logo
Правоохранительные органы учебник

§2. История развития судов основного (второго уровня) звена

История нашего государства показала настоятельную необходимость в судебных органах, даже применительно к самым сложным периодам его становления. Еще в октябре-ноябре 1917 года до разрушения существовавшей ранее судебной системы, не дожидаясь официальных решений советской власти, народ стихийно сам начал создавать судебные органы, поскольку старые суды не действовали.

Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц и просто нескольких домов. Именно они и явились прообразом судов основного звена современной судебной системы судов общей юрисдикции – районных судов. Законодательное закрепление судебная система послеоктябрьского периода, как известно, впервые получила в Декрете о суде №1, в ст. 2 которого говорилось о создании местных судов.

Местные суды действовали в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Постоянные местные судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения выборов – местными Советами. Декрет о суде №1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным делам ими могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, а гражданские дела принимались к производству только по искам на сумму до 3 тыс. рублей.

Декрет о суде №2 изменил наименование местных судов на «местные народные суды», а для рассмотрения дел, превышающих их компетенцию, были созданы окружные народные суды. На расширение компетентности местных народных судов были направлены положения Декрета о суде №3. Он возлагал на эти суды рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасилование, разбоях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, которые рассматривались в окружных судах.

Местным народным судам предоставлялось право назначать наказание до пяти лет лишения свободы. Предельная сумма иска по гражданским делам возросла до 10 тыс. рублей. Положением о народном суде РСФСР, принятом 30.11.18 г., учреждался единый народный суд, действующий на территории района в составе: одного народного судьи и двух заседателей; народного судьи и шести народных заседателей. Народному суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела, за исключением дел, подсудных революционным трибуналам.

Положение подчеркивало равенство судей и заседателей при отправлении правосудия, устанавливало порядок выбора судей и заседателей, предусматривало определенные требования к кандидатам на должность народного судьи. Оно также обеспечивало реализацию демократических принципов организации судов того периода времени и содержало подробные правила производства дел в них.

Положение о народном суде от 21.10.20 г. внесло лишь некоторые уточнения в организацию и деятельность народных судов (изменился порядок выборов, упорядочен отзыв судей и прочее). Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. окончательно установило судебную систему России: народный суд, губернский суд и Верховный Суд РСФСР, в которой народный суд стал основным звеном. Дела в нем рассматривались судьей и двумя народными заседателями. Лишь небольшое количество дел судья мог рассматривать единолично.

Изменился порядок выборов народных судей. Они стали избираться губернским исполнительным комитетом по представлению губернского суда сроком на 1 год. Выборы народных заседателей осуществляется на общих собраниях в коллективах трудящихся и организовывались местными профсоюзными организациями, Советами и военными комиссариатами. Народные заседатели избирались из расчета 200 человек на участок народного суда.

Дальнейшее изменение судебной системы, принятое в связи с образованием Союза ССР, практически не повлияло на деятельность народных судов. Они по-прежнему оставались основным звеном советской судебной системы, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. Некоторые совершенствования были связаны с изменениями, происшедшими в административно- территориальном делении страны.

Окончательно установил систему, структуру и функции судов принятый в соответствии с Конституцией СССР 1936 года закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16.08.38 г. Эта система с небольшими изменениями действовала длительное время. Существующее положение подтвердили и Основы законодательства о судоустройстве и закон «О судоустройстве».

Изменения, связанные с выборностью судей районных народных судов, сроком полномочий народных судей и народных заседателей , были установлены законом СССР «Об изменении и дополнении Конституции СССР» от 01.12.88 г., которым было определено, что народные судьи районных народных судов должны избираться вышестоящими Советами народных депутатов сроком на 10 лет. Эти изменения были внесены и в Конституцию РСФСР.

Дальнейшие изменения, связанные с полномочиями народных судов, судей и закреплением их статуса, нашли свое решение в законе «О статусе судей» и некоторых других федеральных конституционных законах России.

Законом Российской Федерации от 01.11.91 г. в Конституцию РСФСР было внесено дополнение, которое существенно повлияло на организацию и порядок

Рассмотрения дел в судах 1-й инстанции и, естественно, коснулось в определенной мере районного (городского, межмуниципального) суда. Ст. 166 Конституции установила, что рассмотрение гражданских и уголовных дел может осуществляться коллегиально либо единолично. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел возможно судами в составе судьи и 2-х народных заседателей, трех судей-профессионалов, а также одного судьи и 12 присяжных заседателей. Данное конституционное положение в несколько уточненном виде зафиксировано в ряде российских федеральных конституционных законах: от 29.05.92 г. и 16.07.93 г.; а УПК РФ (2002 г.) институт народных заседателей упразднил.