§ 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
В соответствии со ст. 35 Основ законодательства о нотариате его функции следующие:
- свидетельствование верности копий документов и выписок из них,
- заверение подлинности подписей на документах,
- удостоверение сделок,
- выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов,
- наложение и снятие запрещения отчуждения имущества,
- удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте или факта его нахождения в живых,
- обеспечение доказательств,
- совершение исполнительных надписей и т.д.
Современный нотариат в России представляет собой систему:
1) государственные нотариальные конторы;
2) должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;
3) нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ или по его поручению местными органами юстиции, принимающими решения по согласованию с местной администрацией либо органами местного самоуправления. Все нотариусы являются государственными служащими.
В местностях, где нет нотариусов, выполнение некоторых нотариальных действий разрешается выполнять должностным лицам органов местного самоуправления:
удостоверение завещаний и доверенностей,
свидетельствование верности копий документов и выписок из них,
принятие мер к охране наследственного имущества и некоторые др.
Несколько шире полномочия консульских учреждений Российской Федерации за рубежом (по специальной инструкции).
Требования к кандидату на должность нотариуса:
- должен быть гражданином России;
- иметь высшее юридическое образование;
- пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;
- сдать квалификационный экзамен;
- иметь лицензию на право нотариальной деятельности.
При некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до 6 месяцев. Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемый при местном органе юстиции. Лицензии выдаются местными органами юстиции после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии (см.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г. п. 2).
Впервые назначенный нотариус – приносит присягу.
Права нотариуса:
- могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим законодательством;
- составлять проекты сделок, заявлений и других документов;
- изготовлять копии документов и выписок из них;
- давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
- истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
Нотариус обязан:
- оказывать лицам, обратившимся к ним, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;
- предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред таким лицам;
- хранить тайну сведений, которые стали известны им в связи с осуществлением их профессиональной деятельности;
- отказаться от совершения нотариальных действий, не соответствующих законодательству и международным соглашениям Российской Федерации.
Нотариальные действия и услуги, как правило, платные. Нотариальные действия и правила их совершения регламентированы ст.ст. 35-109 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.и др.) и иными нормативными актами РФ.
Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются членами нотариальной палаты, которые формируются в субъектах Российской Федерации. Нотариальная палата - это самоуправляемая организация, объединяющая в субъекте Федерации нотариусов, занимающихся частной практикой. Высшим органом является общее собрание нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников и стажеров.
Общее собрание:
- утверждает устав палаты;
- избирает правление и президента;
- заслушивает отчет правления и решает иные вопросы.
Все нотариальные палаты субъектов Федерации объединены в масштабах страны в федеральную нотариальную палату. Высшим органом является собрание представителей нотариальных палат субъектов Федерации, они утверждают устав, избирают правление и президента.
Полномочия правления ФНП:
- координация деятельности нотариальных палат,
- представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях и организациях,
- обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой,
- участие в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью,
- обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов,
- организация страхования нотариальной деятельности,
- представление интересов нотариальных палат в международных организациях и др.
Контроль за деятельностью нотариусов возложен на суды, органы юстиции, нотариальные палаты и налоговые органы.
Суды - рассматривают жалобы на отказ в совершении нотариальных действий или неправильное их совершение.
Органы юстиции - контролируют исполнение профессиональных обязанностей нотариусами государственных нотариальных контор и через нотариальные палаты осуществляют контроль за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, они рассматривают поступающие к ним жалобы на данных нотариусов.
Налоговые органы - проверяют исполнение всеми нотариусами налогового законодательства.
Полномочия органов юстиции:
- Минюст ведет Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
- определение порядка прохождения стажировки будущих нотариусов;
- решение вопроса о сокращении стажировки;
- выдача лицензий на право нотариальной деятельности;
- определение порядка выдачи лицензий(только МЮ РФ);
- образование квалификационных комиссий при органах юстиции;
- образование на паритетных началах с федеральной нотариальной палатой - Апелляционной комиссии, рассматривающей жалобы на решения местных квалификационных комиссий;
- открытие и упразднение государственных нотариальных контор;
- участие в утверждении положений о квалификационных комиссиях и Апелляционной комиссии;
- утверждение правил нотариального производства( МЮ РФ с ФНП);
- контроль за исполнением этих правил (местные органы юстиции с нотариальной палатой);
- определение совместно с нотариальной палатой количества должностей нотариусов в конкретном нотариальном округе;
- учреждение и упразднение этих должностей;
- наделение нотариусов полномочиями по рекомендации нотариальной палаты;
- участие в определении порядка проведения конкурсов на занятие должностей нотариусов;
- определение и изменение территории деятельности нотариусов (местные органы юстиции совместно с нотариальными палатами);
- назначение на должности стажеров или помощников нотариуса;
- наделение полномочиями нотариуса лица, временно замещающего его (местные органы юстиции совместно с нотариальной палатой);
- определение порядка совершения нотариальных действий должностными лицами органов представительной и исполнительной власти в местностях, где нет нотариусов;
- органы юстиции самостоятельно или совместно с нотариальными палатами вправе осуществлять и некоторые другие полномочия по руководству нотариатом.
За осуществление нотариальных действий взимается государственная пошлина (см.: Закон РФ «О государственной пошлине» с изменениями от 14 ноября 2002 г. и др.).
В различных ситуациях нотариус может отказаться от совершения нотариальных действий.
Если нотариус отказывается от оформления доверенности, он должен изложить причины отказа в письменной форме не позднее, чем в 10-дневный срок со дня обращения к нотариусу.
Постановление об отказе в совершении нотариального действия можно обжаловать в суде (ст. 48,49 Основ законодательства о нотариате).
Консульская помощь. Защита прав и интересов своих граждан за границей осуществляют консульские учреждения. Сейчас за границей действует свыше 200 консульских загранучреждений РФ, деятельность которых в соответствии со ст. 1 Консульского устава 1976 г. и п.8 Положения о консульских учреждениях РФ от 5 ноября 1998 г. направлена на защиту прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. Консульские учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, положением о Министерстве иностранных дел, положением о Посольстве РФ, Положением о Консульском учреждении РФ, нормативными актами и указаниями МИД РФ, а также Венской конвенцией о консульских сношениях и иными международными договорами РФ и нормами международного права.
Консульские должностные лица РФ, как по заявлениям граждан России, так и по своей инициативе, принимают все необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных прав и интересов в пределах консульского округа. В рамках своей компетенции консульские должностные лица обязаны предоставлять российским гражданам информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие.
В пределах своей компетенции консульские учреждения выдают по заявлениям граждан необходимые им документы для предоставления в местные органы, а также легализуют иностранные документы для ввоза и использования их в России. Они же нотариально удостоверяют документы (особенно те, которые будут иметь «хождение» на территории России, принимают на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществляют регистрацию актов гражданского состояния и выдают соответствующие свидетельства.
Исполнительная надпись – это распоряжение нотариуса о взыскании с должника определенной суммы денег или определенного имущества. Оно обязательно, как и вступившее в законную силу решение суда или судебный приказ.
На практике нередко бывает так – если должник не выполняет своей обязанности, кредитор обращается в судебные органы или арбитраж с требованием о взыскании долга. Вместе с тем закон допускает возможность такого взыскания и без обращения в суд, а именно – путем совершения нотариусом исполнительной надписи на документе, который бесспорно подтверждает наличие задолженности.
Взыскание задолженности путем получения исполнительной надписи нотариуса возможно лишь на основании документов, предусмотренных специальным Перечнем, который был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 11 марта 1976 г. Судебные органы в настоящий момент не справляются с потоком гражданских дел, поступающих на их рассмотрение. Для того, чтобы разгрузить судебные органы от этого потока, можно было бы целый ряд категорий дел, по которым взыскание бесспорно, передать в ведение нотариуса.
Взыскание задолженности с помощью исполнительной надписи нотариуса намного предпочтительнее, чем в судебном порядке:
- нотариус совершает исполнительную надпись в день обращения к нему, следовательно, кредитор имеет большой выигрыш во времени;
- государственная пошлина за совершение исполнительной надписи составляет всего 1 % от взыскиваемой суммы, тогда как размер пошлины в суде определяется в сумме, кратной к минимальному размеру месячной оплаты труда. Стало быть, у кредитора выигрыш в средствах;
- исполнительная надпись может быть сразу предъявлена ко взысканию, тогда как судебное решение обращается ко взысканию не сразу, а лишь после его вступления в законную силу;
- нотариус, особенно частнопрактикующий, более доступен населению, чем суд.
Таким образом, современный нотариат России стабилизировался и приобрел определенные черты, и в современных условиях требуется изменения ряда нормативных документов, регламентирующих его деятельность. О познании причин необходимости реформы нотариата следует обратиться к редакционной статье «Реформа нотариата (к проекту ФЗ «Об организации нотариата и нотариальной деятельности»)//Юстиция, №1. 2005, с. 113-122 и др.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы