§ 3. Судебные инстанции
В судебной системе понятие «инстанция» имеет существенные особенности. Инстанционная взаимосвязь судов предполагает соблюдение принципа независимости судей и подчинения их только закону, отсутствие служебной субординации и командования судами и судьями со стороны вышестоящих судов и их должностных лиц.
Указания судов кассационной и надзорной инстанции обязательны для исполнения нижестоящими судами, прокурором и органами предварительного расследования. Однако, закон четко отграничивает пределы полномочий судов, рассматривающих дела в кассационном и надзорном порядке, оберегая независимость судей, их внутреннее убеждение, сложившиеся в процессе непосредственного исследования доказательств в суде 1-й инстанции. Так, суд кассационной инстанции вправе указать, какие ошибки были допущены при рассмотрении дела в суде 1-й инстанции или при производстве предварительного расследования, какие вопросы надлежит выяснить при новом рассмотрении дела или расследовании, но не вправе предрешать выводы суда, а также прокурора, следователя о применении материального закона, достоинствах и недостатках доказательств, мере наказания.
Кардинальной задачей инстанционности в рассмотрении дел является достижение оптимального, справедливого результата по каждому конкретному делу, законность, обоснованность, несомненность окончательного судебного решения.
Основное назначение инстанционности – это обеспечение законности, устранение допущенных нарушений закона, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.
В законодательстве о судоустройстве непосредственно не раскрывается понятие судебных инстанций . Это, однако, не дает оснований для вывода о том, что инстанция –понятие процессуальное, а не судоустройственное. Законодательные акты о судоустройстве определяют состав и структуру судов, их полномочия и инстанционные связи и взаимоотношения. Естественно, при изучении этого курса возникают вопросы: каким образом возникает кассационное производство, кто и как осуществляет его, каковы полномочия суда кассационной инстанции и т.п. В этой связи следует первоначально определиться с понятиями судов всех трех инстанций.
В разделе 1Х, главе 43 , 45 и разделе ХVI УПК РФ регламентирует деятельность судов различных инстанций, само понятие дается в ст. 5 УПК РФ:
Суд первой инстанции - это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу.
Суд второй инстанции – суды апелляционной и кассационной инстанций.
Апелляционная инстанция – это суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на приговоры и постановления мирового судьи, не вступившие в законную силу.
Кассационная инстанция – это суд, рассматривающий в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на приговоры и определения суда 1-й инстанции и постановления судьи, не вступившие в законную силу;
Надзорная инстанция – это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
Параметрами, по которым необходимо определять каждую инстанцию как суд, осуществляющий правосудие, является:
процессуальный порядок возникновения дела в данной инстанции (по жалобам, протестам и др.);
процессуальный порядок рассмотрения дела (кассационный порядок, надзорный порядок);
предмет рассмотрения в той или иной инстанции.
Таким образом, из сказанного можно сделать следующие выводы:
Судебная инстанция – это суд, государственный орган, осуществляющий правосудие;
Каждую инстанцию можно определить по следующим наиболее существенным признакам:
- по предмету рассмотрения и, следовательно, по конкретным задачам;
- по поводам и основаниям рассмотрения дела в той или иной инстанции;
- по составу судей, входящих в суд той или иной инстанции;
- по процессуальному порядку проведения дел в судебной инстанции, в том числе степени участия в процессе различных субъектов;
- по итоговым актам рассмотрения дела.
В этой связи следует дать более подробную характеристику судов различных инстанций.
Так, суд 1-й инстанции характеризуется следующими положениями:
он правомочен рассматривать гражданские или уголовные дела либо дела об административных правонарушениях. Конкретная его задача – это законное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и вынесение законного и обоснованного решения, приговора, постановления;
по составу суда закон предусматривает четыре варианта:
а) судья единолично рассматривает и разрешает дела:
- уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести и дела частного обвинения;
- с согласия обвиняемого дела о преступлениях средней тяжести;
- несложные гражданские дела и дела с невысокой ценой иска (ст.113 ГПК РФ);
- процессуальные вопросы, разрешаемые в стадии исполнения приговора (ст. 397 УПК РФ);
- дела об административных правонарушениях (ст.22.1, гл.29 и 30 КоАП РФ).
б) дела могут рассматриваться коллегией в составе трех профессиональных судей. Это возможно в судах субъектов Российской федерации (третьего звена) и в Верховном Суде РФ, причем только с согласия обвиняемого;
в) уголовные дела в суде присяжных (судах третьего звена): судья –профессионал и 12 присяжных заседателей.
3) особенности порядка возбуждения дела и принятия его судом к своему производству:
- уголовное дело возбуждается самим судом по делам частного обвинения (ст. 318 УПК РФ), хотя январский Пленум Верховного Суда РФ 2000 года не рекомендует это делать;
- уголовное дело поступает в суд после предварительного расследования, проведенного органами предварительного следствия или дознания, с обвинительным заключением, утвержденным прокурором;
- судья принимает заявление по гражданскому делу и выполняет процессуальные действия по подготовке судебного разбирательства (ст.129,141 ГПК РФ);
- основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении является протокол, составленный общественной организацией или органом общественной самодеятельности (ст.28.2 КоАП РФ);
4) суд 1-й инстанции рассматривает дело по существу, то есть:
- с участием сторон, которые наделены широкими правами по заявлению ходатайств, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств;
- суд в судебном заседании непосредственно исследует доказательства: допрашивает подсудимых, потерпевших, свидетелей; заслушивает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т.д.;
- процедура и последовательность судебного разбирательства, порядок получения, проверка и оценка доказательств, и т.д. подробнейшим образом регламентируются процессуальным законом;
- суд разрешает судебное дело, применяя соответствующую норму материального закона и облекает свое решение в следующие акты правосудия: решение - по гражданскому делу; приговор - по уголовному делу; постановление - по делу об административном правонарушении.
Дело может быть также прекращено в суде (например, в следствие примирения сторон по делам частного обвинения) или направлено на дополнительное расследование. В этих случаях выносится определение (коллегиальное решение) или постановление судьи.
Суд кассационной (второй) инстанции характеризуется:
1. Предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции является приговор (решение) суда, а также некоторые определения и постановления, не вступившие в законную силу, в том числе и апелляционной инстанции.
Задача кассационного производства, а следовательно, и суда кассационной инстанции - проверить законность и обоснованность приговора (решения) и в случае выявления нарушений, допущенных судом 1-й инстанции, а по уголовным делам - допущенных также в процессе предварительного расследования, принять предусмотренные законом меры к устранению этих нарушений (отмена приговора, возвращение дела на повторное рассмотрение в суд 1-й инстанции, изменение приговора).
2. В качестве кассационной инстанции действует всегда вышестоящий суд в составе 3-х членов суда.
3. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в деле, либо представления прокурора. Срок принесения кассационной жалобы и протеста по уголовным и по гражданским делам – 10 суток (ст. 356 УПК, ст. 284 ГПК).
4. Своеобразие процессуального порядка в суде кассационной инстанции состоит в том, что суд использует письменные материалы дела и не проводит непосредственного исследования доказательств, то есть не допрашивает подсудимого, потерпевшего и т.д. По общему правилу в заседании суда участвует более узкий круг субъектов процесса. Решение суда оформляется определением.
В кассационном порядке могут быть обжалованы все решения и приговоры судов общей юрисдикции.
Суд надзорной инстанции имеет следующие особенности:
1. Предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции являются приговоры, решения, определения и постановления судов, вступивших в законную силу. Таким образом, суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность не только решений судов 1-й инстанции, но и определения кассационной инстанции, постановления и определения нижестоящих надзорных инстанций.
Надзорная инстанция призвана также применять соответствующие процессуальные действия по устранению нарушений, допущенных в предыдущих стадиях процесса, в том числе и в досудебных.
2. Закон предусматривает два варианта состава суда надзорной инстанции. Если дело в порядке надзора рассматривается в президиумах судов субъектов Российской Федерации, то президиум полномочен при наличии большинства его членов. Если в качестве надзорной инстанции действует одна из коллегий Верховного Суда РФ, дело рассматривается тремя членами суда.
3. Надзорное производство в суде надзорной инстанции возникает по жалобе или представлению строго указанных в законе лиц. По общему правилу принесение жалобы или представления в порядке надзора не ограничивается сроками.
4. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции сходен с порядком кассационной инстанции, а именно: дело проверяется по письменным материалам; судебного следствия не проводится; в заседании суда участвует ограниченный круг субъектов. В то же время суд надзорной инстанции может признать необходимым участие осужденного, оправданного, потерпевшего, защитника и других лиц. Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным.
Таким образом, в заключении следует выделить следующие инстанционные функции судов:
Мировые судьи - рассматривают и разрешают дела, отнесенные законом к их компетенции, в качестве суда 1-й инстанции.
Районные (городские, межмуниципальные) суды - рассматривают и разрешают дела, отнесенные законом к их компетенции, в качестве суда :
а) первой инстанции,
б) апелляционной инстанции – по решениям и приговорам, постановлениям мировых судей, не вступивших в законную силу;
Судебные коллегии судов субъектов РФ - рассматривают и разрешают дела, отнесенные законом к их компетенции, в качестве суда:
а) первой инстанции;
б) кассационной инстанции – по решениям и приговорам, определениям и постановлениям районного и приравненного к нему судов, не вступивших в законную силу, в том числе и принятые в апелляционной инстанции;
в) надзорной инстанции - на решения, приговоры и постановления мировых судей, вступивших в законную силу.
Президиум суда субъекта РФ - рассматривает и разрешает дела в качестве суда:
а) кассационной инстанции на решения, приговоры, постановления и определения, вынесенные судебными коллегиями и не вступившие в законную силу;
б) надзорной инстанции – по решениям, приговорам, определениям и постановлениям районных (и приравненных к ним) судов, вступивших в законную силу.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ (военная коллегия, коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам) - рассматривают и разрешают дела, отнесенные законом к их компетенции, в качестве суда:
а) первой инстанции;
б) кассационной инстанции - по решениям, приговорам, определениям и постановлениям, принятым судебными коллегиями судов субъектов РФ и не вступившие в законную силу;
в) надзорной инстанции – рассматривают постановления президиумов судов субъектов РФ и решения, приговоры, определения, постановления судебных коллегий судов субъектов РФ, вступившие в законную силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ – рассматривает дела в качестве кассационной инстанции по решениям, приговорам, определениям и постановлениям судебных коллегий Верховного Суда РФ, не вступившие в законную силу.
Президиум Верховного Суда РФ - проверяет:
а) приговоры и решения судебных коллегий Верховного суда, вступившие в законную силу;
б) кассационные определения судебных коллегий и кассационной коллегии, вступивших в законную силу;
в) проверяет надзорные определения своих судебных коллегий.
Схематично движение дела в судах можно выразить:
Рассмотрение дела в суде первой инстанции
Пересмотр дела в суде 2-й инстанции, т.е. в
кассационном порядке, на не вступившие в
силу решения, приговоры, определения и
постановления
Пересмотр дела в суде 3-й инстанции, т.е. в
надзорном порядке, на вступившие в силу
приговоры, решения, определения и постановления.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы