§ 1. Арбитраж: понятие и виды
Создание арбитражных судов совпало с появлением в России института частной собственности, с формированием системы частных интересов в сфере экономики, с одной стороны, и с необходимостью эффективного управления государственной собственностью – с другой. Разрушение плановой экономики, формирование рыночной создало острую необходимость образования системы судов для разрешения экономических споров и конфликтов, возникающих на базе смешанной собственности.36
Арбитраж: прежде всего, это способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитражным судьям, арбитрам (третейским судьям) с просьбой восстановить их права, нарушенные другой стороной; во-вторых, в России основным органом по разрешению споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений, являются федеральные арбитражные суды, которые образуют четырех уровневую систему в России: Высший арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов, 20 арбитражных апелляционных судов и федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (См.: Конституцию Российской Федерации 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.); Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г. и др.).
Помимо них в Российской Федерации существуют третейские суды (см.: ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ). Международный арбитражный суд и морская арбитражная комиссия при промышленно-торговой палате (см.: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже». Приложение 2. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.)
Иначе говоря, арбитраж – это система органов для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованных в России федеральными арбитражными судами либо по соглашению сторон третейскими судами или компетентным органом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. к компетенции арбитражных судов отнесено разрешение экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:
- между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке;
- между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
- о изменений условий или расторжении договоров;
- о не использовании или ненадлежащем использовании обязательств;
- о признании права собственности;
- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
- о возмещении убытков;
- о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
- о защите чести, достоинства и деловой репутации;
- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
- о взысканий с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;
- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе:
- об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Если мы хотим в России иметь не теневой, черный бизнес, а нормальный, цивилизованный, белый, как говорят, то в стране должна существовать широкая сеть третейских судов. В России есть система арбитражных судов, но она рассчитана все же на разбирательство споров среди крупных предприятий. А как быть частнику, представителю малого, среднего бизнеса, которых сейчас насчитывается более двух миллионов? Ведь известно, что на иное дело в арбитражном суде уходят не дни, а месяцы и даже, случается, годы. Попав в кризисную ситуацию, столько ждать невозможно: обанкротишься и не возродишься. Чтобы отечественная экономика стала эффективной, количество предприятий должно возрасти раз в десять. Естественно, возрастет и количество споров. Никакая арбитражная система не выдержит подобной нагрузки. Что же делать? Остаются два пути. Или через криминальные разборки, которые нередко практикуются сегодня, или через третейские суды.
Третейские суды создаются сторонами, имеющими спор, вытекающий из гражданских, административных и иных правоотношений. Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, это «суд третьего лица, суд посредника или посредников» (в противоположность самосуду сторон), избранного самими спорящимися сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, предполагающая широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов. Цель третейского разрешения дел – урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Принципами деятельности третейского суда в соответствии с федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ являются: законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон.37 Его разновидностью является третейский патентный суд. Основной задачей его является защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов патентообладателей, изобретателей и рационализаторов, предприятий, использующих в производстве объекты промышленной собственности.
Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Эти органы призваны разрешать споры, возникающие между организациями России и иностранными фирмами, в том числе, и на континентальном шельфе и прибрежных водах (экономической зоне интересов России) с целью «разгрузить» арбитражные и суды общей юрисдикции, развивать функции контроля и содействия государственным судам. Так, первый из них разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических и научно-технических связей. При этом, он принимает к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров России.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы