§ 1. Нотариат: понятие и история развития
Нотариат является институтом предупредительного правосудия, то есть действия нотариуса направлены на то, чтобы не было споров между людьми – это одна из заповедей Международного латинского нотариата, членом которого является Федеральная нотариальная палата Российской Федерации.52 Его деятельность регламентирована ст. 72 Конституции Российской Федерации; Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г. и др.), Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений от 27 декабря 2007 г. и иными нормативными актами.
Нотариат – это система государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Институт нотариата появился в российском праве в 1867 году. Нотариат был создан как орган общественной власти. Нотариусы и старшие нотариусы находились при окружных судах. Эти суды выступали в качестве второй инстанции, рассматривая нотариальные дела по жалобам, подаваемым в установленном порядке. Кроме того, суды имели право в порядке надзора производить общую ревизию дел состоящих при них нотариусов.
Важнейшей функцией деятельности нотариусов было совершение актов по имуществу. Однако нотариус осуществлял и другие обязанности: выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, во время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства.
Помимо обязанностей, указанных в законе, круг нотариальной деятельности был расширен практикой. Так, нотариусы вправе были принимать деньги при протесте векселей для передачи их векселедержателям. Так же могли поступать и в других случаях, когда с просьбой обращалось лицо, доверяя нотариусу определенные суммы.
Во всех этих случаях действия нотариуса, хотя и не были указаны в законе, признавались действиями по должности, так как их совершение позволялось ему ввиду особого доверия, которым он по своей должности наделялся самим законом.
Нотариусу было предоставлено право совершения всякого рода актов по имуществу. Но он не вправе был совершать акты, для совершения которых в законе установлен особый порядок, а само их совершение было в компетенции других органов общественной власти.
Под словом «совершение» акта не следует понимать его составление в письменной форме. Для того, чтобы это был акт, совершенный при содействии общественной власти и через это приобретающий и особую силу, и особую защиту, покровительство закона, нотариусу необходимо было совершить ряд особых действий. Действия эти заключались в следующем.
Каждый раз, когда стороны обращались к нотариусу с просьбой совершить тот или иной акт, он, прежде всего, должен был удостовериться в «самоличности» их, то есть убедиться в том, что явившиеся к нему лица действительно те самые, за кого они себя выдают. В тех случаях, когда явившиеся к нотариусу были хорошо известны ему самому, этого было достаточно, чтобы нотариус со спокойной совестью мог удостоверить на самом акте «самоличность» сторон. Но в большинстве случаев к нотариусу обращаются лица, совершенно неизвестные, тогда-то он и должен был принять все меры для того, чтобы не быть обманутым и обвиненным в небрежности по должности. Отсюда ясно, с какой осторожностью и с каким вниманием нотариус должен был исследовать дело. Законом было даже предоставлено нотариусу право требовать представления двух известных ему лиц, которые могли удостоверить, что желающие совершить акт действительно те лица, за кого они себя выдают. В удостоверение этого выдавали нотариусу «подписку». При невозможности удостовериться в «самоличности» обратившихся таким путем, нотариус мог требовать представление паспорта, свидетельства полиции или начальства, аттестата о службе.
Но каким бы способом нотариус ни удостоверялся в «самоличности» сторон, он был обязан в точности обозначить это в самом акте и только тогда он мог быть освобожден от ответственности, если впоследствии открывался подлог.
Кроме удостоверения личности участвующих в совершении акта, нотариус должен был удостовериться в том, что они сами и те, от имени и на имя кого следовало совершать акт, имели «законную правоспособность». Необходимо было, чтобы данное лицо, как физическое, так и юридическое, обладало определенными правами свободно приобретать всякого рода имущество. Сделки, которые совершались лицом неправоспособным, закон объявлял недействительными, не имеющими никакой силы, а следовательно, не создающими никаких прав и обязанностей. Следствием этого является то, что ценность, переданная неправоспособной стороне, могла быть потеряна навсегда. Такое положение вещей, создаваемое условиями социальной жизни, обязывало каждого вступающего в договорные отношения удостовериться в правоспособности контрагента. С этой целью каждому представлялось право или самому удостовериться в правоспособности того, с кем он намерен вступить в договор, неся всю полноту ответственности самостоятельно в случае ошибки, или же, ограждая себя, перенести ответственность на нотариуса как представителя общественной власти. Не будь этой ответственности, участие общественной власти в совершении имущественных сделок во многих случаях не имело бы никакого смысла.
Под правоспособностью закон подразумевал и правоспособность, и дееспособность, т.е. как способность обладать правами и приобретать их, так и свободу самостоятельно и независимо от кого бы то ни было распоряжаться всем принадлежащим данному лицу имуществом и самому совершать разного рода сделки. В силу этого сделка, совершенная недееспособным, также не действительна, как и сделка, совершенная неправоспособным.
В тех случаях, когда лицо делало какое-либо распоряжение имуществом, принадлежащем другому, нотариус должен был установить пределы его прав и полномочия на такое распоряжение: поверенный должен был представить выданную ему доверенность, опекун – удостоверение надлежащего опекунского учреждения.
Определяя право и дееспособность, нотариус мог потребовать предоставления ему метрического свидетельства для удостоверения возраста, паспорта или других документов, мог взять письменное удостоверение известных ему лиц, взять подписку от самого совершающего акт. При этом закон не стеснял его действий. Нотариус должен был свериться с имеющимися у него списками лиц неправоспособных и на основании всех предоставленных ему данных прийти к тому или иному выводу.
Также нотариус должен был установить, что подлежащий совершению или засвидетельствованию акт не противоречит закону. Это обязывало нотариуса быть крайне внимательным к самому содержанию договора и, если последний окажется запрещенным законом или цель сделки противоречит закону, отказать в совершении, предоставить сторонам такой сделки возможность обжаловать его действия в суде. В случае признания судом отказа нотариуса неправильным нотариус снимал с себя всякую ответственность за совершение незаконного договора, если он таковым оказывался впоследствии.
Установив «самоличность» и правоспособность лиц, совершающих акт, а также законность сделки, нотариус приступал к совершению акта. Прежде всего составлялся и излагался в письменной форме проект акта, затем в присутствии двух или трех свидетелей проект прочитывался сторонам. В тех случаях, когда стороны не хотели оглашать совершаемый ими акт, они могли прочесть его и без свидетелей, но затем объявить последним, что он ими прочитан, о чем также делалась отметка в акте.
После внесения акта в книгу и подписания его всеми участвующими в его совершении нотариус выдавал сторонам выписку акта.
Кроме нотариальных актов, нотариус свидетельствовал явочные акты. Явочные акты отличались от нотариальных тем, что они составлялись без участия нотариуса самими договаривающимися и по написании их на соответствующей актовой бумаге представлялись обеими сторонами. Порядок засвидетельствования явочного акта заключается в проверке нотариусом законности акта, самоличности и правоспособности предъявляющих акт и опросе предъявляющих акт, добровольно ли они его совершают и действительно ли ими лично подписан или по их поручению. При этом присутствие свидетелей не требовалось.
Хотя нотариусы и считались состоящими на государственной службе, содержания от государства они не получали. Их труд оплачивался особым сбором, который они взимали с обращающихся к ним лиц за каждое нотариальное действие. Кроме сборов в свою пользу, нотариусом взимались и другие виды сборов с совершаемых актов. Одни из них шли в пользу казны, другие в пользу места совершения акта.
Таким образом, без затратный со стороны государства и им контролируемый институт нотариата позволял в России без создания соответствующих структур обеспечивать охрану и защиту имущественных прав граждан: как на стадии заключения, так и на стадии исполнения имущественных сделок, способствовал укреплению частной собственности, а также сделал процесс возникновения и прекращения имущественных прав и обязанностей контролируемым и предсказуемым. Институт нотариата позволил придать имущественным отношениям стабильный и бесконфликтный характер, позволил государству контролировать выполнение гражданами обязанностей по уплате налогов, а также иметь в лице нотариуса постоянный и гарантированный источник пополнения казны.
В дальнейшем институт нотариата в России практически не изменялся. В советский период он на первых порах практически отсутствовал. Законом СССР о государственном нотариате от 19.07.73 г. предметно регулируется организация и деятельность государственного нотариата. На нотариальные конторы возлагалось:
- удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей),
- принятие мер к охране наследственного имущества,
- выдача свидетельств о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов,
- наложение запрета отчуждения жилого дома,
- свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой,
- удостоверение факта нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с изображенным на фотографической карточке лицом, время предъявления документа,
- обеспечение доказательств, если дело не возбуждено в суде,
- совершение исполнительных надписей, морских протестов, протестов векселей,
- передача заявления гражданина и организаций другим гражданам или организациям,
- принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг,
- предъявлять чеки к платежу и удостоверение их неуплаты,
- принятие документов на их хранение.
С переходом России к рыночным отношениям стало ясно, что государственный нотариат к работе в новых экономических условиях явно не приспособлен. Логика социального развития России с неизбежностью привела к возрождению системы свободного нотариата. С 11 февраля 1993 года вступили в силу Основы законодательства о нотариате, на территории Российской Федерации допускается и поощряется частная нотариальная практика. В результате только в 1998 г. в России работало 15 тыс. нотариусов в государственных нотариальных конторах и резко возросло число нотариусов, занимающихся частной практикой. В Пермской области на 23.03.98 г. работало 15 государственных нотариусов и 210 нотариусов, занимающихся частной практикой.
В процессе нотариальной реформы началось поэтапное упразднение государственных контор и наделение нотариальными полномочиями частных лиц-нотариусов. В данном конкретном случае законодатель пошел на подобную реорганизацию для наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов гражданского оборота в оперативном, но соответствующем требованиям закона оформлении их имущественных прав. Выбор организационной формы реализации указанной функции остается за государством, не исключая вероятности возврата к прежнему государственному нотариату. Вместе с тем, в этой сфере деятельности имеются плюсы и минусы, а также много проблем. По мнению Председателя Федеральной нотариальной палаты РФ Е. Клячина к позитивным переменам можно отнести: участие нотариата в законодательном процессе (вопросы наследования, отчуждения недвижимого имущества, ипотека, государственная пошлина и др.), активное участие в просветительской работе, повышении своего имиджа и др.53
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы