logo
Правоохранительные органы учебник

§ 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 п. 3 федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении высшей квалификационной коллегии судей. В состав Верховного Суда РФ входят: председатель суда, его заместители и члены суда-судьи, а также присяжные заседатели (см.: ст. 8 федерального Конституционного закона «О судебной системе в РФ»). По закону «О статусе судей» срок полномочий профессиональных судей не ограничивается. Что касается присяжных заседателей, то они участвуют один раз по конкретному делу в год.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 и не старше 65 лет, средний возраст судей верховного Суда РФ на начало 2005 г. составлял – 55 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям, сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию высшей квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые назначаемый на должность, приносит присягу. Это делается в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед государственным флагом Российской Федерации. Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они не зависимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Верховного Суда РФ: 1. Пленум, 2. Президиум, четыре судебных коллегии: военная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, кассационная коллегия; Судебный Департамент и ряд вспомогательных подразделений.

Большая часть судебной деятельности приходится на долю судебных коллегий. Состав их определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа членов суда, назначенных в установленном законом порядке. Непосредственное руководство судебной коллегией осуществляет ее председатель, который одновременно является и заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Три (Военная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам) судебных коллегии осуществляют рассмотрение дел по всем трем инстанциям и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная коллегия лишь в порядке кассации по приговорам и иным решениям первых трех коллегий Верховного Суда РФ, не вступившим в силу. Особый порядок установлен для рассмотрения дел по 1-й инстанции Военной коллегией.

Уголовные дела по 1-й инстанции в Верховном суде РФ рассматриваются в составе председательствующего (члена суда). А при наличии согласия подсудимого – в составе 3-х членов суда. Закон не исключает рассмотрение их в этом суде коллегией, состоящей из судьи профессионала (члена суда) и присяжных заседателей. Гражданские дела могут рассматриваться судьей единолично.

Судебные коллегии в кассационном порядке рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на приговоры и иные решения судов 3-го звена (в субъектах Федерации), не вступившие в законную силу, как правило, в составе трех судей-профессионалов (членов судебной коллегии). Приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в судах 3-го звена – рассматриваются тремя членами коллегии по уголовным делам. Вынесенные при этом кассационные определения могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке судебные коллегии рассматривают дела по представлениям и жалобам участников уголовного судопроизводства на вступившие в законную силу приговоры и иные судебные решения всех ниже- стоящих судов.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии Верховного Суда РФ периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в нижестоящие суды для использования их на семинарских занятиях судьями и в целях совершенствования судебной практики.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя суда, его заместителей, председателя военной коллегии, генерального директора Судебного Департамента и наиболее опытных судей-членов суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении высшей квалификационной коллегии судей. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц. Он принимает решение, если в заседании участвует большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно.

Президиум также рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата суда, Судебного Департамента, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства. На его заседаниях обсуждаются вопросы о деятельности судебных коллегий по оказанию практической помощи судам 3-го звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров и решений, определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судебной работы.

В заседании Пленума Верховного Суда РФ принимают обязательное участие Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда и Министр юстиции РФ.

Полномочия Пленума ВС РФ:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей судов 3-го звена о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ научно-консультативный совет;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, а также о толковании законов;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий о их деятельности;

6) осуществляет другие полномочия, представленные ему законодательством.

Пленум созывается не реже одного раза в 4 месяца. О времени созыва и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный Прокурор и Министр юстиции, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ уведомляются не позднее, чем за 30 дней до заседания. Проекты постановлений раздаются всем членам Пленума не позднее, чем за 10 дней до заседания. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее 2/3 его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановление подписывается Председателем и секретарем.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным Прокурором или Министром юстиции, - заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. По окончанию рассмотрения Генеральный Прокурор РФ дает заключение. В обсуждении этих вопросов участвуют и члены научно-консультативного совета и лица, приглашенные на заседание Пленума.

Основная функция Пленума – это дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания законов государства. Они содержат весьма важные, принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и являются обязательными для всех судов России, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Российской Федерации. Он анализирует допускаемые при осуществлении правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, а также координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни общества.

В последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин:

- Верховный Суд РФ стал высшим судом полностью суверенного государства;

- принята новая Конституция РФ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений;

- идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно;

- судебная практика с трудом успевает усваивать законодательные новеллы и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов. Этим в основном и можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РФ.

Значение и роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Их цель – не только обратить внимание судов на необходимость правильного толкования законов, но и обязать разрешать дела в точном соответствии с действующим федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права.

По мнению В. Демидова, секретаря Верховного Суда РФ, - содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения, основанные на требованиях закона, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на всей территории Российской Федерации и помогают избежать судебных ошибок.

До принятия Пленумом постановлений с разъяснениями по конкретной категории дел проводится большая работа по изучению данных судебной статистики и сбору необходимых материалов как непосредственно в Верховном Суде РФ, так и в нижестоящих судах с выездом на места судей Верховного Суда РФ. Наряду с этим запрашиваются справки по результатам обобщения судебной практики из Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов. При этом акцентируется внимание на возникающих у судов вопросах по применению законодательства и на ошибках, допускаемых при разрешении конкретной категории дел.

Полученные материалы обобщаются и с привлечением специалистов соответствующих министерств и ведомств, а также ученых - правоведов разрабатывается первоначальный вариант проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ с разъяснениями по наиболее важным вопросам, от решения которых зависит качество осуществления правосудия по той или иной категории судебных дел. Данный проект рассылается в нижестоящие суды для получения отзывов на него. Кроме того, тот же проект постановления обсуждается в судебных коллегиях Верховного Суда РФ, а также на заседаниях Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, после чего он дорабатывается с учетом поступивших поправок.

В процессе этой работы приходится часто уточнять содержание разъяснений, что, в свою очередь, приводит к необходимости подготовки новых вариантов проекта. Затем он выносится на Пленум, где заслушиваются и обсуждаются позиции практических работников и ученых по каждому пункту проекта постановления. На этом же заседании Пленума образуется редакционная комиссия из числа его членов и иных участников обсуждения, которая дорабатывает проект с учетом высказанных предложений и замечаний и выносит его на Пленум для голосования.

Принятию этого документа предшествуют выступления Министра юстиции РФ, Генерального прокурора РФ и членов Пленума по существу доработанного проекта постановления и лишь после этого он принимается путем голосования, причем по каждому его пункту. Все это свидетельствует о том, что разъяснения Пленума, выраженные в его постановлениях, обязательны для нижестоящих судов при разрешении конкретных категорий дел.

Следует подчеркнуть, что, хотя отдельные положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ имеют характер не разъяснений, а рекомендаций соответствующим судам (например, усилить надзор за правильным применением законодательства и т.п.), такого рода рекомендации также обязательны для судов, поскольку в соответствии со ст. 126 Конституции РФ на Верховный Суд РФ возложена обязанность по осуществлению судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции.

Таким образом, можно констатировать, что содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений.