logo search
Правоохранительные органы учебник

Правоохранительной деятельности

Ни одно цивилизованное государство не может обойтись без помощи народа и его общественных формирований при отправлении правоохранительной деятельности. В России накоплен богатый опыт участия народа в уголовном судопроизводстве, но, как ни странно, в период расцвета демократии (перестройки и реформ) государство, точнее его чиновники проигнорировали этот опыт и растеряли все достояние в этом вопросе. Как правило, аргументация при этом до боли знакома и примитивна: «нет денег».

Эволюция различных форм участия представителей народа и его общественных формирований в борьбе с преступностью предполагает изучение первоначального этапа их возникновения и диалектического развития. Особенно в условиях современного развития российского общества – изучение исторического опыта в этой социальной сфере в целях укрепления законности и правопорядка в стране имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

В годы советской власти наблюдается с первых же лет тесная связь государственного аппарата с трудящимися массами. В.И. Ленин усматривал в этом одно из важнейших его преимуществ перед буржуазным строем. Эту концепцию он развивал неоднократно на основе анализа опыта французской революции. Ленин ценил практический опыт масс, видел в нем коллективный разум, решающее условие построения в России нового общества. В этой связи он писал: « Законов написано сколько угодно! Почему же нет успеха в этой борьбе? Потому, что нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить, только если сама народная масса помогает» (см.: В.И. Ленин. ПСС, т.44. - С.171.).

Несмотря на предвзятое отношение многих россиян к прошлому, особенно к основоположникам коммунизма, актуальность этой его фразы вполне проявляется и в наши дни! Только слепой не увидит, либо коррумпированный чиновник не пожелает ее взять на вооружение в наши дни.

Участие трудящихся, граждан России в охране общественного порядка – объективная закономерность развития общества, выражение самой демократии.

Как же эта демократия претворялась в жизнь россиян? Различные формирования вооруженных рабочих для охраны общественного порядка возникали в России в период двоевластия в июне 1917 года. В ряде крупных промышленных центров рабочий класс активно выступал против реакционной политики Временного правительства, под руководством большевиков создавались пролетарские вооруженные отряды из революционно настроенных трудящихся для охраны заводов от их разграбления и поддержания порядка на улицах, местах проживания рабочих.

Уже в этот период создаются и боевые дружины, отряды рабочей милиции, которые вели борьбу с саботажем предпринимателей, охраняли заводы и фабрики, пресекали всякие попытки погромов, хищений и т.д. Весьма плодотворной была деятельность народа и в области борьбы с уголовной преступностью. В этот напряженный для России период большевики всячески пытались поддерживать революционные действия трудящихся, руководили процессом создания пролетарских, а затем и сельской бедноты, вооруженных формирований, уделяя необходимое внимание четким формам их организации и деятельности.

Возникшие еще в период двоевластия пролетарские формирования явились после победы октябрьской революции ядром построения нового государственного аппарата. На его плечи сразу же легла и обязанность пресечения общественно опасных деяний. Партия стала придавать большое значение участию сознательных трудящихся в борьбе со всякого рода нарушениями революционного порядка.

Разработанные на основе положений В.И. Ленина партийные директивы о необходимости привлечения масс к установлению строжайшего революционного порядка послужили мобилизующим фактором в создании специальных отрядов красной гвардии, боевых дружин, рабочей милиции и иных формирований революционных рабочих и крестьян. Характерно при этом, что охрана революционного порядка и борьба с преступностью рассматривались большевиками как в центре, так и на местах в качестве одной из основных задач красногвардейцев. Революционное творчество трудящихся в деле охраны порядка и борьбы с преступностью направлялось и поддерживалось постепенно создававшимися органами советского государства. Так, Военно-революционный комитет широко привлекал общественность для претворения в жизнь принципов убеждения и принуждения в борьбе с преступностью, при этом применялись разнообразные формы и средства.

Для мобилизации общественности на укрепление революционного порядка и пресечения преступлений Петроградский ВРК, комитеты на местах, а также советы рабочих и солдатских депутатов широко использовали призывы и обращения к населению. В них разъяснялась опасность погромов, хищений и других преступных действий для неимущих и общества; они призывали население поддерживать мероприятия Советской власти, непосредственно участвовать в борьбе с преступностью.

В системе форм участия общественности в борьбе с преступностью в этот период времени значительная роль принадлежала самодеятельным организациям населения, возникшим для охраны общественного порядка и пресечения различных преступных проявлений: домовые комитеты, комитеты самоохраны и др.

Революционные народные формирования, в том числе и отряды красной гвардии, возникли первоначально в городах. Однако практика участия народа в охране революционного порядка начала быстро распространяться и в деревне. Революционные комитеты оказывали конкретную помощь и поддержку в организации и деятельности соответствующих отрядов из числа сознательных слоев беднейшего крестьянства и т.д.

Таким образом, необходимость всесторонней защиты экономических и политических завоеваний революции обусловила создание специальных государственных органов для борьбы с преступностью и поддержки их помощников из народа в их деятельности. Так, ВЧК, ведя борьбу с бандитизмом и спекуляцией, широко опиралась на помощь широких слоев населения. В обстановке гражданской войны и интервенции ВЧК сочетала в своей деятельности принципы убеждения и принуждения, опиралась в борьбе с преступностью на общественность. Часто с этими вопросами обращались к массам, население призывалось проявлять высокую сознательность в деле совместных с ВЧК усилий по пресечению опасных преступных посягательств.

В истории развития форм участия общественности в борьбе с преступностью важное значение имело создание рабочими специальных комиссий содействия органам ВЧК. В записке члену коллегии ВЧК С. Месингу от 18.03.21 года Ф. Дзержинский указывал, что в деле привлечения рабочих к помощи в работе ВЧК было бы очень полезно организовать при правлениях профсоюзов чекистские тройки (два члена профсоюза и одного чекиста). Этот документ послужил началом большой работы по созданию комиссий содействия органам ВЧК рабочих групп, образованных в 1921 году.

И в деревне, организовывая и всячески поддерживая и поощряя работу комбедов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, органы государственной власти старались, чтобы эта работа проходила в рамках революционной законности, чтобы не допустить произвол. Зарождается в практике органов ВЧК важная форма участия граждан в уголовном процессе, как институт взятия на поруки обвиняемого с освобождением его из-под стражи.

Решительный курс всестороннего использования сил общественности наглядно проявился и на первом этапе строительства судебной системы. Декретом о суде № 1 предусматривается специфическая форма участия граждан в уголовном судопроизводстве, как общегражданское обвинение и защита. Таким образом, трудящиеся того времени получили доступ к судебной трибуне, а, следовательно, и к непосредственному активному участию в утверждении правопорядка и борьбе с преступностью в новых формах.

Принятая в октябре 1918 года Инструкция по организации советской рабоче-крестьянской милиции предусматривала создание на общественных началах при исполкомах советов специальных отделов трудящихся. В функции этих отделов входило всесторонняя помощь милиции в борьбе с преступностью.

В 20-е годы участие трудящихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью принимало различные формы. Организации трудящихся не всегда имели четкую структуру, неодинаковы были права и обязанности их членов, не был установлен и единый порядок взаимоотношений самодеятельных организаций с органами милиции. Однако, не это главное и не являлось определяющим. Значительно важнее заметить то, что всюду были добровольные объединения граждан, в инициативном порядке принявших на себя функции обеспечения строгого правопорядка.

Все шире и решительнее профсоюзы выступали в процессе борьбы с различными хозяйственными преступлениями и хищениями.

Созданная в 1922 году прокуратура в своей деятельности с первых же дней стала опираться на общественность и ее помощь. Большую роль прокуратура отводила организации общественного обвинения в суде, помощи общественным обвинителям – уполномоченным профсоюзом, инспекторам труда, представителям различных инспекций, которые согласно закону могли участвовать в судоустройстве (ст.54 УПК 1922 г.). Вместе с институтом общественного обвинения развивался и институт общественных защитников.

По инициативе рабочих Урала в стране развернулось широкое общественное движение. К январю 1930 г. в областях и краях РСФСР насчитывалось 250 обществ, в которых состояло около 30 тыс. человек, которые добровольно участвовали в поддержании общественного порядка в стране. Значительно возросло внимание к вопросам участия общественности в борьбе с преступностью со стороны прокуратуры и НКВД.

В эти годы широко практиковались отчеты милиции перед рабочими, в деревнях на сходах крестьян, оповещать население о некоторых фактах преступной деятельности и разъяснять важность помощи со стороны общественности в собирании доказательств, сохранении следов преступления, охране мест происшествия, выявлении очевидцев.

25 мая 1930 г. СНК принимает Постановление «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» (СУ РСФСР,1930,№ 25, с.324). Это постановление установило четкую структуру обществ содействия милиции, определило права и обязанности «осодмильцев», указало на роль партийных, советских и профсоюзных органов в формировании обществ содействия.

Активную роль играли в борьбе с преступностью группы содействия прокуратуре, нередко их привлекали к участию в различных процессуальных действиях. Появляются активисты-общественники, выполнявшие прокурорские или следственные функции без отрыва от основной работы, под контролем сотрудников прокуратуры.

Важную роль сыграли общественные организации и коллективы трудящихся в охране порядка и борьбе с преступностью во время Великой Отечественной войны. Тогда особая задача приобретала по укреплению тыла и, в частности, борьба со шпионажем, диверсиями, с распространителями ложных (панических) слухов, а также с различными дезорганизаторами тыла и нарушителями общественного порядка. Группы охраны общественного порядка того времени, а также добровольческие отряды выполняли большую и важную работу по обеспечению общественного порядка, содействию органам власти в пресечении преступлений.

Поступательное развитие форм участия представителей народа в борьбе с преступностью наблюдалось в основном до середины 30-х годов. Начиная с этого времени и в особенности после войны происходит известный отрыв прокурорско-следственных и судебных органов от общественности при расследовании и разбирательстве уголовных дел. Недостаточно используются возможности общественности в профилактике преступлений; народные заседатели устраняются от рассмотрения некоторых категорий дел; постепенно сводится на нет практика участия в судах общественных обвинителей и защитников.

В октябре 1936 г. академик А.Я. Вышинский на совещании прокурорских работников дал «добро» на отказ от участия общественности в борьбе с преступностью. Таким образом, одна из форм помощи общественности в борьбе с преступностью была противопоставлена другим (беззаконию и волюнтаризму) и объявлена по существу единственно возможной формой борьбы с преступностью одними карательными средствами со стороны государства без участия представителей народа (как утверждали идеологи этой концепции, бороться с преступностью должны профессионалы, что привело к красному террору и беззаконию).

Участие общественных обвинителей и защитников в суде возобновилось в середине 50-х годов. Основы уголовного судопроизводства, принятые в декабре 1958 г., законодательно закрепили возрождение институтов общественного обвинения и защиты. В 60-е годы зарождается институт внештатных сотрудников МВД и добровольные народные дружины: в трудовых коллективах по месту расположения организовывались дежурства в вечернее время, помощники ГАИ несли дежурство на автодорогах, устанавливались внештатные посты государственного пожарного надзора, создавались детские комнаты милиции на общественных началах и т.п.

В 70-е годы в исправительно-трудовых колониях были созданы советы отрядов для оказания помощи администрации в исправлении и перевоспитании осужденных к лишению свободы, а также разрешалось иметь внештатных начальников отрядов, которые могли бы оказать действенную помощь в решении задач по исправлению преступников. Последняя форма, к сожалению, не прижилась. С началом перестройки и реформ многие институты участия представителей народа в правоохранительной деятельности были утрачены либо проигнорированы чиновникам из правоохранительных органов. Хотя опыт СССР в этом важном деле был принят многими зарубежными странами. К сожалению многих исследователей, УПК РФ с 2002 г. упразднил институт народных заседателей.