§ 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
К правоохранительным органам, помимо судов, законодатель относит ряд федеральных министерств и ведомств и общественных формирований: прокуратуру, органы внутренних дел, нотариат, адвокатуру, таможенные органы, Федеральную службу безопасности, Счетную палату РФ и др. Хотя следует заметить, что среди них особое место занимает Администрация Президента Российской Федерации, которая координирует, направляет правоохранительную деятельность в государстве и практически ни за что не отвечает, но играет определяющую роль.
В силу особенностей и специфики деятельности вторым правоохранительным органом после судов (условно) можно выделить прокуратуру. Прокуратуру в Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор РФ. Прокуратура России имеет сложную иерархию и отличительную особенность в своей деятельности от судов. В Федеральных округах действуют Главные управления, а в субъектах Российской Федерации - Главные управления (управления, отделы), которые руководят деятельностью нижестоящих районных прокуратур. Это основная структура деятельности органов прокуратуры в России. Однако помимо основных ее звеньев имеются и специализированные прокуратуры: военная, на транспорте, природоохранная и т.д.
Многократные изменения в государственной политике, создание значительного числа различных контролирующих служб, результаты деятельности которых, мягко говоря, не всегда приносят должный эффект, рост аппарата чиновников, возложение непомерного бремени его содержания на бюджет, систематически провальное положение с исполнением бюджета – эти и другие обстоятельства обусловили использование государством органов прокуратуры в качестве передового звена в деле надзора за исполнением Конституции РФ и законов.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».
Правовые основы деятельности прокуратуры РФ закреплены ст. 3 указанного закона: «Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим ФЗ и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами». Введение в ее состав следственного комитета (прообраза следствия по всем силовым структурам) внесло ряд проблем в деятельности прокуратуры.
По объему выполняемой работы по правоохранительной деятельности на следующее место следует отнести МВД РФ. Структура МВД РФ многообразна, состоит из множества служб и подсистем. Основными законами, регламентирующими деятельность милиции, являются Конституция РФ и Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями) и ряд иных федеральных законов и законов субъектов федерации. Важное место в структуре органов внутренних дел занимает милиция.
Милиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Задачи милиции:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов пределах, установленных настоящим Законом.
Согласно проводимой реформы органы внутренних дел подразделяются на департаменты (экономической безопасности, охраны общественного порядка, по борьбе с экстремизмом, уголовного розыска, обеспечения правопорядка на транспорте, на закрытых территориях и режимных объектах, государственной защиты имущества, обеспечения безопасности дорожного движения¸ административный департамент, кадрового обеспечения, тыла, правовой, финансово-экономический, организационно-инспекторский, собственной безопасности), а также в их состав входят: оперативно-поисковое бюро, бюро технических мероприятий, экспертно-криминалистический центр, бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, Главный информационно-аналитический центр, Национальное центральное бюро Интерпола, Следственный комитет, Федеральная миграционная служба и внутренние войска и др.
Ветеринарно- санитарный надзор в органах внутренних дел РФ входит в состав департамента тыла, его деятельность направлен на:
- предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений требований Закона РФ «О ветеринарии»;
- сохранение здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России от болезней общих для человека и животных;
- обеспечение контроля за качеством и безопасностью в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов для животных;
- организацию ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий среди всех видов животных;
- поддержание эпизоотического благополучия в районах дислокации (действий) подразделений МВД РФ.
Федеральная служба безопасности (ФСБ). Главная задача ее обеспечить национальную безопасность и безопасность государства. ФСБ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ и ФЗ РФ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» от 3 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269 (с последующими изменениями и дополнениями).
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст) – призвано оказывать наибольшее влияние на поддержание внутренней согласованности и устойчивости российской правовой системы. Его компетенция регламентирована Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313. За последние годы Минюст значительно реформировано и призвано обеспечить эффективное проведение правой и судебной реформ в стране. Главное предназначение данного министерства – это выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в стране, а также надлежащее исполнение уголовных наказаний, содействие работе адвокатуры и нотариата, обеспечение деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, проведение судебных экспертиз, защита прав и свобод граждан.
Особое положение в деятельности Минюста занимают федеральные службы: служба исполнения наказаний, регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов, которые в будущем должны быть самостоятельными.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Федеральная служба исполнения наказаний (по объему работы и численности личного состава) занимает важное место. Главная задача этой системы исполнение уголовных наказаний: а) связанных с изоляцией от общества – исправительные учреждения и б) исполнение уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества – уголовно-исполнительные инспекции.
Основными задачами первых являются:
- обеспечение в строго указанных процедурах и порядке исполнения и отбывания лишения свободы;
- обеспечение охраны и изоляции осужденных;
- осуществления постоянного надзора за осужденными, охрана их законных прав и интересов;
- обеспечение личной безопасности осужденных и сотрудников, раздельное содержание разных категорий осужденных;
- обеспечение различных условий содержания в зависимости от вида ИТУ и условий отбывания наказания.
Основными задачами уголовно-исполнительных инспекций являются:
- исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ;
- контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Основными нормативными актами их деятельности являются: Конституция РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные акты.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН). Её полномочия регламентированы рядом федеральных законов и нормативных актов, особое место занимает здесь: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ и иными актами.
Основными задачи являются: обеспечение контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов госнаркоконтроля; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействие их незаконному обороту; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействие их незаконному обороту; осуществление взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Федеральная противопожарная служба (Госпожнадзор) находится в структуре МЧС РФ, являясь составной частью комплекса мер по предотвращению пожаров, представляет собой специальный вид государственной надзорной деятельности, обладает реальными властными полномочиями. Государственный пожарный надзор осуществляется за соблюдением требований пожарной безопасности. Круг документов, где сформулированы требования пожарной безопасности, очень широк: это законодательные и иные нормативные акты РФ и ее субъектов, это и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные документы по пожарной безопасности, утвержденные ГПС, и др. Основным документом является Положение о Федеральной противопожарной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации №385 от 20.06. 2005 г.
Таможенные органы возглавляет центральный аппарат Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Основными задачами таможенных органов являются:
- борьба с нарушениями таможенных правил;
- принятие мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу РФ предметов, изъятых из гражданского оборота;
- оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.
Таможенные органы наделены функцией дознания и оперативно-розыскной деятельности. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом 1993 г., а также Общим Положением о региональном таможенном управлении РФ// Приказ ГТК РФ от 10 января 1996г. № 12 и Общим Положением о таможенном посте РФ //Приказ ГТК РФ от 10 января 1996г. № 12.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (входит в состав Министерства Финансов Российской Федерации). Деятельность службы регламентирована Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307. Главной функцией данной службы является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансовому терроризму.
Счетная палата российской Федерации. Её полномочия определены Федеральным законом России от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) – высший финансовый контроль за исполнением бюджета и финансовых средств страны.
Федеральная инспекция труда действует на основе Положения «О федеральной инспекции труда», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78 и иных нормативных актов.. Основной задачей её является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Адвокатура. Основными нормативными актами, регламентирующими ее деятельность, являются: федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ) и Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г.). Основной задачей адвокатуры является - оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Нотариат. Его деятельность регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. и иными нормативными актами. Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление объективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности, удостоверение имеющих юридическое значение фактов и др.
Частные охранные и детективные учреждения. Их деятельность регламентирована Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в редакции ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ). Их главное предназначение: оказание услуг физическим и юридическим лицам по охране их имущества и личной безопасности, содействовать правоохранительным органам по обеспечению правопорядка на своей территории. Их деятельность специфична и не распространяется на охрану объектов, подлежащих государственной охране.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы