Правоохранительной деятельности
Ни одно цивилизованное государство не может обойтись без помощи народа и его общественных формирований при отправлении правоохранительной деятельности. В России накоплен богатый опыт участия народа в уголовном судопроизводстве, но, как ни странно, в период расцвета демократии (перестройки и реформ) государство, точнее его чиновники проигнорировали этот опыт и растеряли все достояние в этом вопросе. Как правило, аргументация при этом до боли знакома и примитивна: «нет денег».
Эволюция различных форм участия представителей народа и его общественных формирований в борьбе с преступностью предполагает изучение первоначального этапа их возникновения и диалектического развития. Особенно в условиях современного развития российского общества – изучение исторического опыта в этой социальной сфере в целях укрепления законности и правопорядка в стране имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
В годы советской власти наблюдается с первых же лет тесная связь государственного аппарата с трудящимися массами. В.И. Ленин усматривал в этом одно из важнейших его преимуществ перед буржуазным строем. Эту концепцию он развивал неоднократно на основе анализа опыта французской революции. Ленин ценил практический опыт масс, видел в нем коллективный разум, решающее условие построения в России нового общества. В этой связи он писал: « Законов написано сколько угодно! Почему же нет успеха в этой борьбе? Потому, что нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить, только если сама народная масса помогает» (см.: В.И. Ленин. ПСС, т.44. - С.171.).
Несмотря на предвзятое отношение многих россиян к прошлому, особенно к основоположникам коммунизма, актуальность этой его фразы вполне проявляется и в наши дни! Только слепой не увидит, либо коррумпированный чиновник не пожелает ее взять на вооружение в наши дни.
Участие трудящихся, граждан России в охране общественного порядка – объективная закономерность развития общества, выражение самой демократии.
Как же эта демократия претворялась в жизнь россиян? Различные формирования вооруженных рабочих для охраны общественного порядка возникали в России в период двоевластия в июне 1917 года. В ряде крупных промышленных центров рабочий класс активно выступал против реакционной политики Временного правительства, под руководством большевиков создавались пролетарские вооруженные отряды из революционно настроенных трудящихся для охраны заводов от их разграбления и поддержания порядка на улицах, местах проживания рабочих.
Уже в этот период создаются и боевые дружины, отряды рабочей милиции, которые вели борьбу с саботажем предпринимателей, охраняли заводы и фабрики, пресекали всякие попытки погромов, хищений и т.д. Весьма плодотворной была деятельность народа и в области борьбы с уголовной преступностью. В этот напряженный для России период большевики всячески пытались поддерживать революционные действия трудящихся, руководили процессом создания пролетарских, а затем и сельской бедноты, вооруженных формирований, уделяя необходимое внимание четким формам их организации и деятельности.
Возникшие еще в период двоевластия пролетарские формирования явились после победы октябрьской революции ядром построения нового государственного аппарата. На его плечи сразу же легла и обязанность пресечения общественно опасных деяний. Партия стала придавать большое значение участию сознательных трудящихся в борьбе со всякого рода нарушениями революционного порядка.
Разработанные на основе положений В.И. Ленина партийные директивы о необходимости привлечения масс к установлению строжайшего революционного порядка послужили мобилизующим фактором в создании специальных отрядов красной гвардии, боевых дружин, рабочей милиции и иных формирований революционных рабочих и крестьян. Характерно при этом, что охрана революционного порядка и борьба с преступностью рассматривались большевиками как в центре, так и на местах в качестве одной из основных задач красногвардейцев. Революционное творчество трудящихся в деле охраны порядка и борьбы с преступностью направлялось и поддерживалось постепенно создававшимися органами советского государства. Так, Военно-революционный комитет широко привлекал общественность для претворения в жизнь принципов убеждения и принуждения в борьбе с преступностью, при этом применялись разнообразные формы и средства.
Для мобилизации общественности на укрепление революционного порядка и пресечения преступлений Петроградский ВРК, комитеты на местах, а также советы рабочих и солдатских депутатов широко использовали призывы и обращения к населению. В них разъяснялась опасность погромов, хищений и других преступных действий для неимущих и общества; они призывали население поддерживать мероприятия Советской власти, непосредственно участвовать в борьбе с преступностью.
В системе форм участия общественности в борьбе с преступностью в этот период времени значительная роль принадлежала самодеятельным организациям населения, возникшим для охраны общественного порядка и пресечения различных преступных проявлений: домовые комитеты, комитеты самоохраны и др.
Революционные народные формирования, в том числе и отряды красной гвардии, возникли первоначально в городах. Однако практика участия народа в охране революционного порядка начала быстро распространяться и в деревне. Революционные комитеты оказывали конкретную помощь и поддержку в организации и деятельности соответствующих отрядов из числа сознательных слоев беднейшего крестьянства и т.д.
Таким образом, необходимость всесторонней защиты экономических и политических завоеваний революции обусловила создание специальных государственных органов для борьбы с преступностью и поддержки их помощников из народа в их деятельности. Так, ВЧК, ведя борьбу с бандитизмом и спекуляцией, широко опиралась на помощь широких слоев населения. В обстановке гражданской войны и интервенции ВЧК сочетала в своей деятельности принципы убеждения и принуждения, опиралась в борьбе с преступностью на общественность. Часто с этими вопросами обращались к массам, население призывалось проявлять высокую сознательность в деле совместных с ВЧК усилий по пресечению опасных преступных посягательств.
В истории развития форм участия общественности в борьбе с преступностью важное значение имело создание рабочими специальных комиссий содействия органам ВЧК. В записке члену коллегии ВЧК С. Месингу от 18.03.21 года Ф. Дзержинский указывал, что в деле привлечения рабочих к помощи в работе ВЧК было бы очень полезно организовать при правлениях профсоюзов чекистские тройки (два члена профсоюза и одного чекиста). Этот документ послужил началом большой работы по созданию комиссий содействия органам ВЧК рабочих групп, образованных в 1921 году.
И в деревне, организовывая и всячески поддерживая и поощряя работу комбедов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, органы государственной власти старались, чтобы эта работа проходила в рамках революционной законности, чтобы не допустить произвол. Зарождается в практике органов ВЧК важная форма участия граждан в уголовном процессе, как институт взятия на поруки обвиняемого с освобождением его из-под стражи.
Решительный курс всестороннего использования сил общественности наглядно проявился и на первом этапе строительства судебной системы. Декретом о суде № 1 предусматривается специфическая форма участия граждан в уголовном судопроизводстве, как общегражданское обвинение и защита. Таким образом, трудящиеся того времени получили доступ к судебной трибуне, а, следовательно, и к непосредственному активному участию в утверждении правопорядка и борьбе с преступностью в новых формах.
Принятая в октябре 1918 года Инструкция по организации советской рабоче-крестьянской милиции предусматривала создание на общественных началах при исполкомах советов специальных отделов трудящихся. В функции этих отделов входило всесторонняя помощь милиции в борьбе с преступностью.
В 20-е годы участие трудящихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью принимало различные формы. Организации трудящихся не всегда имели четкую структуру, неодинаковы были права и обязанности их членов, не был установлен и единый порядок взаимоотношений самодеятельных организаций с органами милиции. Однако, не это главное и не являлось определяющим. Значительно важнее заметить то, что всюду были добровольные объединения граждан, в инициативном порядке принявших на себя функции обеспечения строгого правопорядка.
Все шире и решительнее профсоюзы выступали в процессе борьбы с различными хозяйственными преступлениями и хищениями.
Созданная в 1922 году прокуратура в своей деятельности с первых же дней стала опираться на общественность и ее помощь. Большую роль прокуратура отводила организации общественного обвинения в суде, помощи общественным обвинителям – уполномоченным профсоюзом, инспекторам труда, представителям различных инспекций, которые согласно закону могли участвовать в судоустройстве (ст.54 УПК 1922 г.). Вместе с институтом общественного обвинения развивался и институт общественных защитников.
По инициативе рабочих Урала в стране развернулось широкое общественное движение. К январю 1930 г. в областях и краях РСФСР насчитывалось 250 обществ, в которых состояло около 30 тыс. человек, которые добровольно участвовали в поддержании общественного порядка в стране. Значительно возросло внимание к вопросам участия общественности в борьбе с преступностью со стороны прокуратуры и НКВД.
В эти годы широко практиковались отчеты милиции перед рабочими, в деревнях на сходах крестьян, оповещать население о некоторых фактах преступной деятельности и разъяснять важность помощи со стороны общественности в собирании доказательств, сохранении следов преступления, охране мест происшествия, выявлении очевидцев.
25 мая 1930 г. СНК принимает Постановление «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» (СУ РСФСР,1930,№ 25, с.324). Это постановление установило четкую структуру обществ содействия милиции, определило права и обязанности «осодмильцев», указало на роль партийных, советских и профсоюзных органов в формировании обществ содействия.
Активную роль играли в борьбе с преступностью группы содействия прокуратуре, нередко их привлекали к участию в различных процессуальных действиях. Появляются активисты-общественники, выполнявшие прокурорские или следственные функции без отрыва от основной работы, под контролем сотрудников прокуратуры.
Важную роль сыграли общественные организации и коллективы трудящихся в охране порядка и борьбе с преступностью во время Великой Отечественной войны. Тогда особая задача приобретала по укреплению тыла и, в частности, борьба со шпионажем, диверсиями, с распространителями ложных (панических) слухов, а также с различными дезорганизаторами тыла и нарушителями общественного порядка. Группы охраны общественного порядка того времени, а также добровольческие отряды выполняли большую и важную работу по обеспечению общественного порядка, содействию органам власти в пресечении преступлений.
Поступательное развитие форм участия представителей народа в борьбе с преступностью наблюдалось в основном до середины 30-х годов. Начиная с этого времени и в особенности после войны происходит известный отрыв прокурорско-следственных и судебных органов от общественности при расследовании и разбирательстве уголовных дел. Недостаточно используются возможности общественности в профилактике преступлений; народные заседатели устраняются от рассмотрения некоторых категорий дел; постепенно сводится на нет практика участия в судах общественных обвинителей и защитников.
В октябре 1936 г. академик А.Я. Вышинский на совещании прокурорских работников дал «добро» на отказ от участия общественности в борьбе с преступностью. Таким образом, одна из форм помощи общественности в борьбе с преступностью была противопоставлена другим (беззаконию и волюнтаризму) и объявлена по существу единственно возможной формой борьбы с преступностью одними карательными средствами со стороны государства без участия представителей народа (как утверждали идеологи этой концепции, бороться с преступностью должны профессионалы, что привело к красному террору и беззаконию).
Участие общественных обвинителей и защитников в суде возобновилось в середине 50-х годов. Основы уголовного судопроизводства, принятые в декабре 1958 г., законодательно закрепили возрождение институтов общественного обвинения и защиты. В 60-е годы зарождается институт внештатных сотрудников МВД и добровольные народные дружины: в трудовых коллективах по месту расположения организовывались дежурства в вечернее время, помощники ГАИ несли дежурство на автодорогах, устанавливались внештатные посты государственного пожарного надзора, создавались детские комнаты милиции на общественных началах и т.п.
В 70-е годы в исправительно-трудовых колониях были созданы советы отрядов для оказания помощи администрации в исправлении и перевоспитании осужденных к лишению свободы, а также разрешалось иметь внештатных начальников отрядов, которые могли бы оказать действенную помощь в решении задач по исправлению преступников. Последняя форма, к сожалению, не прижилась. С началом перестройки и реформ многие институты участия представителей народа в правоохранительной деятельности были утрачены либо проигнорированы чиновникам из правоохранительных органов. Хотя опыт СССР в этом важном деле был принят многими зарубежными странами. К сожалению многих исследователей, УПК РФ с 2002 г. упразднил институт народных заседателей.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы