§ 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
Законодатель возлагает на Министерство юстиции Российской Федерации важные и ответственные задачи по организационно-правовому обеспечению судебной реформы, обеспечению необходимых условий функционирования подчиненных подструктур и др. Выполнение этих задач осуществляется по ряду направлений:
1. МЮ РФ осуществляет разработку и вносит в органы государственной власти предложения по вопросам организации судебной системы. На основе национально-государственного устройства и административно - территориального деления страны, исходя из численности населения тех или иных территориальных структур, демографических тенденций, хозяйственного и культурного развития, состояния законности и законопослушания граждан и в конечном счете объема работы, МЮ РФ устанавливает наиболее целесообразную дислокацию судов и их штаты по согласованию с Судебным департаментом.
Указанные факторы, а также дополнительные обстоятельства, обусловленные структурой, например, Вооруженных Сил РФ, спецификой деятельности, учитываются при организации судов и др. Разрешение указанных вопросов осуществляется по представлению представителей соответствующих судов и Судебного департамента;
2. Обеспечение и координация работы по практической реализации судебной реформы - сложная и многосторонняя функция МЮ РФ. Она осуществляется посредством участия органов юстиции в нормотворческой деятельности: разработке проектов законодательных и других нормативных актов, относящихся к судоустройству и судопроизводству, проведении экспертиз законов, направляемых Президенту РФ для подписания, подготовке проектов актов, вносимых Правительством РФ в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу и т.д. С предложениями по вопросам совершенствования организации и деятельности судов МЮ РФ может обращаться в высшие судебные органы в целях их обсуждения на заседаниях пленумов этих судов и принятия руководящих постановлений;
3. Органы МЮ РФ проводят значительную работу по кадровому обеспечению судов. Во взаимодействии с председателями судов и квалификационными коллегиями судей они осуществляют подбор и подготовку кандидатов на должность судей. Органы юстиции поддерживают также связь в решении этой задачи с юридическими учебными заведениями, Судебным департаментом и правоохранительными органами. Помимо того, что кандидаты имеют высшее юридическое образование или завершают учебу в высшем учебном заведении, работники органов юстиции проводят с ними собеседования, организуют их встречи с судьями и т.п.
МЮ РФ и его органы обеспечивают надлежащее функционирование экзаменационных комиссий по проверке правовых знаний у кандидатов, впервые претендующих на должность судьи. Такие экзаменационные комиссии создаются по представлению руководителя соответствующего органа юстиции и состоят при данном территориальном органе юстиции. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается квалификационной коллегией судей. Для участия в ее работе приглашаются практические работники судов и других правоохранительных органов, преподаватели ВУЗов.
Кандидат на должность судьи должен успешно сдать экзамен, результат которого действителен в течение трех лет с момента его сдачи и при назначении кандидата судьей - на протяжении всего времени его работы на этой должности (ст. 53 Закона «О статусе судей РФ» и ст. 12 Положения о квалификационных коллегиях судей).
В соответствии с п.3 ст. 6 закона « О статусе судей в РФ» судьи федеральных судов определенного уровня назначаются Президентом РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Механизм истребования и получения такого мнения комиссией по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов Совета по кадровой политике при Президенте РФ не разработан нормативным актом. В большинстве случаев это мнение принимается на сессии законодательного собрания субъекта РФ. Необходимые документы (материалы) о кандидате представляет территориальный орган юстиции с подразделением Судебного департамента.
На органы юстиции и председателей судов возлагается обязанность организации переподготовки и повышения квалификации судей, судебных приставов, секретарей судебных заседаний и других работников аппаратов судов и МЮ РФ. Эта работа осуществляется посредством проведения лекций и практических занятий, совещаний по обмену опытом, прохождения стажировки в вышестоящих судах, учебы в Российской правовой академии, учебы на курсах повышения квалификации и др.
Министр юстиции РФ уполномочен: вносить представления в высшую квалификационную коллегию судей о пересмотре решений квалификационной коллегии судей, отказавших в прекращении полномочий судьи (ст. 13 п. «в» Положения о квалификационных коллегиях судей).
Вся деятельность МЮ РФ проводится в постоянном контакте с различными формированиями: судейского сообщества и председателями судов;
4. Вопросы организационного и ресурсного обеспечения деятельности судов совместно с Судебным департаментом. Здесь большую роль играют органы юстиции в изучении и обобщении судебной практики и судебной статистики. Органы юстиции участвуют в разработке направлений и методов аналитической работы судов, в обеспечении оптимального планирования обобщения практики судами, даче им соответствующих методических рекомендаций, в обсуждении результатов обобщения.
Министерство юстиции и его органы обеспечивают создание надлежащих материально-технических условий работы судов и своих органов и учреждений. На повышение роли органов юстиции в осуществлении правовой реформы направлен Указ Президента РФ от 02.05.96 г. №642 «О мерах по развитию органов юстиции РФ» (см.: РГ.1996 г. 14 мая). Этим указом на МЮ РФ возложена юридическая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ. Он же контролирует соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.
МЮ РФ вменено в обязанность осуществление государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Расширены права МЮ РФ. Контролируя соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям, Минюст в праве запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений. Он имеет право, в необходимых случаях, привлекать к осуществлению контроля сотрудников органов исполнительной власти.
Министр юстиции наделен правом внесения Президенту РФ и Правительству РФ представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции РФ, федеральных законов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Минюсту предписано подготовить и представить Президенту РФ проекты федерального закона об органах и учреждениях юстиции и федерального закона о внесении изменений и дополнений в УПК, предусматривающего возможность наделения органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, оскорблении членов суда, а также о неисполнении судебного решения.
Совершенствуется в настоящее время практика обеспечения работников юстиции: материально-технического, финансового и социального. МЮ РФ в настоящее время разрабатывает концепцию формирования органов юстиции, а также предложения об укреплении системы судебно-экспертных и иных учреждений юстиции и совершенствовании финансового и материально-технического обеспечения их деятельности и др.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы