерности организации и управления;
системы контроля.
В зависимости от конкретного набора средств различают несколько основных управленческих технологий (таблица 11.1).
Таблица 11.1. Классификация основных управленческих технологий
Технология формирования целей |
Технология оценки результатов управления |
Технология активизации деятельности персонала |
Технология государственного управления дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая приемы и способы реализации технологического процесса разработки управленческого решения путем получения, обработки или переработки информации в процессе реализации функций государственного управления.
Технологии государственного управления выступают по отношению к технологиям в государственном управлении как часть по отношению к целому.
К последним, в частности, в рамках дисциплин, читаемых в Академии управления при Президенте Республики Беларусь можно отнести:
технологии социальной работы;
технологии анализа хозяйственной деятельности;
технологии организации документооборота;
технологии профессиональной деятельности;
технологии кредитного процесса;
технологии трансляции культурного опыта;
информационные технологии и др.
Технологии в государственном управлении можно рассматривать как определенную форму управленческой практики, которая воплощает в себе многообразные способы и методы управления.
Технологическое содержание государственного управления определяется уровнем развития общественной практики, науки и техники, т. е. технологии государственного управления можно рассматривать как целенаправленную деятельность человека, основанную на новейших достижениях в области социальных и технических наук. При этом следует исходить из диалектического взаимодействия социальной и технических систем, которое имеет место в реальной жизни. Так, уровень развития техники определяется экономическими отношениями, сложившейся системой управления хозяйством, факторами политического и социального характера.
Решающее влияние на технологии управления оказывает научно-технический прогресс, который порождает множество технологических нововведений, позволяющих по-новому решать проблемы государственного управления.
Сегодня технологические изменения происходят во всех сферах деятельности человека и определяют, во-первых, уровень развития производительных сил; во-вторых, организационно-технологический уровень человеческой деятельности и, в-третьих, уровень управленческой деятельности.
В технологии государственного управления находит свое воплощение согласованная деятельность субъектов государственного управления, направленная непосредственно на управляемый объект и осуществляемая с учетом имеющихся ресурсных возможностей, реальной социальной среды, а также уровня развития самой управляющей системы.
В силу специфики государственного управления, используемые в нем управленческие технологии основаны, во-первых, на полномочиях и авторитете власти субъекта государственного управления и, во-вторых, обязательном и точном их выполнении.
Государственные управленческие технологии включают несколько аспектов деятельности: теоретический, методический и процедурный.
Каждый из выделенных аспектов можно рассматривать как самостоятельный этап технологизации, который включает целый ряд процедур и конкретных операций.
Технологизация – это четкие и последовательные предписания (правила), которые необходимо соблюдать, чтобы достичь искомого результата решения управленческой задачи или, другими словами, определенная процедура выработки управленческих решений.
Первый этап теоретический связан с выделением объекта управления, определением его особенностей, состояния, условий и тенденций развития; определением и четкой постановки целей и задач в отношении управляемого объекта и т. д.
Второй этап методический связан с технологизацией, выбором методов, средств воздействия на объект управления, получением необходимой информации и ее обработкой и т. д.
Третий этап процедурный. На этом этапе осуществляется организация практической деятельности по разработке управленческой технологии.
В современной литературе существуют различные модели самого процесса технологизации, среди которых можно выделить оптимальную модель, предложенную М. Марковым. В структуре этой модели выделено четыре стадии:
первая стадия связана с формированием цели и выделяет следующие операции: диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, конкретные задачи;
вторая стадия – принятие решения. На этой стадии выделяют следующие операции: выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, утверждение решения;
третья стадия – это организация управленческого воздействия. Она включает операции: распределение задач между исполнителями, идеологические, информационное, ресурсное обеспечение, координация и регулирование процесса исполнения, контроль;
четвертая стадия – это анализ результатов. Важнейшие операции этой стадии – сопоставление плановых и достигнутых результатов, новых проблемных ситуаций, формирование новых целей и задач.
Следует отметить, что в современных условиях развития белорусского государства и общества по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления требуется разработка и освоение новых инновационных технологий управления, способных обеспечить продвижение нашего общества вперед за счет инноватирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких технологий.
Инновационные технологии в государственном управлении Республики Беларусь должны обеспечить:
комплексную оценку возникающих проблемных ситуаций;
выявление всех ресурсных возможностей развития государства и общества;
выявление приоритетов;
непрерывный поиск организационных структур и механизмов государственного управления.
К технологиям, наиболее часто используемым в отечественной системе государственно-административного управления, можно отнести:
маркетинговые технологии;
технологии реализации кадровой политики;
коммуникационные технологии;
технологии регулирования и разрешения конфликтов;
технологии ведения переговоров;
технологии формирования имиджа;
технологии лоббирования;
избирательные технологии;
технологии прогнозирования;
технологии консультирования и поддержки принятия решений.
Перечисленный список технологий не претендует на исчерпывающую полноту. Особое место среди технологий в системе государственного управления занимают информационные технологии.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература