§1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
Выявление и расследование преступлений - это виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически очень трудно.
Выявить преступление - это значит: обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки состава преступления.
Зачастую выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество и т.д.) В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось.
И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или коммерческих иных структур, причиняющие ущерб своим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения работу (притом высококвалифицированную). Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление факта
взлома в банковских компьютерах и т.д.
В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Она протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки состава преступления.
Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявленных фактов могут называться по разному: разведывательными, контрразведовательными, а чаще всего оперативно-розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.
Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки состава преступления, от их расследования.
Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применения наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо предварительное расследование.
Это обусловлено тем, что суд без предварительной досудебной подготовки материалов не может должным образом решить возложенные на него задачи по осуществлению правосудия. До начала судебного разбирательства специально уполномоченные на то законом органы дознания и предварительного следствия в установленном порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст.73 УПК РФ). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, то есть, они доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления.
При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. С этого момента в деле появляется обвиняемый. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются.
В целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда, продолжения преступной деятельности и попыток помешать установлению истины по делу - к нему применяются меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, залог и др.).
Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь, лицо, производящее дознание, знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу.
При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст.24,25, 175,208 УПК РФ). Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 319 УПК РФ по делам частного обвинения в случае примирения сторон.
Таким образом, предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела.
По подавляющему большинству уголовных дел до рассмотрения их судом производится предварительное расследование. Это обусловлено тем, что вследствие организационного построения, разветленности системы, целенаправленности действий и других особенностей органа предварительного расследования имеют возможность быстро реагировать на каждый случай преступления, поскольку они:
- близки к населению и к местам совершения преступлений,
- имеют необходимое ресурсное обеспечение кадрами, техникой, транспортом для раскрытия преступлений по «горячим следам»,
- тесно связаны с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которая также, как и предварительное расследование, направлена на раскрытие преступлений.
Таким образом, определенный законом процессуальный порядок деятельности органов предварительного расследования позволяет быстро реагировать на преступление и принимать соответствующие меры к его раскрытию.
Предварительное расследование – представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленную на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был бы подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер к их устранению.
Дознание и предварительное следствие охватывается понятием «предварительное расследование», то есть оно предшествует судебному следствию, подготавливает условия для его успешного проведения. Суд самостоятельно исследует все обстоятельства дела и проверяет выводы органов предварительного расследования.
Процессуальное значение этих выводов заключается в том, что:
- материалы предварительного расследования с итоговым актом - обвинительным заключением, утвержденным прокурором, служат процессуальным основанием для рассмотрения дела в суде по существу;
- суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, т.е. расширить объем обвинения или применить закон о более тяжком преступлении. При необходимости расширить эти рамки суд возвращает уголовное дело на дополнительное расследование.
Задачи предварительного расследования:
а) быстрое и полное раскрытие преступлений. Под раскрытием преступлений – понимается установление в определенном законом порядке обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого.
Закон требует быстрого раскрытия преступления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить раскрытие преступления и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию по делу (ст.73-74 УПК РФ):
- событие преступления (время, место, способ, а также другие обстоятельства совершения преступления);
- виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы совершения преступления;
- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
- характер и размер ущерба, причиненного преступлением;
- причины и условия, способствующие совершению преступления.
Большинство преступлений совершается в условиях их неочевидности, в связи с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного расследования. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно.
Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составленном по результатам их процессуальной деятельности;
б) изобличение виновных, как задача предварительного расследования, заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии (отсутствии) события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить не уклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами – предоставить обвиняемого в распоряжении суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности.
С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения;
в) обеспечение правильного применения закона – означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и применяемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления.
В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания или предварительного следствия является основанием возращения судом дела для дополнительного расследования. Это может послужить также основанием к отмене или изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в кассационном порядке или в порядке надзора.
Обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования означает не только строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые расследуют уголовное дело, но и всеми участниками процесса. Чтобы это требование реально проводилось в жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный (организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности при расследовании уголовных дел. Он включает в себя прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных подразделений (ст.39 УПК Рф), контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя, общественный контроль и др.
Обеспечить законность на предварительном расследовании обязаны также следователь и лицо, производящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования (свидетелям, экспертам, другим лицам, участвующим в следственных действиях);
г) решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. В этих целях они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление;
д) в случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять меры по обеспечению его возмещение (ст. 230 УПК РФ). В числе таких мер могут быть: розыск и изъятие похищенного имущества, наложение ареста на имущество и вклады; проведение обыска в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.;
е) всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем строгого соблюдения законов в деятельности самих этих органов; разъяснения и обеспечения прав всех, участвующих в деле, лиц; изобличения виновных и защиты невиновных; выявления факторов, обуславливающих преступления, внесения представлений в целях устранения нарушений закона; предание гласности обстоятельств совершения преступления в воспитательных целях и формирования соответствующего общественного мнения; привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п.
Дополнительные задачи:
- принятие необходимых мер к обнаружению преступлений и лиц, их совершивших (ст. 210 УПК РФ);
принятие всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений.
Предварительное расследование построено и осуществляется в соответствии с принципами:
- осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;
- всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
- равенство граждан перед законом и судом;
- обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту;
- презумпция невиновности;
- национальный язык судопроизводства;
- осуществление судебного надзора;
- гласность – действует с определенными ограничениями. В соответствии со ст. 161 УПК РФ данные предварительного следствия и дознания не подлежат разглашению. Однако с разрешения органа дознания, предварительного следствия, прокурора данные предварительного расследования могут быть преданы гласности в том объеме, в каком признают это возможным указанные должностные лица;
- прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. При этом прокурор наделен полномочиями и широкими правами, это обусловлено самой спецификой предварительного расследования, поскольку в этой стадии процесса могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, организаций и учреждений;
- публичность - означающее государственное начало в борьбе с преступностью.
С учетом рассматриваемого принципа уголовные дела принято делить на дела:
- публичного обвинения.
- частно - публичного обвинения,
- частного обвинения.
Дела публичного обвинения – возбуждаются независимо от воли потерпевшего и не могут быть прекращены за примирением сторон. Позиция потерпевшего по этим делам не имеет процессуального значения и не влечет, например, решения о прекращении дела.
Дела частно - публичного обвинения возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением сторон не подлежат. Это обусловлено тем, что такие преступления, представляя значительную общественную опасность, вместе с тем затрагивают сугубо личные интересы потерпевшего, который может простить лицо, совершившего преступление, или посчитать для себя неприемлемым участие в уголовном судопроизводстве (например, изнасилование без отягчающих обстоятельств).
Дела частного обвинения (причинение легких телесных повреждений, побоев, клевета, оскорбление и т.п.) – возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае его примирения с обвиняемым.
Дознание и предварительное следствие решают одни и те же задачи уголовного судопроизводства, у них единый порядок производства следственных действий.
Компетенция органов дознания и предварительного следствия определяется с учетом подследственности уголовного дела (ст. 151 УПК РФ).
Закон установил различные сроки ведения дознания и предварительного следствия.
Имеются некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание. Следователь вправе производить только процессуальные действия. А органы дознания наделены правом производства процессуальных действий и, как правило, действия оперативно-розыскного характера.
Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производят: следователи МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, разведки и контрразведки.
Согласно со ст.150 ч.2 УПК РФ предварительное расследование обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений, предусмотренных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту.
Предварительное следствие по уголовным делам проводится органами внутренних дел о преступлениях, перечисленных в ч. 3) ст. 151 УПК РФ.
Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания – называется дознанием. Перечень государственных органов и должностных лиц, наделенных правом производить дознание, дан в ст.151 УПК РФ и в законе «Об оперативно-розыскной деятельности»: милиция, командиры воинских частей, органы ФСБ, начальники ИУ, таможня, налоговая полиция, разведки и контрразведки, капитаны морских судов дальнего плавания, начальники зимовок и др.
Для успешного раскрытия преступлений они наделены правом возбуждения уголовных дел и производства следственных действий в целях обнаружения и закрепления доказательств, то есть производить дознание и т.д.
Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:
1) дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;
2) дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно.
Дознание 1-го вида представляет собой производство органом дознания указанных в законе неотложных следственных действий до передачи дела следователю по подследственности. При наличии признаков преступления орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, об обнаруженном преступлении и начатом дознании немедленно уведомляет прокурора и проводится оно не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания указанного срока, обязан передать дело следователю и дальше может действовать по этому делу только по поручению следователя.
В случае не обнаружения преступника, орган дознания принимает все необходимые оперативно-розыскные меры для установления его, уведомляя следователя о результатах.
Дознание 2-го вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предварительного следствия, материалы в суд передаются через прокурора с обвинительным актом.
Данный вид дознания производится по правилам, установленным для предварительного следствия, за исключением:
- потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им предъявляются только по их ходатайству;
- на органы дознания не распространяются правила ст. 38 УПК РФ, гарантирующие процессуальную самостоятельность следователя в его взаимоотношениях с прокурором. Однако, при не согласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний;
- если для производства предварительного следствия установлен 2-х месячный срок (ст. 162 УПК РФ), то для производства дознания закон предусмотрел более сжатый срок – 15 дней со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела, этот срок прокурор может продлить до 10 суток. Это обусловлено тем, что преступления, отнесенные к подследственности органов дознания, как правило, не представляют большой сложности и не требуют значительного объема следственных действий.
Таким образом, компетенция органов дознания гораздо шире, так как наделены помимо процессуальных полномочий и правом осуществлять административную, оперативно-розыскную и иную деятельность.
Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются: постановление и протокол.
Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания принятое при производстве предварительного следствия и дознания. Это решение может касаться отдельных процессуальных действий или судьбы дела в целом. Этот документ обязателен для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, органами, должностными лицами и гражданами.
Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.
Общие требования, предъявляемые к содержанию и форме протоколов:
- протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания;
- в нем указываются: место и дата производства следственного действия. Время его начала и окончания, должность и фамилия, имя и отчество составившего протокол и иных лиц, участвующих в следственном действии, в необходимых случаях указывается адрес проведения;
- если применяются технические средства, то в протоколе они указываются, а также объекты к которым они были применены и полученные результаты;
- протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве следственного действия;
- подписывается следователем и лицами, участвующими в следственном действии; - к протоколу прилагаются фото негативы и снимки, киноленты , планы, схемы и др.;
- в случае отказа кого-либо из участников следственного действия от заверения протокола, ему предоставляется право дать объяснение по этому поводу и делается отметка об этом в протоколе и т.д.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы