2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
Проблемы государственного управления представляют собой очень сложную, противоречивую и спорную область. Они являются предметом анализа и серьезных дискуссий как среди ученых, так и практиков.
Сегодня в условиях динамичных изменений, протекающих в теории и мировой практике государственного управления, все большую роль начинают играть инновационные технологии управления, которые выступают как наукоемкий ресурс, который позволяет государству изучать протекающие в обществе процессы, принимать оптимальные управленческие решения и тем самым активно влиять на них, получать желаемый результат в установленные сроки и при наименьших затратах.
В системе государственного управления все большую значимость приобретают рациональное начало, знания, научное прогнозирование, программирование, моделирование, все более полно используется человеческий фактор.
Растет число управленцев-профессионалов, способных обеспечить эффективное воздействие на объект управления в заданном направлении. Государствокак субъект управления все более четковыверяет сферу своей деятельности, освобождается от несвойственных ему функций, делегируя их регионам, союзам, ассоциациям, гражданам.
Вместе с тем в реальной жизни часто складываются ситуации, отражающие определенные противоречия между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем использования современных знаний в государственном управлении, появляются проблемы как объективного, так и субъективного характера.
Так, например, глобальное противоречие современного мира, проявляющееся в отставании темпов социального прогресса от научно-технического, в государственном управлении проявляется через определенный разрыв между интеллектуальным потенциалом науки и уровнем его использованияв управленческих технологиях, методах, механизмах.
Серьезные проблемы наблюдаются при формировании концептуальных основ взаимодействия общества и органов государственной власти как объекта и субъекта управления; в обеспечении соответствия в уровнях их развития; в ориентации на возможный учет интересов человека, коллектива, общества в целом при принятии управленческих решений. Актуальной остается проблема достижения высоких результатов при наименьших затратах, выбора критерия при оценке результативности и эффективности деятельности органов государственного управления.
Важнейшей проблемой остается проблема повышения научной обоснованности государственного управления, расширение направлений и масштабов применения новых разновидностей системного и ситуационного анализа – критического, аксиологического, классификационно-типологического, основанных на современных инновационных подходах.
Критический анализпредставляет собой определенную совокупность оценок и мнений, позволяющую определить необходимость того или иного процесса или ситуации, сравнить происходящее с должным. При этом критика рассматривается как одна из эффективных форм нового мышления, позволяющая выявить и оценить поведение и действия любого масштаба и на любом уровне.
Основными направлениями целесообразности применения критического анализа являются:
анализ проблем и проблемной ситуации;
выдвижение и обоснование гипотез;
выработка практических рекомендаций.
Инновационный подход к государственному управлению предопределяет целесообразность использования аксиологического анализа, суть которого сводится к выявлению определенных ценностей в жизнедеятельности общества и государства, к формированию и реализации ценностных ориентаций при принятии управленческих решений в установлении характера связи между ценностями различного порядка, различного уровня и масштаба.
С целью дифференцированного подхода к объектам управления и их классификации можно использовать классификационно-типологический анализ, который позволяет группировать объекты по определенным признакам, свойствам, качествам или делить объект как сложное целое на части по этим же признакам, свойствам, качествам.
Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности.
Одной из проблем государственного управления остается проблема, связанная с объективной необходимостью повышения уровня организационной культуры органов государственного управления, а также с усилением внимания к социально-психологическим факторам в управлении, развитием высокопрофессионального кадрового потенциала государственной службы.
Несомненно, огромный интерес как с научной, так и практической точек зрения при изучении проблем государственного управления, представляют собой материалы анализа опыта проводимых реформ государственного управления за последние 1015 лет в четырнадцати странах различных регионов: Австралии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Чили и Южной Кореи.
Анализ был проведен Всемирным банком по просьбе Правительства Российской Федерации с привлечением специалистов в области государственного управления этих четырнадцати стран, а также российских ученых и специалистов.
Основными направлениями анализа были:
определение задач, масштабов и глубины проведенных в этих странах реформ государственного управления, а также мероприятий правительств этих стран в области проведения реформ;
выделение переменных, наиболее подходящих к условиям Российской Федерации;
извлечение уроков международного опыта для проведения реформ в Российской Федерации.
Анализ обозначил наиболее общие проблемы, крупномасштабные задачи и существенные различия в реформаторской деятельности этих стран, а также то, что в настоящее время международной конвергенции идей в области государственного управления практически не происходит.
Реформирование в указанных странах имеет очень широкий диапазон – от всеобъемлющих задач в Китае, до конкретных и сфокусированных задач в Нидерландах.
Наиболее общими проблемами и, соответственно, крупномасштабными задачами реформирования в выделенных странах являются:
сокращение государственных расходов;
повышение способностей к развитию и реализации политики;
улучшение выполнения государственных функций работодателя;
повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора.
С середины 1980-х и до конца 1990-х годов в анализируемых странах изменения коснулись:
управления государственными расходами;
управления кадрами и государственной гражданской службой;
организационной структуры исполнительной власти;
ответственности в системе государственного управления в сфере развития и реализации политики.
В Республике Беларусь совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, связанным с социально-экономическими преобразованиями в стране, с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию. При этом решается задача развития эффективно функционирующей системы государственного управления, обладающей отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, организационной гибкостью, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры в целом и ее звеньев, экономичностью.
Основополагающей задачей в области государственного управления в 20062010 годы является формирование инфраструктуры государственного управления в целях развития и поддержки сфер народнохозяйственного комплекса в целом во взаимоувязке с проблемами социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Для этого требуется реализация следующих задач:
оптимизации организационной структуры управления на основе исключения излишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций;
повышения роли экономических методов управления, формирования их целостной системы, отвечающей требованиям рынка;
внедрения современных технологий управленческой деятельности на основе компьютерно-информационных сетей;
создания условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления;
проведения системной кадровой политики; создания эффективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
формирования кадрового потенциала, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса белорусского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда;
повышения уровня управляемости различными, особенно новыми отраслями и сферами экономики, эффективности управленческих воздействия, использования научно обоснованных методов управления;
дальнейшего формирования государственных органов сугубо на функциональной основе, позволяющей исключить возможность использования узкоотраслевых методов управления;
разработки и реализации эффективных антикоррупционных мер.
Кроме того, целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовывать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. При этом государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература