8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
В настоящее время основными государственными исполнительно-распорядительными органами республиканского уровня являются министерства, государственные комитеты, государственные организации при Правительстве.
Министерство, государственный комитет – это республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Министерства, государственные комитеты образуются на основании Указа Президента. В их компетенцию входят вопросы: регулирования работы предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности; управления деятельностью подведомственных предприятий, организаций, объединений; заключения контрактов с руководителями подведомственных организаций; владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, находящимся на их балансе; создания целевых фондов; проведения государственной кадровой политики; взаимодействия с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов и другие.
Министерство возглавляет министр, государственный комитет – председатель, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом. Министр– должность и политическая, и административная, так как он является членом Правительства, то есть команды политиков высшего уровня, в то же время, как должностное лицо издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями, несет ответственность за работу аппарата министерства и в целом за состоянием дел в отрасли. Основныефункции и полномочия министра:
руководство формированием политики в своей сфере деятельности;
принятие административных решений;
подготовка официальных документов общего характера;
контроль над расходованием финансовых и иных средств;
организация эффективной работы центрального аппарата и в целом ведомства;
представительство организации в международных делах.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.
В министерствах функционируют коллегии, в состав которых входят: министр – председатель коллегии, его заместители, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, представители других организаций. Состав коллегии утверждается Правительством.
Основные принципыорганизационно-функционального построения министерств –единоначалие и субординация.
В структуре министерств могут создаваться департаменты, на которые возлагаются специальные функции, связанные с компетенцией соответствующего министерства. Перечень департаментов с правами юридического лица утверждается Указом Президента.
В своей деятельности министерства и государственные комитеты руководствуются Конституцией Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Правительства и положениями о министерстве или комитете, утверждаемом Правительством Республики Беларусь.
По отдельным вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет Государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, система органов исполнительной власти неоднократно реформировалась. Поиск оптимальной организационной структуры исполнительной власти продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствует ряд Указов Президента (№ 282 от 3 июня 2002 г. «О некоторых вопросах совершенствования в республике системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»; № 66 от 12 февраля 2004 г. «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций»). В соответствии с этими документами система исполнительно-распорядительных органов в Республике Беларусь была трехуровневой и включала:
25 министерств и 6 государственных комитетов;
8 комитетов при Совете Министров;
8 государственных организаций, подчиненных Правительству.
В марте 2006 г. Главой государства был издан Указ № 289 от 05.05.2006 г. «О структуре Правительства», в соответствии с которым количество республиканских органов государственного управления сокращено с 47 до 39, исчезло такое звено управления, как комитеты при Правительстве и система исполнительно-распорядительных органов стала двухуровневой:
министерства (25) и госкомитеты (7);
государственные организации, подчиненные Правительству (7).
Количество министерств осталось прежним, однако в центральных аппаратах многих из них произошли и количественные и качественные изменения. Так, изменилась структура и соответственно расширились функции Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства по чрезвычайным ситуациям.
В качестве департаментов к министерствам присоединены:
Комитет по ценным бумагам – к Минфину;
Комитет по архивам и делопроизводству – к Минюсту;
Комитет по материальным резервам и Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС – к МЧС;
Государственный комитет по авиации – к Минтрансу, которому переподчинена также и Белорусская железная дорога.
В соответствии с Указом создано два новых государственных комитета: по имуществу и по стандартизации. Государственный комитет по имуществу создан на базе Фонда государственного имущества Минэкономики и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии. В состав Государственного комитета по стандартизации вошли в качестве департаментов Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации; Комитет по энергоэффективности и департамент контроля и надзора за строительством.
В республике учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, для обеспечения деятельности которого создан аппарат (на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совмине).
Из числа государственных организаций, подчиненных Совету Министров, упразднен концерн «Белместпром», а Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения передан в подчинение Правительству.
Указ также определяет перечень департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.
Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления сформирована на основе функционального и отраслевого принципов. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства и включает:
органы управления экономической сферой;
органы управления социальной сферой;
органы управления административно-политической сферой.
Организация государственного управления экономической сферой строится исходя из функционального и отраслевого подходов, которые определяют основные методы, инструменты и структуру системы государственного вмешательства в экономику. Исторически данные подходы сменяли друг друга, что находило отражение в соответствующем построении системы государственного управления экономической сферой. В настоящее время в управлении экономической сферой участвуют функциональные и отраслевые министерства, государственные комитеты, а также концерны, подчиненные Совету Министров. Они анализируют и дают оценку экономическим процессам, прогнозируют и планируют развитие экономики, организуют процесс экономического регулирования, обеспечивают реализацию принимаемых решений. Их функционирование обеспечивает целенаправленное воздействие государства на экономический рост, структуру экономики, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, влияет на совокупный спрос и совокупное предложение, регламентирует трудовые отношения и т. д.
В систему функциональных органов управления входят:
Министерство экономики;
Министерство финансов;
Министерство труда и социальной защиты;
Министерство статистики и анализа;
Министерство по налогам и сборам;
Государственный комитет по имуществу;
Государственный комитет по стандартизации.
Ведущим звеном в этой системе является Министерство экономики Республики Беларусь, которое играет определяющую роль в развитии экономической политики республики и ответственно за ее реализацию. Стержневым направлением его деятельности является разработка концепций, прогнозов, программ, отражающих основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.
Отраслевые республиканские органы управления регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т. д.; обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т. д. Отраслевыми республиканскими органами управления являются:
Министерство промышленности;
Государственный военно-промышленный комитет;
Министерство энергетики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
Министерство связи и информатизации;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Министерство лесного хозяйства;
Министерство транспорта и коммуникаций;
Министерство архитектуры и строительства.
Кроме того, важную роль играют органы хозяйственного управления концерны, подчиненные Совету Министров: Белнефтехим, Белгоспищепром, Беллегпром, Белбиофарм, Беллесбумпром.
В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления и на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа, реализацию принципа социальной справедливости.
Республиканскими исполнительными и распорядительными органами управления социальной сферой являются:
Министерство труда и социальной защиты населения;
Министерство образования;
Министерство здравоохранения;
Министерство культуры;
Министерство информации;
Министерство спорта и туризма;
Министерство торговли;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства;
Министерство архитектуры и строительства;
Государственный комитет по науке и технологиям.
Административно-политическая сфера представляет собой комплекс, охватывающий вопросы обороны, безопасности государства, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, обеспечения защиты прав и свобод личности, безопасности граждан. Ее особенность заключается в том, что она находится в исключительном ведении государства. Важнейшими управленческими полномочиями в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладает Президент, Национальное собрание и Совет Министров. Основными республиканскими исполнительно-распорядительными органами управления в этой сфере являются:
Министерство внутренних дел;
Министерство иностранных дел;
Министерство обороны;
Министерство юстиции;
Министерство по чрезвычайным ситуациям;
Комитет Государственной безопасности;
Государственный таможенный комитет;
Государственный комитет пограничных войск.
Таким образом, сформированная и действующая система республиканских исполнительно-распорядительных органов обеспечивает комплексное и всестороннее государственное управление жизнедеятельностью общества.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература