3.4. Принципы государственного управления
Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой.
Принцип (от лат. principium– первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления.Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.
Анри Файоль считал, что для того чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т. е. на признанные истины, считающиеся доказанными»2.
Файоль А. обосновал 14 общих принципов управления.
Разделение труда, позволяющее повысить его производительность.
Власть, означающая право отдавать распоряжения, и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности.
Дисциплина– повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т. е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией.
Единство распорядительства– служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
Единство руководства– один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Подчинение частных интересов общим– в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
Справедливое вознаграждение персонала– по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие.
Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия.
Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими.
Порядок– определенное место каждого лица, его полномочий и функций.
Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием.
Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров.
Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов.
Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.
Сформулированные Файолем принципы в течение нескольких десятилетий были общепринятыми, преподавались в школах по подготовке кадров, использовались на практике. На основе этих принципов осуществлялось формирование принципов государственного управления, имеющих важнейшее значение для его организации и функционирования.
Сегодня принципы государственного управления должны формироваться исходя из определенных требований.
Во-первых, они должны отражать устойчивые закономерности развития отношений и взаимосвязей, объективно существующих в государственном управлении. Во-вторых, отражать специфику государственного управления как целостного социального явления. В-третьих, принципы должны взаимодополнять, уравновешивать и усиливать друг дуга. И, наконец, все принципы должны выступать как согласованное целостное единство.
В системе государственного управления принципы выступают в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленногопроцесса воздействия на объекты и одновременно на функционирование субъекта управления.
По своей природе принципы объективны, познаваемы и функциональны. Они реализуются в результате сознательной деятельности людей, что не исключает субъективизм. Для того чтобы избежать этого, они должны найти свое соответствующее правовое закрепление.
Применение принципов как определенных научных положений государственного управления на практике, требует понимания их диалектичности. Развитие государства и общества сопровождается качественными преобразованиями протекающих в них процессов, влиянием на них внешних и внутренних факторов, что влечет за собой изменение значимости отдельных принципов, необходимость их толкования применительно к новым условиям развития.
Отступление от того или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе.
Всю совокупность принципов государственного управления можно систематизировать и сгруппировать по определенным признакам. Выделяют следующие видыпринципов управления:
общие (общесистемные)– общеметодологические принципы, которые определяют содержание государственного управления и раскрывают общецелевую направленность управления. Они сформулированы на основе познания законов общественного развития, закреплены в правовых нормативных актах иприменяются в качестве научно-практических рекомендаций.
Среди общих принципов государственного управления можно выделитьпринцип системности. Принцип системности в первую очередь раскрывает государственное управление как сложную систему, состоящую из управляющей, управляемой и коммуникативной подсистем, которые в совокупности образуют единое целое.
Чтобы выполнять свою роль в обществе, государство нуждается в наборе определенных средств, органов, методов и т. д. При этом все государственные органы, выполняющие свои задачи и функции, объединяет единство государственной власти.
Совокупность взаимосвязанных элементов, государственных органов, каждому из которых отведено строго определенное место и функции, представляют государственное управление как систему, функционирование которой направлено на достижение общественно значимых целей.
Основными элементами системы государственного управления являются субъект и объект. Характер взаимоотношения объекта и субъекта во многом предопределяет сущность управления. Так можно говорить о директивном и терминальном управлении.
В зависимости от степени открытости общества управление может быть директивным (для закрытых систем) либотерминальным (для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. При таком управлении задавалась цель (например, нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме), определялось направление движения, которое корректировалось различными директивными указаниями, но несмотря на то, что планирование носило директивный характер, субъект управления не обладал всей полнотой достоверной информации и в результате директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной.
Терминальное управление предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации курс можно корректировать. В случае использования такого управления система самоорганизуется.
В настоящее время в зависимости от характера решаемых задач умелое сочетание этих видов повышает эффективность управления.
организационно-технологические– раскрывают организационную и технологическую стороны государственного управления.
К ним можно отнести принципы единоначалия; единства республиканского, регионального и местного управления; принцип иерархичности и т. д.
На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы можно выделить принципы:
разделения труда;
иерархичности;
оптимального сочетания централизма и децентрализации;
субсидиарности;
сочетания единоначалия и коллегиальности.
Организационно-технологические принципы в соответствии с их назначением можно разделить на 4 группы:
структурно-целевые согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость, иерархия целей; последовательность в достижении всей совокупности целей;
структурно-функциональные правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственного управления; исключение дублирования и параллелизма в работе органов государственного управления;
структурно-организационные единство системы государственной власти при разделении ее по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (центральная, региональная и местная), что обеспечивает ее целостность, согласованность и последовательность принимаемых решений;
структурно-процессуальные соответствие методов, форм, стадий управленческой деятельности их функциям и организации; конкретизация управленческой деятельности и личная ответственность за ее результаты.
частные– касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса.
Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Их классический вариант сформулировал в 1912 году американский ученый Г. Эмерсон. Это:
точно поставленные идеалы или цели;
здравый смысл;
компетентная консультация;
дисциплина;
справедливое отношение к персоналу;
быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
диспетчеризация;
нормы и расписания;
нормализация условий;
нормирование операций;
писаные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность.
Блок частных принципов можно разделить на 2 группы.
Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества. Например, в экономической сфере используются три принципа маркетинга по Ф. Котлеру: отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар.
Принципы функционирования различных институтов. Например, принципы организации государственной службы, принципы подбора кадров и т. д.
К основным принципам государственного управления в Республике Беларусь следует отнести следующие.
Принцип научности в государственном управлении ориентирует на то,что в основе всех управленческих действий должны лежать научные подходы и методы.
Принцип социальной направленности, суть которого состоит в том, что вся деятельность органов государственного управления осуществляется в интересах человека. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь указывает на социальную ориентированность нашего государства.
Принцип демократизмапозволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей государственного управления. Следует подчеркнуть, что применение принципа демократизма не исключает использованияпринципа централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от административного произвола, так и от хаоса и анархии.
Принцип законности предполагает, что государственное управление в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Значение законов в жизни общества было понято в глубокой древности. Так, Цицерон, опытный администратор Древнего Рима, утверждал: «Государство – это общество Закона... Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Таким образом, в процессе осуществления государственного управления в Республике Беларусь должны строго соблюдаться Конституция, законы и нормативно-правовые акты Президента и правительства. Если для достижения целей государственного управления какая-либо правовая норма стала серьезным препятствием, она должна быть в законном порядке либо отменена, либо изменена. Применение на практике этого принципа требует от руководителей всех уровней всесторонней правовой подготовки.
Принцип гласностиозначает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.
Надежность системе государственного управления, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает принцип разделения власти. Статья 6 Конституции Республики Беларусь закрепляет этот принцип.
Принцип объективностипредполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом. Причем важно соизмерять поставленные цели с возможностями их достижения. Например, нельзя ставить цель, опираясь только на хорошее законодательство, без анализа имеющейся ресурсной базы для ее достижения. Однако и абсолютизировать объективную закономерность, сводя ее до уровня фатальности, нельзя.
Принцип эффективности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах. Для оптимальности управления необходимо:
наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления;
принятие управленческих решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления;
наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач;
наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи.
Принцип разделения труда– это дифференциация трудовой деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями.
Принцип иерархичностиозначает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив.
Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации позволяет, с одной стороны, избежать анархии, ибо определяет пределы самостоятельности органов власти на местах. Централизмозначает, прежде всего, распространение государственного управления на территорию всего государства.Децентрализацияв государственном управлении – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и управления и самоуправления.
К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности(от лат.subsidiarius– резервный, вспомогательный), который является очень важным для распределения компетенции между органами власти различных уровней и который ориентирует на решение возникающих вопросов управления на том уровне, на котором они возникают.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разных уровней.
Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература