logo search
DO_ak_mpravo

Место международного частного права в системе права

Данный вопрос настолько тесно связан с понятием и природой международного частного права, что порождает неослабевающие дискуссии. Не останавливаясь на их содержании, можно выделить три основных подхода:

  1. Международное частное право относится к международному праву в широком смысле (сторонники этой концепции – С. Б. Крылов, Л. Н. Галенская, С. А. Малинин и др.).

  2. Международное частное право входит в систему внутреннего права государства (Л. А. Лунц, М. М. Богуславский, Г. К. Матвеев, В. П. Звеков и др.).

  3. Международное частное право – это «полисистемный комплекс», который частично относится к международному публичному праву и частично – к внутригосударственному (Г. И. Тункин, Ю. М. Колосов и др.).

Рассмотрим соотношение международного частного права и международного публичного права.

Общим между этими отраслями права является то, что применительно и к международному публичному праву, и к международному частному праву речь идет о международных отношениях в широком смысле, т.е. об отношениях, которые выходят за пределы одного государства.

Различия состоят в следующем:

1) по содержанию. В международном публичном праве международные отношения – это межгосударственные отношения, которые носят политический характер (вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения). В международном частном праве международные отношения не носят политический характер, а всегда являются гражданско-правовыми отношения (семейные, трудовые и т.д.);

2) по субъекту. В международном публичном праве субъектами правоотношений являются государства, международные организации, в международном частном праве – физические лица, юридические лица и лишь в последнюю очередь и только в частных случаях – государство;

3) по источнику регулирования отношений. В международном публичном праве главным и основным источником является международный договор, соглашение, конвенция, в международном частном праве – национальное законодательство, судебная или арбитражная практика, обычаи, международные договоры (последние имеют большое значение, но их правила в одних государствах должны применяться непосредственно, в других – лишь после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством);

4) международное частное право имеет и другие отличия от международного публичного права, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).

Однако эти две правовые системы не отделены друг от друга резкой линией. Существует тесная связь между нормами и институтами международного публичного права и нормами международного частного права.

Соотношение международного частного права и международного экономического права.

Удельный вес правовых вопросов международной торговли, урегулирования экономического сотрудничества в международном публичном праве все время возрастает, что позволяет говорить о формировании международного экономического права.

Международное экономическое право представляет собой систему норм, регулирующих международные экономические отношения между государствами или другими субъектами международного публичного права.

Придерживаясь приведенного определения, необходимо отметить, что основное отличие международного экономического права от международного частного права состоит в субъектном составе регулируемых отношений: субъектами первого являются только государства или международные межправительственные организации (т.е. субъекты международного публичного права), субъектами второго – физические и юридические лица (т.е. субъекты внутригосударственного права). Отсюда следует и различие в сфере регулирования: отношения международного экономического права имеют межгосударственный характер и по существу составляют политико-правовую основу для развития отношений международного частного права. Так, межправительственные соглашения в области международного товарообмена позволяют юридическим или физическим лицам государства опосредовать эти соглашения путем заключения международных контрактов купли-продажи.