§2. Судебная система: понятие и признаки
Исходные положения об организации судебной системы в Российской Федерации закреплены в Конституции России. Детализация их закрепления и развития в ряде федеральных конституционных законов получила свое развитие. Прежде всего, что понимается под системой? Система – это целое, составленное из частей, то есть совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Из самого содержания данного термина следует сделать два вывода: 1. судебная система России - это совокупность всех, установленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами России, судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть; 2. вся судебная система, призванная реализовать третью - судебную власть в государстве и обществе, подразделяется на несколько самостоятельных подсистем, каждая из которых выполняет в государственном механизме определенные функции.
В самом общем виде судебная власть Российской Федерации состоит из:
1. Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
2. Судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ, районных судов и мировых судей, а также военных судов);
Арбитражных судов (Высшего Арбитражного Суда РФ, окружных арбитражных судов (7), федеральных апелляционных арбитражных судов (10); арбитражных судов субъектов РФ).
Так, Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституций республик, уставов иных субъектов Федерации и других актов субъектов РФ (ст. 125 Конституции РФ). Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации выполняют функции, аналогичные функциям Конституционного Суда РФ, причем действуют как самостоятельные суды в пределах соответствующих республик, краев, областей, округов. Они не поднадзорные Конституционному Суду РФ и не образуют с последним подсистему конституционных судов.
Суды общей юрисдикции. Высшим судебным органом этой подсистемы судебной власти является Верховный Суд РФ. Его место в судебной системе определено в ст. 126 Конституции РФ: «Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения законодательства по вопросам судебной практики». В эту подсистему входят военные суды, создаваемые на тех уровнях (Военная коллегия Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды, гарнизонные военные суды). Специфика военных судов обусловлена тем, что к их ведению отнесены дела, касающиеся военнослужащих и граждан, приравненных к ним, и дела по правонарушениям, совершенным в местах расположения военных подразделений и иных структур. Кроме них в эту подсистему судов входят суды присяжных и мировые судьи. Первые рассматривают по ходатайству обвиняемого дела о преступлениях, перечисленных в ст. 31 УПК РФ (в судах третьего уровня), вторые избираются либо назначаются представительными органами власти субъектов РФ сроком до 5 лет и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции.
Арбитражные суды создаются на трех уровнях. Эту подсистему возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения законодательства по вопросам судебной практики. Подсистема арбитражных судов России определена федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» от 28 апреля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями). В нее входят помимо ВАС РФ 7 окружных арбитражных судов и арбитражные суды субъектов Федерации. Закон относит к их компетенции широкий диапазон полномочий, среди которых основными являются: рассмотрение и разрешение дел по спорам, вытекающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Конституция Российской Федерации содержит очень важное положение о запрете создания каких бы то ни было чрезвычайных судов. Не входят в судебную систему России и не полномочны осуществлять судебную власть третейские суды, международный коммерческий суд, морская арбитражная комиссия и другие органы, имеющие в своих наименованиях термины «суд», «арбитраж» и др.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на звенья. Что понимается под данным термином?
Звено (уровень) - судебной системы представляет собой совокупность судов с одинаковой структурой и одинаковыми полномочиями.
В юридической литературе по судоустройству встречается множество выражений: состав суда, структура суда, структурное подразделение суда, вышестоящие и нижестоящие суды и т.п. В этой связи следует разграничивать понятия председатель суда (по должности) и председательствующего в судебном заседании. Последним может быть как председатель данного суда, так и его заместитель либо любой судья, входящий в состав данного суда.
Под составом суда следует понимать всех должностных лиц, полномочных осуществлять судебную власть, назначенных на должность в установленном законом порядке и входящие в штат соответствующего суда: председатель суда, его заместители, судьи, народные или присяжные заседатели. Последние считаются таковыми лишь при выполнении функции правосудия. В отличии от состава суда судебные составы создаются в установленном законом порядке из членов суда: коллегия или судебная коллегия, президиум.
Признаки системы судов общей юрисдикции:
Единство системы судов общей юрисдикции. В ст. 3 федерального конституционного закона «О судебной системе в РФ» отмечается: «Единство судебной системы обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией и законом «О судебной системе в РФ»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета». Кроме того, имеется и общность принципов организации и деятельности всех судов, осуществляющих различные формы судопроизводства. Все суды действуют на основе Конституции РФ, применяют единые материальные и процессуальные законы. Это общее.
Вместе с тем, имеются и существенные различия в предмете и, следовательно, конкретных задачах судов различных ветвей судебной власти; отсутствует организационная и функциональная взаимосвязь, суды различных ветвей судебной власти по существу обособлены друг от друга.
Более определенным представляется признак единства в подсистеме судов общей юрисдикции:
- единство задач всех судов (ст.3 «О судах», ст.6 УПК РФ, ст. 2 ГПК РФ);
- единство принципов организации и деятельности судов (ст.1,3,6,9-12, 16 закона «О статусе судей»; глава 2 УПК РФ; ст. 1,3,5-15 ГПК РФ);
- единство материальных и процессуальных законов.
2. Построение судебной системы в соответствии:
а) с национально -государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации;
б) со структурой Вооруженных Сил РФ;
в) предполагается создание и функционирование института мировых судей.
3. Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по существу осуществляется лишь в суде первой инстанции. Юридическое значение понятия «разрешение дел по существу» состоит в том, что суд 1-й инстанции в судебном заседании непосредственно, гласно, с участием сторон и на основе их равенства и состязательности процесса и других принципов исследует доказательства и выносит решение по гражданскому делу решение, по уголовному - приговор, определение, постановление, которые по вступлению в силу приобретает значение закона по данному вопросу является общеобязательным для исполнения на всей территории России. В качестве суда 1-й инстанции может действовать любой суд и любого звена судебной системы. Разграничение компетенции между судами различных звеньев определяется установленной процессуальным законом подсудностью.
Подсудность - в свою очередь, определяется территориальным признаком (например, по месту совершения преступления или по месту жительства ответчика); предметным признаком (в зависимости от степени тяжести совершенного преступления либо субъекта – военным судом) .
Верховному Суду РФ по 1-й инстанции подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе либо инициативе Генерального прокурора РФ (ст. 31, 452 УПК РФ). Верховному Суду РФ подсудны также дела о преступлениях, совершенных судьями (ст. 16 закона «О статусе судей») и военнослужащими, имеющими высшие воинские звания или занимающие высокие командные посты (не ниже командира соединения).
В судах общей юрисдикции действует правило: каждый вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда 1-й инстанции любое дело, подсудное нижестоящим судам (ст. 115 ГПК РФ), при согласии сторон (ст.47 Конституции РФ).
4. Основным звеном (вторым уровнем) в системе судов общей юрисдикции является районный (городской, межмуниципальный) суд: так как он:
а) наиболее близок к населению по своему месту нахождения;
б) все гражданские дела по закону отнесены к его ведению (ст.113 ГПК РФ), за исключением дел, которые вышестоящий суд принимает к своему производству в качестве суда 1-й инстанции. Почти 90 % уголовных дел рассматривают суды данного звена.
5. Установлена инстанционная взаимосвязь между судами различных звеньев или между структурными подразделениями одних и тех же судов. Первоначально дело рассматривается и разрешается в суде первой инстанции. Если решение (приговор) не обжалуется в суде (вышестоящим) и не опротестовывается прокурором, оно вступает в законную силу и по истечении срока на кассационное обжалование (опротестование): 10 дней.
При наличии кассационной жалобы (протеста) дело подлежит обязательному рассмотрению в суде кассационной (второй) инстанции в вышестоящем суде. Надзорной инстанцией может выступать и структурное подразделение того же суда, например, в Верховном Суде РФ в коллегии по уголовным делам рассматривалось дело в качестве суда 1-й инстанции, в случае обжалования или опротестования его приговора – рассматривается в кассационной коллегии этого же суда.
Таким образом, судебная система судов общей юрисдикции в РФ – это совокупность судов, указанных в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, осуществляющие судебную власть в России в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства, организованных и действующих на демократических принципах и других положениях материальных и процессуальных законов, выполняющих определенным законом задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, по обеспечению законности и правопорядка в стране, прав, свобод и законных интересов граждан, защите других социальных благ в российском обществе и государстве.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы