logo
Гос

7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упорядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообразующих элементов.Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В совокупности они образуют единую целостную систему.

Структура отражает строение системы государственного управления, его внутреннюю форму организации.

Основополагающими признакамиорганизационной структуры государственного управления являются:

Совокупность системообразующих элементов и упорядоченные связи между ними должны обеспечивать устойчивость организационной структуры, возможность ее развития и эффективного функционирования.

Определяющим основанием организационной структуры государственного управления является наличие субъекта и объекта управления.

Субъект управлениявключает в себя институциональную составляющую и личностный компонент. Учреждение государством институции осуществляется в установленном конституционно-правовом порядке в целях реализации функций государства.

Процесс институциализации выражается в различных формах: государственных институтах и органах, учреждениях, организациях, печатной продукции власти – документах, законах, инструкциях, нормах, правилах, приказах и т. д.

Субъекты управленияотличаются друг от друга формами построения, властными полномочиями и степенью ответственности, сочетанием принципов единоначалия и коллегиальности, выборностью или назначением на должность, методами и формами деятельности и др.

Специфика и особенности субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирующего воздействия со стороны нескольких субъектов по отношению к одному объекту.

Каждый субъект управления, занимая определенное положение в иерархии организационной структуры государственного управления, должен иметь четко определенные обязанности, права, свою меру ответственности, которые фиксируются в соответствующем нормативном акте, например, в положении об органе государственного управления.

Свое управляющее воздействие субъект управления в соответствии с возложенными на него функциями и полномочиями осуществляет по отношению к определенному объекту(совокупности объектов) управления.

Между субъектом и объектом управления должны устанавливаться четкие организационные отношения. При этом объекты управления должны:

Организационная структурагосударственного управления обеспечивает функционирование системы государственного управления конкретного государства. В силу этого онастроится на основе:

В зависимости от назначения, сложности, важности, состояния, качества, способностей и возможностей управляющего субъекта и объекта управления, существующих в системе управления норм и правил, а также влияния на организационную структуру управления факторов, осуществляется распределение объектов управления между различными уровнями (национальный, региональный, отраслевой, местный) и звеньями организационной структуры управления.

К общим правиламформирования организационной структуры государственного управления следует отнести следующие:

Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе государственного управления, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.

Организационная структура государственного управления должна обеспечивать и регламентировать:

Организационная структура государственного управления формируется на основе определенных принципов, которые выступают в качестве основополагающей идеи и носят объективный характер, поскольку отражают реальные условия построения и функционирования системы. Обладая определенной степенью стабильности, принципы в то же время должны быть гибкими, обеспечивать своевременное реагирование на изменение внешней среды, динамику общественной жизни, изменяющиеся требования и задачи организационной системы.

Можно сказать, что организационные принципы управления отражают понимание и осознанное использование объективных закономерностей построения системы государственного управления и обеспечение ее эффективного функционирования.

С определенной степенью условности можно выделить две группы принципов организации государственного управления: организационно-политические и организационно-технологические.

Организационно-политическиепринципы основаны на объективной необходимости учета социально-политических, экономических и иных процессов государственного и общественного развития.

К ним относятся:

Организационно-технологические принципы отражают основные подходы к формированию организационной структуры государственного управления и обеспечивают эффективность его функционирования. К ним относятся:

На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критериипостроения организационной структуры управления, к которым можно отнести:

Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.