logo
Правоохранительные органы учебник

§2. Судебная система: понятие и признаки

Исходные положения об организации судебной системы в Российской Федерации закреплены в Конституции России. Детализация их закрепления и развития в ряде федеральных конституционных законов получила свое развитие. Прежде всего, что понимается под системой? Система – это целое, составленное из частей, то есть совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Из самого содержания данного термина следует сделать два вывода: 1. судебная система России - это совокупность всех, установленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами России, судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть; 2. вся судебная система, призванная реализовать третью - судебную власть в государстве и обществе, подразделяется на несколько самостоятельных подсистем, каждая из которых выполняет в государственном механизме определенные функции.

В самом общем виде судебная власть Российской Федерации состоит из:

1. Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

2. Судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ, районных судов и мировых судей, а также военных судов);

Арбитражных судов (Высшего Арбитражного Суда РФ, окружных арбитражных судов (7), федеральных апелляционных арбитражных судов (10); арбитражных судов субъектов РФ).

Так, Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституций республик, уставов иных субъектов Федерации и других актов субъектов РФ (ст. 125 Конституции РФ). Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации выполняют функции, аналогичные функциям Конституционного Суда РФ, причем действуют как самостоятельные суды в пределах соответствующих республик, краев, областей, округов. Они не поднадзорные Конституционному Суду РФ и не образуют с последним подсистему конституционных судов.

Суды общей юрисдикции. Высшим судебным органом этой подсистемы судебной власти является Верховный Суд РФ. Его место в судебной системе определено в ст. 126 Конституции РФ: «Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения законодательства по вопросам судебной практики». В эту подсистему входят военные суды, создаваемые на тех уровнях (Военная коллегия Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды, гарнизонные военные суды). Специфика военных судов обусловлена тем, что к их ведению отнесены дела, касающиеся военнослужащих и граждан, приравненных к ним, и дела по правонарушениям, совершенным в местах расположения военных подразделений и иных структур. Кроме них в эту подсистему судов входят суды присяжных и мировые судьи. Первые рассматривают по ходатайству обвиняемого дела о преступлениях, перечисленных в ст. 31 УПК РФ (в судах третьего уровня), вторые избираются либо назначаются представительными органами власти субъектов РФ сроком до 5 лет и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции.

Арбитражные суды создаются на трех уровнях. Эту подсистему возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения законодательства по вопросам судебной практики. Подсистема арбитражных судов России определена федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» от 28 апреля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями). В нее входят помимо ВАС РФ 7 окружных арбитражных судов и арбитражные суды субъектов Федерации. Закон относит к их компетенции широкий диапазон полномочий, среди которых основными являются: рассмотрение и разрешение дел по спорам, вытекающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Конституция Российской Федерации содержит очень важное положение о запрете создания каких бы то ни было чрезвычайных судов. Не входят в судебную систему России и не полномочны осуществлять судебную власть третейские суды, международный коммерческий суд, морская арбитражная комиссия и другие органы, имеющие в своих наименованиях термины «суд», «арбитраж» и др.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на звенья. Что понимается под данным термином?

Звено (уровень) - судебной системы представляет собой совокупность судов с одинаковой структурой и одинаковыми полномочиями.

В юридической литературе по судоустройству встречается множество выражений: состав суда, структура суда, структурное подразделение суда, вышестоящие и нижестоящие суды и т.п. В этой связи следует разграничивать понятия председатель суда (по должности) и председательствующего в судебном заседании. Последним может быть как председатель данного суда, так и его заместитель либо любой судья, входящий в состав данного суда.

Под составом суда следует понимать всех должностных лиц, полномочных осуществлять судебную власть, назначенных на должность в установленном законом порядке и входящие в штат соответствующего суда: председатель суда, его заместители, судьи, народные или присяжные заседатели. Последние считаются таковыми лишь при выполнении функции правосудия. В отличии от состава суда судебные составы создаются в установленном законом порядке из членов суда: коллегия или судебная коллегия, президиум.

Признаки системы судов общей юрисдикции:

Единство системы судов общей юрисдикции. В ст. 3 федерального конституционного закона «О судебной системе в РФ» отмечается: «Единство судебной системы обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией и законом «О судебной системе в РФ»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета». Кроме того, имеется и общность принципов организации и деятельности всех судов, осуществляющих различные формы судопроизводства. Все суды действуют на основе Конституции РФ, применяют единые материальные и процессуальные законы. Это общее.

Вместе с тем, имеются и существенные различия в предмете и, следовательно, конкретных задачах судов различных ветвей судебной власти; отсутствует организационная и функциональная взаимосвязь, суды различных ветвей судебной власти по существу обособлены друг от друга.

Более определенным представляется признак единства в подсистеме судов общей юрисдикции:

- единство задач всех судов (ст.3 «О судах», ст.6 УПК РФ, ст. 2 ГПК РФ);

- единство принципов организации и деятельности судов (ст.1,3,6,9-12, 16 закона «О статусе судей»; глава 2 УПК РФ; ст. 1,3,5-15 ГПК РФ);

- единство материальных и процессуальных законов.

2. Построение судебной системы в соответствии:

а) с национально -государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации;

б) со структурой Вооруженных Сил РФ;

в) предполагается создание и функционирование института мировых судей.

3. Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по существу осуществляется лишь в суде первой инстанции. Юридическое значение понятия «разрешение дел по существу» состоит в том, что суд 1-й инстанции в судебном заседании непосредственно, гласно, с участием сторон и на основе их равенства и состязательности процесса и других принципов исследует доказательства и выносит решение по гражданскому делу решение, по уголовному - приговор, определение, постановление, которые по вступлению в силу приобретает значение закона по данному вопросу является общеобязательным для исполнения на всей территории России. В качестве суда 1-й инстанции может действовать любой суд и любого звена судебной системы. Разграничение компетенции между судами различных звеньев определяется установленной процессуальным законом подсудностью.

Подсудность - в свою очередь, определяется территориальным признаком (например, по месту совершения преступления или по месту жительства ответчика); предметным признаком (в зависимости от степени тяжести совершенного преступления либо субъекта – военным судом) .

Верховному Суду РФ по 1-й инстанции подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе либо инициативе Генерального прокурора РФ (ст. 31, 452 УПК РФ). Верховному Суду РФ подсудны также дела о преступлениях, совершенных судьями (ст. 16 закона «О статусе судей») и военнослужащими, имеющими высшие воинские звания или занимающие высокие командные посты (не ниже командира соединения).

В судах общей юрисдикции действует правило: каждый вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда 1-й инстанции любое дело, подсудное нижестоящим судам (ст. 115 ГПК РФ), при согласии сторон (ст.47 Конституции РФ).

4. Основным звеном (вторым уровнем) в системе судов общей юрисдикции является районный (городской, межмуниципальный) суд: так как он:

а) наиболее близок к населению по своему месту нахождения;

б) все гражданские дела по закону отнесены к его ведению (ст.113 ГПК РФ), за исключением дел, которые вышестоящий суд принимает к своему производству в качестве суда 1-й инстанции. Почти 90 % уголовных дел рассматривают суды данного звена.

5. Установлена инстанционная взаимосвязь между судами различных звеньев или между структурными подразделениями одних и тех же судов. Первоначально дело рассматривается и разрешается в суде первой инстанции. Если решение (приговор) не обжалуется в суде (вышестоящим) и не опротестовывается прокурором, оно вступает в законную силу и по истечении срока на кассационное обжалование (опротестование): 10 дней.

При наличии кассационной жалобы (протеста) дело подлежит обязательному рассмотрению в суде кассационной (второй) инстанции в вышестоящем суде. Надзорной инстанцией может выступать и структурное подразделение того же суда, например, в Верховном Суде РФ в коллегии по уголовным делам рассматривалось дело в качестве суда 1-й инстанции, в случае обжалования или опротестования его приговора – рассматривается в кассационной коллегии этого же суда.

Таким образом, судебная система судов общей юрисдикции в РФ – это совокупность судов, указанных в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, осуществляющие судебную власть в России в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства, организованных и действующих на демократических принципах и других положениях материальных и процессуальных законов, выполняющих определенным законом задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, по обеспечению законности и правопорядка в стране, прав, свобод и законных интересов граждан, защите других социальных благ в российском обществе и государстве.